Кандидатского минимума по истории и философии науки философия науки. Общие проблемы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 3 434.53kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия... 1 210.37kb.
Вопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История... 1 49.37kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история... 1 48.68kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для... 1 34.1kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 85.61kb.
Примерный перечень вопросов к экзамену кандидатского минимума История... 1 29.89kb.
История и философия науки общие вопросы для экзамена кандидатского... 1 39.88kb.
Методические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена... 1 239.85kb.
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по «Истории и философии... 1 43.35kb.
Тематика рефератов аспирантов для сдачи кандидатского минимума по... 1 24.88kb.
Понятие науки 1 73.21kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Кандидатского минимума по истории и философии науки философия науки. Общие проблемы - страница №1/1





ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Предмет и основные концепции

современной философии науки


  1. Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.

  2. Современная философия науки. Основная проблематика, сложившаяся в ХХ - начале ХХ1 вв.

  3. Логико-эпистемический подход к исследованию науки. Позиция позитивистов. (Между Сциллой и Харибдой «релятивизма» и «абсолютизма»).

  4. Постпозитивистские подходы в философии науки. Концепция К.Поппера.

  5. Концепция Т.Куна в философии науки.

  6. Основные идеи И.Локатоса в философии науки.

  7. Концепция П.Фейерабенда в постпозитивистской философии науки

  8. М.Полани и его взгляды на проблемы философии науки.


2. Наука в культуре современной

цивилизации


  1. Ценность научной рациональности. Ее роль и значение в развитии традиционных и техногенных цивилизаций.

  2. Наука в системе познания. Специфика научного знания (Цели науки, ее принципы, формы, уровни и методы).

  3. Философия техники как отражение роли науки в различных сферах жизни общества и человека. Инженерная философия техники.

  4. Гуманитарная философия техники как отражение роли науки в жизни общества и человека.


3. Возникновение науки и основные

стадии ее исторической эволюции


  1. Преднаука и научная классика. Основные сущностные характеристики.

  2. Валюнтативная метафизика как основание новоевропейской науки (оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам, Гроссетест и др.).

  3. Преднаука и научная классика математики.

  4. Преднаука и научная классика логики.

  5. Становление технических наук. Философия техники о сущности технического знания.

  6. Классика социально-гуманитарного знания (Науки о природе и науки о культуре В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

  7. Специфика социального познания. От философии жизни к биофилософии.

  8. Специфика социального познания. От понимающей социологии М.Вебера к философии коммуникативного действия Ю.Хабермаса.

  9. Неклассическая наука и ее основные характеристики.

  10. Неклассический облик логики.

  11. Неклассический облик математики.


4. Структура научного познания


  1. Структура эмпирического уровня научного исследования. Его основные методы.

  2. Структура теоретического уровня научного исследования. Его основные методы.

  3. Методы, применяемые на обоих уровнях научного познания. Общенаучное знание и его методы.

  4. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

  5. Научная картина мира как одно из оснований науки. Основные космологические гипотезы современной научной картины мира.

  6. Специфика соотношения философской и научной рациональности. Становление их единства.

  7. Соотношение философской и научной рациональности как основание логики и методологии научного познания.

  8. Полемика по основаниям научной неклассики как философия науки и методология научного поиска (принцип дополнительности, концепция физической реальности, принцип соответствия, принцип наблюдаемости, проблема полноты квантовой механики, концепция возмущающего взаимодействия и др.).


5. Динамика науки как процесс

порождения нового знания


  1. Логика построения научных теорий в период преднауки и научной классики.

  2. Особенности построения развитых математизированных теорий в неклассической науке.

  3. Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.


6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности


  1. Феномен научных революций. Внутридисциплинарные революции.

  2. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия.

  3. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.


7. Особенности современного этапа развития

науки. Перспективы научно-технического прогресса


  1. Методологические основания общенаучного знания как важнейший компонент философии и методологии неклассической и постнеклассической науки.

  2. Синергетика как феномен постнеклассической науки.

  3. Рациональность постнеклассической науки и ее связь с рациональностью современной философии.

  4. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. (Глобальный эволюционизм Э.Янча концепция «голографической Вселенной» Д.Бома, «голографического мозга» К.Прибрама и др.).

  5. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере (Проблема ноосферной цивилизации).

  6. Этика науки как социальной деятельности (Мертон) и этические проблемы постнеклассических научных исследований.

  7. Выход постнеклассической науки на философский уровень исследований этики. От этических проблем науки к социобиологическим основаниям этики.

  8. Сближение идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.

  9. Роль современной постнеклассической науки в осмыслении перспектив цивилизационного развития. (На примере западных и восточных цивилизаций).

  10. Роль постнеклассической науки в осмыслении путей преодоления глобальных кризисов. (На примере 1-го и 2-го докладов «Римскому клубу»,. Всемирного экологического конгресса 1992 года).

