Классификационное упорядочение бытовых рпу. Общая методология - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. В. Чернов Методология баллистического выбора местоположения спутников... 1 245.45kb.
Наука в современном мире. Понятие идеала научности 1 39.06kb.
Общая методология научного творчества Научное изучение как основная... 7 1549.37kb.
Организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных... 1 279.24kb.
Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных... 3 684.3kb.
С плитой на газе 2,3 кВт; с электроплитой 7 кВт 1 20.1kb.
Территория вселения г. Ишим Общая характеристика территории вселения 1 51.01kb.
Новые серии бытовых систем кондиционирования воздуха Klebio и Glory... 1 44.41kb.
Наименование расчетного показателя 1 90.51kb.
Требования к привязке установок и станций биологической очистки бытовых... 1 260.11kb.
Алгоритмы исследования устойчивости ребристых цилиндрических оболочек... 1 167.52kb.
Вопросы и ответы I всероссийской заочной олимпиады Приведите как... 3 488.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Классификационное упорядочение бытовых рпу. Общая методология - страница №1/1

Классификационное упорядочение бытовых РПУ.

Общая методология
Шапкин В.И.
В последнее время (около пяти лет) в связи с публикациями на сайтах некоторых разновидностей радиоаппаратуры – в подавляющей части касающихся бытовых РПУ, возникли вопросы по классификации этих разновидностей как с точки зрения конструкторско-технологической, так и по коммерческой оценке. Настоящая подборка является выдержками из методического вступления книги <Красные Голоса> по истории бытовых РПУ СССР.

Индустриальные аспекты
Бытовые ламповые радиовещательные приёмники - радиотехнические приёмные устройства (РПУ), специально предназначенные для приёма радиоволн в радиовещательных диапазонах в непрофессиональных целях с ламповой элементной базой.

Экспериментальные РПУ - бытовые РПУ, выпущенные в количестве менее 10 экземпляров.

Единичные РПУ - бытовые РПУ, выпущенные в количестве от 10 до 100 экземпляров.

Малосерийные РПУ – бытовые РПУ, выпущенные в количестве от 100 до 1000 экземпляров.

Серийные РПУ - бытовые РПУ, выпущенные в количестве от 1000 до 100 000 экземпляров.

Крупносерийные РПУ - бытовые РПУ, выпущенные в количестве от 100 000 до 500 000 экземпляров.

Массовые РПУ - бытовые РПУ, выпущенные в количестве свыше 500 000 экземпляров.


Систематика
Распространённое мнение об одинаковости продуктов серийного и массового производств с научно-технической и коллекционной точек зрения некорректно. Эти продукты различны, и им присуща такая же индивидуальность, как и изделию, созданному в единичном экземпляре. Индивидуальность задана тем, что процесс производства конкретного изделия состоит из множества технологических операций, в которых участвуют человеческие руки.

В музейно-коллекционной среде принят системообразующий принцип, в основе которого лежит условное объединение отдельных коллекционных предметов и только по одному признаку в однородную группу. Существует огромное количество различных системных классификаций, например, у творца и основателя научной систематики Карла Линнея в биологии это царства, классы, отряды, семейства, роды, виды, типы, вариации. В конечном счёте, минимальной музейно-коллекционной системообразующей единицей является разновидность, в нашем корректном техническом терминологическом определении вариант.


