Классный час для учащихся 5 класса Цели: воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сценарий мероприятия для 2-4 классов «Космический квн» 1 117.31kb.
Классный час, проведенный в 5-а классе. Классный руководитель Антонюк И. 1 52.59kb.
Классный час 7А класс Классный Функ Валентина Андреевна. 2010 г. 1 40.58kb.
История создания военных песен 1 106.52kb.
Символика нашей России 1 40.95kb.
Ордена и медали Великой Отечественной войны 1 139.28kb.
Уроке по теме «Пространства России» 1 58.81kb.
Классный час «Старый Оскол» 1 36.18kb.
Классный час: Провели: классный руководитель 11 класса Е. А. 1 63.7kb.
Классный час для учащихся 3 классов Подлесных Е. А 1 49.34kb.
Классный час «Что мы знаем об армии?» 1 52.62kb.
Доклад «90 лет Гербу России, 20 лет Российскому Флагу и Гербу» 1 22.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Классный час для учащихся 5 класса Цели: воспитывать гражданско-патриотические чувства - страница №1/1

Символы моей России

(классный час для учащихся 5 класса)



Цели:

  • воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;

  • формировать духовно-нравственные качества личности учащихся 5 класса;

  • закрепить знания о государственной символике России как официальной, так и неофициальной.


Оборудование:

  • мультимедийный комплекс;

  • презентация на тему классного часа;

  • плакаты: герб, флаг, гимн, портрет президента.


Участники: учащиеся класса, классный руководитель, родители учащихся, приглашенные гости.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
На фоне звона колоколов ученики читают стихи: (слайд 1)
Ученик 1:

В мире есть такие государства –

Солнцем озаренные края,

С пеньем птиц,

С гудками на рассвете

Это наша Родина, друзья.


Ученик 2:

Русь…Россия! Слово-то, какое!

Но с аккордом созвучных слов

Наплывает, льется потоками

Светлой музыки вечный зов.
Учитель: (слайд 2)

Живу в России, россиянин - я!

Я это сознаю, горжусь я этим!

Россия – это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна,

Поэтому и дорожим мы ею!


А символы России - наши главные слова,

Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,

Президент, Конституция, Кремль и Москва,

Все это связано с Отчизной нашей!


- Дорогие ребята. Звучит гимн Российской Федерации! Прошу всех встать! (Звучит гимн). Прошу всех сесть.

- Наш классный час сегодня посвящен символам России как официальным, так и неофициальным. Я - учитель и гражданин РФ, а вы ученики 5 класса школы № 20 пгт. Прогресс и тоже являетесь гражданами России, и каждый из нас должен знать и почитать символы российской государственности. Ведь символы - это условные знаки, имеющие для человека или для целого народа важное значение. Символы у нас вызывают определённые представления: Париж - Эйфелеву башню, США - статуя свободы, Англия – Биг Бен. А какие символы ассоциируют нашу страну, когда мы говорим о бескрайних просторах полей, белых берёзах наших лесов? Символы нашей Родины, а что это для нас?


- Ребята, назовите символы нашей страны, которые вам известны. (Учащиеся называют известные символы)

- В начале нашей встречи для вас прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?


Гимн (слайд 3) - это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.

Гимн - это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважение к её представителям. В 6 и 11 часов утра, включая радио, в особо важных случаях, когда наши спортсмены завоёвывают призовые места - звучит гимн РФ. Гимн, который вы только что слышали, утверждён Государственной Думой в декабре 2000 г., текст утверждён президентом России В.В. Путиным 30 декабря 2000 г., слова гимна принадлежат известному писателю С. Михалкову, а музыка А. Александрову. Обратите внимание на слова гимна:
Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твоё достоянье на все времена!


- Что чувствуете после прочтения гимна? (Учащиеся высказывают свои впечатления о словах гимна)
- Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
- Следующим символом Российской государственности является герб. Что вы видите на слайде? (Описывают герб) (слайд 4)
- … (ученик) расскажет нам о гербе РФ.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в нынешней истории России.


