Киевские Губернские Ведомости. – 1851. – №20. – 19 мая. – Отд. – Ч. неоф. – С. 153-155. 9-го марта в день св. Сорока мучеников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Киевские Губернские Ведомости. 1854. 6 февраля. №6. Отд. Ч. 1 329.16kb.
Как испечь жаворонков 1 24.84kb.
Петров день // Олонецкие губернские ведомости. 1869. №51. С. 1 19.37kb.
Леонид фросевич 1 64.63kb.
14 октября – Республиканский день матери 1 46.38kb.
Былина о Хотене Блудовиче // Олонецкие губернские ведомости. 1 98.4kb.
15 мая – день семьи 1 44.07kb.
Шайжин Н. Современная песня-«частушка» // Олонецкие губернские ведомости. 1 128.15kb.
Георгиевский А. Гроза в представлении народа // Олонецкие губернские... 1 28.96kb.
Традиционные народные игры. Праздник сорока мучеников Севастийских... 1 58.14kb.
11 января – День национальных парков и заповедников России. 1 20.04kb.
Кафедра общеобразовательных дисциплин 7 1226.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Киевские Губернские Ведомости. – 1851. – №20. – 19 мая. – Отд. – Ч. неоф. – С. 153-155. - страница №1/1


Сементовский А. Заметки о народных праздниках Киевской губернии // Киевские Губернские Ведомости. – 1851. – №20. – 19 мая. – Отд. 2. – Ч. неоф. – С. 153-155.

9-го марта в день св. Сорока мучеников ученики приносят своему учителю по сорока бубликов. Народ верит, что в этот день сорока кладет на свое гнездо сорок палочек. Объяснения этого поверья должно искать в созвучии слов сорока и сорока.

17-го марта в день праздника преподобного Алексия, называемого в народе теплым, обыкновенно вынимают из погребов пчелы и выставляют на тычки. Действие это сопровождают следующими словами: як жиды на сонце не могуть дывиться, щоб так чужи бжолы не моглы задывиться на мою пасику и щоб не шкодылы ей, як буде ити з пожитком. Закленаю их Божею помощею и святыми святителями и трома архангелами и всими святыми и небесными сылами. Если же в этот день погода для внимания из погребов (темников) пчел неблагоприятна, пасичники перекладывают в погребу ульи с одного места на другое или же несколько порушат их. Перекладывая ульи, говоря так: годуйтеся мои бжолы, Божи робитныци; вам [С. 153] число пришло идти дбати, робыты густый мед частии рои, жовтый виск Господу Богу на хвалу, в миру христианскому на корысть! В этот же день обыкновенно закармливают их сытой, сваренной с гвоздичным перцем и мускатным орехом; но есть и такие пасечники, которые кроме этого кладут в сыту порошок, приготовленный из щучьей головы и икряного окуня; в этом последнем случае кормя пчел, произносят следующее заклинание: «Як тая рыба у мори и риках плидна була не сама собою, а Божею милостью, щоб так и моя бжола швидка, хвабра, ридна и плидна».

Для того, чтоб рои не уходили, закапывают посреди пасеки горшок с варенной пшеницей и куском меда и произносят следующее заклиннание: «Як тая пшеница и той мед не могут выйти из пид земли, щоб так и мои бжолы не моглы повтикать з моей пасики. Я вас бжолы закленаю не сам собою, а Божею помощию и действием Святого Зосима».

В день Благовещенья 25 марта по народному поверью ласточка возвращается из вырая; если же в этот деньона не прилетит, то ожидают холодной весны и морозов. Когда на Благовещенье случится гром, то говорят, будет теплое лето у урожай орехов. Думают однако ж, что от этого грома перестает цвести фиалка Viola odorata. Судя по погоде этого праздника предсказывают так же погоду первого дня Святого Христового Воскресения. Накануне Благовещения опытные хозяйки сеют горох, думая, что это споспешествует урожаю оного.

Собор архангела Гавриила 26 марта носит в народе название Благовистныка. Говорят, что все родившееся в этот день будет иметь какой-либо недостаток уродливости; даже яйцо, снесенное курицей или другой домашней птицей, непременно будет отличаться от яиц, снесенных в другое время. В следствие такого странного и не основательного поверья животные и птицы, имеющие какую-либо уродливость, называются благовистными.

