Классный час. Цель : повышение уровня знаний учащихся в области истории и религии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час. (Для учащихся 7 класса). Цель урока : расширить кругозор... 1 78.29kb.
Классный час «Наш край родной тюменский» 1 77.06kb.
Программа Вступительного испытания в рамках экзамена «история религии» 1 358.73kb.
Классный час № Современные Олимпийские игры и Олимпийское движение. 1 135.39kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 х, 7 х классов. 1 222.49kb.
Классный час к Дню Знаний «Край ты мой милый-моё Подмосковье! 1 42.62kb.
Классный час "День космонавтики" 1 111.92kb.
Классный час "День космонавтики" 1 90.5kb.
Классный час «Колумб космоса» 1 156.79kb.
Классный час с презентацией Подготовил 1 119.37kb.
Классный час, посвященный Году молодежи «За нами будущее!» 1 29.64kb.
Андрей Слюшкин представляет: 2012 год 20 2944.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Классный час. Цель : повышение уровня знаний учащихся в области истории и религии - страница №1/1

Подвиг нашего земляка – святого земли Звенигородской Саввы Сторожевского.

Классный час.


Цель: повышение уровня знаний учащихся в области истории и религии.

Воспитательные задачи: воспитание нравственных качеств учащихся, уважение к культурным, историческим и духовным наследиям и ценностям, воспитание благодетели и самопожертвования.

Средства: икона преп. Саввы Сторожевского, изображения Саввино-Сторожевского монастыря.
План урока:
1. Героические подвиги святых (продолжение).

2. Исторические подвиги Саввы Сторожевского.


Учитель: Здравствуйте, друзья! Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим обсуждение значения подвига в жизни людей, играющего важное историческое значение. Познакомимся с житием святого преподобного Саввы Сторожевского.

Как вы уже знаете, величественная история Российского государства многие столетия была связана с героическими страницами борьбы за независимость, собственное достоинство, свободу духовного выбора. Столетия оставили нам в память имена многих ратников и героев. Среди них – князья и бояре, воины и пахари. Но иногда важнейшую битву выигрывали не заметные на первый взгляд люди, они сражались на невидимом – духовном поле брани. Бывало, что их заступничество имело решающее значение в самые роковые минуты для нашей страны. Такой подвиг – духовной стойкости, веры. Люди, их совершившие, – святые.

Среди святых Земли Русской особое место занимает преподобный Савва Сторожевский, имя которого навсегда связано с основанным им монастырем в подмосковном Звенигороде. Он жил в эпоху татаро-монгольского ига, Куликовской битвы и становления Московской Руси. Он был близким учеником преподобного Сергия Радонежского.

Именно его называют старинные документы и летописи «стражем» столицы нашей Родины. Это его усердием и духовным подвижничеством укреплялась великокняжеская и царская власть. Единственного из русских святых его величали по-старославянски «забралом Москвы», а ведь «забрало» – это форпост, передовое укрепление, защитное сооружение, часть воинского шлема. Силой своего духа, без меча и копья преподобный Савва мог сделать то, на что не способны были и тысячи воинов. Созданная им обитель – «Дом Пречистой на Сторожах» – привлекает к себе и сегодня множество людей, которые приезжают в Звенигород, чтобы почтить память святителя.

Заступник, страж, хранитель, кормчий и устроитель – всё это преподобный Савва Сторожевский. А теперь я бы хотела, чтобы вы рассказали мне подготовленный дома материал об исторических подвигах Саввы Сторожевского. Итак, начнем с 1380 года и торжества на поле Куликовом.

Ученик 1: 1380 год. Торжество на поле Куликовом

С далекого детства мы знаем, что в течениу почти 300 лет тяжелого татаро-монгольского ига, которое пережила Древняя Русь, произошло одно яркое событие, пробудившее великие надежды на будущее освобождение и возрождение страны. То была Куликовская битва, где сошлись две рати – русская и ордынская, где благословение преподобного Сергия Радонежского придало сил и духа Великому князю Московскому Дмитрию Донскому в его противостоянии хану Мамаю. Русь ценой собственных потерь прикрывала и сохраняла европейскую цивилизацию от разорения. И важнейшая битва была выиграна Русью.

Существует предание о том, как преподобный Сергий дал обет основать неподалеку от Троицкой обители на реке Дубенке новый монастырь в честь великой победы на Куликовом поле. Он выполнил обещание и поставил его настоятелем любимого ученика своего – инока Савву. К тому времени инок Савва был известен своим благочестием, был избран духовником всей монастырской братии, монахи шли к нему за советом, поверяли самые сокровенные секреты, проблемы и тайны. К нему приезжала и великокняжеская семья: Дмитрий Донской, его супруга – княгиня Евдокия (будущая святая Евфросиния) и их сыновья. Всех он с любовью принимал, давал отеческие советы, утешал в горестях, помогал в нуждах. И, конечно же, полагал многие молитвенные труды за верных чад своих.

