Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации города Юрги - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием... 1 210.94kb.
Информация на 01 января 2011 года Управление образования администрации... 1 101.48kb.
Управление образованием муниципального образования «Тавдинский городской... 1 39.66kb.
Кемеровская область калтанский городской округ администрация калтанского... 1 217.32kb.
Кемеровская область калтанский городской округ администрация калтанского... 1 199.27kb.
Памятк а пребывания граждан в лесах Телефон горячей линии Федерального... 1 53.35kb.
Утвержден приказом мку «Управление образованием администрации мр... 2 330.7kb.
Тавдинский городской округ Муниципальный орган Управления образованием 1 90.93kb.
Информация об итогах V городской выставки-конкурса детского изобразительного... 1 73.34kb.
Выборы мэра муниципального образования городской округ "Долинский" 1 60.94kb.
Диплом Мэрии города Новосибирска. Главное управление образованием... 1 188.13kb.
Сценарий праздника для детей и родителей 1 75.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации - страница №1/2


http://www.o-detstve.ru

Кемеровская область Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – сад IV вида № 33»


Национальный костюм коренных жителей Кузбасса

ПРОЕКТ

Над проектом работали:

Чистякова Анна, 11 лет

ученица 4 «б» класса

МКС(К)ОУ

«С(К)НШДС IVвида №33»,

г. Юрга, Кемеровская обл.

руководитель проекта:

Коурдакова Т.Н.,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория

МКС(К)ОУ «С(К)НШДС IVвида №33»,

г. Юрга, Кемеровская обл.,

педагогический стаж - 20 лет


Оглавление

Паспорт проекта………………………………………………………………………………….3

Рабочий план ……………………………………………………………………………………..5 Пояснительная записка………………………..…………………………………………………7

ГЛАВА I. Империя тюрков и их потомки……………………………………………………9

1.1 Тюрки………………………………………………………………………………………….9

1.2 Телеуты……………………………………………………………………………………….12

1.3 Шорцы………………………………………………………………………………………..15

Глава II. Национальные костюмы коренных жителей Кузбасса……………………….18

2.1. Тюрки………………………………………………………………………………………...18

2.2. Телеуты……………………………………………………………………………………….22

2.3. Шорцы ……………………………………………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………………………….29 Практическая значимость ……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………………………….32

Приложение …………………………………………………………………………………….. 33

Паспорт проекта

Наименование проекта




Национальный костюм жителей Кузбасса

Над проектом работали

Ученики 4 «А» класса



Ф.И.О. руководителя

Коурдакова Татьяна Николаевна

Регион

Кемеровская область

Населенный пункт

Г. Юрга

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – сад IV вида № 33»

МКС(К) ОУ «С(К) НШДС IVвида №33»



Цель проекта

Изучение истории национального народного костюма, изготовление наглядного пособия

Задачи проекта

  • привлечь внимание как можно большего числа учащихся и родителей к изучению истории своего края;

  • собрать материал о региональных особенностях народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;

  • вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного проекта;

  • через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;

  • воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.




Этапы проекта

1 этап – мотивационный

На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирующе-подготовительный

Разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы

3 этап - нформационно-операционный

Идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется.

4 этап - рефлексивно-оценочный

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности


Полученные результаты

Из работы можно понять, что, проведенное исследование по костюмному ансамблю кочевников трех изучаемых народов и его комплексный анализ показало, что головные уборы, одежда и обувь являются ценным информативным источником для изучения материальной и духовной культуры населения родного края.

Вывод, который можно сделать – это то, что у национальной одежды коренных жителей Кузбасса многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

Результатами нашего проекта стали:

  • журналы «Костюм коренных жителей Кузбасса»

  • куклы в народных костюмах

  • образцы древних жилищ народов нашего края

  • игра «Найди клад тюрков»

  • электронное дидактическое пособие с ребусами, кроссвордами, викторинами, презентациями о нашей малой Родины.















РАБОЧИЙ ПЛАН




Проблема (почему выполнялось исследование, проект?)

Проследить историю развития национального костюма коренных жителей Кузбасса, узнать какие изменения происходят в нём в ходе истории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определённую эпоху.


Объект и предмет (что исследовалось, проектировалось?)


Национальный костюм коренных жителей Кузбасса

Гипотеза (главная авторская идея)



Доказать, что национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.


Полученный результат

Из работы можно понять, что, проведенное исследование по костюмному ансамблю кочевников трех изучаемых народов и его комплексный анализ показало, что головные уборы, одежда и обувь являются ценным информативным источником для изучения материальной и духовной культуры населения родного края.

