Класс Земноводные - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме «Земноводные» 1 40.36kb.
Земноводные. 1 кольчатая червяга (Siphonops annulatus); 2 протей... 1 324.56kb.
«класс земноводные, или амфибии» 1 17.04kb.
Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и строение... 1 86.35kb.
Класс Земноводные Проверь себя 1 13.59kb.
Класс Земноводные 1 104.05kb.
Текст к презентации «Земноводные» 1 класс Слайд 1 Прочитайте тему... 1 40.25kb.
«Путешествие в Царство животных» 2 класс 1 99.53kb.
Урок заочная экскурсия 1 109.9kb.
Разработка урока по биологии в 7 классе Учитель Ищенко Светлана Вячеславовна... 1 77.49kb.
Земноводные (или Амфибии, Amphibia) класс позвоночных, животные холоднокровные 1 62.86kb.
«Жизнь в морях и океанах» 1 24.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Класс Земноводные - страница №1/1

План-конспект урока

Азановой Елены Михайловны

МАОУ «Кувинская СОШ», Кудымкарского района

Класс - 7 класс

Предмет – биология, раздел «Зоология»

Тема урока: Класс Земноводные.

Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях строения и жизнедеятельности представителей Класса Земноводные.

Задачи урока:

  • раскрыть особенности строения представителей Класса Земноводные в связи с особенностями жизнедеятельности;

  • познакомиться с многообразием земноводных и доказать их роль в природе.

Тип урока: урок приобретения первичных знаний.

Применяемые технологии: технология проблемного диалога, технология исследовательской деятельности, технология деятельностного метода.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная индивидуальная и групповая работа.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки с текстом, живые объекты (лягушки шпорцевые)

Литература: Учебник: Константинов В.М., БабенкоВ.М., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. Проф. В.М. Константинова. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.-304с.

Дополнительные учебники: ЗахаровВ.Б., Сонин Н.И. . Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.- 255с.

Серия «Стандарты второго поколения» Москва Просвещение, 2010.



Цель урока

Личностная

Метапредметная

Предметная




Развитие познавательного интереса, основанного на смыслообразовании учения.

Формирование регулятивной, коммуникативной и когнитивной компетентностей учащихся.

Обеспечение усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности класса Земноводные.

Задачи

1.Применять опорные материалы для групповой и индивидуальной работы, занимательное содержание заданий для познавательной мотивации.

2.Использовать рефлексивный метод преодоления затруднения и подведение итогов работы.

3.Прослушивание звуковой записи с голосами земноводных для создания эстетической образовательной среды.


1.Организовать работу в группах и в парах для проработки нового содержания.

2.Продолжить формирование умения проводить исследования натурального объекта.

3.Формировать умение работать с текстом, выделять главное.


1.Сформировать представление о строении тела земноводных, их роли в природе.

2.Продолжить формирование умений разбираться в признаках Класса Земноводные.

3.Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира.


Планируемые результаты

1.Самоопределение:

Имеет место адекватная самооценка результатов учения.

2.Смыслообразование:

-содержание и технология урока мотивировали успешное учение,

-работа детей в парах и группах успешна.

3.Нравственно-этическое оценивание:

-преобладает ценное отношение друг к другу и учителю.


1.Коммуникативные:

-дети сдержаны в отстаивании своих взглядов при работе в группах, парах и индивидуальной работе.

2.Регулятивные:

-дети активны в целеполагании, планировании, имеют навыки самооценки.

3. Когнитивные:

-произвольное внимание детей устойчиво, наблюдаются аналитические умения.



1.Знания:

-учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельность земноводных.

2.Умения:

-учащиеся умеют работать с текстом, находить главное;

-учащиеся разбираются в заполнении таблиц, в схемах, рисунках, в этапах исследовательской деятельности.


Ход урока


Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Орг. момент

Цель: психологическая настройка детей на урок



Здравствуйте, ребята!

У вас на столах желтые листочки с цифрами, на обратной стороне, поставьте ту оценку, какую вы хотите сегодня получить. И будем стараться.



Приветствие, визуальный контроль, готовность к уроку.




Умение слушать других людей.(к)

Личностное целеполагание

(р)


2.Мотивация

Цель:


подготовка мышления детей к изучению нового материала.

Мне хочется начать наш урок с прослушивания звуковой записи.

Звуковая запись голосов земноводных.