  11. Специфика современных постнеклассических научных исследований (На примере работы И.Пригожина и И.Стенгерс». «Время, хаос, квант»).

  12. Постнеклассика математики как одного из оснований постнеклассической науки.

  13. Постнеклассика логики как одного из оснований постнеклассической науки.

  14. Связь рациональности современной постнеклассической науки с рациональность постнеклассической философии.


8. Наука как социальный институт


  1. Наука как деятельность специально подготовленных людей. Этика и социология науки.

  2. Наука как система организаций и учреждений, как информационная система. (Философско-социологический аспект).

  3. Наука как форма общественного сознания.

  4. Наука как система знаний. Современный уровень этой системы.

  5. Компьютеризация современного научного знания и ее методологические (философские) аспекты.


ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
1.Философские проблемы математики и логики


  1. Основания «необъяснимой» гибкости математики в научном исследовании. Классика, неклассика и постнеклассика математики.

  2. Полемика по основаниям математики. Концепция «логицистов» (Б.Рассел и А.Уайтхед). Современные следствия этой концепции.

  3. Концепция «формалистов» (Д.Гильберт и его сторонники) в ходе полемики по основаниям математики. Современные следствия этой концепции.

  4. Позиция «интуиционистов» (Л.Э.Брауэр и др.) в полемике по основаниям математики. Современные следствия результатов их исследований.

  5. Основания построения унитарного и поливариантного облика унитарности математики. Неклассика и постнеклассика математики.

  6. Философская проблематика математизации современной науки.

  7. Три основания логики и их соотношение в период античности, средневековья и Возрождения.

  8. Становление оснований неформальной логики (логика Пор-Рояля, логика Х.Вольфа, трансцендентальная логика И.Канта).

  9. Борьба против психологизма и ее результаты в развитии классического (Фреге) и неклассического периода логики (многозначные, вероятностные логики и др.).

  10. Логико-философские рукописи Витгенштейна и их значение для развития высокоформализованного облика по всем трем основаниям логики.

  11. Неформальная логика Г.Тарда.


2.Философские проблемы физики


  1. Четыре концепции времени в философии и физике. (По материалам одноименной работы Ю.Б.Молчанова.)

  2. Концепция форм времени. Ее связь с идеей атемпоральности в сложных развивающихся системах (С.П.Курдюмов, Е.Н.Князева).

  3. Специальная и общая теория относительности (СТО и ОТО) А.Эйнштейна и их связь с концепцией физического вакуума (И.Пригожин), глобального эволюционизма Э.Янча.

  4. Концепция глобального эволюционизма Э.Янча и ее связь с идеями М.Хайдеггера («Бытие и время. О событии»), А.Н.Уайтхеда («Процесс и реальность»), Ж.Делеза («Хронос» и «эоны»).

  5. Философский анализ соотношения понятий «необходимость», «случайность», «вероятность» на материалах новой и новейшей физики.

  6. Работа И.Пригожина «Время, хаос, квант» как пример постнеклассического подхода к решению проблем в современной науке (парадокс времени, квантовый и космологический парадоксы).

  7. Концепция Аристотеля о «формальной», «материальной», «действующей» и «конечной» причинности и ее понимание в классической неклассической и постнеклассической физике.

  8. Концепция детерминизма и «индетерминизма» в классике, неклассике и постнеклассике физики и философии.

  9. Философский смысл концепции дополнительности Н.Бора и принципа неопределенности В.Гейзенберга.

  10. Дискуссия по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики.

  11. Космологическая гипотеза И.Пригожина, ее связь и соотношение с другими гипотезами («Большого взрыва» Леметра, «пустой Вселенной» Вилема де Ситтера, «стационарной Вселенной» А.Эйнштейна, «пульсирующей Вселенной» А.Фридмана, «эмерджентной эволюции» К.Л.Моргана и С.Александера).

  12. Пространство «приведенных координат» М.А.Гельфанда и его роль в решении И.Пригожиным «парадокса времени» и «космологического парадокса».

  13. Проблема «детерминированного хаоса» и ее обсуждение в синергетической парадигме (И.Пригожин).

  14. Неклассика и постнеклассика математики, их влияние на развитие физики.

  15. Связь микро и мегамира в неклассической и постнеклассической физике. Квантовые корреляции и проблема информации.


3.Философские проблемы техники и технических наук.


  1. Специфика технических наук. Философия техники как компонент структуры современного философского знания.

  2. Два основных направления в современной философии техники. П.К.Энгельмайер как представитель инженерной философии техники.

  3. Взгляды М.Бунге и Ф.Дессауэра на проблемы философии техники.

  4. М.Хайдеггер о сущности техники и инженерной деятельности.

  5. Гуманитарная философия техники. Взгляды Л.Мемфорда и Х.Ортега-и-Гассета.