Впервые вопрос о разновидностях (вариантах) в музейно-коллекционной среде поднят и принят коллекционерами филателистами чуть ли не с появления первых филателистических собраний в середине XIX века. Бесспорно, в основе системных коллекционных различий лежит фундаментальная коллекционная категория – редкость и, вторично, тесно завязанная с ней коллекционная стоимость. При этом авторами и заинтересованными участниками расширения системообразующих классификационных разделов и рубрик являются сами музейщики (коллекционеры), и чем больше их количество, тем более изощрённой и разветвлённой становится классификационная система.
Например, в настоящее время такая основополагающая потребительская характеристика почтовой марки, как её тип, стоит далеко не на первом месте. Первым собирателям в самом страшном коллекционном сне не могло присниться, что весьма скоро марки будут отличаться не только обратной стороной – с клеем или без, но и химическим составом самого клея или определяемыми наиболее остроглазыми цветовыми полиграфическими оттенками, то есть классическими производственно-технологическими особенностями – сколько и какой типографской краски безымянный печатник налил на печатную форму.
На памяти моего поколения свежи коллекционное потрясение и ужас всего нумизматического мира СССР, которые вызвала работа Д.Мошнягина и Н.Дашевского “Каталог монет советского чекана” (Советский коллекционер, 1974г., № 12, с.95-135). Впервые были детально описаны и систематизированы не только типовые особенности отдельных монетных групп, но и огромное количество технологических штамповых различий и просто технологического брака. Монеты стали классифицировать не по тому, что видит глаз, а с использованием микроскопической техники. Возникли проблемы с классификационной идентификацией: чем, например, обусловлено отсутствие одного лучика у пятиконечной звёздочки на однокопеечной монетке – отклонением в допусках при изготовлении пуансона и матрицы, либо забоем элемента изображения в штампе металлом монетной заготовки. А эти отличия вызывают изменения в цене коллекционного образца на порядки. Узкий нумизматический мирок по типам монет и годам выпуска внезапно стал чудовищно огромным и коллекционно безбрежным. Удовлетворить личное (и корпоративное) коллекционное желание “собрать всё” стало невозможным.
Этот весьма показательный и отрицательный коллекционный опыт зарубежных

филателистов и советских нумизматов, ведущий в музейно-коллекционный индивидуалистический тупик, заставляет чётко обозначить ту границу вариантного полиморфизма, где заканчивается научно-историческая музейно-коллекционная практика и начинается безудержная азартная торгашеская спекуляция, в основе которой лежит только одно – “у меня есть (предлагается) то, чего нет у других”.


В радиотехнической музейно-коллекционной практике мы в НМР руководствуемся тремя фундаментальными и взаимно дополняющими аспектами: а) хронологический, б) схемно-конструкторский, в) технологический. При системном описании конкретного бытового РПУ мы руководствуемся только тремя классификационными категориями.


  1. Семейство группа различных типов бытовых РПУ, объединённая общим коммерческим наименованием, конструкторским и частным электрическим решениями и однородным технологическим исполнением, вне зависимости от времени и места изготовления – семейство РПУ<БЧ>, <ЭКЛ>, <СВД>, <Урал>, <АРЗ>, <Рекорд>, <Москвич-В>, <Балтика> и аналогичные. Категория семейство включает в себя несколько классификационных типов РПУ. В семейство можно включить один тип оригинально выполненного РПУ, не имеющего иных схемных и конструкторских вариантов исполнения, например, РПУ <Москва> 1941г. с фиксированной кнопочной настройкой, <Москвич> семиламповый 1946г. с бестрансформаторным питанием и др.




  1. Тип - бытовое РПУ, выделенное по коммерческому наименованию, под которым РПУ известно в реализации (<Латвия>, <Салют>, <Ленинградец> и пр.) и обозначенному конструкторско-технологическому варианту (<Балтика Р 3-1>, <Балтика М-254>; <Рекорд>, <Рекорд-47>, <АРЗ-49>, <АРЗ-51> и пр.).



  1. Вариант – выделенный внутри типа один или группа технических образцов как минимальная системная единица по единственному классификационному признаку (критерию).

Для целей классификационного упорядочения при описании вариантов бытовых РПУ мы используем нижеследующие признаки (критерии вариабельности).


1.Предприятие-изготовитель (Александровский, Муромский, Днепропетровский радиозаводы и т.д.).
2.Год (годы) выпуска вариантных исполнений.
3.Схемно-конструкторский вариант исполнения без обозначенной конструкторской идентификации:

а) трансформаторные и бестрансформаторные варианты в семействе,

б) изменения в принципиальной схеме, отмеченные в техническом описании и

инструкции по эксплуатации,

в) конструктивные отличия по крупным комплектующим (громкоговоритель, силовой и выходной трансформаторы, блок переменных конденсаторов, блок контурных катушек) и способу их механического крепления и расположения; материалу и штампу шасси.

