Календарно-тематическое планирование
|
№
|
Тема урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Домашнее задание
|
Сроки по плану
|
Проведено фактически
|
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ(3часа)
|
|
1
|
Многообразие живых организмов. Уровни организации живого
|
Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.Классификация организмов. Уровни организации живой природы. Структура учебника.
|
Называтьосновные царства живых организмов, уровни живой природы.
Перечислятьфакторы эволюции.
|
Стр.5 читать, пересказывать.
|
04.09.12
|
|
2
|
Ч.Дарвин и происхождение видов.
|
Биография Ч.Дарвина.основные положения учения Дарвина: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов.
|
Знать биографию Дарвина.
Называть движущие силы эволюции.
Перечислять результаты эволюции.
|
Стр. 6 читать, пересказывать. Сообщение о Ч. Дарвине.
|
07.09.12
|
|
3
|
Многообразие живых организмов и их классификация
|
Предмет и задачи систематики. Вид – единица систематики. Надвидовые категории. Сравнение искусственной и естественной систем классификации живой природы.
|
Давать определение вида.
Называть основные систематические категории.
Отличать естественную систему от искусственной
|
Стр. 8 читать, пересказывать. Сообщение о К. Линнее.
|
11.09.12
|
|
РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)
|
|
4
|
Общая характеристика бактерий.
|
Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.
|
Распознавать и описывать
строение бактериальной клетки.Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий
|
Стр. 10-13 читать, пересказывать.
|
14.09.12
|
|
5
|
Многообразие бактерий.
|
Общие сведения о подцарствеОксифотобактерии. Цианобактерии, их разнообразие, особенности питания и размножения.
|
Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп.
Называть признаки подцарстваОксифотобактерии.
|
Стр. 14, 15 читать, пересказывать.
|
18.09.12
|
|
6
|
Значение бактерий в природе и жизни человека.
|
Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии.
Использование бактерий в биотехнологии.
|
Знать о роли цианобактерий в природе и жизни человека.
Объяснятьроль бактерий в природе и жизни человека
|
Стр. 10-15 повторить.
|
21.09.12
|
|
РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 часов)
|
|
ТЕМА 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (3 часа)
|
|
7
|
Общая характеристика грибов.
|
Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.
|
Распознавать и описывать
внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.
Называтьспособы питания многоклеточных грибов.
Выделятьособенности царства Грибы.
Сравниватьгрибы с растениями и животными
|
Стр. 20-22 читать, пересказывать.
|
25.09.12
|
|
8
|
Многообразие грибов
Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора». Лабораторная работа № 2 «Строение дрожжей».
|
Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Использование грибов в биотехнологии.
|
Называтьзначение плесневых грибов в природе и жизни человека.
Распознавать и описывать
строение плесневых грибов.
Объяснятьроль плесневых грибов в природе и в жизни человека.
|
Стр. 23,24 читать, пересказывать.
|
28.09.12
|
|
9
|
Многообразие грибов
Лабораторная работа № 3 «Строение шляпочных грибов».
|
Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые). Грибы Татарстана.
|
Приводить примеры шляпочных грибов.
Распознавать и описывать
съедобные и ядовитые шляпочные грибы.
|
Стр. 24,25 читать, пересказывать.
|
02.10.12
|
|
ТЕМА 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 час)
|
10
|
Лишайники. Подготовка к контрольной работе.
|
Лишайники - симбиоз гриба и
водорослей.Условия жизни.
Значение.Питание, размножение. Представители РТ.
|
Распознавать и описывать
строение лишайника.
Объяснятьроль лишайников в природе.
Выделятьособенности строения и жизнедеятельности.
|
Стр. 28-31 читать, пересказывать.
|
05.10.12
|
|
11
|
Контрольная работа по темам «Бактерии, грибы, лишайники».
|
|
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.
|
|
09.10.12
|
|
РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (17часов)
|
|
ТЕМА 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (1 час)
|
|
12
|
Общая характеристика царства Растения.
|
Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений.
|
Называтьпризнаки царства Растения.
