Муниципальная общеобразовательная средняя школа №43 г. Нижневартовск
Конспект урока на тему
«Классы неорганических соединений»
Учитель: Гасиева Ирина Хамицовна
2010г
Предмет: Химия.
8 класс. Общеобразовательный класс. Программа О.С. Габриеляна.
Учебный раздел: «Соединения химических элементов»
Тема: «Классы неорганических соединений»
Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.
Цель урока: Формирование умений выделять основания классификации неорганических соединений. понятия классификации. Научить учащихся определять оксиды, кислоты, основания, соли.
Задачи урока:
-
Дать понятие об оксидах металлов и неметаллов.
-
Дать понятие о кислотах и основаниях как производных оксидов металлов и неметаллов.
-
Формировать представление учащихся о солях как производных кислот и оснований.
-
Формировать умения составлять общие формулы на основе выделенных признаков.
Оборудование: мультимедийная установка, РowerPoint.
Презентация с использованием динамических слайдов.
План урока:
этапы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
результат
|
1-й этап урока - целеполагание:
Фронтальная беседа
|
Учащимся предлагается задание: Закончить предложения:
1.Химия изучает….
2.Вещества по составу делятся на …..
3.Простые вещества делятся на…….
4.Сложные вещества можно разделить на…
5. Что такое классификация?
|
……Вещества
…. 2 группы - простые и сложные
… 2 группы-металлы и неметаллы
….Мы ещё не знаем.
….Классификация –это…
Фронтальный опрос
|
Сложных веществ много, а значит можно разделить их на группы или классы.
2. Формулируют задачу и тему урока
|
2-й этап урока – решение учебной задачи.
|
1.Тема урока Слайд 1
2. Задание: «юный химик зашел в лабораторию и увидел в беспорядке разбросанные реактивы, он их разложил на 2 полки, причем место для 2 реактивов у него вызвали сомнение.
( 2 слайд – последовательно 1,2, 3 щелчок )
3. Дискуссия о основаниях выбранной учащимися классификации.
3. Задание: «Следом зашел лаборант и переставил вещества на 4 полки» 3 слайд- последовательно 1,2,3,4 щелчок))..
…Как распределил лаборант вещества? Какие признаки использовал?
|
Запись темы в тетрадь
Работа в парах - учащиеся выделяют две группы (показывают, что сделал лаборант) и отмечают проблему - не находят места для двух химических формул веществ.
..соединения серы – родственники
.. ..соединения железа– родственники
Работа в парах - учащиеся
распределяют химические формулы на 4 группы - дискуссия по выдвинутым гипотезам и и соответствующее обоснование своих выводов
|
-1 группа сложных веществ содержит элемент железо – это соединения железа
-2 группа веществ содержит элемент серу – это соединения серы
-В двух химических формулах содержатся и сера и железо – это соединения и серы и железа.
(на начальной стадии формируется понятие генетической связи веществ)
Основанием такого деления может быть..
-соединения элементов металлов и неметаллов с кислородом
- соединения элементов металлов и неметаллов с кислородом и водородом(основания и кислоты)
- отсутствие водорода в соединениях элементов.
|
3-й этап урока – выделение признаков выделенных в процессе классификации групп веществ и вывод общих формул.
|
Составьте общую формулу и дайте определение каждому классу веществ на основании выделенных признаков(записано на доске):
- вещества (сложные, простые
- состав (состоящие, элементы)
- характерный признак
Слайды с 4 по 7 см. ниже
|
Составление общих формул и определений
-оксидов……..
-гидроксидов (кислот и оснований эти понятия вводит учитель)
-солей……………….
|
Бинарные соединения….
(Н),и (О) содержащие (гидроксид)
Средние(от кислот и оснований)
|
4-й этап урока – обобщение (8слайд)
|
8слайд)Обобщение
|
Запись в тетрадь
|
|
5-й этап урока – контроль и ДЗ
|
Тест, упражнение
|
Выполняют фронтально
|
самопроверка
|
Оксиды – работа с 4 слайдом (последовательно 1,2,3,4,5,6,7,8,9 щелчков), позволяющим учащимся самостоятельно предположить, вывести, проверить, выделить общий признак и запомнить общие формулы и определение оксидов.
Кислоты - работа с 5 слайдом (последовательно 1,2,3,4,5щелчков), позволяющим учащимся самостоятельно предположить, вывести, проверить, выделить общий признак и запомнить общую формулу и определение кислот.
Основания - работа с 6 слайдом (последовательно 1,2,3,4,5,6,7 щелчков), позволяющим учащимся самостоятельно предположить, вывести, проверить, выделить общий признак и запомнить общую формулу и определение оснований.
Соли - работа с 7 слайдом (последовательно 1,2,3,4,5,6,7щелчков), позволяющим учащимся самостоятельно предположить, вывести, проверить, выделить общий признак и запомнить общую формулу и определение оснований.
На каждом этапе работы со слайдами презентации, идет обобщение и обсуждение основных признаков каждого класса веществ, что способствует формированию умения определения классов неорганических веществ по химическим формулам.
Список ресурсов:
1.О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для образовательных учреждений. Дрофа. М., 2006.
2.О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова. Изучаем химию в 8 классе. Дидактические материалы.
М., «Блик плюс» 1999
3. Созданные демонстрационные материалы к уроку созданы автором в программе PowerPoint 2003