г) конструктивные отличия по мелким (более 10% монтажа) комплектующим,

д) тип шкаломпоновке си и пр.странсформаторные варианты, вский и механические варианты приводов стрелочных и иных указателей.
4. Технологические варианты исполнения:

а) материалы и технология нанесения защитного покрытия (окраска, механическое напыление, погружение в расплав, химическое осаждение, гальваника и пр.) шасси и крупных комплектующих,

б) технология соединений (механическое при помощи крепёжных изделий, пайка,

сварка).
5.Внешнее дизайнерское решение:

а) форма и материал корпуса,

б) отделочные материалы (шпон, ткань, бумага, кожзаменитель, пластик и пр.)

в) наружное защитно-декоративное покрытие (однослойное окрашивание, нанесение специальных многослойных декоративных покрытий, лакирование),

г) ручки (рукоятки) управления,

д) декоративные накладные детали, включая фирменные элементы (лейблы и шильдики),

е) материал, форма, цвет, рисунок и надписи шкал,

ж) материал, форма, цвет, рисунок и надписи задней стенки.

з) тип и текстура драпировочных тканей.


Не считаются классификационными вариантами:

а) РПУ с различными легендами,

б) РПУ с различными датами изготовления конструктивно однородных комплектующих, за исключением различия мест их первичного производства,

в) имеющие любые послезаводские замены и новоделы, в том числе ремонтного, реставрационного и специального внепроизводственного (подарочного) характера,

в) аналогичные РПУ, различающиеся между собой только годом выпуска,

г) имеющие различные, в том числе первые, последние и “круглые” номера,

д) имеющие единичные (менее 5%) заводские технологические замены мелких комплектующих в процессе производства,

е) имеющие непринципиальные схемные изменения, неважно, отмеченные или нет в техническом описании и инструкции по эксплуатации (например, изменение номинала одного мелкого комплектующего),

ж) имеющие индивидуальные различия в компоновке схемного монтажа, обусловленные сборочными технологическими допусками,

з) имеющие тоновые различия (варианты основного цвета) в защитной окраски монтажа и комплектующих,

и) имеющие тоновые различия в цветовой гамме декоративного покрытия, драпировочных тканей, шкал, ручек (рукояток) управления и накладных элементов,

к) изделия с заводским технологическим браком,

л) коммерческие (в том числе по стоимости, месту и способу приобретения) и эксплуатационно-пользовательские отличия, включая всевозможные наклейки (квитанции, чеки, лейблы), украшательские добавления, надписи и др.

м) все изменения, возникшие под влиянием факторов времени,

н) любые иные выявленные различия при атрибуции конкретного образца, не включённые в настоящий перечень классификационных признаков, а также имеющие спорный и сомнительный характер и не могущие стать достоверным основанием для построения каких-либо значимых гипотетических представлений историко-социального, конструкторско-технического и технологического характера.
Обозначение варианта. Самая полиморфная и до настоящего времени оспариваемая многими коллекционерами и музейщиками категория. Какую методику использовать – условную (то есть буквенно-цифровую) или описательную?
На наш взгляд, наиболее правильным и понятным всем, включая дилеров, является описательное выделение варианта и только по одному вариантному признаку. Например. РПУ семейства <Рекорд>, тип <Рекорд-47>, вариант с чёрной шкалой. Или, семейство <Москвич-В>, тип <Москвич-В с селеновым выпрямителем>, вариант с уплощённой передней накладной панелью из оргстекла. Или, семейство <Звезда-54>, тип <Звезда -54M>, вариант ХРЗ с горизонтальным шасси. Или, семейство <Даугава>, тип <Аврора>, вариант с узкими шкальными надписями. Или, семейство <Фестиваль>, тип <Фестиваль со встроенным ВЧ ЭДГ>, вариант с зелёным пластиковым обрамлением шкального устройства.
Использование цифровых кодов, которые применяет Музей Радио Вотинова (В.Г.Вотинов) при описании вариантов РПУ семейства <Рекорд> нам кажется не информативным и могущим вызывать многочисленные споры и расхождения.
Классификация обязана быть однозначной и понятной всем – дилерам, коллекционерам, музейщикам вне зависимости от их профессионального уровня.