Результатами нашего проекта стали:

  • журналы «Костюм коренных жителей Кузбасса»

  • куклы в народных костюмах

  • образцы древних жилищ народов нашего края

  • игра «Найди клад тюрков»

  • электронное дидактическое пособие с ребусами, кроссвордами, викторинами, презентациями о нашей малой Родины.



Практическая значимость работы

Национальная одежда является отражением истории государства. С течением времени сменяются поколения, мышление людей и устройство их жизни, но важно, чтобы сохранялась связь с прошлым, чтобы люди помнили о своих корнях, как дерево не может жить без корней, так и невозможно построить современное государство не помня опыта предыдущих поколений.

Вывод, который можно сделать – это то, что у национальной одежды коренных жителей Кузбасса многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.


Тип проекта



Краеведческий

По продолжительности


Среднесрочный

Пояснительная записка

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У национальной одежды коренных жителей Кузбасса многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

Костюм – один из наиболее важных элементов материальной культуры любого народа. Он может состоять из разных частей, определяющих внешний вид человека: головные уборы, верхняя и нижняя плечевая или поясная одежда, обувь, а также украшения и аксессуары.
На протяжении многих тысячелетий одежда людей выполняла практические, эстетические, социальные и религиозные функции. Она издавна служила средством налаживания дипломатических и культурных контактов, а также являлась объектом торговли.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие по нашей малой Родине, из одной эпохи, в другую и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась народная одежда края. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.

Истории национальных костюмов коренных жителей Кузбасса посвящается наша исследовательская работа и создание наглядного пособия.

Цель проекта: изучение истории национального народного костюма, изготовление наглядного пособия;

Задачи проекта:



  • привлечь внимание как можно большего числа учащихся и родителей к изучению истории своего края;

  • собрать материал о региональных особенностях народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;

  • вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного проекта;

  • через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;

  • воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.


ГЛАВА I. Империя тюрков и их потомки

В первой главе своей работы я опишу, что такое империя тюрков, Тюрский каганат, в который входили и земли нашего края. Так же расскажу о прямых потомках тюрков - телеутах и шорцах.



1.1 Тюрки.

Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники - тюрки - не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли немалый вклад в историю мировой культуры.

А в VI-VII вв. тюрки создали державу, которой дали свое имя - Тюркский каганат. Каган, хакан, или хан - так назывался у тюрков (а затем и у монголов) верховный правитель, "царь". Как и держава азиатских хуннов, каганат раскинулся на громадной территории - от Хуанхэ до Каспия, от Тибета до Приуралья. Не остались в стороне от его кровавой истории и просторы Сибири — долины Алтая и Минусы, Приобское плато, глухая южная тайга вместе со всем населением. Двадцати лет тюркскому государству хватило, чтобы стать влиятельнейшей евразийской державой с границами, протянувшимися от берегов Хуанхэ на востоке до Северного Кавказа и Керченского пролива на западе. Её правитель, каган Истеми, установил равноправные политические и торговые отношения с «владыками мира» того времени — Византией, сасанидским Ираном и северокитайскими царствами. Северное Ци и Северное Чжоу фактически превратились в данников каганата. Ядром нового законодателя мировых судеб был «тюрк» — народ, сложившийся в глубине алтайских гор.
Согласно легенде, древние тюрки ведут происхождение от мальчика — потомка «отдельной отрасли Дома Хунну». Когда все его сородичи оказались перебиты воинами из соседнего племени, мальчика с отрубленными руками и ногами враги бросили умирать в болото. Здесь калеку нашла и кормила волчица. Одним из детей выросшего мальчика и волчицы был Ашина — «человек с великими способностями». Его потомок Асянь-шад переселился на Алтай. На новом месте пришельцы смешались с местным населением и образовали новый народ — тюрк, правящим родом которого стал Ашина. Потомок Асянь-шада Бумынь (в другой транскрипции, Тумынь) и основал Первый Тюркский каганат.
Китайцы так писали о древних тюрках: «Распускают волосы, левую полу наверху носят; живут в палатках и войлочных юртах, переходят с места на место, смотря по достатку, в траве и воде, занимаются скотоводством и звериною ловлею; питаются мясом, пьют кумыс; носят меховое и шерстяное одеяние».

Влияние тюрков на исторические судьбы и материальную культуру народов Сибири и Центральной Азии было столь велико, что период господства Первого и Второго Тюркских каганатов археологи зачастую называют просто «тюркским временем». В это время целый ряд открытий кочевой культуры распространился по землям оседлого населения от востока Азии до Европы, и, в свою очередь, немалое число достижений земледельческого населения стало достоянием кочевников. В эпоху Первого Тюркского каганата были созданы руническая письменность, появились новые виды конской упряжи, одежды, оружия.

Крупнейшим событием в истории техники, во многом определившим облик эпохи, явилось изобретение жёсткого каркасного седла и стремян. Резко расширились боевые возможности всадников, и возросла ударная мощь тяжёлой кавалерии. Сидя в прочных сёдлах с жёстким каркасом и упирая ноги в подножки стремени, наездники получили необыкновенную свободу движений, что немедленно привело к созданию новых типов оружия. Это не могло не сказаться на тактике ведения боя. Экипировка коня "под верх", какой мы знаем ее и теперь, была закончена. Это был новый этап в развитии транспорта и военного дела. Модернизировалось и оружие: тюрки широко применяли сложно-составной лук, изобретенный еще в хунское время, кривая сабля-шашка заменила прямой тяжелый меч. Все тяжеловооруженные тюркские воины имели несколько луков и колчанов со стрелами для дальнего боя, длинные копья для атаки сомкнутым строем, мечи, палаши, сабли и топоры для действий в ближнем бою, арканы. боевые ножи и тяжёлые плети, служившие вспомогательным оружием. Лошади и всадники защищались разнотипными, ярко раскрашенными панцирями, связанными как из отдельных металлических или кожаных пластинок, единенных между собой ремнями, так и из сплошных кожаных лент.

Другое важное достижение древних тюрков способствовало повышению мобильности: в середине I тысячелетия н.э. они создали разборную (решетчатую) юрту.

Китайский поэт Бо Цзюйи так описал решетчатую юрту:
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.

Юрту вихрь не может покачнуть.


От дождя ее твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов.
Но внутри уютно и тепло...
Войлок против инея - стена.
Не страшна и снега пелена.
(Перевод Л.Н.Гумилева).
Тюркские племена вели обширную меновую торговлю. Развитие обмена порождало новые традиции, прежде всего – обычай гостеприимства, гарантировавший чужакам защиту жизни и имущества. Появлялись первые купцы, обмен превратился в торговлю, продукты стали товаром, возникли первые мерила стоимости, а в конце концов универсальное средство обмена – деньги. На первых порах роль денег играл скот. Во многих языках происхождение слова «деньги» связано со скотоводством: древнерусское «скот» значило «деньги»; русское слово «товар» происходит от тюрского «тавар» (скот, овца).

Несмотря на сильную имущественную и социальную дифференциацию, общество древних тюрков имело родоплеменную структуру, характерную для кочевников: семьи объединялись в роды и племена (ок, огуш), а те - в племенной союз (эль). Во главе эля стоял хан (каган).

Тюрки верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми богами и духами, которые могут помогать или вредить людям. Такая вера называется «язычеством», или «многобожием». Некоторые, самые сильные люди получают тайные знания, им даётся дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами». Многие коренные народы Сибири были шаманистами, то есть верили в шаманов. Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно важное дело не обходилось без шамана.

Историческая судьба Тюркского каганата сходна с державой хуннов: в начале VII в. Он распался. После распада Тюрского каганата тюрки и другие сибирские народы создавали новые государства: Уйгурский каганат в Саяно-Алтайском нагорье, Кыргызский каганат на Енисее, Кимакский каганат на Юге Сибири – в него входили и земли нашего края.

Тюрские народы проникли в Кузнецкую землю и принесли свои обычаи и язык. Они оказывали сильное влияние на жившие здесь племена. В наших краях тюрки стали вести полуоседлый образ жизни. Кроме скотоводства, занимались охотой, рыбной ловлей и мотыжным земледелием.

Кимакский каганат на Юге Сибири просуществовал до 745 года. После этого имя «тюрк» оттесняется на задний план, вместо него появляется множество наименований тюрских племён, выступающих самостоятельно. Телеуты – коренные жители нашего края – это прямые потомки тюрков. Шорцы – народ, воспринявший язык и обычаи тюрков.


