Классный час День славянской письменности (1- 4 класс) Учитель начальных классов Ковалец Светлана Валерьевна 2013 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час в 4 классе "День славянской письменности" учитель начальных... 1 61.49kb.
Классный час «день славянской письменности» 1 132.08kb.
«Число и цифра 7» 1 87.9kb.
Классный час Прощание с азбукой (проводится совместно с родителями) 1 125.44kb.
2013 год 1150 лет Дню славянской письменности и культуры 1 97.5kb.
Классный час «Тест для будущих мужчин» 22. 02. 2013 7 класс Половникова Л. 1 28.18kb.
Классный час «По лесным тропинкам» 1 47.52kb.
Урок «Праздник славянской письменности и культуры» 1 91.49kb.
Сценарий "День славянской письменности" 1 44.73kb.
План основных праздничных мероприятий, посвященных Дням славянской... 1 94.06kb.
Учитель начальных классов Быстрова Светлана Владимировна 2012 – 2013... 1 103.52kb.
Совет общественной организации «союз краеведов санкт-петербурга» 1 12.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Классный час День славянской письменности (1- 4 класс) Учитель начальных классов - страница №1/1



МАОУ «Кармацкая СОШ»

Классный час

День славянской письменности»

(1- 4 класс)

Учитель начальных классов

Ковалец Светлана Валерьевна

2013



День

славянской письменности

(День святых Кирилла и Мефодия)

Цель: Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности.

Ведущий 1

24 мая Церковь празднует день памяти славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» и учащихся.

Ведущий 2

С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры. Но это не только сегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.

Учитель

С детства мы привыкли с буквами нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся различать сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы?



Как возник у каждого народа его родной язык.

Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку, перевели на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы. Но до наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках. В обеих для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были введены специальные знаки, а не сочетания двух или трех основных, как практиковалось в алфавитах западноевропейских народов. Глаголица и кириллица почти совпадают по буквам. Порядок букв тоже практически один и тот же.

Как и в самом первом подобном алфавите - финикийском, а потом и в греческом, славянским буквам тоже дали имена. И они одинаковы в глаголице и кириллице. Первая буква А называлась аз, что означало "я", вторая Б - буки. Корень слова буки восходит к индоевропейскому, от которого происходит и название дерева "бук", и "book" - книга (по-английски), и русское слово "буква". (А может быть, в какие-то далекие времена дерево бука использовалось для нанесения "черт и резов" или, быть может, в дославянские времена была какая-то письменность со своими "буквами"?) По первым двум буквам алфавита составилось, как известно, название - "азбука". Буквально это - то же самое, что греческое "альфабета", то есть "алфавит".

Третья буква В - веди (от "ведать", "знать"). Похоже, автор выбирал названия для букв в азбуке со смыслом: если прочесть подряд первые три буквы "аз-буки-веди", получается: "я буквы знаю". Читать азбуку подобным образом можно и дальше. В обеих азбуках за буквами были закреплены и цифровые значения.

Однако буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. Буквы кириллицы - геометрически просты и удобны для письма. 24 буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма. К ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи. Добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки.

Для русского языка использовалась именно кириллица, многажды преображенная и теперь устоявшаяся в соответствии с требованиями нашего времени.

Ведущий 2

У славянской письменности удивительное происхождение, благодаря доставшимся нам от предков летописям, жителям святых и другим повествовательным и археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописание.

Ведущий 1: Среди древнейших памятников письменности особое место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты святых Кирилла и Мефодия.
Ведущий 2: Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.(Слайд)

Славянские апостолы Кирилл и Мефодий с учениками.

Фреска монастыря "Святой Наум", находящегося у Охридского озера на Балканах.

Ведущий 1

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий. (Слайд)
Памятник в Киеве:

слева Андрей Первозванный, в центре Княгиня Ольга, справа Кирилл и Мефодий

Ведущий 2

Кирилл был молод, но в науках сведущ, за что и прозвали его "философ". Именно Кирилл и создал первую славянскую азбуку. Мефодий во всем помогал ему. А время спустя при неясных обстоятельствах Кирилл умер.

День его гибели - 24 мая - стали отмечать как день памяти великих братьев-просветителей, День славянской письменности и культуры. Образ Кирилла использовал Милорад Павич в первом гипертекстовом романе "Хазарский словарь".

Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица. (Слайд)

Кирилл и Мефодий были родные братья, происходили от солунского вельможи.

Кирилл (до монашества Константин) воспитывался при константинопольском дворе, вместе с малолетним императором Михаилом III (855-867); у знаменитого Фотия он учился словесным наукам и логике, потом слушал философские и математические науки, а когда, наконец, вступил в духовное звание, был библиотекарем и исправлял должность учителя философии. (Слайд)


Кирилл.

Фрагмент памятника Кириллу и Мефодию в Мурманске

Ведущий 2: Мефодий, после домашнего воспитания, поступил в военную службу и несколько лет был правителем в одно слвяно-греческой области, а потом оставил свет, и, удалившись с братом своим на Олимп, проводил там время в посте и молитвах. В 858 году император отправил обоих братьев для проповеди слова Божия хазарам, они отплыли на корабле в Херсонес, сопредельный с хазарскою областью, и оставались там на некоторое время, для изучения языка хазарского; здесь же Кирилл изучал и жидовские книги для прения в вере. Самарянин, живший по соседству со святыми братьями, принес свои книги Кириллу, желая испытать его мудрость; блаженный, хотя и не мог разуметь их, но, уповая на Бога, заключился в своей храмине, и, став на молитву, испросил у Господа дух ведения языков, данный некогда апостолам, после чего свободно начал читать самарянские книги; изумился самарянин, видя это чудо, и воскликнул: «Во истину, верующие во Христа приемлют и благодать св. Духа!» после чего, вскоре крестился. (Слайд)

Мефодий.