Ребята, чьи голоса мы слышим? Вы узнаете эти голоса?



Включает аудиозапись.

У кого совпало собственное представление с ответом?




Слушают звуковую запись, представляют это животное.


Умение слушать. (к)

3.Целеполагание

Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока для четкого представления о том, что они будут изучать.



Подводящая проблемная беседа для определения темы урока и целеполагание.

Кто догадался, какая у нас тема урока?

Тема урока «Класс Земноводные».

Кто скажет, что мы будем изучать на уроке? Узнаем признаки земноводных, их особенности строения и среду обитания. (Слайд 1,2)



Задает наводящие вопросы.



Отвечают на вопросы.

Называют тему и цель урока.



Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.(к)
Умение слушать собеседника, дополнять его ответы. (к)

4.Пробное действие

Цель: создание проблемной ситуации, обращающее внимание детей на недостаточность знаний о земноводных.




Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад.

Ребята, вы знаете, кто является предком земноводных? (Предки древних кистеперых рыб).

В настоящее время насчитывают около 5 тыс. видов амфибий, объединенных в три отряда: Хвостатые (тритоны, саламандры), бесхвостые (лягушки и жабы) и безногие (червяги). (Слайд 3)

И хотя они такие разные, но у них есть общие признаки.

Вы сможете назвать признаки земноводных?


Предлагает ответить на вопрос.

По слайду знакомятся с отрядами земноводных.

Организует затруднения о происхождении и строении тела земноводных.


Затрудняются дать ответ. Обращаются к учебнику биология, автор В.Н. Константинов, стр.167, рис. 127.

Вступают в диалог с учителем, выявляют, осознают проблемную ситуацию, пытаются дать ответ. ? (сомнение)




Умение находить необходимую информацию. (п)

5.Построение проекта выхода из затруднения

Поставим задачи, для достижения цели урока:

1.определим среду обитания земноводных;

2.рассмотрим особенности строения и их жизнедеятельность;

3.узнаем о многообразие земноводных .



Организует составление проекта выхода из затруднения.

Намечают план работы

Умение составлять план и определять последовательность действий.(р)

6.Открытие новых знаний

Цель: организация подводящего диалога, наблюдения за живыми объектами, направленного на построение и осмысление нового знания об особенностях строения земноводных.




Ребята, а какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные?

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека чувство настороженного интереса, страха и отвращения, как земноводные, особенно семейство жаб. (Слайд 4)

Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока?

А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу?

Куда она старалась спрятаться?

Следовательно, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. (Слайд 5)

Оба названия класса, «земноводные» (рус. земля и вода) и «амфибии»

(с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных.

Большинство из них хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде.

1. Ребята, сейчас мы проведем небольшую лабораторную работу, в ходе которой постараемся определить основные признаки земноводных. Рассмотрим особенности внешнего строения удивительно красивой шпорцевой лягушки (Слайд 6), а признаки запишем в таблицу 1. (Приложение 1)

Будем работать в группах по 3-4 человека. У вас у каждого есть маленькие листочки с цифрой. Каждый будет выполнять задание под своим номером. Можно пользоваться учебником и дополнительным материалом.

Давайте посмотрим, что у вас получилось, сверим ваши ответы с эталоном. (Слайд 7)



Сформулируем выводы.

2. Ребята, мы рассмотрели часть внешних признаков земноводных, давайте подробнее изучим этот вопрос. Приступаем к выполнению следующего задания



«Вставьте пропущенные слова» (Приложение 2)

Будем работать с текстами на карточках (Приложение 3)и рис. 132 учебника биология животные, автор В.М. Константинов.

Проверим тексты (Слайд 8)


Обращает к чувствам учащихся.

Создает ситуацию успеха.

Организует диалог. Подводит к выводу о среде обитания земноводных.

Подводит к выводу.


1 .Организует лаб. работу в группах.

Организует проверку данных таблицы.

2. Организует индивидуальную работу с текстом по вариантам.

Организует самопроверку.




Рассказывают о своих чувствах и ощущениях по отношению к лягушкам и жабам.

Вступают в диалог с учителем, рассказывают, где встречали лягушек.

Объясняют, почему так назван класс.
Делают вывод: поэтому земноводных, считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

1.Работают в группах, проводят исследование, данные записывают в таблицу.

Включаются в диалог с учителем.