4.Философские проблемы информатики.


  1. Роль теории систем, теории информации и кибернетики в развитии общенаучного знания.

  2. Различные подходы к информации (Винер, Эшби, Моль, Бриллюэн, Яглом, Шеннон) и основания их единства.

  3. Неклассический и постнеклассический подходы к осмыслению информации. Синергетическая парадигма в информатике.

  4. Роль теории информации в становлении единства научной и философской рациональности.

  5. Понятие информационно-коммуникативной рациональности как междисциплинарный, интегративный концепт.

  6. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

  7. Концепция информационного общества. Ее соотношение с идеей ноосферной цивилизации В.И.Вернадского.

  8. Понятие «концепт» в философии и информатике.



5.Философские проблемы социально-гуманитарных

наук (СГН).


  1. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры социально-гуманитарного научного знания (СГН).

  2. Классика, неклассика и постнеклассика СГН.

  3. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе и человеке. Современные трактовки данной проблемы.

  4. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия.

  5. Единство научной и философской рациональности в постнеклассических гуманитарных исследованиях.

  6. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. (От моделирования социальных структур до синергетики когнитивных процессов).

  7. Языковая картина мира и проблемы ИИ.

  8. Четыре основных подхода к ценностям (психологический, трансцендентальный, феноменологический, социологический).

  9. Ценностные предпосылки и проблема «оценочной нейтральности» в социальном исследовании.

  10. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология).

  11. От философии жизни к биофилософии. Становление единства философской и научной рациональности в биофилософии.

  12. Проблема социального пространства и времени. Личностное пространство и личностное время.

  13. Проблема репрезентации и интерпретации в СГН.

  14. Проблема веры и истины в контексте коммуникаций. Философия поступка (М.Бахтин) и философия коммуникативного действия (Ю.Хабермас).

  15. Соотношение натуралистических и антинатуралистических программ в СГН.

  16. Проблема взаимосвязи разума и рассудка как одно оснований единства и различия социальных и гуманитарных наук.

  17. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.


6. Философские проблемы экономики.


  1. Экономика как сложная, развивающаяся подсистема общества. Закон структуры экономики и законы ее развития.

  2. Законы функционирования экономики.

  3. Законы саморегуляции экономики.

  4. Законы самоорганизации экономики.

  5. Экономические аспекты моделей устойчивого развития общества (западной, азиатской, латиноамериканской).



7.Философские проблемы языкознания


  1. Рациональность науки как философская проблема. Ее соотношение с философией языка.

  2. Проблема языка в античной и средневековой философии (Платон, Аристотель, Абеляр, Фома Аквинский).

  3. Проблема языка в философии Гегеля.

  4. Две программы исследования языка (структурная и содержательная) в неклассической философии.

  5. Неклассическая наука и научное языкознание.

  6. Соотношение лингвистического и коммуникативного поворота в постмодернистском течении философской постнеклассики.

  7. Проблема языка в постнеклассической науке и философии.

9. Философские проблемы педагогики и психологии


  1. Проблемы педагогики. Их место в структуре философского знания и тематике исследований философии.

  2. Проблема человека и педагогические идеи гуманистов античной философии (Сократ, софисты).

  3. Проблема человека и педагогические идеи академии Платона и Аристотеля.

  4. Философские и педагогические идеи патристики.

  5. Проблема человека и педагогические идеи средневековья (П.Абеляр, Фома Аквинский, У. Оккам).

  6. Философско - педагогические идеи Возрождения (Пико, Н.Кузанский, Н.Макиавелли).

  7. Философские идеи Нового времени и проблемы педагогики.

  8. Проблема человека в философской неклассике и ее соотношение с проблемами педагогики.

  9. Соотношение трех подходов к развитию психологической науки как философская проблема (по статье Т.Нагеля «Мыслимость невозможного»).

  10. Проблема человека и педагогические идеи в русской философии.

  11. Постнеклассическая наука и философия, их возможности в обсуждении проблемы педагогики и психологии.


10. Методологические проблемы развития философии


  1. Специфика соотношения рациональности философии и науки. История становления и развития проблемы.

  2. Концептуализм Пьера Абеляра и его соотношение с реализмом Фомы Аквинского.

  3. Оксфордская школа и ее вклад в исследование рациональности философии.

  4. Трансдискурсивность идей Аристотеля и Гегеля В развитии рациональности философии.

  5. Сравнительный анализ идей П.Абеляра и Г.Гегеля в развитии рациональности философии.

  6. Отличие рациональности классического и неклассического этапа развития философии.

  7. Основные направления и школы философской неклассики.

  8. Основные трансдискурсы философской неклассики.

  9. Постнеклассика философии. Специфика и основные облики ее рациональности.





В шахматах выигрывает тот, кто ошибается предпоследним. Савелий Тартаковер
ещё >>