Распознаватьотделы растений.Различать и описыватьнизшие и высшие растения.
|
Стр. 36,37 читать, пересказывать.
|
12.10.12
|
|
ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 часа)
|
|
13
|
Строение и жизнедеятельность водорослей.
|
Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение.
|
Давать определение термину.
низшие растения.
Распознавать и описывать
строение водорослей.
Распознаватьтип размножения уводорослей.
|
Стр. 38,39 читать, пересказывать.
|
16.10.12
|
|
14
|
Многообразие водорослей. Лабораторная работа № 4 «Строение спирогиры»
|
Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания.
|
Называть отделы водорослей и места обитания.
Распознаватьводоросли разных отделов.
Объяснятьроль водорослей в природе и в жизни человека.
|
Стр. 42-45 читать, пересказывать.
|
19.10.12
|
|
ТЕМА 3.3. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (5 часа)
|
|
15
|
Общая характеристика подцарства Высшие растения.
|
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика и происхождение.
|
Давать определение термину.
высшие растения.
Давать характеристику подцарству Высшие растения.
|
Стр. 48, 49читать, пересказывать.
|
23.10.12
|
|
16
|
Отдел Моховидные. Лабораторная работа №5 «Строение сфагнума.». Лабораторная работа № 6 «Строение кукушкина льна».
|
Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа «Строение мхов»
|
Давать определение термину.
высшие споровые растения.Распознавать и описывать строение мхов.
Распознавать растения отдела Моховидные.
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на cушу
|
Стр. 50-53 читать, пересказывать.
|
26.10.12
|
|
17
|
Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные.Лабораторная работа № 7 «Строение хвоща»
|
Особенности строения растений отдела Хвощевидные. Питание, дыхание, размножение. Практическое значение.
Значение в природе и в жизни
человека. Особенности строения растений отдела Плауновидные. Питание, дыхание, размножение. Значение в природе и в жизни
человека.
|
Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные.
Объяснять роль в природе и в жизни человека.
Сравнивать хвощи и плауны.
|
Стр. 56-58 читать, пересказывать.
|
30.10.12
|
|
18
|
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторная работа
№8 «Строение папоротника».
|
Места обитания и условия жизни.
Основные признаки папоротников.
Строение папоротников. Размножение.
Значение в природе и жизни человека.
|
Называть места обитания и условия жизни.
Распознавать растения отдела Папоротникообразные.
Распознавать и описывать
строение папоротников.
Объяснятьроль в природе и в жизни человека
|
Стр. 62-65 читать, пересказывать. Подготовиться к контрольной работе.
|
02.11.12
|
|
19
|
Контрольная работа по темам «Высшие и низшие растения».
|
|
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.
|
|
13.11.12
|
|
ТЕМА 3.4. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 часа)
|
20
|
Отдел Голосеменные растения.Особен-ности строения и жизнедеятельности.
Лабораторная работа №9 «Внешнее строе-ние побегов сосны и ели. Микроскопи-ческое строение хвои». Лаборатор-
ная работа № 10 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны»
|
Места обитания и условия жизни.
Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение.
|
Давать определение термину «голосеменные растения.
Распознаватьрастения отдела Голосеменные растения.
Описыватьэтапы развития голосеменных растений.
Выделять особенности голосеменных растений.
|
Стр. 68-70 читать, пересказывать.
|
16.11.12
|
|
21
|
Многообразие голосеменных.
|
Классы голосеменных, их представители. Виды растений, наиболее распространенные в Липецкой области.
Значение в природе и жизни человека. Голосеменные растения РТ.
|
Приводить примеры голосеменных растений.
Распознавать и описывать
наиболее распространенные голосеменные растения.
Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.
|
Стр. 71-73 читать, пересказывать.
|
20.11.12
|
|
ТЕМА 3.5. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (7 часов)
|
22
|
Происхождение и особенности строения покрытосеменных.
|
Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы.
|
Распознаватьрастения отдела Покрытосеменные растенияРаспознавать и описывать
жизненные формы покрытосеменных растений.
Объяснятьпроисхождение покрытосеменных растений.
Выделять особенности покрытосеменных растений.
|
Стр. 76-79 читать, пересказывать.
|
23.11.12
|
|
23
|
Размножение покрытосеменных.
|
Способы размножения покрытосеменных. Особенности полового размножения. Бесполое размножение (вегетативное).
|
Называть особенности полового и бесполого способов размножения. Знать строение цветка.
|
Стр. 80, 81 читать, пересказывать.
|
27.11.12
|
|
24
|
Систематика отдела Покрытосеменные.
Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветных.Лабораторная работа №11 «Строение шиповника»
|
Признакикласса однодольные и двудольные.Двудольные. Общая характеристика Розоцветных. Представители семейства.
|
Называть классы покрытосеменных растений.
Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные.
Сравнивать растения классов Двудольные и Однодольные.
Определятьпринадлежность растенийкклассуДвудольные.
Называть признаки семейства розоцветные.
Определять принадлежность растений к этому семейству.
|
Стр. 83 читать, пересказывать.
|
30.11.12
|
|
25
|
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Пасленовые
|
Признаки семейства Крестоцветные. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Пасленовые. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека.
|
Определятьпринадлежность растенийкклассуДвудольных.
Называть признаки семейств Крестоцветные и Пасленовые.
Определять принадлежность растений к этим семействам.
|
Стр. 84, 85 читать, пересказывать.
|
04.12.12
|
|
26
|
Семейства класса Однодольные растения.
Лабораторная работа №12 «Строение пшеницы»
|
Признакиоднодольныхрастений. Признаки семейства Злаки. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Лилейные.
Редкиеиохраняемыерастения семействаЛилейные.
|
Распознаватьрастениясемейств:Лилейные,Злаки.
Определятьпринадлежность растенийкклассуОднодольных.
Объяснять причинысокращениячисленностиредкихиохраняемыхрастений.
|
Стр. 82 читать, пересказывать.
|
07.12.12
|
|
27
|
Многообразие, распространение покрытосеменных растений.
|
Отделы Растений. Их признаки. Усложнение растений в процессе эволюции. Сельскохозяйственныерастения:овощные,плодово-ягодные,масличные,зерновые,кормовые культуры. Покрытосеменные растения РТ.
|
Распознаватьважнейшие сельскохозяйственныерастения.Объяснять роль растений в природе и в жизни человека.
|
Стр. 76-85 повторить. Подготовиться к контрольной работе.
|
11.12.12
|
|
28
|
Контрольная работа по темам «Голосеменные и Покрытосеменные растения».
|
|
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.
|
|
14.12.12
|
|
РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ (39часов)
|
|
ТЕМА 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 час)
|
|
29
|
Общая характеристика Царства Животные.
|
Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Классификация животных.
|
Приводить примеры животных с различным типом симметрии.
Выделять особенности животных.Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.
|
Стр. 92, 93 читать, пересказывать.
|
18.12.12
|
|
ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ(2часа)
|
|
30
|
Общая характеристика простейших.
|
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов.Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения.
|
Называть процессы жизнедеятельности и их значение.
Определять принадлежность
простейших к типам.
Выделять особенности одноклеточных животных.
|
Стр. 94, 95 читать, пересказывать.
|
21.12.12
|
|
31
|
Многообразие и значение простейших. Лабораторная работа №13 «Строение инфузории-туфельки»
|
Среда обитания и условия жизни.
Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории. Значение одноклеточных в природе и жизни человека.
|
Распознавать и описывать
строение простейших.
Сравнивать по заданным критериям простейших.
Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека
|
Стр. 96-99 читать, пересказывать.
|
25.12.12
|
|
ТЕМА 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1час)
|
|
32
|
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.
|
Признаки многоклеточных животных. Классификация. Общая характеристика типа Губки. Особенности строения и жизнедеятельности губок.
|
Называть признаки многоклеточных животных.
Объяснятьпроисхождение многоклеточных животных.
|
Стр. 102-105 читать, пересказывать.
|
28.12.12
|
|
ТЕМА 4.4. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа)
|
|
33
|
Особенности строения кишечнополостных
|
Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.
|
Распознавать и описывать
строение кишечнополостных.
