Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре для 11х класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре... 1 131.15kb.
Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год по... 1 62.33kb.
Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год по... 1 75.58kb.
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре... 1 165.78kb.
Календарно-тематическое планирование по алгебре для 7 класс 1 89.76kb.
Календарно-тематическое планирование по биологии класс 4 628.09kb.
Елифанкина Ольга Михайловна первая квалификационная категория с. 1 222.66kb.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем для... 1 50.01kb.
Тематическое планирование по истории 11 класса по учебнику Алексашкина Л. 1 141.12kb.
Тематическое планирование по истории 9 класса по учебнику Алексашкина Л. 1 177.01kb.
Календарно-тематическое планирование по химии для 8 класс 1 393.67kb.
Вступление с одной стороны, нет другого человека, который лучше разби­рался... 1 270.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре для 11х класс - страница №1/1

Календарно-тематическое планирование

по МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

для 11х классов.

Пояснительная записка

Данное планирование составлено на основе государственного образовательного стандарта в области изучения мировой художественной культуры для школ, в которых изучение предмета ведется на базовом уровне.

Главной целью работы автор программы полагает развитие навыков свободного восприятия и интерпретации художественных текстов в соединении с пониманием исторического, философского и нравственного значения как конкретного художественного произведения, так и эпохи ХХ века в целом.

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствие с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения  стандартов образования и правительственных документов к вопросам воспитания у граждан интереса к культурно-историческим традициям народов России и мирового культурного процесса.

Планирование по предмету выполнено по федеральной программе Л.А.Рапацкой

Данное планирование является одним из вариантов, предлагаемых к применению в общеобразовательных школах. Особенностью данного планирования является его совместимость с программами Ю.А.Солодовникова- Л.М.Предтеченской и иными, по которым ведется преподавание в общеобразовательных школах. Данное качество позволяет адекватно отвечать на требования  итоговой аттестации,олимпиад, конкурсов.

Планирование рекомендуется для 11 класса общеобразовательных школ.

Количество часов на год – 30-34 часа, в неделю – 1 час



п/п


Дата

Тема урока

Форма проведения занятия

Виды деятельности учащихся

Учебно-дидактическое обеспечение урока

Форма контроля

1




Введение.Основные течения в европейской культуре конца 19- начала 20 века

Урок-беседа

Диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Открытия в науке и их влияние на мировоззрение.

(Гегель.


Гельмгольц.Дарвин.

Менделеев.

Фрейд.

Ницше)


Изменение роли  и место религии.

Проблема реальности мира.



Оценка ответов в ходе обсуждения

2




Тема1.Импрессионизм.

1.1Истоки импрессионизма История импрессионизма. Творчество К.Моне



Урок-исследование

1.Просмотр живописных полотен, скульптуры.                              

2.Анализ стихотворения О. Мандельштама «Импрессионизм»

3.Выявление особенностей импрессионизма

5.Выполнение работ в стиле импрессионистов



К. Моне «Поле маков», «Водяные лилии», «Впечатление. Восход солнца»

«Сирень на солнце» Серия «Руанский собор» «Скалы в Бель-Иль»

Работы художников -импрессионистов

Роден «Вечная весна» «Мыслитель»музыка Дебюсси



Оценка в ходе обсуждения темы.

Выполнение работ в стиле импрессионистов.



3




1.2«Следуя природе». Творчество художников-импрессионистов.

Урок- презентация

1.Подготовка презентаций( инд.), сообщение учащихся 5-7 минут.

2. Анализ произведений художников-импрессионистов



Работы Дега, Писсаро, Ренуара, Сислея

Оценка д.з

4




Тема 2. Мир реальности и мир «новой реальности 2.1Постимпрессионизм

во французской живописи(П.Сезанн, В.Гог, П. Гоген)



Урок-исследование

Работа в группах.

1.Просмотр автопортретов художников .

2. Знакомство с биографией художников.

3. Знакомство с работами художников.

4. Выявление особенностей творческой манеры художников

5. Характерные черты стиля, Возврат лини и формы. Влияния постимпрессионистов



П.Сезанн«Автопортрет»,

«Гора св.Виктории»,

«Натюрморт м молочным кувшином»,

В.Гог «Автопортрет», «Едоки картофеля», «Красные виноградники»,

П.Гоген «Автопортрет», «Таитянские пасторали»


1.Есть ли отличия в изображении экзотики у Гогена и романтиков?