- Третий официальный символ - это флаг (слайд 5). Флаг - это святыня, по флагу мы узнаём, какой стране принадлежит гражданин, транспорт, посольство и т.д. на слайде вы видите изображение флага и загадки о его цветах. Давайте их разгадаем.
- Флаг имеет свою особенную историю, которую вам расскажет … (ученик). (Рассказ ученика о флаге). А краткую историю вы можете увидеть на слайде (слайд 6).
История флага

Государственный флаг в России появился на рубеже XVII-XVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле "Орел", в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Известно, что "Орел" недолго плавал под новым знаменем: спустившись по Волге до Астрахани, он был сожжен восставшими крестьянами Степана Разина. Законным же "отцом" триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому "на торговых всяких судах" должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. В разных вариациях трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, когда на военном флоте утвердился Андреевский флаг.


В 1858 году Александр II утвердил рисунок "с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях". А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы "государственными цветами России".
Черно-желто-белый флаг просуществовал до 1883 года. 28 апреля 1883 года было объявлено повеление Александра III, в котором говорилось: "Чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употреблен исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов". Наконец, в 1896 году Николай II учредил Особое совещание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге.
Совещание пришло к выводу, что "флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными" и определило, что для всей империи должен "окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой".
Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал "державность", синий цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый цвет - свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России (слайд 7).
После Февральской революции Временное правительство использовало в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Советская Россия отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Яков Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг.
22 августа 1991 года чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор. Указом президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации, а в указе от 20 августа 1994 года устанавливалось, что Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где размещается Администрация президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ (вместе с флагами субъектов РФ).
В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорится: "В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа". 4 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу среди прочих законов о государственной символике проект федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации". 8 декабря 2000 года законопроект был принят Государственной Думой, 20 декабря 2000 года одобрен Советом Федерации ФС РФ, 25 декабря 2000 года его подписал Президент РФ Владимир Путин. В соответствии с законом, Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
- О всех ранее сказанных символах говорится в официальном документе нашей страны, который называется Конституцией. (слайд 8)
- Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. В голосовании (референдуме) по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 избирателей, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Конституция вступила в силу 25 декабря 1993 года, с момента ее официального опубликования. Принятие и вступление в силу Конституции 1993 года ознаменовало собой начало качественно нового этапа в истории российской государственности. Являясь основой правовой системы страны, Конституция провозглашает Президента Российской Федерации (слайд 9) главой государства и возлагает на него обязанности по защите Конституции, прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
- Мы рассказали вам только об официальных символах нашей страны: гимне, гербе, флаге, Конституции, но существуют так же и неофициальные символы, которые всегда связывают с Россией (слайд 10). А начну я с рассказа о столице нашей Родины – Москве (слайд 11).
- Москва - столица Российской Федерации, город-герой, центр Московской обл. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политический, промышленный, научный и культурный центр. Впервые упомянута в летописи под 1147 годом. С 13 в. центр княжества, в 14 в. центр Великого княжества Московского, со 2-й половины 15 в. столица единого Российского государства. С перенесением столицы России в Санкт-Петербург (1712) сохранила значение второй столицы. С 12 марта 1918 столица РСФСР, в 1922-91 — СССР, с 1991 — Российской Федерации.
-И другие символы, среди, которых Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие (слайд 12).
Кремль является символом высшего руководства России (слайд 13).
Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России (слайд 14).
Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия (слайд 15).
Матрешки –  неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть (слайд 16).
Медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа (слайд 17).
О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью (слайд 18).
Тульский самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой - веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни (слайд 19).
Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа (слайд 20).
- А последний символ особенный. Чтобы узнать, что он символизирует отгадайте ребус (слайд 21):







(СЕМЬЯ)

- Кто знает, что же в России символизирует семью? (Ответы детей)

- Когда в нашей стране празднуется день семьи? (8 июля)

- В российском календаре появился новый праздник – день семьи, любви и верности. У праздника уже есть медаль (слайд 23), которую будут вручать каждый год 8 июля. Эскиз медали придумала жена президента Светлана Владимировна Медведева (слайд 24), и очень нежный символ — ромашка (слайд 25). Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается — выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую дверь. Этот день учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Интересно, что инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.

Символично, что праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.


- О Петре и Февронии нам расскажет … (ученик).

- Петр и Феврония (слайд 26) – покровители семьи и брака. Их брак является образцом христианского супружества.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого кн. Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестива и добра девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Св. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были св. супруги в соборной церкви г. Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 г., ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.



- Я думаю, что сегодня вы многое уяснили о различных символах России. А сейчас заметьте, что вы не случайно сидите за отдельными столами, вы - три команды. В каждой команде мы выберем капитана с помощью считалочки - намёка: “Белый лебедь плывёт по синему морю и встречает красный закат”. (Выбор капитанов)
- Уважаемые капитаны и их команды, проведём небольшое соревнование, которое будет состоять из двух конкурсов. Мои помощники будут членами жюри.
I конкурс:
Раздаются конверты с разноцветными полосками. Собрать на время флаг РФ.
II конкурс:

Викторина «Что я узнал о символах РФ?»
Вопросы викторины:
1. Что относится к знакам суверенитета любого государства? (Флаг, герб, гимн)
2. Что изображено на гербе РФ? (Изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.)
3. Что представляет собой Государственный флаг России? (Прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного)
4. Что такое Государственный герб? (Герб – это эмблема государства. Герб является отличительным знаком страны.)
5. Какова его цель? (Цель герба – дать в условных символах представление о стране, ее национальных особенностях богатствах, экономическом положении)
6. Что такое гимн? (Слово “гимн” в переводе с греческого означает “торжественная песнь”. Гимны чрезвычайно разнообразны: государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя)
7. Что означают три короны, изображённые на гербе? (Символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации)
8. В какие моменты исполняется гимн? (В особо важных случаях)
9. Назовите авторов Государственного гимна России? (Слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова)
10. Кто знает, как называли нашу страну от древних времен и до наших дней? (Киевская Русь, Российская империя, Российская республика, СССР, российская федерация.)
11. Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина? (Паспорт)
12. Что символизирует всадник? (Один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества)
13. Что символизируют цвета флага? (Белый цвет - благородство, совершенство. Синий цвет - это небо, верность. Красный цвет - означает отвагу, мужество и героизм)
14. Когда в России появился первый флаг? (На рубеже XVII-XVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства.)
15. Перечислите все официальные символы РФ. (Герб, флаг, гимн, Конституция)
16. Перечислите неофициальные символы РФ. (Самовар, медведь, ромашка, Кремль, куранты, балалайка)
17. Что символизирует ромашка? (Семью, любовь и верность)
18. В честь, каких святых празднуется этот день? (Петра и Февронии)
19. В каком году день семьи отмечался впервые? ( В 2008 году)
20. Кто придумал эскиз медали, которую вручают в день семьи? (Медведева С. В.)
- На этом наше соревнование закончилось. Жюри подводит итоги. Победила команда … (Награждение команд)
- Звучит гимн РФ. Прошу всех встать. (Гимн) Прошу всех сесть.

На фоне звучания колоколов учащиеся читают стихотворения:


Ученик 1:

Одна Земля вскормила нас с тобою

И принесла нам солнечные сны.

Мы как подарок унесем с собою

Ее пригорки, пашни, валуны.

Тот ранний луч, который жадно ловим, –

Лишь малый отблеск праздничной красы

Лесов, колосьев золотоголовых,

Родных садов и луговой росы.
Ученик 2:

Люблю тебя, мой край родной,

За ленту речки голубой,

За темный и красивый лес,

Люблю за синеву небес,

И за сережки на березе,

И за бушующие грозы,

И за калины красный цвет



Родной мой край, дороже нет.

- В заключение мне хотелось бы отметить, что символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас. На этом наш классный час закончен. Всем спасибо.




Женщины, как дети, любят говорить «нет». Мужчины, как дети, принимают это всерьез. Янина Ипохорская
ещё >>