1.2. Телеуты

Телеуты – это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племен «теле», входивших в тюркский каганат VI-VIII вв., не имеющих никакого отношения к монголоязычным калмыкам или ойротам. Название «теле», как утверждают китайские и древнетюркские летописи, принадлежит большому числу древних племен, кочевавших на огромной территории Монголии и Тувы, Русского и Монгольского Алтая, Сибири

Старинное телеутское предание говорит о том, что телеуты когда-то кочевали вместе с телесами в Алтайских горах по берегам Телецкого озера, от которого, по их утверждению, получили и свое название. Доказательством этого предания является то, что язык, вера и многие обряды телеутов и телесов имеют большое сходство.

Кроме того, в сибирских летописях телеуты и телесы известны под именем калмыков. Первые – под именем белых, а вторые – под именем черных. Причиной этих названий историк Сибири Г.Ф. Миллер считает цвет их лица, а И.Г. Георги – прежнее место жительства телеутов близ гор, покрытых вечным снегом.

Впервые название «телеут» в русских документах появилось в начале XVII в. Это было связано с тем, что князь родственного телеутам племени Еуштинцев Тоян поехал в Москву к русскому царю Борису Годунову с челобитной, в которой излагалась просьба о принятии его и его людей в состав Русского государства. Они первыми из коренных народов нашего края приняли русское подданство

Телеуты в XVII – первой половине XVIII вв. сыграли решающую роль в формировании южно-алтайских племен и оказали влияние на состав шорцев и других тюркоязычных народов юга Западной Сибири.

В конце XIX - начале ХХ вв. основным центром проживания телеутов была средняя часть Кузнецкого округа по р.р. Большой и Малый Бачаты, Каргачату, Ускату, Кантельке и Томи, где были образованы три телеутские «инородные» управы. Поэтому нередко русские называли телеутов бачатцами, а сами себя они называли «пайат-кижи» по р. Бачату.

Общее число телеутов в Кузнецком округе определялось в 4426 душ обоего пола.

Основным показателем этнического своеобразия телеутов является их язык, который может рассматриваться как самостоятельный объект исследования без диалектной отнесенности к алтайскому языку, антропологический тип (томский антрополог А.Р. Ким указывает, что телеуты физически наиболее близки к качинцам, кызылам, чулымцам, шорцам, что от собственно алтайцев они отличаются наличием европеоидных черт), национальная одежда, тип хозяйства (относительно высокое развитие земледелия и скотоводства), семейная обрядность. Кроме этого, антропологический материал А.Р. Кима позволяет предположить, что предки телеутов обитали в Кузнецкой котловине уже в эпоху средневековья, и дает основания проследить по данным краниологии генетическую связь современных телеутов со средневековым населением этой территории - тюрками.

Ведущая форма религии у телеутов – шаманизм. Телеуты по своим религиозным убеждениям обожествляли землю, солнце, горы, реки и т.д., верили в добрых и злых духов, которым приносили в жертву домашних животных. Шаманы приписывали себе способность как лечить людей и скот, так и портить их, т.е. навлекать на них болезни и горе. Они камлали над больными, принимали активное участие по многих общинных, родовых и семейных обрядах: испрашивание благополучия, погребальная обрядность (самая консервативная часть духовной культуры любого народа). У телеутов есть ритуальное сооружение из высохших молоденьких березок (сом) в честь родовых духов-покровителей (языческий культ).

Шаманы требовали платы за камлания деньгами или скотом, уверяя, что благополучный исход исцеления больных зависит от размера жертвоприношения. Если оно было большим и щедрым, то выздоровление больного могло наступить, считали телеуты.

Телеуты не имели своей письменности. Жили они в тесных, низких полуземлянках. Использовали деревянную, берестяную и чугунную домашнюю утварь.

Место для построек своих «домов» старались выбирать ровное и теплое, что определяли по количеству теплых испарений на этом месте в вечернее время. Строились, в основном, весной, так как весной было больше свободного времени, и весна считалась началом года, цветения, новой жизни вообще. Дверь дома обычно выходила на восток. При закладке дома женщинам присутствовать запрещалось.

До вхождения в состав России телеуты были организованы в кочевые улусы. Улусы 17-18 веков представляли собой объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного «княжеского» рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту — лучшие люди), отличавшиеся от других категорий населения.



Обрядовая кукла телеутов

Эмегендер - старушки, женщины. Изображения домашних покровителей телеутов в виде антропоморфных холщевых фигурок без обозначения конечностей, набитых куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза – бисеринки. Эмегендеров шьют по случаю выдачи дочери замуж или же по случаю рождения в семье первенца. Они передаются по женской линии от матери к дочери. Хранят их на печи или на чердаке дома и по нескольку раз в год "кормят"



Обряд кормления Эмегендер у телеутов

Старшая родственница роженицы находилась возле неё и сказывала благопожелания. Чтобы сохранить жизнь матери и ребёнка, она изготовляла тряпичные куклы - эмегендер, они устанавливаются у изголовья роженицы.