2.Можно ли натюрморты П.Сезанна “расшифровать” по правилам классического натюрморта XVIII века?  



5.




Тема3.Фовизм в изобразительном искусстве Франции.

3.1А.Матисс



Урок-исследование с элементами лекции

1.Просмотр живописных полотен А.Матисса

2. Особенности творчества Матисса

Выразительные средства живописи. Понятие декоративности


А.Матисс «Красная комната»,«Красные рыбы», «Танец»

Оценка в ходе обсуждения темы.

6.




Тема4. Кубизм как  принципиально новое направление в живописи

4.1Основные черты кубизма. Творчество П.Пикассо



Урок-беседа с элементами презентации.

1.Знакомство с биографией художника.

2.Работа в группах. Анализ художественных полотен разных периодов творчества художника.



П.Пикассо «Любительница абсента», «Мать с ребенком», «Девочка на шаре» «Воллар»

1.Что могло побудить художника порвать с гуманистической направленностью и погрузиться в мир «чистого искусства»?

2.Почему Пикассо стал для современников воплощением понятия «художник 20 века»



7




Тема 5Сюрреализм.

5.1Творчество С.Дали.



Урок-беседа с элементами презентации

1. Просмотр фильма «Андалузский пес» и его обсуждение.

2.Зарождение сюрреализма

3. Знакомство с «Манифестом сюрреализма» А.Бретона Ответы на вопросы.

4.Просмотр работ С. Дали



фильмы«Андалузский пес», «Творчество С.Дали»

А. Бретон«Манифестсюрреализма»

Работы С. Дали (живописные полотна, театр-музей, ювелирные работы)


Оценка ответов в ходе обсуждения

8




5.2«Совмещение сна и реальности»

Урок-презентация

1. Просмотр слайдов

2.Полипленум3.Составление опорного конспекта



Творчество Танги, Миро, Магритта

1Может ли сюрреалистическая живопись быть прекрасной в классическом понимании ? 2.Что связывает сюрреалистов с древними художниками?

9




Тема:6.Символизм.

6.1 Культ иррационального в символизме: живопись (Густав Моро, Микалоюс Чюрленис); литература (Морис Метерлинка, Оскар Уайльд



Урок - поиск

1.Просмотр живописных полотен.

2.Чтение стихов.

3.Обсуждение темы

4. Составление опорного конспекта



Г. Моро: "Саломея (Видение)"; М.Чюрленис:"Rex"; М.Метерлинка: стихи; О.Уайльд: "Саломея".

1.Чем отличается      художественная манера символистов?

2.Какими были их представления о мире и человеке?



10




6.2 Мастера живописи русского символизма: Михаил Александрович Врубель, Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, художники "Голубой розы".

Урок-поиск

1.Просмотр живописных полотен.

2.Нахождение и описание символов в произведениях данных художников.



М. А. Врубель:  "Демон» (Сидящий), "Сирень", "Портрет С.И.Мамонтова"; В.Э.Борисов-Мусатов: "Дама в голубом", "Водоем"; художники "Голубой розы": С.Ю.Судейкин "Балет", Н.Н.Сапунов "Пионы".

1. Какое воплощение символизм нашел в творчестве российских мастеров?                          2. Какие образы-символы особенно характерны для творческой манеры художника?

11




6.3Музыка и символизм. Творчество А.Скрябина

Урок-мастерская

1.Прослушивание фрагмента симфонической поэмы «Прометей»

2. Запись ассоциаций

3.Чтение  литературных текстов

4.Просмотррепродукций картин Врубеля,   В. Кандинского, художников классицизма, барокко.

5.Соотнесение ассоциаций музыка-слово и музыка-живопись и составление коллажа.


Скрябин симфоническая поэма «Прометей», Гете «Прометей» фрагмент

Байрон «Прометей» фрагмент

Репродукции картин Врубеля, Чюрлениса,  В. Кандинского, художников классицизма, барокко.


Синквейн на тему: «Прометей»

Найти примеры современных произведений созвучных идее Прометея.



