№
ур. п/п
|
Тема
урока
|
Колич
час
|
Тип
урока
|
Элементы
содержания
образования
|
Основные
понятия
и термины
|
Источники
информации
|
Дата прове-дения
|
1.
|
Российская империя на рубеже XVIII-XIX вв.
|
1
|
Изучение нового материала. Лекция.
|
Территориальная и национальная структура Российской империи; сословия , с\х, промышленность, политический строй России
|
Многоконфессиональный, мещане, «капиталистые» крестьяне, отходничество, разложение феодальной системы и складывание капитализма
|
Атласы, карта «Российская империя в начале XIX в.», учебник, рабочая тетрадь
|
|
2.
|
Внутренняя политика Александра I
в 1801-1806 гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы, сообщениями учащихся
|
Личность императора Александра, «Негласный комитет», реформы Сперанского
|
«Негласный комитет», Вольные хлебопашцы, либерализм, самодержавная власть, манифест, реформа, амнистия, министерство
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас, портреты Александра 1, Сперанского
|
|
3.
|
Внешняя политика Александра 1
в 1801-1812 гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы
|
Борьба России против наполеоновской Франции, Тильзитский мир, война со Швецией, восточная политика Александра
|
Коалиция, конвенция, континентальная блокада, сейм, восточный вопрос
|
Учебник, рабочая тетрадь, карта «Внешняя политика России в 1-й половине XIX в.», атлас
|
|
4.
|
Отечественная война 1812 г.
|
1
|
Комбини-рованный
с работой
в малых группах и сообщениями учащихся
|
Вторжение Наполеона в Россию, Бородинское сражение, совет в Филях и оставление Москвы, отступление и гибель «Великой армии»
|
Отечественная война, генеральное сражение. Фураж, инфантерия, флеши, редут, ополчение, партизаны, батарея
|
Учебник. Рабочая тетрадь, атлас
|
|
5.
|
Внешняя политика России
в 1813-1825 гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы и дискуссии
|
Начало заграничных походов русской армии, поражение Наполеона, Венский конгресс, «Священный союз», восточная политика Александра
|
Битва народов, конгресс. Венский конгресс, Священный союз, Восточный вопрос
|
Учебник. Рабочая тетрадь. Атлас. Хрестоматия
|
|
6.
|
Внутренняя политика Александра I
в 1815-1825 гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с работой в малых группах
|
Польская конституция, реформаторский проект Новосильцева, отказ от проведения реформ в начале 20-х гг., военные поселения, итоги внутренней политики.
|
Конституция, неприкосновенность личности, гражданские свободы, независимость, самостоятельность, автономия, мистицизм, иезуиты, сейм, ценз
|
Учебник. Рабочая тетрадь, энциклопед. для детей
|
|
7.
|
Общественное движение 1-й четверти XIX века.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы
|
Зарождение организованного общественного движения, первые тайные общества, власть и тайные общества
|
Общественное движение. Либерализм, масонство, тайное общество, разделение властей, конституция
|
Учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения
|
|
8.
|
Движение декабристов
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами групповой работы и ролевой игры
|
Династический кризис, восстание 14 декабря 1825 г., суд над декабристами, историческое значение восстания
|
Династический кризис, присяга, диктатор восстания, временное правительство, картечь, декабристы
|
Учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия
|
|
9.
|
Внутренняя политика Николая I
|
1
|
Комбини-рованный
с использо-ванием сообщений учащихся и элементами дискуссии
|
Личность Николая I, укрепление государственного аппарата и социальной базы самодержавной власти, попытки решения аграрного вопроса, усиление борьбы с революционными настроениями, РПЦ и государство
|
Канцелярия, кабинет министров, свод законов, бюрократический аппарат, социальная база, государственные крестьяне, общественная запашка, картофельные бунты, обязанные крестьяне, старец, корпус жандармов
|
Учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия
|
|
10.
|
Социально-экономическое развитие России в 1-й половине
XIX в.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами самостоя-тельной
работы
|
Противоречия хозяйственного развития, начало промышленного переворота, помещичье и крестьянское хозяйство, финансовая политика Канкрина, торговля
|
Кризис крепостнической системы, мануфактура, фабрика, промышленный переворот, расслоение крестьянства, машинное производство, экономический уклад, рабочий класс, буржуазия, товарно-денежные отношения, «капиталистые» крестьяне, ассигнации
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас, энциклопедия для школьников
|
|
11.
|
Внешняя политика Николая I
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы
|
Революции в Европе, война с Турцией, война с Ираном, обострение русско-английских отношений, Россия и Центральная Азия
|
Автономия, парламент, «международный жандарм», навигация, контрибуция
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас
|
|
12.