Атрибуция.

Атрибуция – отнесение коллекционного предмета к определённому классификационному семейству, типу и варианту.

Логистика атрибуции бытового РПУ выстраивается следующими последовательными шагами.

1. Предварительное внешнее определение семейства РПУ по имеющейся комплектности и сохранности.

2. Предварительная атрибуция типа РПУ по определению типажного соответствия:

а) корпуса (футляра),

б) шасси в сборе,

в) задней стенки,

г) сопроводительной документации (техническое описание, инструкция по эксплуатации, технический паспорт, товарный чек и др.), включая совпадение паспортных данных с идентификационными номерами корпуса (футляра) и шасси.

3.Окончательное определение типа РПУ и предварительное определение конструкторского идентификационного варианта, даты производства, предприятия-изготовителя.

4.Определение окончательного схемно-конструкторского, технологического, дизайнерского варианта РПУ.

На всех логистических этапах атрибуции бытовых РПУ обязательным условием является дифференциация заводских вариантных и послезаводских невариантных изменений.
Заводские вариантные изменения – любые изменения сборочного полуфабриката или готового изделия, внесённые в изделие до момента передачи его в коммерческую или некоммерческую реализацию. Образно – все изменения, внесённые до момента пересечения готовым изделием территориального рубежа предприятия-изготовителя.
Послезаводские невариантные изменения – любые изменения, внесённые в изделие (полуфабрикат) с момента передачи в реализацию.
Следует подчеркнуть, что разделение вариантных и невариантных изменений в бытовых РПУ для системной классификации типов и вариантов с их последующей атрибутикой в настоящей работе было, является и останется наиболее сложной музейно-коллекционной задачей. Проблемные обстоятельства этого следующие.
Во-первых, к сегодняшнему времени, по понятным причинам, не сохранилось ни одного экземпляра бытового РПУ 1924-60гг. (даты отнесения к памятникам истории и культуры – свыше 50 лет), который соответствовал тому, каким он был при сходе с заводского конвейера (либо стола ОТК). Нет ни одного экземпляра бытового РПУ этих лет, сохранившегося в полном комплекте с не вскрытой фирменной упаковочной тарой. Отсюда, нет эталонных образцов для сравнения.
Во вторых, в массе визуально просмотренных для настоящей работы бытовых РПУ (более 3 000 ед.), в состоянии <0> (см. “Красные иУши”) по нашей шкале сохранности осталось не более одного-двух процентов. В состоянии <1>, то есть позволяющем бесспорно определить вариант исполнения, осталось не более пяти процентов. Практически все оставшиеся (94%) коллекционные образцы, представленные в музеях, корпоративных и личных коллекциях имеют те или иные утраты, послезаводские ремонтные изменения и новодельные приставки и замены, связанные, прежде всего, с восстановлением нарушенных эксплуатационных характеристик.
По внешнему виду наиболее часты потери ручек управления, повреждение покрытия корпусов, надрывы декоративных тканей передней панели. У половины коллекционных образцов утеряны собственные задние крышки, довольно часты повреждения шкал. Среди внутренних артефактов наиболее частыми являются замены радиоламп на другие аналогичные более позднего (а иногда и раннего) выпусков. Следующими по понятным эксплуатационным причинам идут электролитические конденсаторы, затем мелкие комплектующие (резисторы, конденсаторы). Замыкают таблицу крупные комплектующие, в первую очередь силовые и выходные трансформаторы, громкоговорители, контурные блоки и отдельные катушки. В некоторых случаях техническое состояние коллекционных образцов вообще не позволяло идентифицировать их отдельным вариантом, и они исключались из общего классификационного ряда.