12




Тема7 Модерн

7.1"Мир искусства" (Л.С.Бакст, А.Н.Бенуа, С.П. Дягилев Е.Е.Лансере, А.Я.Головин, К.А.Сомов, М.В. Добужинский, И.Е. Репин, В.М. Васнецов и А.М. Васнецов,В.Д. Поленов, В.А. Серов, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, К.А. Коровин и др.).



Урок-панорама

1.Просмотр живописных полотен.

2.Описание фигур и описание фона (каким образом  фон может помочь  понять характер персонажа)



Л.С.Бакст: "Ливень"; А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере : "Петербург  начала ХVIII века"; А.Я.Головин, К.А.Сомов: "Арлекин и дама", М.В. Добужинский "Гримасы города"; А.М. Васнецов: "Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи"; В.Д. Поленов, В.А. Серов: портреты К.А. Коровина, И.И.Левитана,  М.Н.Ермоловой, А.М.Горького;  М.В. Нестеров: "Великий постриг"; И.И. Левитан, К.А. Коровин: "Портрет артиста Ф.И. Шаляпина"и др.).

Подготовка сообщений презентаций(выбор учащегося)

13




7.2 «Мир искусства»

Урок-презентация

Выступления учащихся, диалог, комментарии учителя.

По выбору учащихся.

1.Подумайте, какой бы фрагмент нашего города (здание, площадь, улица, дворик и т.д.) мог выбрать А. Бенуа, чтобы показать совершенство форм?

2.    К каким бы культурам, эпохам обратились художники “Мира искусства” сейчас, в XXI веке?



14




7.3Философско-мировоззренческие  взгляды, отразившиеся в живописи Николая Константиновича Рериха

Урок-мастер-ская

1.Просмотр живописных полотен.

2.Создание палитры цветов по произведениям Н.К. Рериха



Н.К.Рерих: "Небесный бой", "Никола", "Тангла. Песнь о Шамбале", "Сокровища снегов", "Эверест. Джомолунгма", "Гималаи. Розовые горы.", "Идолы", "Пантелеймон-целитель»

1.Написать эссе на тему "Какие мысли и чувства навевают работы Н.К.Рериха?                                 2.Придумать свои названия к пейзажам Рериха.

15-17




Тема8.Развитие русского изобразительного искусства

8.1-8.3Разнообразие жанров в русской живописи: христианская  живопись, реализм, маринизм, портрет, пейзаж, батальный жанр, исторический жанр, мифологическая живопись



Урок-панорама

1.Просмотр живописных полотен.                              

2.Полипленум

3.Представление презентаций

4.Заполнение опорного конспекта



Н.Н.Ге: “Тайная вечеря”, “Голгофа”;В.М. Максимов: “Приход колдуна на сельскую свадьбу”;Н.А.Ярошенко:“Кочегар”,“Курсистка”, “Студент”; В.Е. Маковский: “В приемной доктора”,“Любители соловьев”, "На бульваре";  В.В.Верещагин (серии, посвященные Туркестану и Индии); А.И. Куинджи: “Березовая роща”, “Ночь на Днепре”; В.Д.Поленов:  "Московский дворик";    И.И.Левитан: “Золотая осень”, “Весна — большая вода”; Айвазовский "Девятый вал”, “Черное море”; И.Е.Репин “Не ждали”, “Запорожцы пишутписьмо турецкому султану"," Иван Грозный и сын его Иван 26 ноября 1581 года”,"Бурлаки на Волге”; В.И. Суриков: “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”; В.Борисов-Мусатов: "Мелодия без слов","Гармония"; К.Коровин: "Парижские огни"; М.Нестеров: "Осенний пейзаж", "Юность  преподобного Сергия".

1.Кого бы из “старых мастеров” вы бы назвали главным учителем Н.Н. Ге? Почему?

2.Попробуйте сформулировать те национальные черты, которые получили воплощение на полотнах И. Репина “Бурлаки на Волге” и “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.                         3. Как решают вопрос о роли личности в истории И. Репин и В. Суриков? Какое из решений ближе сегодня вам? Почему?



18




8.4Русский авангард в живописи. В.Кандинский. К.Малевич.

Урок-беседа

1.Знакомство с «Манифестом супрематизма»

2.Выявление особенностей нового искусства.

3. Отбор художественных полотен, являющихся произведениями


Произведения Малевича и Кандинского.

1.Подумайте, является ли абстракция “изобретением” XX столетия? Если нет, то какие еще вы можете назвать примеры абстрактных композиций прошлых эпох?

2. Есть ли, по-вашему, что-либо общее у “черной дыры” в космосе и “Черного квадрата” К. Малевича?



19




Тема 9. Архитектура 9.1Модерн в архитектуре.

Ф. Шехтель — выдающийся мастер московского модерна



Урок-беседа

1. Знакомство с сразновидностями модерна.

2.Знакомство с работами Ф.Шехтеля.

3.Выявление принципиальных особенностей проектов Ф.Шехтеля


Ф. Шехтель

Особняк З.Г.Морозовой,

особняк на Садовой,

особняк Рябушинского, здание Ярославского вокзала и др.



Сравните пластическое оформление особняка Рябушинского и росписи Кносского дворца. Как вы думаете, могли бы древние жители Крита воспринять особняк Рябушинского как “свою среду обитания”?

20




9.2Конструктивизм в архитектуре Ле Корбюзье, советская архитектура




1.Знакомство с проектами Ле Корбюзье.

2Выявлениепринципов функциональной архитектуры Ле Корбюзье



Работы Ле Корбюзье

1.Вспомните, в каких еще культурах принципиально отсутствует тектонический образ сооружения? Можно ли назвать такую архитектуру конструктивистской?

2. Какими чертами, по-вашему, должна обладать цивилизация, чтобы полностью воплотить принцип “органической архитектуры”?



21




Тема 10 Театральная культура и киноискусство20 века.

10.1К.С. Станиславский и его система



Урок-беседа

1.Прослушивание материала, 2.Просмотр слайдов, 3.Составление опорного конспекта

Развитие режиссерского театра.

Сцены из спектакля «Три сестры»



Как вы думаете, можно ли использовать актерскую технику воображения для создания событий в реальном мире?

22




10.2Театр В. Мейерхольда, Е. Вахтангова и А. Таирова

Урок-беседа

1.Знакомство с «режиссерским», «актерским», «синтетическим» театром.

2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

3.Ответы на вопросы., 3.Просмотр слайдов


Фотографии сцен из спектаклей.

Разыграть мезансцену по правилам «актерского»,  «режиссерского» театра ( по группам)

23




10.3Искусство кинематографа

Урок-беседа

1.Просмотр слайдов

2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

3.Ответы на вопросы.


Эволюция кино

Братья Люмьер

Великое немое кино

Монтажное кино.



Представьте известный вам фильм в виде архитектурного сооружения. Нарисуйте или опишите его.

24




Тема 11 Социалистический реализм и искусство.

11.1 «Мы наш, мы новый мир построим»



Урок-исследование

1.Просмотр живописных полотен.

2.Поиск образов и символов, отражающих идею строительства нового мира.



Юон «Новая планета»
Б.Кустодиев «Большевик»

Петров-Водкин « Смерть комиссара»

А.Дейнека «Оборона Петрограда», «Текстильщицы» и др.


Как новый творческий метод реализовался в различных видах искусства(живопись, скульптура, кино,театр)? Подготовка сообщений по выбору учащихся.

25




11.2. «Мы наш, мы новый мир построим»

Урок-панорама

1Диалог,

2 Просмотр презентаций



Эйзенштейн « Броненосец Потемкин»,театр Мейерхольда, В Мухина «Рабочий и колхозница»И. Шадр « Булыжник –оружие пролетариата»

Работы К,Богаевского,В.Рождественского,Г.Ряжского,ТГуревича,А..Пластов, Ю.Пименов и др.



В чем заключалась трагедия деятелей искусства ?

26




11.3Творчество, посвященное молодости. Исаак Осипович Дунаевский

Урок-исследование

1.Прослушивание произведений И. О. Дунаевского.

2.Знакомство с биографией композитора.

3. Просмотр фрагментов из кинофильмов.

4. Выявление музыкальных средств, раскрывающие художественные образы.


5.Нахождение строчек песен, ставшими афоризмами.

6.Иллюстрирование произведений И. О. Дунаевского.