|
Кавказская война
|
1
|
Комбини-рованный с использо-ванием сообщений учащихся
|
Политика России на Кавказе, причины войны, военные действия
|
Горцы, имам, Шамиль, мюридизм, имамат, теократия, газават
|
Учебник, карта «Кавказ в XIX веке»
|
|
13.
|
Крымская война
|
1
|
Комбини-рованный с использо-ванием сообщений учащихся
|
Причины войны, силы сторон, ход военных действий, героическая оборона Севастополя, Парижский конгресс
|
Крымская война, Синопское сражение, причины войны, повод к войне, кремневые винтовки
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас
|
|
14.
|
Общественные движения
1830-1850 гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с использо-ванием сообщений учащихся и элементами дискуссии
|
Особенности общественного движения 30-50-х гг.XIX в., консервативное и либеральное движения, западники и славянофилы, кружки 20-30-х гг. XIX в. революционное движение, Чаадаев
|
Общественное движение. Консерватизм, «православие, самодержавие, народность», либерализм, социализм, революционеры, западники, славянофилы, общинный социализм
|
Учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия
|
|
15.
|
Наука и образование
1-й половины XIX века.
|
1
|
Комбини-рованный
с использо-ванием сообщений учащихся
|
Система образования, грамотность в России, развитие наук
|
Гимназия, приходское училище, уездное училище, сословность образовательной системы
|
Учебник, рабочая тетрадь, энциклопедия для детей
|
|
16.
|
Золотой век российской культуры
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы, работой в группах
|
Особенности развития художественной культуры в 1-й половине XIX века, русская литература, театр, музыка, живопись, архитектура
|
Художественная культура, художественный стиль, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, национальное самосознание, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр
|
Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации
|
|
17.
|
Перемены в быту основных сословий населения
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы, работы в группах
|
Жилище, одежда, питание, досуг и обычаи, семья и семейные обряды
|
Подклеть, горница, светлица, барельеф, анфилада, коридорная система, сюртук, косоворотка, сермяга, зипун, поршни, чугунки, приданое
|
Учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия для детей
|
|
18.
|
Кризис империи Николая I. Россия накануне преобразований
|
1
|
Изучение нового материала. Школьная лекция
|
Личность Александра II, предпосылки и причины отмены крепостного права, смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II
|
Объективные и субъективные предпосылки, причины отмены крепостного права, смягчение политического режима, редакционные комиссии, главный комитет по крестьянскому делу
|
Учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия для детей
|
|
19.
|
Отмена крепостного права
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами дискуссии
|
Подготовка крестьянской реформы, основные положения реформы 19 февраля 1861 г., значение отмены крепостного права
|
Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники, прирезки, даровой надел, переход на выкуп, «высшая», «низшая» нормы надела
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас, энциклопедия для школьников
|
|
20.
|
Реформы
60-70-х годов
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами самостоя-тельной работы
|
Реформы местного самоуправления, судебная, военные реформы, реформы в области просвещения
|
Земство, куриальная система выборов, имущественный и возрастной ценз, гражданское общество, принципы буржуазного права, правовое государство, суд присяжных, мировой суд, всеобщая воинская повинность.
|
Учебник. Рабочая тетрадь, хрестоматия для детей
|
|
21.
|
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы
|
Развитие с\х, промышленности в первые годы после отмены крепостного права, финансовая политика и ж\д строительство, промышленный подъём
|
Аренда земли. Отработочная система, товарное производство, «ж\д горячка», концессия, промышленный переворот, стачка
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас
|
|
22.
|
Общественное движение: либералы и консерваторы в 60-70-е гг.
|
1
|
Комбини-рованный: работа в группах и лекция
|
Особенности российского либерализма середины 50-х-начала 60-х гг., разногласия в либеральном движении, земское движение конца 70-х гг., консерваторы, тверской адрес 1862 г.
|
Либералы, земский конституционализм, консерваторы, тверской адрес
|
Учебник, рабочая тетрадь
|
|
23.
|
Радикальные общественные движения
60-70-х гг.
|
1
|
Комбини-рованный: работа в группах и лекция
|
Цели и состав радикального движения, отношение к крестьянской реформе, идеи Чернышевского, революционное народничество
|
Революционер, «хождение в народ», народничество, «Земля и воля»
|
Учебник, рабочая тетрадь
|
|
24.
|
Кризис внутренней политики Александра II на рубеже
70-80-х гг.