У алтайцев и шорцев есть легенда о возникновении кукол-эмегендер: когда жене Кантайчы пришло время родить сына - будущего богатыря Шуну-хана, - она попросила прислать ей куклы, которыми играла в детстве. Присланные отцом куклы оказались живыми. Она развлекалась ими, и это облегчало её родовые муки. В конце концов с помощью этих кукол она безболезненно родила сына - богатыря Шун-хана (волк).

Обращение к оберегам эмегендер:

Святые, уважаемые!

В переднем углу сидящие,

С приданным прилетиевшие…

С бусами, повешенными на груди,

С перьями, воткнутыми в темя.

С красным, как кровь, лицом,

С видом белой бумаги,

От хана Таада распространившиеся,

Одетые в шубы из шлка Таади,

Оседлавшие верблюдов - коней Таади,

Отделившиеся от Конгудая.

Злобно не ругайтесь.

Язык пусть будет одним, общим,

Топот пусть будет у вас сильным,

Не пугайте молодой побег,

Будьте внимательны к прошению,

Почувствуйте мою мольбу.

Мать жениха (свекровь) ни в коем случае не принимала в дом невесту без кукол (”эмегендер”). ”Эмегендер” передавались из поколения в поколение и являлись хранителями семейного очага, его благополучия и достатка.


1.3 Шорцы

В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род «Шор» по их имени стали называть всех жителей верховья Томи и её притоков Кондомы и Мрассу. Шорцы – народ, воспринявший язык и обычаи тюрков. Это лесные оседлые племена, но своего государства у них не сложилось. Вплоть до Октябрьской революции у них было родовое деление, во главе рода стояли князья. Своей письменности у шорцев не было, но свои надежды, радость, горе они выражали в песнях, сказках, легендах. По религии они были шаманистами, так же, как и их предки – тюрки верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми богами и духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые, самые сильные люди получают тайные знания, им даётся дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами». Шаманы во время волшебного магического танца - камлания - путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно важное дело не обходилось без шамана.



Бубен шамана Шаман

Каждый род имел свои охотничьи угодья и пахотные земли. На расчищенных от леса землях шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень. Землю обрабатывали сохой и «абылом» - особой лопатой, которая передавалась по наследсту. Весной занимались собирательством. Собирали орехи, ягоды, корни Пиона, сараны и др. Животноводство было развито слабо. Основным занятием шорцев была охота. Орудие охоты: лук, самострелы, капканы. Уже с 12 лет мальчики ходили на лыжах. Жили в Тайге и считались зрелыми охотниками. В древности охотились на крупного зверя: марала, оленя, лося, медведя из-за мяса. Позже начали охотиться на пушного зверя: соболя, колонка, выдру, белку. Охотились зимой на лыжах и нартах. Охота является основным занятием шорцев и в настоящее время.

Древнюю историю в Шории имеет и рыболовство. Рыбу ловили с помощью самодельных сетей, мордушек, сачков, били железными острогами, стрелами из лука, устраивали запруды из камня. Рыба занимала важное место в питании, шорцев, особенно летом.

Предки современных шорцев были искусными мастерами по выплавке железа из руды и изготовлению различных железных изделий. Еще сибирские летописцы называли население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы «кузнецами». Отсюда и пошли названия: Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля. Именно по рекам Кондоме, Мрассу и Бельсу обнаружены следы разработок железных руд. Из железа шорцы делали самые разнообразные орудия труда, предметы домашнего обихода и военного снаряжения. Свои изделия шорцы обменивали у калмыков и кыргызов на лошадей, корав, овец, войлок, выделанные овечьи шкуры.

Кроме кузнечного дела, у шорцев было хорошо развито изготовление деревянной посуды из березового капа из кедра, берестяной посуды, туесов, бураков больших размеров.

Древние металлурги

выплавляют металл
Сильные и выносливые, работоспособные и пытливые, телеуты и шорцы талантливы от природы. У Горной Шории и у других прекрасных уголков кузбасской природы - большие перспективы. Самобытный шорский и телеутский народы вместе с Кузбассом смотрят в будущее с уверенностью и надеждой.


следующая страница >>



Если бы генерал Бонапарт остался поручиком артиллерии, он и поныне был бы императором. Анри Мунье в 1856 г.
ещё >>