Фрагмент памятника Кириллу и Мефодию в Мурманске

В Херсонесе св. Кирилл нашел Евангелие и псалтырь, русскими письменами написанные, и нашелся человек, знающий русский язык, через которого св. философ познакомился с русскою азбукой и, сотворив молитву к Богу, начал к удивлению многих, свободно читать и изъяснять русские книги. Еще будучи в Царьграде св. Кирилл слышал о мощах священномученика Климента, епископа Римского, сокрытых издавна на дне морском: по молитве св. Кирилла и епископа Херсонесского Георгия, мощи св. Климента были обретены и с честью положены в церкви 12 апостолов в Херсонесе; часть мощей св. братья получили себе в благословение для чествования вне Тавриды. Между тем воевода хазарский окружил Херсонес своими полчищами, и гражданам угрожала большая опасность; тронутый их мольбами св. Кирилл отправился во вражеский стан и своею проповедью обратил хазарского князя ко Христу.

На обратном пути святого из стана напали на него дикие Угры, покушаясь убить, но святой нисколько не устрашился их и не прерывал своей молитвы; изумились Угры спокойствию человека Божия, начали ему кланяться и просить прощения. В Херсонесе, однажды вечером святые братья были у архиепископа и св. Кирилл обратился к нему с просьбою: «Помолись, отче, обо мне, как бы мог молиться обо мне родной отец»; некоторым из присутствовавших там слова святого показались, странны, тогда спросили его наедине, почему он предложил просьбу в таких выражениях, на что Кирилл отвечал: «Завтра утром архиепископ оставит нас и отойдет к Господу»; предсказание святого сбылось, архиепископ на утро скончался. Из Херсонеса святые братья, сев на корабль, отплыли на Меотийское озеро, в пределы хазар, где были приняты с великою честью и имели препирательство о вере с хазарскими мудрецами.

На обратном пути от хазар шли по южному берегу Тавриды, и дорогою узнали, что жители города Фуллы суеверно чтут большой дуб сросшийся с черешнею, и совершают пред ним жертвопрношения; тогда философ отправился к жителям Фулы, увещевал их оставить обычай неразумного чествования, представляя пример, что греки кланялись лучшим тварям, небу и земле, и за то пошли в вечную муку; тогда жители вразумились мудрыми речами святого. И в его присутствии срубили дерево и с корнем сожгли.

По возвращении в Константинополь из этой миссии, святые братья были посланы для той же цели к славянам в Моравию, где составили славянскую азбуку, перевели книги св. писания и научали народ Христовой вере на славянском языке, на котором совершали и богослужение, что не было приятно ни немецким епископам, ни епископу Римскому Николаю, который потребовал Кирилла и Мефодия в Рим; тогда они отправились к епископу римскому с частью мощей св. Климента, но не застали Николая в живых, а новый епископ, Адриан II, принял их благосклонно и одобрил службу славянскую: часть же мощей св. Климента, была торжественно встречена папою Адрианом со всем духовенством и гражданами Рима, потом положена в церкви св. Марии.

Св. Кирилл скончался схимонахом в Риме, на 42 году жизни 14 февраля 869 года, погребен в храме св. Климента, а Мефодий возвратился к славянам; возникшие междоусобия в Моравии заставили его со своими учениками удалиться в Паннонию; паннонский князь Коцел принял Мефодия весьма благосклонно и испросил ему от епископа римского сан архиепископа паннонского. Немецкие епископы, желая повредить славе и благотворным трудам св. Мефодия, донесли Адриану I, что не исповедует он происхождения св. Духа «и от Сына» и распространяет славянскую службу. Адриан, запретив славянское богослужение, вызвал св. проповедника в Рим, – Мефодий явился, и оправданный на римском соборе возвратился с прежними правами в Моравию, где скончался среди апостольских трудов 6 апреля 885 года. Церковь совершает память св. Кирилла и Мефодия 14 февраля и 11 мая.

Кирилл подобием: стар, сед вельми, брада аки Василия Кесарийского, на концы подвоилась, риза крестечная, исподняя санкирия, во омофоре, в руках Евангелие. Нецыи же пишут: ризы преподобнические и в схиме, в руках книга разгнутая, а в ней написана русская азбука: А.Б.В.Г.Д. и прочие .

Мефодий подобием: власы седы, брада долга, аки Власьева, ризы святительские, и омофор, в руках Евангелие. (Икон. под. свод. ред. XVIII века. Мос. 1876. Стр. 271, 341 и 342). (Слайд)

Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

В России праздник был возрожден в 1985 г. и отмечается ежегодно 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. День славянской письменности и культуры празднуется в России повсеместно, но центральным местом проведения праздника избирается определенный российский город, в связи с особыми юбилейными событиями, происходившими в назначенной области. (Слайд)



Памятник "Тысячелетие России"

Кирилл и Мефодий. Княгиня Ольга


Кирилл и Мефодий памятник создателям славянской азбуки-кириллицы во Владивостоке


Памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске


Оригинал: памятник Кириллу и Мефодию в Софии, Болгария




Любовь основана на заблуждении, будто одна женщина отличается от другой. Генри Луис Менкен
ещё >>