|
1
|
Комбини-рованный с элементами дискуссии
|
Отказ правительства от либерального курса, «диктатура сердца» Лорис-Меликова, убийство Александра II
|
Департамент государственной полиции при МВД, диктатура Лорис-Меликова
|
Учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия для детей
|
|
25.
|
Внешняя политика Александра II
|
1
|
Комбини-рованный с элементами лабораторной работы
|
Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг. XIX в., европейская политика, завершение Кавказской войны, политика России в Средней Азии, Дальневосточная политика, продажа Аляски
|
Союз трёх императоров, «священная война», нейтрализация
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас, энциклопедия для школьников
|
|
26.
|
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы, лекция
|
Балканский кризис, начало русско-турецкой войны, ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор, Берлинский конгресс, значение и причины победы России в войне с Турцией
|
Балканский кризис, национально-освободительная борьба, справедливые и несправедливые войны, Берлинский конгресс
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас, хрестоматия для детей
|
|
27.
|
Внутренняя политика Александра III
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы и сообщениями учащихся
|
Личность императора Александра III , противоречивый характер начала его царствования, крестьянская политика, начало рабочего законодательства, консервативный поворот, усиление полицейского режима, политика в области просвещения и печати, наступление на местное самоуправление, национальная и религиозная политика
|
«сессии сведущих людей», переселенческая политика, циркуляр о «кухаркиных детях»,земский начальник, контрреформы, рабочее законодательство, полицейское государство, реакционная политика, участковые начальники, русификаторская политика, антисемитизм, «черта оседлости»
|
Учебник, рабочая тетрадь, энциклопедия для школьников
|
|
28.
|
Социально-экономическкое развитие России
в 80-90-е гг.
|
1
|
Комбини-рованный: работа в группах и лекция
|
С\х после Крестьянской реформы, промышленное развитие после реформ, деятельность Витте, строительство железных дорог, рабочий вопрос в России
|
Косвенные налоги, конвертируемость, дефицит бюджета, винная монополия
|
Учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия для детей
|
|
29.
|
Появление новых течений в общественно-политической жизни
в80-90-х гг.
|
1
|
Комбини-рованный с элементами лабораторной работы
|
Разгром народнического движения, новое в либеральном движении, начало рабочего движения, марксизм в России
|
Кризис революционного народничества, теория малых дел, рабочее движение, марксизм
|
Учебник, рабочая тетрадь, энциклопедия для школьников
|
|
30.
|
Внешняя политика Александра III
|
1
|
Комбини-рованный: работа в группах и лекция
|
Общая характеристика внешней политики, ослабление российского влияния на Балканах, политика России в Европе, русско-французское сближение. Азиатская политика, обострение русско-японских отношений
|
Военная конвенция, мобилизация, сепаратный мир, военный союз, Тройственный союз
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас, хрестоматия для детей
|
|
31.
|
Достижения российской науки и образования во 2-й половине XIX века
|
1
|
Комбини-рованный
с использо-ванием сообщений учащихся и элементов дискуссии
|
Трудности и успехи в развитии образования, уровень грамотности населения России, успехи естественных наук, практическое применение научных достижений, экспедиции и исследования русских путешественников, развитие исторической науки
|
Естественные науки, гуманитарные науки, классические и реальные гимназии
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас, иллюстрации, энциклопедия для школьников
|
|
32.
|
Достижения художествен. культуры России во 2-й половине XIX века
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы
|
Русская живопись, критический реализм, архитектура, скульптура, музыка, театр, народное творчество
|
Критический реализм, передвижники, эклектика, типовая архитектура, Могучая кучка, народные промыслы
|
Учебник, рабочая тетрадь, атлас, иллюстрации, хрестоматия для детей
|
|
33.
|
Быт и образ жизни в городе и деревне
во 2-й половине XIX в.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы
|
Рост населения в пореформенной России, улучшение качества жизни горожан, жизнь и быт городских «верхов», жизнь и быт городских окраин, досуг горожан, изменения в деревенской жизни
|
Урбанизация, коммунальное хозяйство, сословный быт, качество жизни
|
Учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия для детей
|
|
34.
|
Повторительно-обобщающий урок
|
1
|
Лабораторная работа
|
Ранее изученный материал по истории России
XIX века
|
Понятия, изученные в курсе истории России XIX века
|
Учебник, рабочая тетрадь
|
|
35.
|
Итоговое повторение
|
1
|
Урок-игра
|
То же, что и на ур.№34
|
То же, что и на ур.№34
|
Рабочая тетрадь
|
|
В результате изучения истории ученик получит возможность овладеть следующими знаниями и умениями: