Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации города Юрги - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием... 2 380.9kb.
Информация на 01 января 2011 года Управление образования администрации... 1 101.48kb.
Управление образованием муниципального образования «Тавдинский городской... 1 39.66kb.
Кемеровская область калтанский городской округ администрация калтанского... 1 217.32kb.
Кемеровская область калтанский городской округ администрация калтанского... 1 199.27kb.
Памятк а пребывания граждан в лесах Телефон горячей линии Федерального... 1 53.35kb.
Утвержден приказом мку «Управление образованием администрации мр... 2 330.7kb.
Тавдинский городской округ Муниципальный орган Управления образованием 1 90.93kb.
Информация об итогах V городской выставки-конкурса детского изобразительного... 1 73.34kb.
Выборы мэра муниципального образования городской округ "Долинский" 1 60.94kb.
Диплом Мэрии города Новосибирска. Главное управление образованием... 1 188.13kb.
Всемирный день писателя 3 марта 1 14.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации - страница №1/1

Кемеровская область Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – сад IV вида № 33»



Национальный костюм коренных жителей Кузбасса - телеутов

Журнал

Журнал «Национальный костюм коренных жителей Кузбасса – телеутов»

Выпуск №2, 2012 год

Россия, Кемеровская область, г. Юрга

Издатель:

Обучающиеся 4 класса МКС(К)ОУ «С(К) НШДС IV вида №33»

Журнал «Национальный костюм коренных жителей Кузбасса – телеутов» вызовет большой интерес у читателей т.к. содержит исторический, занимательный, коррекционный материал, электронное приложение.

Рекомендован: педагогам и обучающимся младшего школьного возраста.

Содержание


  1. История места……………………………………………..2

  2. Преданья старины красивой……………………………7

  3. Что здесь носили………………………………………….9

  4. Народ телеуты……………………………………………15

  5. Культура места…………………………………………...17

  6. Раскрась по образцу……………………………………19

Юрга 2013

Из глубины веков

Исходной точкой проведения колонизации Кузнецкой котловины стало основание в 1604 году города Томска, который открыл путь русским землепроходцам к среднему и нижнему Притомью. Считается, что первые известия о посылке томским воеводой вооруженных отрядов вверх по реке Томи относятся к 1607—1608 годам. Одним из первых острогов, возникших на Кузнецкой земле, был острог в районе Абагура, основанный в 1615 году. В этом же году была основана деревня Ягуново. Наконец томский воевода поставил перед Сибирским приказом вопрос о строительстве постоянного укрепления в верхнем течении реки Томи. Решение вопроса затягивалось: у центральной и местной власти не было необходимых сил и средств. И только в 1617 году из Москвы последовал указ о строительстве острога на реке Томи. По распоряжению русского царя Михаила Федоровича! переданному через тобольского воеводу князя И. С. Куракина и туринского воеводу Д. Вельяминова томский воевода набрал отряд из своих служилых людей, также из служилых людей Тюмени и Верхотурья. В начале XVII века Кузнецкий острог был после Томска самым южным пунктом освоения земель в Сибири. Статус города Кузнецк -получил в 1622 году. В том же году Кузнецк получил свой первый герб. Кузнецкая земля стала российской.

Если первоначально жителями Кузнецкого острога стали пришедшие из Томска русские служилые люди, то уже в 1620 году на территории острога поселились крестьяне. С созданием системы укрепленных острогов и расположенных вокруг них земледельческих станов произошло окончательное формирование Томско-Кузнецкого земледельческого района. Он включал пахотные земли, расположенные на территории Томского и Кузнецкого уездов. В ходе реформ Петра I в уездах вводились низшие территориальные единицы-дистрикты. На территории будущего Кузбасса располагались Сосновский и Верхотомский дистрикты Томского уезда и Кузнецкий и Мунгатский дистрикты Кузнецкого уезда. Расположенная на территории Кузнецкого края земля являлась «государевой десятинной пашней», а работающие на ней принадлежали к категории «пашенных крестьян». В 1665 году в Кузнецком остроге числилось 238, а в 1705 году — 368 служилых и оброчных людей. Были оброчные люди и в других острогах. Подавляющее большинство русских людей продолжали прибывать на Кузнецкую землю самовольно. Принудительно сосланных людей крестьянского сословия насчитывалось в начале XVIII века всего несколько десятков. В небольшом количестве ссылались сюда и служилые люди, среди которых были даже иностранцы.

Время петровских преобразований не прошло бесследно для Кузнецкой земли. В связи с Северной войной (1700—1721 годы) стали усиленно строиться по инициативе правительства рудники и заводы на Урале. А вслед за Уралом (в 20-е годы XVIII века развернулись поиски руд и строительство заводов в Сибири. К этому же времени относится открытие в стране каменного угля.

В 1744 году императрица Елизавета Петровна узнала о тайной выплавке серебра на демидовских заводах и распорядилась передать их царскому Кабинету. Указом 12 мая 1747 года был создан Колывано-Воскресенский горный округ, куда вошла огромная территория, в том числе земли Кузнецкого уезда. Горный округ представлял собой частное владение царской фамилии Романовых, их горнозаводскую вотчину. Кузнецкие крестьяне попали в феодальную зависимость от царской семьи, и перешли под управление Кабинета ее императорского величества. Кабинет имел больше возможностей для поиска полезных ископаемых и строительства заводов, чем Демидовы. Знаток минералогии, выпускник Московского университета Василий Чулков (1746—1807 годы) использовал сведения местньх жителей о месторождениях железных руд на левом берегу реки Томь-Чумыш. Недалеко от этого месторождения Чулков предложил построить железоделательный завод. В 1770—1771 годах под руководством Дорофея Федоровича Головина он был построен и получил название Томского. Это был первый завод, воздвигнутый на Кузнецкой земле, в 50 километрах к западу от г. Кузнецка, у села Томского современного Прокопьевского района.

В 1781 году ссыльным рудоискателем Дмитрием Поповым были открыты крупнейшие месторождения серебряных руд в Салаире. Попов расспрашивал местных охотников о встречающихся интересных камнях в горной тайге, обещая награду за указание их мест. Первоначально салаирские руды увозили для переплавки на алтайские заводы. Однако затем горное начальство посчитало более выгодным постройку завода на месте добычи руды. Так был построен в 1795 году сереброплавильный завод, названный по распоряжению императрицы Екатерины II Гавриловским в честь начальника алтайских заводов Гавриила Симоновича Качки. В начале XIX века Гавриловский завод уже не мог обеспечить нужды Кабинета. Появилась потребность в постройке второго

сереброплавильного завода. Управляющий Салаирским краем Поликарп Михайлович Залесов получил распоряжение найти площадку для строительства нового завода. Место для завода было найдено в 1811 году на реке Бачат. Но вопрос о строительстве завода отложен до лучших времен по причине начавшейся войны с Наполеоном. Сереброплавильный завод был пущен 15 ноября 1816 года в день святых мучеников Гурия и Дмитрия и получил название Гурьевского. Но вскоре определилось новое его назначение, и завод стал развиваться как предприятие черной металлургии. В то время Томский и Гурьевский заводы были единственными железоделательными мануфактурами обширного кабинетского хозяйства в Западной Сибири.

Колоссальные запасы угля в Кузнецком бассейне продолжали оставаться в полном забвении. Металлургические заводы работали на древесном угле. Безнадежно устарели традиционные приемы плавки цветных металлов. В погоне за серебром в отвал отправляли медь, свинец, цинк, которые содержались в полиметаллических рудах Салаира. Если во второй половине XVIII века наблюдался расцвет кабинетской промышленности, то в первой половине XIX века происходит ее упадок. Ему способствовала и куда более выгодная добыча золота. Быстрый подъем золотопромышленности стал особенностью развития Кузбасса в 30—60-е годы. Еще в 1826 году началась выдача разрешений на поиски золота в Сибири отдельным крупным капиталистам, а в 1835 году были изданы Правила по добыче золота на государственных землях частными лицами. Разработка золотых россыпей сулила миллионы. Купеческие капиталы начали активно вкладываться в сибирскую золотопромышленность.

Петровские преобразования затронули все стороны российской жизни. Были внесены существенные изменения в административное устройство Сибири. В1708 году в стране вводилось губернское деление. Среди учрежденных восьми губерний (позже будут образованы еще две) была Сибирская губерния. В 1719 году она была разделена на три провинции: две приуральских — Вятская и Соликамская — и одна собственно сибирская — Тобольская. Кузнецкая земля вошла в состав Тобольской провинции. Затем в 1724 году из Тобольской провинции выделились Енисейская и Иркутская. В 1724—1726 годах Томский и Кузнецкий уезды были включены в Енисейскую провинцию. Однако правительство посчитало это неудобным для управления, и эти уезды вновь перешли в Тобольскую провинцию.

Во второй половине XIX века Кузбасс являлся составной частью Томской губернии. Томская губерния делилась на семь округов: Томский, Каинский, Барнаульский, Бийский, Змеиногорский, Мариинский и Кузнецкий. Последние два и составляли Кузнецкий край.

Значительным фактором, повлиявшим на развитие Кузбасса, стало проведение по его территории Транссибирской железной магистрали. В 1891 году были отпущены кредиты на изыскания западносибирских линий от Челябинска до Оби. В1892 году для руководства строительными работами был утвержден Комитет Сибирской железной дороги. Уже в 1895 году началось движение поездов по Западно-Сибирской линии до Оби. А еще летом 1893 года строители двинулись от Оби на восток через Кузбасс.

Вопрос об образовании Щегловского уезда и о превращении села Щеглова в город Щегловск обсуждался на заседании Томской губернской земской управы 29 июля 1918 года. Постановление об образовании города Щегловска принято Сибирским Правительством 28 июня 1919 г. В постановлении говорится:

1. Преобразовать поселок, лежащий на территории надельных земель села Щеглова, в г. Щегловск и ввести в нем Городовое положение (от 11 июля 1892г.);

2. Предоставить право участия в выборах гласных Щегловской городской Думы проживающим в черте земель, предположенных к отводу под город Щегловск Томским совещанием при начальнике губернии, а также и населению, живущему в селе Щеглово, за исключением сельского населения, которое выразит желание остаться на сельском положении;

3. Предоставить избирательное право всем проживающим и имеющим имущество жителям без соблюдения годового срока оседлости (по Городовому положению);

4. По вопросу о наделении города землей, о включении в городскую черту села Щеглова и о наделении этого села в возмещении отходящей от него земельной площади, поручить Министру Внутренних Дел предоставить отдельно законопроект; 5. Настоящее Постановление ввести в действие до обнародования сего Правительствующим Сенатом.

Но – так или иначе, несмотря на все трудности, на карте Кузбасса появился новый город – Щегловск. Город Щегловск объединил в себе несколько населенных пунктов: станция Кемерово, рядом площадка строящегося коксохимзавода (Нижняя Колония), деревни Щеглове и Кур-Искитим, на правом берегу Томи Кемеровский рудник и деревня Кемерово. В последствии наша область вошла в состав Новосибирской области. Но руководить Кузбассом из Новосибирска, когда объем промышленного производства в области возрос в 2,5 раза, было крайне сложно. Поэтому 26 января 1943 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР». Новой области из Новосибирской передавалось 17,5 процента территории, на которой находилось 9 из 12 ее городов, 17 из 30 рабочих поселков, 23 из 75 районов и проживало 42,1 процента населения. В 1944 году Зырянский район был передан от нее создававшейся Томской области.

Наша область уникальна: самая маленькая по территории в Сибири, она — самая крупная по объему промышленного производства и по показателю плотности населения. Территория Кемеровской области занимает 4 процента площади Западной Сибири, но на ней проживает 22 процента сибирского населения.



Города Кузбасса

Юрга находится на реке Томи, на Транссибирской мистрали и пересечении автодорог Томск - Кемерово Новосибирск — Красноярск. Город расположен в живописном уголке Западной Сибири: на реке Томи, на правом берегу которой раскинулась кузнецкая тайга, считается, что населенный пункт Юрга возник как высел-села Поломошное в последней четверти XIX века. 1906 году, после прокладки Транссибирской магистрали, построена станция Юрга. Начатое «Копикузом» строительство железнодорожной линии от станции Юрга на юг Кузбасса способствовало быстрому росту пристанционного поселка. К 1916 году в нем проживало 1128 человек. 1924 году был создан Юргинский район, просуществовавший до 1930 года. В 1935 году он был восстановлен. 1939 году комитет обороны решил создать у станции Юрга крупный завод по производству артиллерийских систем. В первые дни войны на строившийся завод пришли эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий. Расселяли прибывших в спешно строившиеся бараки, в землянки, по соседним деревням. 11 декабря 1942 года разросшийся населенный пункт Юрга получил статус рабочего поселка. Выросший в Юрге оборонный завод стал градообразующим предприятием. В послевоенные годы его дальнейшее строительство и развитие продолжалось вместе с развитием города. 15 июля 1953 года Юрге был присвоен статус города областного подчинения.

Салаир расположен в центральной части Кемеровской области. В 1781 году рудознатец Колывано-Воскресенских заводов Дмитрий Попов открыл в этих местах залежи серебряных руд. В 1782 году под руководством преподавателя Петербургского высшего горного училища И. М. Ренованца, будущего члена-корреспондента Академии наук, началось строительство шахты «Харитоновская», проходка двух штолен, сооружение казарм для рабочих, домов для руководящего состава и дома для управляющего. Так был основан Салаирский рудник. На руднике стали трудиться более 700 человек. В поселке построили церковь, горнозаводскую школу, лазарет. В 1830 году в окрестностях Салаира были обнаружены золотые россыпи, и сразу же был открыт Егорьевский, а за ним — Царево-Николаевский прииск. Потом Урский, Косьминский, Мунгатский прииски. Для управления ими в Салаире открыли контору. В Западной Сибири началась золотая лихорадка. С 1831 по 1861 год здесь был получен 2841 пуд золота. Добыча же серебряных руд и выплавка серебра свертывались. В 1897 году закрылся Гавриловский завод. В Салаире началось запустение. К 1904 году в нем оставалось 505 дворов, в которых проживало 1108 человек мужского и 1070 женского пола. Новый этап в развитии Салаира наступил после установления советской власти. Здесь была произведена детальная разведка недр, а затем их изучение под руководством профессора Томского технологического института М. А. Усова. Открытые богатые залежи полиметаллических руд, огнеупорной глины, соседство угольных месторождений, Гурьевского завода и доведенной до него железнодорожной ветки определили выбор места строительства цинкового завода у деревни Белове. В 1928 году для обеспечения завода сырьем в Салаире начали восстанавливать заброшенные шахты. Поисками новых месторождений руд занялась специально созданная Салаирская геологоразведочная партия. Началось строительство свинцово-цинковой обогатительной фабрики, которое завершилось в 1932 году. В этом же году от Гурьевска к Салаиру подвели железнодорожную ветку.

Промышленная роль Салаира возрастала. 1 января 1932 года ему был присвоен статус рабочего поселка. Салаир наращивал добычу руды и выдавал цинковый, свинцовый, баритовый концентраты и попутно — значительную часть золота. С цинковым заводом он действовал как единый Белово-Салаирский комбинат. В 1937 году Салаирский рудник достиг проектной мощности. В поселке строилось жилье, школы, клуб. Накануне Великой Отечественной войны в нем проживало 25 тыс. человек. 5 апреля 1941 года поселок был преобразован в город Салаир.



Историко-архитектурный музей "Кузнецкая крепость"

     Кузнецкая крепость - памятник истории и архитектуры федерального значения - находится в г. Новокузнецке Кемеровской области. Площадь крепости составляет около 20 га. По периметру крепости, имеющей форму вытянутого прямоугольника, укрепления состоят из земляного вала с реданами, с внутренней стороны реданов насыпаны аппарели для подъема орудий. На углах крепости устроены полубастионы, два из них (Томский и Кузнецкий) облицованы плитами песчаника. В промежутке между каменными полубастионами сооружена кирпичная трехэтажная проездная подзорная башня, к этой башне выходила дорога на Барнаул.







     Строительство крепости было начато в 1800г. на месте укреплений Кузнецкого острога, которые в XVII в. и в начале XVIII в. были деревянными или дерево-земляными. Они имели традиционное для того времени башенное начертание. Стены с башнями окружали не только сам острог, но и весь периметр г. Кузнецка. В 1717г. на мысу Могильной (с XIX в. - Вознесенской) горы была сооружена земляная цитадель.
     Постройка крепости производилась арестантами и вольнонаемными подрядчиками и была завершена в 1820г. Однако, стратегически, к моменту окончания строительства, крепость оказалась не нужной и уже с конца 1830-х гг. начинается последовательный вывод военных подразделений с территории Кузнецкой крепости.

     В 1846 году в крепости организовывается тюрьма, получившая название Кузнецкий тюремный замок и просуществовавшая до 1919 года, когда была сожжена в ходе Гражданской войны.
     Остатки крепости постепенно разбираются для использования их в местном строительстве, чугунные пушки, установленные на бастионах крепости, сброшены. Это продолжается до конца 40-х годов.
     С 1950-х гг. на территории Кузнецкой крепости начинают проводить ряд мероприятий, целью которых было предотвратить окончательное разрушение этого памятника.
     Статус памятника республиканского значения был присвоен Кузнецкой крепости решением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1960г. за № 1327. После этого было создано несколько проектов реставрации крепостных руин.







     В 1991 году на территории крепости открывается Историко-архитектурный музей "Кузнецкая крепость", задачей которого было реставрация памятника. С этого времени здесь постоянно проводятся археологические зондажи и раскопки.
     Сейчас историко-архитектурный музей "Кузнецкая крепость" насчитывает более десятка архитектурных объектов и военно-фортификационных объектов разной степени сохранности, а также несколько типов археологических памятников и является визитной карточкой Новокузнецка. Сотрудники музея ведут активную научно-исследовательскую работу, ежегодно организуются археологические экспедиции, предлагается курс краеведческих лекций.



Царские ворота

Царские ворота - живописные скалы на правом берегу реки Мрас-Су. Скалы имеют высоту 100 м от уреза воды и отвесно обрываются в реку. Окраска меняется в зависимости от погоды и освещения. В солнечную ясную погоду скалы светлые - серо-белые с розоватым оттенком, в пасмурную дождливую погоду они становятся угрюмо серыми с фиолетовым оттенком. Ближе к вершине есть сквозное отверстие в виде капли диаметром несколько метров. Вероятно, это остаточные явления карстовых процессов, широко развитых в карбонатных толщах. В настоящее время отверстие частично закрывается деревьями. Вершина, северный и восточный склоны покрыты лесом (сосна, береза, пихта, кедр).

Одежда у телеутских женщин очень красива. Роскошные однотонные яркие шелковые, атласные, шерстяные платья (кунек), подпоясанные многоцветными кушаками (кур), шапки из красного сукна, богато отделанные галуном и дорогим мехом. Шубы (тон) из меха соболя или красной лисы, белки-телеутки. Исключительно красива свадебная одежда телеутской невесты: платье, украшенное нагрудной манишкой (тошток) из красного сукна с отделкой галуном под золото или серебро.

Телеуты широко используют в быту овечью шерсть. Из нее изготовляют ткани, войлок, валенки, головные уборы, чулки, носки, половики. Изготовление шерстяных тканей – тяжелый и длительный труд женщин.

Важным украшением женского платья является воротник, который имеет форму стоечки. Отложных воротников вообще не бывает. Чтобы воротник стоял, во внутрь вставляется по его размеру распаренная в горячей воде береста. Она не гнется, не рвется при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шьются вручную из однотонного сукна чаще красного или зеленого, синего цвета. Ни черных, ни белых воротников не бывает. Подкладка воротников обычно темных цветов. Кругом воротничка на расстоянии сантиметра от краев из черных ниток делается рубчик, который на всем протяжении примерно через каждые полсантиметра пришивается к воротнику желтыми нитками в форме зигзага. Причем рубчик этот на всех воротниках и на нагрудном украшении (тошток) делается двумя цветами ниток – черных и желтых, которые как бы чередуются. Если платье одного какого-либо цвета, то воротник, как правило, другого цвета. Вдоль воротника от каждого края по центру на сукно пришиваются из бересты, а не из картона или бумаги, квадратики (акча) размером в один сантиметр. На праздничном или свадебном платье эти квадратики обшиваются «золотыми» или «серебряными» нитками, а на повседневных обшиваются шелковыми нитками или мулине. Цвет ниток на квадратиках одного воротника один и тот же, редко встречается разный на каждом из них. Количество квадратиков на воротнике нечетное число – 7 или 9 с той и другой стороны, начиная с краев. Очень редко встречается парное число квадратиков – 8 или 10. Расположены они углом вниз, напоминая ромб. Все воротники шьются одного и того же размера.

Верхней легкой весенне-осенней одеждой телеутских женщин является телен, для изготовления которого используется тонкое сукно или шерсть, атлас, сатин черного или темно-синего цвета. У телеутских женщин есть и повседневный телен. Телен носили и мужчины. Покрой его в основном такой же, как и у женского. Однако мужской телен отличается от женского тем, что не имеет карманов, воротник был шалью и стойкой, запахивается на другую сторону, значительно меньше украшений или вообще они отсутствуют. Однако на праздничном телене к верхней петле пуговиц пришиваются две кисточки из шелковых ниток или бархата разного цвета, чаще красного и зеленого.

В настоящее время мужской телен у бачатских телеутов вышел из употребления. Бархат из-за его отсутствия на женском телене заменяется плюшем и ограничиваются только отделкой воротника, рукавов и кармана.

Самым распространенным видом одежды телеутских женщин, мужчин и детей в зимнее время является шуба (тон) из овчины. Шубы есть в каждой семье и у всех. Овчинные шубы выделывают в черный и реже красный цвет. Это тяжелый женский труд. До сих пор телеутские мужчины и женщины являются хорошими мастерами по выделке овчин для шуб. Недостаток этих шуб состоит в том, что они боятся сырости – мокрого снега, дождя.

Из выделанной овчины шьют не только женские и мужские шубы, но и полушубки, тулупы, рукавицы, мужские штаны, реже безрукавки. Шили при помощи шила и толстой иглы, используя суровые нитки из конопли и льна. Женская шуба отделывается мехом ондатры, выдры или хорька. Оторачивается мехом воротник, края пол, рукавов, низ подола кругом. У богатых телеутских женщин шубы на лисьем меху и даже собольи. Праздничные шубы покрываются китайским цветным шелком с узорами или отделываются галуном.

В покрое женских и мужских шуб – слабая дифференциация. Фактически у них один покрой. Спина цельнокроеная рукав вставной, по бокам большие клинья, что делает ее расклешенной книзу. Отличие состоит в том, что они запахиваются на разные стороны и мужские шубы короче женских.



Обувь женская - чарык

В связи с тем, что у телеутов есть обычай, запрещающий замужней женщине появляться с непокрытой головой перед свекром и старшими братьями мужа даже дома, головной убор в ее жизни играет важную роль.

Телеутские девушки и женщины любят украшения. Самыми распространенными украшениями являются серьги и кольца из серебра.

У телеутов имеет место половозрастные украшения. Так, пуш – это украшение волос девушки, а тана является внешним признаком замужней женщины, нагрудное украшение тошток надевает на свадьбу невеста и носят в основном молодые женщины. Когда девушка выходит замуж, три ее косы переплетают в две и связывают ее ленточками или шнурочком, на который и прикрепляют тану.

Накосные украшения девушек «чач пууш» сплетали из кос и обычно на каждую из прядей, а их было до 100 штук, нашивали раковины-каури. Замужние женщины привязывали к косам украшение «тана» - кружок 1,5-3,5 см в диаметре из кости, перламутра или фаянса. Иногда привязывали красивую монету

Особым разнообразием отличались серьги. Повседневные серьги – «сырга» были сделаны из меди, серебра, позолоченного серебра. Праздничные могли быть как серебряными, так и золотыми. В торжественных случаях надевали серебряные серьги сложного рисунка с подвеской – «ормо сырга» или «мончокту салманчык». В опубликованных материалах термин «салманчык» в форме «салпыншак» встречается лишь у казахов. Однако внешний вид казахских «салпыншак сырга» значительно отличается от телеутских.



Пуговица - топчу/топчи. Серебро

Серги - ызырга

На руках женщины носили медные и серебряные кольца «тустук» и перстни «таманду тустук», серебряные, иногда с позолотой, браслеты «пилеерик». Ворот кафтана телен мог украшаться брошью.

Со временем под влиянием русских переселенцев одежда, обувь и украшения бачатских телеутов претерпели значительные изменения, но в то же время национальные особенности женской одежды и украшений в значительной степени сохранились до наших дней.

Обувь. Сапоги мужские

Приплетка к косе.

Использовалась как украшение

девичьей и женской прически

Нагрудник. Деталь женского костюма

Телеуты – это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племен «теле», входивших в тюркский каганат VI-VIII вв., не имеющих никакого отношения к монголоязычным калмыкам или ойротам. Название «теле», как утверждают китайские и древнетюркские летописи, принадлежит большому числу древних племен, кочевавших на огромной территории Монголии и Тувы, Русского и Монгольского Алтая, Сибири

Старинное телеутское предание говорит о том, что телеуты когда-то кочевали вместе с телесами в Алтайских горах по берегам Телецкого озера, от которого, по их утверждению, получили и свое название. Доказательством этого предания является то, что язык, вера и многие обряды телеутов и телесов имеют большое сходство.

Кроме того, в сибирских летописях телеуты и телесы известны под именем калмыков. Первые – под именем белых, а вторые – под именем черных. Причиной этих названий историк Сибири Г.Ф. Миллер считает цвет их лица, а И.Г. Георги – прежнее место жительства телеутов близ гор, покрытых вечным снегом.

Впервые название «телеут» в русских документах появилось в начале XVII в. Это было связано с тем, что князь родственного телеутам племени Еуштинцев Тоян поехал в Москву к русскому царю Борису Годунову с челобитной, в которой излагалась просьба о принятии его и его людей в состав Русского государства. Они первыми из коренных народов нашего края приняли русское подданство

Телеуты в XVII – первой половине XVIII вв. сыграли решающую роль в формировании южно-алтайских племен и оказали влияние на состав шорцев и других тюркоязычных народов юга Западной Сибири.

В конце XIX - начале ХХ вв. основным центром проживания телеутов была средняя часть Кузнецкого округа по р.р. Большой и Малый Бачаты, Каргачату, Ускату, Кантельке и Томи, где были образованы три телеутские «инородные» управы. Поэтому нередко русские называли телеутов бачатцами, а сами себя они называли «пайат-кижи» по р. Бачату. Общее число телеутов в Кузнецком округе определялось в 4426 душ обоего пола.

Основным показателем этнического своеобразия телеутов является их язык, который может рассматриваться как самостоятельный объект исследования без диалектной отнесенности к алтайскому языку, антропологический тип (томский антрополог А.Р. Ким указывает, что телеуты физически наиболее близки к качинцам, кызылам, чулымцам, шорцам, что от собственно алтайцев они отличаются наличием европеоидных черт), национальная одежда, тип хозяйства (относительно высокое развитие земледелия и скотоводства), семейная обрядность. Кроме этого, антропологический материал А.Р. Кима позволяет предположить, что предки телеутов обитали в Кузнецкой котловине уже в эпоху средневековья, и дает основания проследить по данным краниологии генетическую связь современных телеутов со средневековым населением этой территории - тюрками.