В ходе фронтальной работы предлагают свои версии.

Сверяют свои данные с эталоном, по необходимости корректируют записи.

Делают выводы.


2.Индивидуально работают с текстами, вставляют пропущенные слова в предложения.

Обсуждают варианты решений. Проверяют и дополняют ответы друг друга. Делают выводы.


Умение высказывать свою точку зрения.(к)

Умение прислушиваться к мнению других ребят.(к)

Умение анализировать и делать выводы. (р)

Умения работать в группе, договариваться с одноклассником.

(к)
Умение находить на объекте органы тела, анализировать, делать вывод.(п)
Умение сверять результат своей деятельности с эталоном, вносить коррективы.(р)

Умение обосновывать свое решение.(к)

Умение выделять из текста необходимую информацию.(п)
Умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.(р)


7.Применение новых знаний в практической деятельности

Цель: формирование умения применять знания в различных ситуациях.



Ребята, многие из признаков земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Однако, сумев освоить сушу, амфибии всё же не порвали до конца связь с водой.

Давайте соотнесем признаки приспособленности Земноводных к среде обитания. (Приложение 4) Проверим (Слайд 9)

Организует устную работу с заданием на слайде и прослушивание ответов.


Предлагают свои варианты ответов, поясняя их. Дополняют друг друга.


Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.(п)


8.Первичное закрепление

Цель:


Применение новых знаний в игре.


Можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. Это поистине удивительные создания! Если вы ещё не убедились в этом, то может быть, следующие факты снимут ваши сомнения.

А сейчас я предлагаю сыграть с вами в игру «Верю» «Не верю».

Я буду читать утверждения, а вы если верите – то поднимайте руку. Сыграем? (Приложение 5).



Организует мыслительную деятельность детей, расширяет кругозор, задавая обучающие вопросы.

После игры учитель задает вопрос:

Изменилось ли у вас отношение к лягушкам?


Сомневаясь, выбирают вариант решения. Находятся в затруднении.

Приходят к выводу, что земноводные – удивительные существа, приносящие огромную пользу.



Умение слушать и слышать других людей,(к) запоминать необходимую информацию.(п)

9. Итог

Цель: Обобщение и систематизация новых знаний.



Ребята, мы рассмотрели основные признаки Земноводных.

Давайте посмотрим, что вы запомнили? У вас на столах карточки с заданием: «Выберите 6 верных признаков у Земноводных».

(Приложение 6) (Слайд 10) 

Проверка




1. Организует самостоятельную работу на выбор правильных утверждений, признаков Класса Земноводных. Организует взаимопроверку и уточнение правильности первоначальных ответов.

Выполняют задание. Уточняют правильность ответов. Оценивают товарища.

Делают выводы.



Умение применять полученные знания в различных ситуациях. (п)

Умение осуществлять взаимоконтроль, взаимопроверку и взаимооценку. (р)



10.Рефлексия

Цель: формирование умения анализировать и оценивать свою работу.



Наше занятие подходит к концу и мне хочется узнать ваше мнение об уроке. Предлагаю выполнить задание «Незаконченное предложение»

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне понравилось…

Мне больше всего запомнилось…

Я думаю, что лягушки …

Мое мнение о лягушках …


Ребята, у вас изменилось отношение к лягушкам?
Закончить наш урок мне хочется таким стихотворением:

Лягушек спросили: - о чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте.
Лягушки сказали: - о том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем!


Ребята, о чем это стихотворение?

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

Спасибо за урок!


Организует фронтальную беседу по итогам урока.

Заканчивает урок стихотворением о лягушках.

Задает вопрос.

Читает стихотворение.



Учащиеся обобщают и делают выводы по уроку.

Проводят самоанализ методом незаконченного предложения.

Устно высказывают свое мнение об уроке.
Сравнивают свои ощущения в начале урока с ощущениями в конце урока.
Слушают стихотворение, делают выводы, что надо любить свой край, родную природу.


Умение адекватно оценивать результаты деятельности и свое поведение. (р)

Умение понимать причины успеха и неуспеха. (р)

Привитие любви к природе и бережное отношение к живым организмам. (л)





Приложение 1.

Лабораторная работа

1). Рассмотрите лягушку шпорцевую и запишите признаки в таблицу 1.

1. Определите цвет лягушки, покровы тела, сухая кожа или покрыта слизью.