В день св. Победоносца Георгия, попросту, Юрья (23-го апреля) по совершении литургии и крестного хода вокруг посевов, каждое семейство отправляется на одну из своих нив, и, выбрав на ней место, садится обедать. По обеде все без изъятия члены семейства качаются по житу, думая, что это способствует росту оного. К вечеру расходятся по домам, оставляя остатки пищи на месте своей трапезы. Замечают, что около этого времени начинает петь соловей, впрочем, в том только случае, если листья берез до этого разовьются, что скопляющейся в них росой может он напиться. Говорят также, что соловьи продолжают петь до тех пор, пока ячмень не станет колоситься. Если зозуля (кукушка) закукает до Юрья, а деревья еще не распустились, то предсказывают неурожай и падеж скота. В этот же день до восхода солнца собирают росу, приписывая ей особенное целительное свойство от всех недугов, а особливо от боли глаз и пристрита. В первом случае, омывая глаза больного, знахарь произносит следующий заговор:

Ихав Юрий на билим кони, били губы, били зубы, сам билый, у биле одягся, билым подперезався и за собою три хорты веде; один билый, другий сирый, третий червоный. Билый злыже бильмо, сирый слизу, а червоный кровь. Этот же заговор употребляют и при лечении бельма у рогатого скота и лошадей, но в этом разе место Юрьевой росы задувают в глаза животного немного соли с перцем.

Ведьмы же собирают росу, по мнению народа, для того, чтобы коровы их давали более молока. Это делают так: выдоив ночью чужих коров, ведьма моет Юрьевой росой цедилку, после чего, когда начнет выдавливать ее, [С. 154] то вместо росы польется из нее молоко. При этом видьма приговаривает: я корысть собе забираю, а остатки тебе оставляю. Кроме исчисленных нами поверьев и суеверных обычаев, относящихся к дню св. Победоносца Георгия, существует еще в Киевской губернии весьма значительное верование, якобы в этот день св. Юрий разъезжает по лесам на белом коне и отдает нарочно для сего собравшимся волкам свои приказания; после этого выстрелом из пистолета разгоняет их. Как после выстрела побегут волки, то есть по паре или по одному, так будут бегать целый год. С 23 апреля не пускают более рогатого скота ни на сенокосы, ни на озимые поля, а выгоняют в толоку, отчего и произошла поговорка: До Юрья бъют дурня, а после Юрья бъют и разумного; есть также поговорка, что сена станет у дурня до Юрья, а у розумного до Мыколы.

Праздник ап. Иоанна Богослова (8-го мая) называют Довгим Иваном; в этот день обыкновенно сеют огурцы в ожидании лучшего урожая. В следующий день, то есть 9-го мая празднуют Мыколая литьнего (Николая мощи), с этого дня начинают сеять гречку, стричь овцы, что весьма ясно выражено в народной пословице: До Мыколы не сий гречки, не стрыжи овечки; говорят также, что накануне этого праздника трутся в первый раз карпы.

10-го мая в день ап. Симона Зилота копают и собирают разные лекарственные травы. а именно: кур зелья, которое употребляют от боли зубов; золототысячник от боли живота, папоротник и горицвет для закормления пчел и противу сояшниц, терлич для любощив, то есть, чтобы приманить к себе хлопцив; для этого нужно умиться рано утром в субботу отваром терлича и сказать 3 раза: Терлич, терлич сим хлопцив приклич! Собранные в этот день травы, высушив на солнце и связав в виде крестов, вешают на стенах хат, а в праздник Маковея освящают.

В день памятования обновления Цареграда 11-го мая не сеют хлеба и не сажают огородов боясь, чтобы град не повредил нив и бахчей.

В день Вознесения Господня 20 мая ничего не делают в полях, но сеют подсолнечники и коноплю; последняя севба которой считается в клечанную субботу на проводах. Замечают, что около сего времени трутся в другой раз карпы и лины, а в третий плотка, почему последняя носит название вознесенка. Первые два рода рыбы трутся последний, то есть третий раз, в Спасивку. Плотка же трется первый раз на Вербной неделе, а второй в конце апреля, когда распустится береза, почему называют ее вербивкой и пидберезянкой. На Вербной неделе вместе с плоткой трутся также и лины. 21-го мая Константины и Елены последняя севба льну. [С. 155]


Сементовский А. Заметки о народных праздниках Киевской губернии // Киевские Губернские Ведомости. – 1851. – №21. – 26 мая. – Отд. 2. – Ч. неоф. – С. 164-165.