Ведущая форма религии у телеутов – шаманизм. Телеуты по своим религиозным убеждениям обожествляли землю, солнце, горы, реки и т.д., верили в добрых и злых духов, которым приносили в жертву домашних животных. Шаманы приписывали себе способность как лечить людей и скот, так и портить их, т.е. навлекать на них болезни и горе. Они камлали над больными, принимали активное участие по многих общинных, родовых и семейных обрядах: испрашивание благополучия, погребальная обрядность (самая консервативная часть духовной культуры любого народа). У телеутов есть ритуальное сооружение из высохших молоденьких березок (сом) в честь родовых духов-покровителей (языческий культ).

Бубен Шамана

Шаманы требовали платы за камлания деньгами или скотом, уверяя, что благополучный исход исцеления больных зависит от размера жертвоприношения. Если оно было большим и щедрым, то выздоровление больного могло наступить, считали телеуты.

Телеуты не имели своей письменности. Жили они в тесных, низких полуземлянках. Использовали деревянную, берестяную и чугунную домашнюю утварь.

Место для построек своих «домов» старались выбирать ровное и теплое, что определяли по количеству теплых испарений на этом месте в вечернее время. Строились, в основном, весной, так как весной было больше свободного времени, и весна считалась началом года, цветения, новой жизни вообще. Дверь дома обычно выходила на восток. При закладке дома женщинам присутствовать запрещалось.

До вхождения в состав России телеуты были организованы в кочевые улусы. Улусы 17-18 веков представляли собой объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного «княжеского» рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту — лучшие люди), отличавшиеся от других категорий населения.
Обрядовая кукла телеутов

Эмегендер - старушки, женщины. Изображения домашних покровителей телеутов в виде антропоморфных холщевых фигурок без обозначения конечностей, набитых куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза – бисеринки. Эмегендеров шьют по случаю выдачи дочери замуж или же по случаю рождения в семье первенца. Они передаются по женской линии от матери к дочери. Хранят их на печи или на чердаке дома и по нескольку раз в год "кормят"



Обряд кормления Эмегендер у телеутов

Старшая родственница роженицы находилась возле неё и сказывала благопожелания. Чтобы сохранить жизнь матери и ребёнка, она изготовляла тряпичные куклы - эмегендер, они устанавливаются у изголовья роженицы.

У алтайцев и шорцев есть легенда о возникновении кукол-эмегендер: когда жене Кантайчы пришло время родить сына - будущего богатыря Шуну-хана, - она попросила прислать ей куклы, которыми играла в детстве. Присланные отцом куклы оказались живыми. Она развлекалась ими, и это облегчало её родовые муки. В конце концов с помощью этих кукол она безболезненно родила сына - богатыря Шун-хана (волк).

Обращение к оберегам эмегендер:



Святые, уважаемые!

В переднем углу сидящие,

С приданным прилетиевшие…

С бусами, повешенными на груди,

С перьями, воткнутыми в темя.

С красным, как кровь, лицом,

С видом белой бумаги,

От хана Таада распространившиеся,

Одетые в шубы из шлка Таади,

Оседлавшие верблюдов - коней Таади,

Отделившиеся от Конгудая.

Злобно не ругайтесь.

Язык пусть будет одним, общим,

Топот пусть будет у вас сильным,

Не пугайте молодой побег,

Будьте внимательны к прошению,

Почувствуйте мою мольбу.

Мать жениха (свекровь) ни в коем случае не принимала в дом невесту без кукол (”эмегендер”). ”Эмегендер” передавались из поколения в поколение и являлись хранителями семейного очага, его благополучия и достатка.









Я — это ты, а ты — это я; так на что мы друг другу нужны? Ричард Кондон
ещё >>