2. Из каких отделов состоит тело лягушки?

3. Найдите глаза, сколько их,какие они?

4. На голове, за глазами попытайтесь найти барабанную перепонку.

5. Рассмотрите конечности, пальцы, перепонки на задних лапках.



Таблица 1: Особенности внешнего строения лягушки. Заполните колонку 2.

Признаки

Класс Земноводные

  1. Покровы тела



  1. Отделы тела



  1. Органы зрения



  1. Органы слуха



  1. Количество пар конечностей и пальцев на них.



Приложение 2.



«Вставьте пропущенные слова»
1 - вариант.

  1. На голове лягушки находятся _______________щель.

  2. Выше рта находятся пара ________________.

  3. Глаза имеют веки и _______________ железы.

(ноздри, слезные, ротовая)
2 - вариант.

  1. Лягушки питаются ________________, принося большую пользу, уничтожая вредителей и переносчиков болезней.

2. У самцов зеленых лягушек в углах рта расположены ______________, которые при кваканье раздуваются, как пузыри.

3. Температура тела непостоянная: амфибии - ______________ животные.

( резонаторы, холоднокровные, насекомые)

Приложение 3.



Класс Земноводные.

Земноводные, или Амфибии, - первая немногочисленная группа примитивных наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой.


Зеленая лягушка – представитель Класса Земноводные, летом встречается по берегам водоемов, здесь она подкарауливает насекомых, пауков, червей. Охотится лягушка только за движущимися объектами. При приближении добычи она широко раскрывает рот, выбрасывает липкий язык, к нему приклеивается добыча, которую лягушка заглатывает.
На уплощенной голове лягушки находятся большая ротовая щельи пара ноздрей. Глаза лягушки круглые, выпуклые. Это позволяет лягушке, выставив их, как перископы, наблюдать за происходящим над поверхностью воды. Глаза снабжены подвижными веками, защищающими их от засорения. Как у всех наземных позвоночных, имеются слезные железы, секрет которых смачивает глаза, смывает пылинки и обладает бактерицидным действием.
В случае опасности лягушка прыгает в воду и ныряет. Через некоторое время она всплывает, выставляя над поверхностью воды, выступающие на голове глаза и ноздри. Если все спокойно, она выбирается на берег.
По бокам головы позади глаз находятся органы слуха, состоящие из среднего уха и барабанных перепонок.

У самцов зеленых лягушек в углах рта расположены резонаторы, или голосовые мешки, которые при кваканье раздувается, как пузыри, усиливая звуки.


У взрослых амфибий есть парные пятипалые конечности, типичные для наземных животных. В воде лягушка передвигается при помощи задних конечностей, между пальцами которых натянута плавательная перепонка.
Дышат земноводные легкими. В кровеносной системе два круга кровообращения и трехкамерное сердце.
Взрослые амфибии сохранили признаки водных позвоночных.

У них богатая железами голая кожа, которая играет важную роль в дыхании, а слизь, предохраняет кожу лягушки от быстрого иссушения и защищает от бактерий.


Температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды: амфибии — холоднокровные животные.

Приложение 4.



Установите соответствие междупризнаками земноводных и средой обитания.

А. Обтекаемая форма тела 1) К водной среде

Б. Наличие парных конечностей 2) К наземной среде

В. Перепонки между пальцами

на задних конечностях

Г. Легочное дыхание

Д.Влажная кожа

Е. Подвижные веки.

Ответы

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

1

2

Приложение 5



Игра «Верю» «Не верю»

Я буду читать утверждения, а вы если верите – то поднимайте руку.



* Верите ли вы, что у лягушки, язык «шиворот навыворот»?+

Передний конец его прикреплён ко дну рта, а задний – свободный и обращен внутрь. Раздвоенный и липкий задний конец языка быстро выбрасывается из ротовой полости. Насекомые прилипают к кончику языка и попадают в рот. Скорость «выстрела» и захвата насекомого языком (например, мухи) составляет 1/15 долю секунды.



* Верите ли вы, что если потрогать жабу, на руках вырастут бородавки?-

* Верите ли вы, что лягушка видит только движущихся насекомых? +

Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными.



* Верите ли вы, что есть лягушки длиной до 40 см.?Лягушка-голиаф имеет тело длиной до 25 см, массой до 3,25 кг. В Анголе была поймана лягушка длиной 40 см.

