страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Классный час: «Моя семья мое богатство» - страница №1/1
![]() Цели:
Форма мероприятия: час общения. Оформление На доске написать задания для групп (незаконченные предложения):
План классного часа 1. Вступительное слово. 2. Интерактивная беседа. «Эгоизм и альтруизм» 3. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок». 4. Воспитывающие ситуации. 5. Работа в группах. Незаконченные предложения. 6. Заключительное слово 7. Подведение итогов (рефлексия) Ход классного часа 1. Вступительное слово. Классный руководитель. Сегодняшний классный час – это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор. Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться семью? (Дети отвечают: пьянство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т.п.) Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это никак не связано с материальными трудностями. 2. Интерактивная беседа. «Эгоизм и альтруизм» Классный руководитель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты? Примерные ответы детей: – Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать. – Тот, кто считает: «После меня – хоть потоп». – Эгоист считает, что он «пуп земли», а остальные – ничто. – Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам
Эгоист – это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста – «Живи для себя». Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему? Примерные ответы детей: – Дружить с эгоистом – значит стать его рабом. – Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя. – Эгоистам друзья не нужны. – Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эгоист на это не способен. – Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя. – Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят. – Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом. Классный руководитель. К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада – альтруисты. Альтруизм – это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты? Примерные ответы детей: – Альтруизм – это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других. – Это отказ от своей выгоды, самопожертвование. – Альтруисты – равнодушные люди, им ничего не надо. – Это люди с отклонениями, им все «по барабану». – Это верующие люди, монахи, старцы. – Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя. – Они все прощают, не помнят обид. Классный руководитель. В словаре Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter – другой) – Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Альтруизм – это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста гласит: «Живи для других». Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но, по крайней мере, одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это?
– Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т.п. Классный руководитель. Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно «живет для других» - то есть для нас. Они бескорыстно любят нас, и готовы на все ради нашего блага. 3. Проблемная ситуация. «Гадкий ребенок» Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок».
Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист? (Дети отвечают) Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан? Примерные ответы детей: – Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем, недосыпала ночами, кормила, лечила. – Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не нуждается в материнской заботе. – Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным. – Обязан уважать маму, беречь ее. – По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен. – Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.
– Может быть, и вырастет, только ему придется много хлебнуть. – Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит прощения у мамы. – Вырастет, просто у него переходный возраст. – Вырастет, если перестанет быть эгоистом.
На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются, и позволяют себе жизнь без правил – все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка – свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же «золотое правило», которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи… Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения? Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных в себе ребят.
Вопросы есть? Начинаем. …Итак, обычный зимний вечер. Ты уже сделал уроки, включил на полную громкость магнитофон и приготовился помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось…
№1. «Сынок, вынеси мусор!» – попросила мама. Первый ученик дает ответ («Хорошо. Сейчас вынесу») Класс поднимает руки, ученик садится №2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку – совсем глаза не видят!» Второй ученик дает ответ («Хорошо. Давай продену!») Класс поднимает руки, ученик садится №3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть» Третий ученик дает ответ («Хорошо. Поеду!») Класс поднимает руки, ученик садится №4. Мама подкинула очередную работенку: « Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам» Четвертый ученик дает ответ («Хорошо. Давай подпишу!») Класс поднимает руки, ученик садится №5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. Пятый ученик дает ответ («Хорошо. Уже иду!») Класс поднимает руки, ученик садится №6. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, милок!»- попросила бабушка Шестой ученик дает ответ («Хорошо. Иду искать!») Класс поднимает руки, ученик садится №7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. Седьмой ученик дает ответ («Хорошо. Уже выключил!») Класс поднимает руки, ученик садится Классный руководитель. Да-а-а! Будем считать, что это был прием в школу разведиков: терпение, выдержка и железные нервы. Но все прошли испытания! (Или: Кто не прошел испытания – дополнительная ситуация: так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный ответ – «мне») Ну, теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.
Предлагаю вам поработать в группах. Первая группа – составит портрет идеальных родителей. Вторая группа – создаст образ идеального ребенка. Третья группа – составит портрет идеальной семьи. Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске. Учитель показывает на доску, читает предложения для каждой группы: Идеальные родители – это … Идеальные дети – это … Идеальная семья – это … На выполнение задания дается 3 минуты.
– Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой – Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я. – Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом. – Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко. – Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни – каждый сам за себя. – Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала. |
ещё >> |