страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Классный час «Язык моей малой Родины» - страница №1/1
![]() Единый классный час «Язык моей малой Родины» «Зырянский язык … сладкозвучен, богат, живописен. Какая красота! Какая живопись! Какая музыка!» Н. Надеждин Цели:
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны:
Оборудование: исторический, географический атлас Коми. Основные понятия: топонимика. Предварительная подготовка: единый классный час готовили учащиеся 10 класса «СОШ №44» - заранее были приглашены представители группы «Коми Котыр», вместе с нашей землячкой – Хозяиновой Раисой Яковлевной . ![]() Готовы к встрече дорогих гостей ![]() План проведения классного часа
Ход классного часа
Коми язык относится к финно-угорской семье и вместе с удмуртским языком составляет её пермскую ветвь. Пермские языки близки друг другу по лексическому и грамматическому строю, поскольку предки пермских народов в далёком прошлом говорили на общем языке, состоящем из родственных диалектов. С IV – VI в.в. н. э. на базе северных диалектов формируется общекоми язык, и дальнейшее продвижение части коми-этноса на Север, на территорию современной РК, привело к постепенному формированию своей культуры и собственно коми – зырянского языка. Относительно происхождения самоназвания коми наиболее убедительной является гипотеза, согласно которой этноним ком восходит к финно-угорскому слову со значением «человек, представитель своего рода». Современные коми - языки очень близки друг другу и образуют единое национально-языковое пространство для близкородственных народов. И в настоящее время коми язык считается наиболее изученным финно-угорским языком в России, и на основе его ведётся разработка традиционных дисциплин – грамматики, диалектологии, истории языка, лексикологии, лексикографии. Наряду с этим появляются новые отрасли – ономастика, лингвогеография, социолингвистика, стилистика и др.
Правда, слов великих Мой язык не знает Но зато он скромен – Много не болтает. Мой язык мне дорог Он красив и звучен, Бог простит мне, если С ним я не разлучен Меж сестрой и братом Речь его живая, И на нём родные Счастья мне желают Я ребёнком в молоке Слышал говор милый, - Не забудь мне это До своей могилы. Я люблю всем сердцем Свой язык чудесный, И на нём я первый Пел негромко песни. Но другие громче Запоют за мною – И услышат Коми Близкое, родное.
Ребята с интересом слушают выступающего.
«Лексический состав коми языка в историческом аспекте» Язык является бесценным источником изучения древней истории и культурной жизни народа. В словарном фонде, как в зеркале отражается историческая судьба народа, материальная и духовная жизнь, культурно-исторические связи с другими народами. Не является исключением и коми язык, который имеет богатую историю, корнями, уходящую в глубокую древность. Исторические рекомендации учёных доходят до уральского языка – основой праязыка современных финно-угорских и самодийских народов, который гипотетически существовал более 6 тысяч лет назад. В течение этого долгого периода в коми языке постепенно складывался тот лексический фонд, которым пользуются коми, говорящие на своём родном языке сегодня. В словарном составе коми языка различается исконная и заимствованная лексика. Основной словарный фонд составляет, конечно же, исконная лексика, в которой согласно периодам развития финно-угорских (уральских) языков выделяются пласты доуральской, уральской, финно-угорской, финно-пермской и собственно коми лексики. ![]()
Современная топонимика РК содержит уникальную информацию о прошлом народа, о его жизнедеятельности на территории севера, о культуре и языке. Наиболее распространённым типом коми топонимов являются определённые конструкции, состоящие из основного слова, отражающего географическую реалию, и определения, которое указывает на отличительный признак данного объекта. Например: Мича/ёль – ручей, а если перевести буквально «красивый лесной ручей»; Сьод/ю – река, буквально «чёрная река»; Вой/вож – река, буквально «северный приток». Как правило, при возникновении сельского поселения, которое было чаще однородным географическому объекту, присваивалось имя основателя – первопоселенца: Степан / починок – починок Степана, Миколь/шор – от имени Николай «ручей Николая», Лудиковской/туй – дорога, «дорога Лудыкова» и т. д. Яркой особенностью коми топонимии является использование в качестве топоформантов названий частей тела человека или животных для характеристики географических объектов: Например: Щелья/бож – село «нижняя часть береговой кручи», буквально «крутой берег – хвост»; Гырк/ю – река, «река с обрывистыми берегами»; Кельчи/юр – село «верхний конец пролива с плотвой, буквально «плотва – голова» и т. д. Неоднородная по своему составу топонимия является бесценным источником для изучения истории коми языка, поскольку в географических названиях сохраняются многие фонетические закономерности, утраченные в современном языке.
«Любить свою Родину - это значит знать её»
«Не любит солнечный свет, питается мышками, имеет очень ценный мех. Его мехом была оторочена шапка Мономаха». «Живёт в воде и на суше, питается корой деревьев. Строит плотины». «Пушной зверёк, два раза меняет свою окраску от серого до голубого. Питается леммингами».
Представителем организации «Коми Котыр» в посёлке Сивомаскинский является Хозяинова Раиса Яковлевна, которая рассказала ребятам, когда и с какой целью была создана «Коми Котыр». Ребятам очень понравился рассказ Х.Р.Я. и в благодарность за её выступление ими был преподнесён памятный подарок, сделанный своими руками на кружке «Очумелые ручки» - картина «Тихая заводь». ![]() Итог: Единый классный час был проведён с учащимися 5 – 11 классов в МОУ «СОШ №44». В организации мероприятия принимали участие девочки 10 класса, которые с удовольствием подбирали материал в библиотеке, чтобы присутствовавшим было не только интересно, но и полезно послушать. Особенно по душе ребятам пришлась беседа с Хозяиновой Раисой Яковлевной – представителем «Коми Котыр», организацией, которая следит за сохранением и распространением коми языка, традиций, обычаев и культуры. По окончании её выступления учащимися было задано много вопросов связанных с целью создания этой группы, с их работой, с распространением коми культуры, обычаев. |
ещё >> |