И. О. Дунаевский « Марш энтузиастов», увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта», «Легко на сердце от песни веселой», «Ну-ка, солнце, ярче брызни», фрагменты из «Веселые ребята», «Светлый путь»

1.Объяснить парадокс:страна превратилась в лагерь, а песни были пронизаны оптимизмом и верой.

2. Поразмышляйте над словами И. О. Дунаевского: «Жизнь рождает искусство, а искусство двигает жизнь вперед, чтобы опять от жизни рождаться…»- и выскажите свое мнение



27




Социалистический реализм. Художественная культура ВОВ

11.4Плакаты ВОВ



Урок-мастерская

1. Знакомство с плакатами ВОВ.

2. Выявление художественного языка.

3.Создание плаката.


Песня муз. Александрова, сл. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная!»

Кукрыниксы «Беспощадно разгромим и уничтожим врага»,

И. Тоидзе «Родина-мать зовет»,

В. Корецкий «Воин Красной армии, спаси!» и др. плакаты.



Какие плакаты могли бы появиться в наше время.

28




Социалистический реализм.

11.5«Чтобы помнили»



Урок-панорама

  1. Просмотр живописных полотен.

  2. Знакомство со статьей О. Бергольц,Г.Макогоненко в «Комсомольской правде»

  3. Прослушивание музыкального отрывка.

  4. Поиск образов и символов,отражающих время.

А. Пластов «Фашист пролетел», А.Дейнека «Оборона Севастополя», Б.Угарков «Ленинградка»В. Пахомов «На Неву за водой» и др.

О. Бергольц,Г.Макогоненко статья «Ленинградская симфония»

Д.Шостакович Седьмая симфония

Е. Вучетич памятник «Воину-освободителю»



1 Почему изобразительное искусство стало ведущим среди других видов искусства в годы ВОВ?

29




Социалистический реализм.

11.6Герой ВОВ в литературе.



Беседа с элементами презентаций

1.Знакомство с отрывками из произведений.

2.Определение характеристики героев произведений и их роли на войне.



Отрывки из произведений.

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»,

Войнович « Приключение солдата Ивана Чонкина»,Б. Васильев «А зори здесь тихие», Кондратьев «Сашка»


Оценка ответов в ходе обсуждения

30




Тема 12.Послевоенное искусство.

12.1Поп-арт



Урок-беседа

  1. Знакомство с художественными полотнами.

  2. Выявление особенностей стиля.

  3. Дискуссия «за» и «против»

  4. Нарисовать портрет в стиле поп-арт.

Произведения арт-бизнеса Э. Уорхал, Рой Лихтенштейн,

Том Вессельман



Представители поп-арта в России.

31




12.2 Библейские образы в музыке и живописи.Рок-опера  Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-Суперзвезда»

Урок-исследование

1.Прослушивание фрагментов из рок-оперы

2. Знакомство с отрывками из Евангелия.

3. Сравнение библейских образов, представленных в Рок-опере и в Евангелие.

4. Эссе « Почему рок-опера  Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-Суперзвезда» всегда остается любимой в репертуаре театров?»



В. Пукирев «Неравный брак»

Леонардо да Винчи « Тайная вечеря»

Тициан « Мария Магдалина»,

Отрывки из Евангелия от Матфее

Фрагменты из оперы Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-Суперзвезда».


Ответить на вопрос «Что дал союз оперы и рока современному искусству?»

32




12.3Музыкальное искусство в нотах и без нот.

Урок -беседа

1.Диалог, просмотр слайдов

2.Прослушивание музыкальных произведений

3. Составление опорного конспекта.


Барток. Пуленк. Хиндемит. Альбенис. Сарасате. Алеаторика. Сериальная музыка. Мессиан. Электронная музыка.

Оценка ответов в ходе обсуждения

33-34




Тема 13. Диалог художника и читателя, слушателя, зрителя. Обобщение курса.

Диалог художника и читателя, слушателя, зрителя.

Обмен впечатлениями.

Представление презентаций  и творческих работ учащихся



Эссе « Мой 20 век».

Увлечения молодежи и  проблема духовности.


















































































Правитель: Я вам приказываю, чтобы вы мне платили, а вы мне платите, чтобы я вам приказывал. Карел Чапек
ещё >>