С. 164


Суббота 7-й по Пасхе недели носит название Клечанной, потому что в этот день ставят близ ворот двора, дверей избы и в самой хате клечанье, то есть ветви разных лиственных дерев, преимущественно клена и липы, а пол посыпают травой. В этот же день, как мы выше заметили сеют коноплю.

Следующий день, то есть Воскресенье называют Духовым днем, ибо празднуют Сошествие Святого Духа. Понедельник же и вторник Тройцыными. А всю эту неделю зеленою, клечанною или зелеными святками. К этому же времени относится народная поговорка: До святого духа держись кожуха, тай по Святым Дуси в тим же кожуси. Обозначающая не постоянство климата этого края.



На светлые святки, а в особенности в клечанну субботу и зеленый четверг, называемый еще русальным, никто не купается и не ходит в лес, боясь, чтобы не залоскотали русалки, пользующиеся по народному поверью, в это время особенной свободой. В эти же дни, по сказанию народа, души потерчать, то есть родившихся мертвыми или умерших некрещеными, летая в воздухе просят людей, чтобы их окрестили. Просьба эта выражена в песне:

Мене маты народыла

Не крещену схоронила

Пид порогом положила!

Кто услышит эту таинственную песню, должен что-либо бросить в воздух и сказать: Иван да Марья крещаю вас: Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь!

Произнесший эти святые слова считается крестным отцом младенца, душа которого отлетает в небеса и делается ходатаем его у Престола Всевышнего, если же в течении 7 лет никто не услышит песни невинного страдальца, никто не окрестит его; то потреча поселяется в лоне вод соседней речки или озера, превращается в мавку, и мстит людям, лишившим его царствия небесного.

На чем основано это поэтическое верование народа, мы решить не беремся, хотя думаем, что искать начала его в верованиях языческих не следует.

12-го июня в день св. Онуфрия и Петра последняя сейба гречки, которая попросту и называется Онуфриевкой. Накануне праздника Рождества Предтечи, то есть 23-го июня народ празднует Ивана Купала, но об этом празднике так часто было говорено, что повторять сказанное считаем излишним. Прибавим только, что с этого времени перестают кормить пчел, что видно из народной пословицы: кормы мене до Ивана, зроблю з тебе пана. Народ верит также, что в полночь противу Ивана Купала цветет папороть; цвет коей помогает отыскивать клады. В настоящую пору уже очень мало находится таких смельчаков, которые покушаются искать цветы папороти. Народная пословица: писля Ивана не треба жупана определительно выражает начало самого жаркого времени в нашей губернии.

В праздник Петра и Павла 29-го июня разговляются не мясными яствами, как в первый день Светлого Христова Воскресения, а молочными и сырными, для чего каждая хозяйка приготовляет лепешки с сыром, называемые мандриками.

Сементовский А. Заметки о народных праздниках Киевской губернии // Киевские Губернские Ведомости. – 1851. – №22. – 2 июня. – Отд. 2. – Ч. неоф. – С. 171-173.

Народ верит, что зозуля после праздника св. Петра и Павла перестает куковать, ибо удавится мандрикою. Трудно найти начало этого странного поверья, а между тем, действительно около сего времени в здешних местах зозуля умолкает. Следующий день, то есть 30 июня, празднуемый нашею церковью в воспоминание собора 12 апостолов, носит название Полупетра и также празднуется народом. Со дня праздника св. пророка Ильи, 20 июля, не купаются, говоря, что вода сделалась холодной, ибо Ильи в воду налья. В этот день подчищают и перегоняют пчел. О роях, вышедших после Ильи, говорят: нихай сыдыть ни гильи, обозначая этим, что таковой рой не может уже быть годным для зимовли, ибо не успеет собрать достаточно меду. Св. Марию Магдалину народ считает повелительницею грома и молнии: поэтому в день праздника ее 22 июня, никто не работает в поле, точно также как в день великомученика Пантелеймона? попросту Паликопа. В это время обыкновенно поспевают все хлеба даже самых поздних посевов, но по этому вероятно и произошла народная поговорка, относящаяся к дню празднования мучеников Бориса и Глеба, 24-го июля: На Глиба Борыса до хлиба берыся.

В праздник св. мучеников Маковеев, 1-го августа, освящают колодцы, а также венки [С. 171] сплетенные из колосьев ржи, ячменя, пшеницы, из васильков, маку, моркови и других огородных лекарственных растений, собранных частью в день Симона Зилота, как мы выше упомянули, а частью накануне сего праздника. Каждая хозяйка долгом считает изготовить к обеду этого дня шулики т. е. коржи с маком и маковики, мак с медом. С первого по пятнадцатое августа, т. е. в день Успения Пресвятой Богородицы, попросту до первой Пречистой, постят все без изъятия. Пост этот называют Спасовым или Спасовкой

В день Преображения Господня попросту Спаса, 6-го августа, освящают мед, груши, яблоки, сливы и прочие фрукты, которые и употребляют с этого дня в пищу; впрочем, некоторые старухи не едят никаких фруктов до 15 августа, т. е. до окончания поста. В день Усекновения главы Предтечи, называемого Головосеком, не рубят капусты, не срезают мака, не копают картофеля, не рвут яблок, одним словом, не собирают ни фруктовых, ни огородных овощей, имеющих круглый, похожий на голову плод, а особливо стараются не употреблять в этот день для собрания овощей и фруктов, ножа, заступа, или другого какого-либо металлического орудия, веря, что в противном случае, видно будет на ноже, или другом орудии, употребленном для срезывания плодов, кровь.

В день св. Семиона столпника, попросту Семена, солят огурцы, арбузы, квасят капусту и вообще заготовляют нужные к зиме съестные припасы. В этот же день, по народному поверью, ласточки скрываются на зиму в колодези, реки о озера, в самую полночь на Семена черт меряет воробьев. Это делает он так, сперва соберет всех воробьев в полу своей свитки, потом высыплет в четверик, после осиновым прутом счернет тех, которые выше краев его, а наконец оставшихся в четверике убивает; те воробьи, которых черт сбросит с четверика, улетают благополучно в гнезда и заботятся о размножении своей породы. Трудно найти истинное начало этого странного верования, хотя нельзя сомневаться в том, что гибель воробьев нередко случавшаяся около этого времени от осенних непогод, могла подать повод к такому вымыслу. Самое название бурных осенних ночей горобинными подтверждает нашу мысль.

В праздник Вознесения Честного Животворящего Креста, 14 сентября, начинается первый перелет птиц в вырей. В этот же день, по сказанию народа и змеи лезут туда же по деревьям. Впрочем, те из них, которые в течение лета ужалили человека, остаются, как бы в наказание за это, в обычном своем местопребывании. Очевидно, последнее поверье выдумано народом для того, чтобы чем-либо объяснить нахождение змей в нашем крае и после праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Седмица с 1-го- по 8-е октября носит название бабьего лита, вероятно потому, что около этого времени бывает такая теплая погода, что невольно вспомнишь про лето.

Верят, что перелет в вырей журавлей до Покровы, предвещает раннюю, холодную осень и продолжительную зиму. Тоже заключение выводят, если земля во время бабьего лита более обыкновенного покрывается паутиною.

На праздник архистратига Михаила, 8-го ноября, обыкновенно перестают пасти скот в поле, а держат его в загороде. Впрочем, это обыкновение не всегда исполняется, ибо зависит от состояния погоды, качества подножного корма и наконец от количества имеющегося в запасе сена. 24-го и 30-го ноября дни св. Великомученицы Екатерины и апостола Андрея Первозванного посвящают гаданью; но это так уже известно всем и каждому, что мы не решаемся делать повторение.



В день св. пророка Наума, 1-го декабря, [С. 172] начинают учить детей, а на зачатие св. Анны, 9-го декабря, женщины, в обыкновенности беременные, постят и решительно ничего не делают. С этого времени, по замечанию народа, начинают бегать волки стадами и разбегаются только после выстрелов на Крещенье, т. е. 6-го января. [С. 173]





Никогда не печатай в газете того, чего не может понять твоя служанка. Джозеф Пулитцер
ещё >>