В третьих, близость и даже совпадения геометрических размеров и видов футляров и шасси (например, вариантные в семействе РПУ «Москвич-В” и типовые в семействах РПУ “АРЗ” и “Рекорд”), лёгкость подмены задних стенок на другие, замена шкал, драпировочных тканей, мелких и крупных комплектующих, не говоря уже о ручках управления и очень многие, коим несть числа, радиолюбительские “усовершенствования” создают значительные трудности при типовариантной идентификации.


В четвёртых, ряд послезаводских новодельных изменений и замен комплектующих трудно, а порой невозможно отличить от таковых, внесённых в изделие по причинам внутри производственного технологического характера.
Наконец, последнее. В коллекционной среде, чаще при анонимной аукционной интернет продаже, появились экспонаты с целенаправленными и достаточно профессионально выполненными специальными новодельными добавлениями и изменениями, бесспорно имеющие классическую коммерческую подоплёку. К ним также следует отнести восстановительные (псевдореставрационные) изменения, вносимые в экспонат для “улучшения” экспозиционного вида – это так называемая белорусская реставрация.
Атрибуция конструкторского идентификационного варианта, предприятия и даты изготовления РПУ не представляют сложности при сохранившейся сопроводительной документации. При её отсутствии (95% от числа всего наблюдаемого коллекционного массива) вариант и предприятие устанавливается по сохранившейся задней стенке, шкальным надписям и декоративным элементам дизайна, а дата изготовления по последней дате изготовления комплектующих с добавкой 3-6 мес. Это усреднённый срок технологического процесса от изготовления комплектующего до сдачи готового изделия в реализацию.
В каждом спорном системно-классификационном случае схемно-конструкторский вариант устанавливается только после тщательного изучения принципиальной схемы и частного дизайнерского и схемно-конструкторского решения.
Никакого отношения к вариантам исполнения бытового РПУ не имеют различные наклейки и надписи на шасси и футлярах технологического характера, если они не являются атрибутивным фактором, например, по предприятию изготовителю в случае выпуска изделия (либо комплектующих) различными заводами. Наклейка или надпись <опытный> не отражает количество изготовленных экземпляров, либо конструкторский или технологический вариант. Категория <опытный> в СССР ставилась только на изделиях, выпущенных до официального решения соответствующих инстанций о серийном выпуске конкретного образца и далеко не во всех случаях. Соответственно, количество выпущенных опытных экземпляров могло колебаться от экспериментальных до малосерийных в тысячах. В общем случае эти надписи имеют хронологический характер, не более того. Тем не менее, в сделках купли-продажи категория <опытный>, как и другие технологические отметки, являются общепринятыми спекулятивными факторами. Их весьма корректно можно отнести к оценочной категории по региональной легенде.
Замечания по атрибуции спорных РПУ
К ним относятся следующие:
1. Экспериментальные РПУ промышленного выпуска