*Верите ли вы, что жаб можно употреблять в пищу?-



* Верите ли вы, что есть волосатые лягушки?

В Западной Африке самцы одного вида лягушки в период размножения обрастают волосом длиной 1-1,5 см. Но не там, где мы привыкли ее видеть, а на ногах и боках. Для чего лягушке волосы? Это дополнительные органы дыхания. Конечно, они не имеют никакого отношения к настоящим волосам!



* Верите ли вы, что лягушкам поставлены памятники. +

(Сорбонне в Париже, Токио, В Бостоне, В Москве, В Казани). Лягушки являются объектом научных исследований и в честь этого им был поставлен памятник в Парижском университете, в Сорбонне. Второй - воздвигнут в Токио студентами-медиками в честь миллионной лягушки, использованной для нужд медицины.



* Верите ли вы, что на гербе Республики Доминики есть лягушка? +

Жаба - доминиканская горная лягушка, эндемик: встречается только на островах   Монтсеррат  и Доминика.

* Верите ли вы, что садоводы и огородники специально собирают лягушек, жаб и выпускают в свои огороды? + Численность насекомых-вредителей на участках резко уменьшается.

Приложение 6

Выберите 6 верных признаков у Земноводных. 

1. слизистая кожа

2. жаберное дыхание

3. хладнокровные животные

4. обтекаемая форма тела

5. наличие плавников

6. легочное дыхание

7. пятипалая конечность

8. наличие барабанных перепонок

9. теплокровные животные


Ответы (1,3,4,6,7,8)

Слайд 1



Тема урока:

Класс Земноводные



Цель урока:

Изучение особенностей строения и жизнедеятельности земноводных
Слайд 2


Класс Земноводные - Амфибии



Отряд БЕСХВОСТЫЕ

около 3400 видов -лягушки, квакши, жабы, жерлянки, пипы, шпорцевые лягушки




Отряд

ХВОСТАТЫЕ

340 видов –

тритоны,

саламандры




Отряд

БЕЗНОГИЕ

165 видов  -

червяги



Слайд 3


колорадская ж серая ж

Колорадская жаба Серая жаба


Слайд 4



Среда обитания Земноводных

озерная болото

Водная Наземная


Слайд 5


Шпорцевая лягушка одновременно отталкивается от воды задними конечностями с перепонками между пальцев
Слайд 6



Особенности внешнего строения лягушки


Признаки



Класс Земноводные

  1. Покровы тела




Цвет. Кожа, покрытая слизью

2. Отделы тела


Голова, туловище и конечности

3. Органы зрения



2 крупных выпуклых глаза

4. Органы слуха

Есть среднее ухо и барабанная перепонка

5. Количество ног и пальцев

2 пары пятипалых конечностей, на задних есть плавательные перепонки


Слайд 7


  1. - вариант




  1. На голове лягушки находятся ротовая щель.

  2. Выше рта находится пара ноздрей.

  3. Глаза имеют веки и слезные железы.




  1. – вариант

  1. Лягушки питаются насекомыми, принося большую пользу, уничтожая вредителей и переносчиков болезней.

  1. У самцов зеленых лягушек в углах рта расположены резонаторы, которые при кваканье раздуваются, как пузыри.

3. Температура тела непостоянная: амфибии – холоднокровные животные.

Слайд 8



Установите соответствие между признаками земноводных и средой обитания
А. Обтекаемая форма тела 1) К водной среде

Б. Наличие парных конечностей 2) К наземной среде

В. Перепонки между пальцами

на задних конечностях

Г. Легочное дыхание

Д. Влажная кожа

Е. Подвижные веки

Слайд 9


Выберите 6 верных признаков у земноводных

1. слизистая кожа

2. жаберное дыхание

3. хладнокровные животные

4. обтекаемая форма тела

5. наличие плавников

6. легочное дыхание

7. пятипалая конечность

8. наличие барабанных перепонок

9. теплокровные животные



Выберите 6 верных утверждений о земноводных

1. слизистая кожа

2. жаберное дыхание

3. хладнокровные животные

4. обтекаемая форма тела

5. наличие плавников

6. легочное дыхание

7. пятипалая конечность

8. наличие барабанных перепонок

9. теплокровные животные


Слайд 10





Путь от богатства к власти менее предосудителен, чем от власти к богатству. Тадеуш Котарбиньский
ещё >>