Вместе с монастырской братией молился старец и за всё русское воинство во время самой битвы. Он был рядом с преподобным Сергием Радонежским, когда тот благословлял князя и воинство его на победу. И благословение сбылось. С победы на Куликовом поле начался период превращения Руси в могучее и непоколебимое государство, которым она является и сегодня. Тогда же фактически началась и новая страница истории русской святости, на нашей земле стали появляться многие новые, известные всем нам сегодня обители, каждая из которых связана с именами великих подвижников, современников и соратников преподобного старца Саввы.

В ознаменование великой победы над ханом Мамаем, совершенной 8 сентября, в празднование Рождества Богородицы, преподобный благословил постройку великолепного белокаменного Рождественского собора в своем Звенигородском монастыре. А через несколько лет храм расписал великий иконописец преподобный Андрей Рублев. Собор выстоял, не смотря на лихие времена, фрески иконописца сохранились лишь частично. И до сих пор радует нас выдающийся образ Спаса Звенигородского, написанный иноком Андреем и вдохновленный преподобным Саввой Сторожевским.

Учитель: Продолжим.

Ученик 2: 1395 год. Победа над Волжскими Булгарами

Дар предвидения победы в баталии – особенный. В отечественной истории известны случаи, когда выдающиеся подвижники брали на себя ответственность предрекать положительный исход сражения. И в итоге – выходила победа.

Так преподобный Сергий Радонежский предсказал поражение хана Мамая. А его ученик и сподвижник – преподобный Савва Сторожевский предрек успех князю Юрию Звенигородскому в необыкновенно трудном и далеком походе русской дружины. Земли в сторону восхода солнца от Руси принадлежали Золотой Орде и их союзнику – Волжской Булгарии. Царство Булгарское было древним, приняло мусульманство и долгие годы время от времени совершало опустошительные набеги на русские княжества.

Отправившись в 1395 году с небольшим войском в Булгарию, князь Юрий, как водится, попросил благословения у своего духовного наставника – старца Саввы. И услышал, кроме прочего, от него такие слова: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишься в свое отечество». Насколько опасен был поход – можно судит хотя бы потому, что он считается для русских боевых дружин самым дальним за всю историю периода ордынского ига. Выдвижение на Восток в самое сердце чужих территорий и сражение в центре вражеского государства – такого еще никто не предпринимал.

За три месяца войска прошли по Волжской Булгарии и взяли её главнейшие города. Князь Юрий вернулся домой цел и невредим, да еще с великой победой и добычей.

Благодарность сына Дмитрия Донского была безграничной. Воодушевленный святым покровительством, он также по вдохновенному попечительству старца Саввы строит каменные соборы в Звенигороде, благоустраивает Сторожевскую обитель и воздвигает знаменитый Троицкий храм в Троице-Сергиевой Лавре, иконостас которой когда-то украшала «Троица» преподобного Андрея Рублева, а у алтаря и по сей день хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского.



Учитель: На Руси наступило Смутное время…

Ученик 3: Начало XVII века. Преодоление Смутных времен

После кончины преподобного Саввы Сторожевского, созданная им обитель продолжала существовать и развиваться. Однако времена менялись. Самые трудные дни монастырь в древнем Звенигороде переживал в так называемое Смутное время, когда не было праведного царствия на Руси, пресеклась династия Рюриковичей, когда в страну вторглись польско-литовские захватчики и посадили на престол самозванцев. И до того, как гражданин Козьма Минин с князем Дмитрием Пожарским собрали ополчение и освободили Москву с близлежащими городами, монастырская братия повидала почти полное разорение и разграбление, а также беспощадные бедствия от лютых пожаров.

До нас дошло уникальное свидетельство о том, каким уважением тогда на Руси пользовалась обитель преподобного Саввы. Оказывается, что самозваному царю из Польши и его супруге Марине Мнишек было просто необходимо приехать в Саввино-Сторожевскую обитель, без чего русские и вовсе не признавали их за монархов. В сентябре 1608 года Лжедмитрий II собственноручно писал, что необходимо отправить жену «для поклонения святому в монастыре Звенигородском, дабы в Москве могло возрасти к нам великое уважение».

С особой неприязнью польские солдаты относились к православному духовенству, стремились захватить «богатства» из церковных хранилищ. Однако известно, что в этот период среди монахов монастыря почти никто не погиб. Во всяком случае, в документах нет сведений о трагической кончине кого-нибудь из иноков обители во времена смуты.

В Звенигородском крае до пришествия лютых грабителей – обоих Лжедмитриев и королевича Владислава – известно было несколько монастырей, часть из них, как предполагается, была задумана и быть может, заложена еще князем Юрием Дмитриевичем – сыном Дмитрия Донского, а значит, возможно, и по благословению старца Саввы. Но только одна Сторожевская обитель, находящаяся под покровительством святителя не погибла, не была сожжена дотла и ожила во времена возрождения монархии и появления новой царской династии Романовых. Именно в это время, в течение почти полувека преподобный Савва Сторожевский уже почитался как святой Русской Православной Церкви, и множество паломников стремилось к обители чудотворца и целителя.

Ученик 4: 1650-е годы. Хранитель царя-воина Алексея Михайловича

Царь Алексей хоть и прозван был Тишайшим, но воинскую сноровку и закалку имел с детства. Участвовал в забавных баталиях и даже вместе со стрельцами с охотой на медведя в лес ходил. Однажды случилось чудо, которое сильно изменило жизнь государя. Неподалеку от Саввино-Сторожевского монастыря, куда царь регулярно ездил на православные праздники, во время охоты остался он в лесу один. А тут, вдруг, медведь – огромный и свирепый. Встреча с таким один на один почти всегда заканчивалась трагедией. Но неожиданно из чащи вышел старец в монашеском одеянии и усмирил зверя. На вопрос «кто ты?» ответил – «Савва», и ушел. По возвращении в обитель царь услышал, что нет в ней инока по имени Савва, а посмотрев на икону преподобного – узнал лик незнакомца. В те годы Звенигородский монастырь стал самым любимым подмосковным местом спасенного монарха.

Чудо это совпало с важнейшими событиями в истории России. Царь принял главный закон страны – Соборное Уложение, а с приходом патриарха Никона – начал церковную реформу. Тогда же, в 1654-1655 годы, произошли важные военные походы русского войска в войне с Польшей. Предстояло сражение за Смоленск, когда-то входивший в состав Руси, а затем на долгое время отошедший к западному соседу.

Когда-то преподобный Савва Сторожевский взял с собой в Звенигород икону Смоленской Божией Матери, чтобы с нею основать свой монастырь. А царь Алексей пошел к Смоленску с иконой, на которой был изображен лик святителя Саввы. Произошло это после того, как Звенигородский старец вновь явился государю, уже в городе Наре, и незримо благословил его на поход. Битва под Смоленском неожиданно совпала с великим мором (эпидемией чумы). Однако сам царь избежал напасти именно потому, что отправился перед началом эпидемии на сражение. Ангел-хранитель спас…

Война завершилась удачно, Смоленск вернулся под крыло России. Царь распорядился снять с городской ратуши уникальные часы с колоколом голландской работы и поднять трофеи на звонницу Саввино-Сторожевского монастыря. Уникальный колокол и по сей день отбивает время в обители. Его звон слышен так же, как когда-то при построениях здесь царского охранного войска, которое назвали «полк стрельцов Саввы Чудотворца».

Ученик 5: 1709 год. Спасение Петра I в Полтавской баталии

Одно из преданий связано с именем императора Петра I. Она повествует об эпизоде из знаменитой Северной войны, когда Россия столкнулась со Швецией в схватке за выход к Балтийскому морю, за «окно в Европу». Тогда главнейшим событием стала грандиозная Полтавская битва с армией шведского короля Карла. Победитель этого сражения фактически становился победителем всей войны. На карту было поставлено все.

Предание как раз и гласит: перед битвой царь Петр I приехал помолиться в Звенигородскую обитель перед мощами старца Саввы. Ведь он и раньше, еще в детстве бывал в этом монастыре. Говорят, что император решил, что если получит благословение, то начнет сражение под Полтавой, а нет – пусть пока шведы останутся в силе. Настоятель благословил царя небольшой медной иконой с образом преподобного Саввы.

Этот образ и спас Петру жизнь во время сражения. Царь лично участвовал в штурме полтавских крепостных стен. По легенде, когда он вечером вернулся в свою палатку, кто-то указал ему на порванный карман на груди. Петр вытащил из этого кармана смятую медную иконку с ликом старца Саввы Сторожевского, разогнул ее – и на пол упала сплющенная шведская пуля. Передавали, будто он сказал: «Сегодня преподобный Савва спас мне жизнь». В честь своего чудесного спасения и победы Петр I повелел перелить одну из пушек, участвовавших в сражении, на колокол и подарил его Саввину монастырю.

Известно, что Петр I делал многое наперекор Церкви. Но ведь именно он перед Полтавской битвой произнес такие слова: «Воины! Пришел тот час, который должен решить судьбу Отечества… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, благочестие и благосостояние ее!».

Разве эта легенда – не пример живого российского «благочестия»?



Учитель: В житии святого Саввы описаны многие случаи чудесного избавления им разных людей.

Ученик 6: 1812 год. Чудо с пасынком Наполеона

Современник Отечественной войны описывал необычайные события так. «Принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, с двадцатитысячным отрядом подошел из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабительствовать, не щадя даже храмов и святых икон... Однажды вечером принц Евгений лег и уснул, и вот, наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит какой-то благообразный старец. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым»...

Генерал Богарне проснулся в полном изумлении. Сон был почти явью. Тогда он пошел в храм, где увидел икону с ликом преподобного Саввы Сторожевского, и признал в нем своего ночного гостя…

Дальнейшее достойно пера Александра Дюма. Принц Богарне выполнил совет российского старца. Французы не стали грабить монастырь… В итоге Эжен Богарне стал едва ли не единственным из французских генералов, которые остались живыми в этой войне, и даже не был ранен ни в одной из последующих битв.

Но у истории есть необычное завершение. Родственники Богарне сохранили в памяти еще одну фразу, которую услышал он от преподобного старца Саввы: «Твои потомки будут служить России».

В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Он вместе с Императорской семьей посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему отцу. В том же году он сделал предложение Великой Княжне Марии Николаевне, дочери Николая I. После свадьбы молодожены поселились в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Так потомки Богарне обосновались в России. Из-за событий 1917 года семье герцогов Лейхтенбергских пришлось уехать за границу, их дети, внуки и правнуки живут сейчас во Франции, Германии, США, Бельгии и Австралии. Все они православные и носят русские имена. А преподобного Савву почитают, как своего небесного покровителя.

В православном монастыре Покрова Пресвятой Богородицы (в Бюси-ан-От, недалеко от Парижа) проживает матушка Елизавета – в миру герцогиня Лейхтенбергская, из рода Богарне. Она рассказала, что возможно генерал Эжен Богарне перед кончиной был крещен по православному обряду, а потому стал носить чуть измененное имя – Евгений. К этому можно добавить, что после наполеоновских походов, вблизи Парижа была построена часовня во имя Саввы, удивительно напоминающая Рождественский собор монастыря в Звенигороде. Савва Сторожевский почитается во Франции с XIX века, и не только русскими эмигрантами, но и православными французами.

Учитель: Очень хорошо! Спасибо. А теперь я хочу немного добавить о святом Савве, как о покровителе российских военно-воздушных сил.

Каждый военный пилот знает, что небеса покоряются сильным духом. Времена реальных сражений минули, однако на боевом посту, на своей сторожевой службе несут дежурство наши вооруженные силы, способные дать отпор любому врагу, решившему посягнуть на мирную жизнь наших соотечественников.

В конце 1990-х вся страна отмечала 600-летие основания Саввино-Сторожевского монастыря. Торжественные службы, праздничные колокольные звоны собрали множество простых людей и даже первых лиц государства и Православной Церкви – президента и патриарха. Были среди гостей юбилея и военные летчики. Вот тогда то, наверное, и зародилась у них идея построить свой храм, связанный с именем Звенигородского старца.

Защитники неба России не случайно выбрали своим покровителем преподобного Савву Сторожевского. Ведь говорят же обычно о незримом духовном наставнике, что он – небесный покровитель. Быть на страже Москвы – это теперь не значит возводить крепкие стены и башни. Времена переменились кардинально, военная стратегия и тактика – стали совершенно другими.

И вот, в центре Военно-воздушных сил России, на территории подмосковного военного городка Заря Балашихинского района был построен храм, освященный в честь преподобного Саввы Сторожевского. Его можно смело назвать – главным храмом отечественных ВВС. Здесь же состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между военными пилотами и Московской Патриархией, что без сомнения поможет патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, просвещению военнослужащих и членов их семей. Не только преподобный старец Савва незримо окажет морально-психологическую и духовную поддержку, но и служители церкви – примут участие в реабилитации воинов, участвовавших в боевых действиях.

Сегодня в частях ВВС и авиационных городках, которые порой расположены в самых отдаленных и глухих уголках России, уже открыто несколько десятков православных храмов и часовен. Стало традицией освящение новой авиационной техники и благословение пилотов перед дальними воздушными полетами.



Вот потому в народе и говорят, что не случайно духовный кормчий ВВС России – преподобный Савва Сторожевский – зовется небесным покровителем.

Итак, друзья, вот мы и познакомились с важнейшими подвигами преподобного Саввы Сторожевского, имеющих историческое значение. Думаю, каждый из вас усвоил что-то для себя, и, наверняка, вам это пригодится в будущем, особенно во взаимоотношениях с окружающими вас людьми. Каждый из вас знает, что уважать надо всех людей, вне зависимости от их отношения к вам. И помогать, конечно же, тоже.




Чем лучше работа, тем короче она может быть доложена. Петр Капица
ещё >>