2. Любительские поделки


В Интернете появились фото и описания ряда РПУ, якобы имеющие экспериментальное промышленное происхождение в одном – двух экземплярах. Это, например, РПУ <Победа>, <Алтай>, <Звезда>, <13Н>, <Харьков> и ряд иных.
Какие должны быть у профессионала критерии?
Главное. Наличие двух аналогичных (идентичных) экземпляров практически всегда с высокой достоверностью позволяет отнести эти РПУ к категории экспериментальных заводского изготовления. Это, например, РПУ <Победа> Петропавловского радиозавода. Известны два экземпляра, сохранившиеся до настоящего времени. Об этом РПУ есть документальные архивные материалы. И оно достоверно выпускалось единичными экземплярами.
Здесь следует различать чисто экспериментальные изделия как образцы для последующего серийного выпуска, и так называемые экспериментальные образцы в виде “подарочных” экземпляров. Таковым было РПУ <Алтай>. Это типичная заводская заказная поделка, которая изначально не предназначалась для серийного производства. Никаких достоверных документальных данных о том, что это был экспериментальный заводской образец, пусть даже для инициативного показа в техническое управление министерства или ИРПА у нас нет. Более того, если верить легенде, которая сопровождала этот РПУ при демонстрации в Интернете, это подарочная классика. По дизайну, конструкции это заводская поделка. Абсолютно все бытовые РПУ СССР с 1936 года без санкции ИРПА к серийному производстве не допускались. Исключения были единичными и только для тех РПУ, которые выпускались малыми сериями республиканскими предприятиями местной промышленности, например, РПУ “Партизан” БССР или “Баку С-48” Минместпрома АзССР, в первую послевоенную пятилетку 1945-1949гг.
РПУ “Звезда” АРЗ есть единственный заводской экземпляр, изготовленный в качестве предложения для серийного производства. Причём не на АРЗ, а на другом предприятии, как это было с РПУ <Салют>, разработанного КБ АРЗ для Московского завода им. Красина ММП. Этот РПУ имеется в одном экземпляре в Александрове в музее-заповеднике, куда передана заводская коллекция музея АРЗ. Он не был принят для серийного выпуска. Его изображение есть на сайте В.Харченко с придуманной ложной легендой.
Что касается РПУ «Харьков” и “13Н”, выделенных В.Ю.Миргородским, то это классические любительские поделки. Такие делались если не тысячами, то уж точно многими сотнями, как для многочисленных выставок любительского творчества и конкурсов, так и в собственных любительских интересах. Причём, часть из них имела не уступающее заводским изделиям качество. Поскольку минимум половина их них изготавливалась (по комплектующим) именно на заводских производствах и участках, нелегально, конечно.
В качестве примера приведу собственное наблюдение. В 1958 году я ходил в Досаафовский радиокружок при Дворце пионеров. Однажды в него пришёл знакомый друг отставного сержанта-преподавателя со своим усилителем НЧ для испытания (у него не был готов выпрямитель питания). Приятель работал мастером на заводе им. Козицкого (дело было в Омске). И изготовил, понятно, с помощью своих производственных возможностей и ряда товарищей (три бригады по 10 человек!) любительское изделие. Мы, мальчишки, столпились возле этого творения типа хай энд. Это было нечто! Такого я ни до, ни после не видел. Фантастически сказочно красивая по внешнему виду конструкция. Одна пайка чего стоила! В виде шариков припоя абсолютно одинаковой формы и размера. А архитектоника комплектующих была просто поразительная. Высочайший промышленный профессионализм. Не изделие, а радиотехническая мечта! Много лет спустя я увидел монтаж Р-250, но, признаюсь честно, тот монтаж по качеству был покруче!
Поэтому, когда вы видите визуально “лишние” отверстия в шасси, либо какое то комплектующее явно зарубежного производства, либо попутный шильдик и пр. и пр. (как на экспонатах В.Ю.Миргородского), вы можете однозначно их отнести к любительским поделкам. Неважно, домашним, или частно-заводским. Никогда в официальных заводских экспериментальных образцах лишних дырок не бывает! Тем более трофейных комплектующих или приспособленных с других изделий.
При атрибуции подобных изделий мы всегда обязаны иметь ввиду её коммерческую составляющую. Или сопутствующую (исследовательскую!) придумку. У профессионала никаких хотений подобного рода быть не должно. Желание исследовать – пожалуйста, да, фантазировать – особенно на деньги, нет. Потому как всё что было, сейчас хорошо известно. И есть в образцах. По бытовым РПУ СССР, во всяком случае. А кто любит лохотрон, просим на молоток с точкой ru. Там вам всё покажут и расскажут! Особливо если вы при немеряных деньгах. Там вам их быстро посчитают!


Публикация охраняется авторским правом. Копирование на иных сайтах, воспроизведение полностью или частично в виде фрагментов без санкции автора где либо запрещается.
Шапкин В.И.




Дружба — это такое святое, сладостное, прочное и постоянное чувство, что его можно сохранить на всю жизнь, если, конечно, не пытаться просить денег взаймы. Марк Твен
ещё >>