Казачьему роду нет переводу! (Очерки истории казачества) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Возрождение казачества: мифы и реалии 1 127.59kb.
Из истории казачества у истоков казачества 1 31.75kb.
Из мировой истории цифровой вычислительной техники очерки 1 199kb.
Е. В. Курбакова Страницы истории павловских кустарных промыслов 1 126.53kb.
Басин Е. Я. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической... 13 1994.15kb.
Государственная символика в культуре казачества восточных окраин... 1 81.59kb.
Развитие казачества в современном российском обществе (социальный... 3 631.09kb.
Первые бортовые ЭВМ ракетно-космических комплексов Глава из книги Б. 3 437.7kb.
Предисловие к книге 5 393.72kb.
Практикум по переводу цели и задачи дисциплины. Курс «История польской... 1 157.56kb.
Справка о нии истории казачества и развития казачьих регионов 1 54.95kb.
Жизнь в трех действиях с одним антрактом Перевод с английского Ю. 4 593.48kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Казачьему роду нет переводу! (Очерки истории казачества) - страница №1/16

В.И.СТЕПАНЧЕНКО


КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ!

(Очерки истории казачества)

Посвящаю моему казачьему роду

из кубанской станицы Пашковской

и 10-летию образования Всероссийского

Союза казаков

Салехард
2000

Автор: СТЕПАНЧЕНКО В.И.


Рецензент: Деревянченко А.А.- кандидат

философских наук


Очерки истории казачества "Казачьему роду нет переводу!" подготовлены на богатом историческом материале с использованием большого количества изданий, что особо ценно, известных дореволюционных и современных историков и публицистов. В нем кратко описана история казачества со времен первых о нем упоминаний и до наших дней. Отражено возрождение и становление казачьих общин на Ямале в 90-е годы.

Особенностью работы является то, что в ней использованы публикации различных авторов о современном становлении казачества на Крайнем Севере в Ямало-Ненецком автономном округе. Приведены первые приказы, Устав, Соглашения, хронология, а также словарь терминов. Очерки имеют достаточно большой фотоматериал.

Автор выражает глубокую признательность Белогонову Н.Е., Волкову А.С., Зайцеву Г.С., Корневу В.В., Кришталю С.Н., Кувшиновой Д.Р., Смолину В.Ю., Фатеевой Г.Н., и всем, кто словом и делом помогал в работе над очерками.

Особая благодарность генеральному директору ООО «Пурнефтегазгеология» Острягину Анатолию Ивановичу, стороннику возрождения традиционной российской культуры за благотворительную помощь в издании книги.

В работе использованы материалы и фотографии из личного архива автора, а также Волкова А.С., Гапонова Е.М., Жилина Б.Н., Зайцева Г.С., Кришталя С.Н., Корнева В.В., Михайлова Е.Н., Пашука А.Г, Смолина В.Ю.
 В.И. Степанченко. "Казачьему роду нет переводу!"

(Очерки истории казачества). 2000

 В.И. Степанченко. Составление, оригинал-макет. 2000

 В.Ю. Смолин. Художественное оформление. 2000

 Е.А. Ополовникова. По пути добра. 2000

 А.А. Деревянченко. Заключительное слово. 2000



По пути добра.

О книге В.И. Степанченко

"Казачьему роду нет переводу!"

(Очерки истории казачества).
Истоки человеческого мышления, как известно, едины.

На Земле обитает множество самых разных народов со своими обычаями и культурой. И вот представьте себе, что наступило такое время, когда все они сливаются под эгидой одной культуры: или самой высшей, или некой усредненной, как бы включающей в себя лучшие традиции каждой земной народности. Интересно? - Никоим образом. Потому что атмосфера тоскливой одинаковости повиснет, как закрывающий чистое небо смог, не только над огромными российскими просторами, но и над всем земным пространством.

Ныне, в век территориального сближения народов, когда самые отдаленные точки Земли становятся легко доступными, каждому из нас особо дороги и интересны проявления их самобытности - природной и культурной.

При усредненной культуре и природа должна приближаться к одинаковости: повсеместно, к примеру, должны расти любимые кем-то особенно или березки, или кипарисы, или пальмы. Теоретически тоже возможное явление. А практически - чудовищный сон разума.

Эти гипертрофированные примеры мы привели для того, чтобы четче вырисовывались конечные результаты того или иного явления. Нельзя смотреть на мир зашоренными глазами, как у не должной глядеть окрест лошади. Нельзя, потому что - неинтересно.

Все не случайно в мире. Бог создал его бесконечное многообразие, которое не противоречит объединению людей ни на духовном, ни на бытийном уровне. В христианской религии существует понятие многообразного единства. Та же суть жизни кроется в формуле IV Вселенского собора: не слитно, но нераздельно, - чему издревле следовала Россия. Потому и объединила в единое государство множество разных народов.

Замечательна роль в этом объединении русского казачества. И само казачество являет собою уникальное человеческое сообщество. Нация? Народность? Ни то, ни другое. Особая, самобытная форма жизни, выросшая внутри России и вскормленная корнями ее культуры.

Великое благо России, что она приступила к своему возрождению. Составная и неотъемлемая часть этого процесса - возрождение казачества. Дай, Бог, чтобы этот процесс не на внешней, фарисейской, форме жизни был основан, а на глубинном своем содержании, сосредотачивающем лучшие стороны человеческой нравственности, и, прежде всего, христианского мироощущения русского народа. Впрочем, и форма жизни, осознанно выраженная, рано или поздно начинает соответствовать своему содержанию, превращаясь уже в образ жизни.

А посему нынешнее возрождение казачества - вполне убедительное свидетельство старинной пословицы: "казачьему роду нет переводу".

Именно так названа книга потомственного кубанского казака Валерия Ивановича Степанченко. И посвящена она 10-летию образования Всероссийского Союза казаков, начавшего свою работу в 1990 году.

В истории существования российского казачества еще много неведомого, нерассказанного. Сейчас появляются и воспоминания, и аналитические исследования на эту тему. Все, каждая сторона жизни казачества - отражение российского бытия, а потому интересна и нужна.

На этом фоне впервые раскрытая В.И. Степанченко история Обдорского казачества предстает явлением ярким и знаменательным. Особая ценность его в том, что эта история - не просто информация о ранее большинству из нас вовсе неведомой Обской Полярной казачьей линии, но живое, объемное во времени и пространстве повествование во взаимосвязи со всей историей возникновения и существования "оригинального и крупного явления русской жизни", как характеризует казачество старинная энциклопедия. 1

Сейчас само географическое название "Обдорск" мало кому о чем говорит. - Где это? Далеко ли? Близко ли? - Далеко. На Обском севере, на Полярном круге. А не ведают о нем, потому что Обдорск уже давно, в 1933 году, переименован в Салехард.

Обдорск был основан в 1595 году русскими казаками. На протяжении полутора столетий он существовал и развивался именно как казачья крепость, превратившись впоследствии в крупный торговый центр.

Когда мы, помнится, работали по воссозданию историко-архитектурной среды Салехарда, что было приурочено к 400-летнему юбилею города, перелопатили, естественно, немало архивных и литературных материалов. Обо всех не расскажешь, но особо запомнилось, с какой теплотой и даже восторгом писал об обдорских казаках И.И. Завалишин: "Как и казаки Пелымской станицы, они потомки завоевателей Сибири, пришедших сюда с Ермаком с Дона и Яика... Они понятливы, ловки, стройны и очень красивы... живут здесь хорошо и достаточно..." 2

История жизни казаков, к какой бы части России она ни относилась бы, северной ли, южной ли, замечательна тем, что при всей своей самобытности является отражением всей жизни русского народа. И эта мысль красной нитью проходит через всю книгу В.И. Степанченко. При этом в каждом штрихе казачьей жизни автор вольно или невольно подчеркивает ее христианские основы. И эти основы были незыблемы в казачьей среде, являясь в то же время гарантом воспитания духовно и физически здоровых поколений.

Как полезны они нам в сегодняшней жизни! Часто ли мы можем сказать про человека - основательный, а тем более увидеть или почувствовать основательность какой-либо семьи или человеческой общности, не исключая при этом ни млада, ни стара? У казаков же эта основательность была во всем. В самих христианских постулатах видели они, прежде всего, не обрядовую, а корневую сторону жизни, требующую от человека ответственности за каждый свой шаг и поступок, тем более за тот, что был освящен церковным обрядом.

Так, во многом ныне стерта роль крестных отцов и матерей, хотя крестит младенцев подавляющее большинство русских людей. А вот у казаков "во многих случаях крестные отец и мать, - пишет В.И. Степанченко, - несли большую ответственность за крестника, чем его родители. Так, если казак оказывался бракованным по здоровью, то платил за него для найма замены отец, а если он проигрывал деньги в карты, был замешен в пьянстве, не ходил к исповеди - штрафы платил крестный. На нем лежала полная ответственность за духовное воспитание крестника и за обучение его воинскому искусству, ремеслам, верховой езде... Крестные неукоснительно контролировали жизнь крестника или крестницы и могли без разговора забрать ребенка себе, если видели дурное с ним обращение... А любили крестных не меньше родителей, несмотря на то, что у особо уважаемых людей число крестников исчислялось сотнями".

Так и росла казачья поросль с сознанием чьей-то безусловной любви-ответственности за их жизнь а, подрастая - поступала так же.

Давно известно, что истинно верующий христианин всегда с уважением относится к чужой вере, памятуя слова Евангелия: "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют совесть их и мысли их..." (Рим. 2, 14,15).

И в том же своем послании апостол Павел вопрошает:

"Неужели Бог есть Бог* 3Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников..." (Рим. 2, 29).

А вот штрих из книги В.И. Степанченко, демонстрирующий, с одной стороны, глубину и незыблемость казачьей веры, не опасающейся никакого внешнего на нее воздействия, а с другой - их внутреннее благодушие, доброту и гостеприимство: "Казаки были чрезвычайно веротерпимы. Поэтому гостя усаживали за стол рядом с хозяином независимо от того, какой он был веры. И если в дом бывал зван мусульманин или еврей, то старались не готовить блюд из свинины, чтобы не ставить гостя в неудобное положение".

Простую и честную жизнь казаков без малейших натяжек правомерно назвать основательной. В этой основательности нам нетрудно найти общие для многих народов Земли лучшие стороны жизни. "Казаки жили просто честно и дружно. Краж и обманов не было. Все, что кто-то имел или приобретал, делили между собой, как в одной семье, без всяких расчетов. Убивал ли кто большого зверя или поймал большую рыбу - все тут же разносилось по дворам, и каждый брал себе, сколько нужно было. Чистота нравов была по нынешним временам невероятная: боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать перед судом Божиим. И тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею" - читаем в книге.

На тех же основах строилась поначалу жизнь почти у всех земных народов, что и является свидетельством единства истоков их мышления. Известна исконная честность и благородство северных аборигенов. Они твердо знали, что в нечестно добытую вещь вселяется злой дух. Говоря современным языком - от нее исходит энергия разрушения. И рано или поздно эта энергия принесет много горя злодобытчику.

Тунгусы, которых академик С.В. Обручев назвал "аристократами Сибири", в случае победы над врагом не уносили с места боя ничего, кроме оружия.

А вспомним незыблемое честное слово и "по рукам" русских купцов, что никогда не нарушалось. Вспомним дворянское "слово чести", народное "ей Богу" с крестным знамением и обобщающее древнерусское: "Перъвое сотъворена бысть Правда Богом в человецех" или "Егда начнеть в Правде пребывати человек, то приемлет старейшинство над ним Божественная сила"... Последние слова, впрочем, сказаны просветителем XIII века Кириллом Туровским. Но в тех или иных выражениях их знал весь наш народ, все классы русского общества. Не только знал, но и следовал им, ставя во главу угла основы и смысл жизни.

И объединение разных народов России во многом строилось на честном слове, что ныне стало чуть ли не насмешливой присказкой. Честь и достоинство ставились превыше богатства и даже самой жизни. Так, ненцы и ханты, жившие вокруг Обдорской крепости, дав слово платить ясак, крепко его держали, хотя могли избежать ясачного налога, скрывшись в тундру. Они сами аккуратно его привозили во время Обдорской ярмарки, а если кто-то не мог отправиться в Обдорск, то просил другого передать свои подати или платил их на следующий год.

У якутов, юкагиров, чукчей, да, пожалуй, у всех аборигенов Российского Заполярья, в языке не было вообще ругательных слов. Считалось, что нельзя ругать человека, потому что, а вдруг? он не виноват. Тогда посланное ему мысленно зло бумерангом вернется к своему источнику.

А христианские и вслед за ними казачьи постулаты: "не укради", "не лжесвидетельствуй", "не желай добра ближнего своего", "не судите, не судимы будете", - разве не те же?

Вот мы и вернулись к изначальной нашей мысли о том, что истоки человеческого мышления едины. Едины и чисты. Таинственно и поучительно их многообразное воплощение в культуре и жизни разных народов Земли. А без постижения культуры теряется и сам смысл земного бытия, его изначальная идея. У каждого народа она есть. И конечно же - у русского.

"Без меня народ неполный", - говорит один из героев Андрея Платонова. Вторя ему, мы скажем: "Без казачьей самобытности не полна культура России, а без казачества - и не полна и сама жизнь нашего Отечества". Потому и радует всероссийское возрождение казачества.

Книга В.И. Степанченко "Казачьему роду нет переводу!" (Очерки истории казачества) - тоже частица того благодатного возрождения. Читая ее, глубже познаешь историю России, а стало быть, и неясные стороны современности четче вырисовываются, помогая правильно ориентироваться на пути добра.

Е.А. Ополовникова.

член Российского отделения

Международного комитета по

сохранению культурного

наследия (ICOMOS) при ЮНЕСКО


3 февраля 2000 года, Москва.

 "Сохранение памяти о вековых

 заслугах и отличиях казачества,

 в пример и поучение молодежи,

 на утешение и гордость старикам -

 священная обязанность каждого

 служилого казачьего поколения"

Из речи Его императорского

Величества Государя Императора

Николая Александровича

31 декабря 1905 года


КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ!
(Очерки истории казачества)


следующая страница >>



Кроме самого себя, словом перемолвиться решительно не с кем. Оскар Уайльд
ещё >>