Выделять особенности кишечнополостных.
|
Стр. 108, 109 читать, пересказывать.
|
16.01.13
|
|
34
|
Особенности жизнедеятельности кишечнополостных.
Лабораторная работа № 14 «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры»
|
Жизнедеятельность гидры: движение, ответ на раздражение, рефлексы. Питание и пищеварение. Размножение. Регенерация. Этапы развития гидры.
|
Описыватьпроцессы жизнедеятельности.
|
Стр. 110-111 читать, пересказывать.
|
19.01.13
|
|
35
|
Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.
|
Классификация и общие признаки кишечнополостных. Особенности строения и жизнедеятельности медуз, кораллов, актиний. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.
|
Распознаватьживотных типа Кишечнополостные.
Объяснятьроль кишечнополостных в природе и в жизни человека.Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных.
|
Стр. 111-113 читать, пересказывать.
|
23.01.13
|
|
ТЕМА 4.5. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛОСКИЕЧЕРВИ (2 часа)
|
|
36
|
Общая характеристика типа Плоские черви.
|
Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная).
|
Называтьсистемы органов плоских червей, органы и их функции.Распознаватьживотных типа Плоские черви.
Распознаватьпоследовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.
Выделятьособенности строения.
|
Стр. 116, 117 читать, пересказывать.
|
26.01.13
|
|
37
|
Многообразие и значение плоских червей.
|
Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль плоских червей в природе и в жизни человека.
|
Распознавать и описывать
паразитических плоских червей.Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму.
|
Стр. 118, 119 читать, пересказывать.
|
30.01.13
|
|
ТЕМА 4.6. ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час)
|
|
38
|
Общая характеристика типа Круглые черви.
|
Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями.
|
Распознавать и описывать
животных, принадлежащих к типу Круглые черви.
Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.
Объяснятьмеры профилактики заражения.
|
Стр. 122-125 читать, пересказывать.
|
02.02.13
|
|
ТЕМА 4.7. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 часа)
|
|
39
|
Общая характеристика типа Кольчатые черви.
|
Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы.
|
Распознавать и описывать
строение кольчатых червей.
Выделять особенности строения Кольчатых червей.
Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.
|
Стр. 128-130 читать, пересказывать.
|
06.02.13
|
|
40
|
Многообразие кольчатых червей.Лабораторная работа №15 «Внешнее строение дождевого червя»
|
Образ жизни и особенности строения.Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе.
|
Определять принадлежность кольчатых червей к классам.
Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей.Называтьроль в природе.
Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека.
Сравниватьклассы кольчатых червей.
|
Стр. 130, 131 читать, пересказывать. Подготовиться к контрольной работе.
|
09.02.13
|
|
41
|
Контрольная работа по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви»
|
|
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.
|
|
13.02.13
|
|
ТЕМА 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 часа)
|
|
42
|
Общая характеристика типа Моллюски.
|
Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины.
|
Распознавать и описывать
животных типа моллюсков.
Называть системы органов, органы и их функции.
Описыватьстадии развития моллюсков.Выделятьпризнаки типа Моллюски.Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.
|
Стр. 134-137 читать, пересказывать.
|
16.02.13
|
|
43
|
Многообразие и значение моллюсков.Лабораторная работа №16 «Внешнее строение моллюсков»
|
Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков.Способы питания и передвижения.
|
Определять принадлежность моллюсков к классам.
Выявлятьприспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни.Объяснятьроль моллюсков в природе и в жизни человека.
|
Стр. 138-141 читать, пересказывать.
|
20.02.13
|
|
ТЕМА 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 часов)
|
|
44
|
Происхождение членистоногих и особенности организации.
|
Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.
|
Распознаватьживотных типа Членистоногие.
Распознавать и описывать
внешнее строение и многообразие членистоногих.
Объяснять происхождение членистоногих.
Выделять признаки животных типа Членистоногие.
|
Стр. 144 читать, пересказывать.
|
23.02.13
|
|
45
|
Класс Ракообразные. Лабораторная работа №17 «Внешнее строение речного рака»
|
Образ жизни и внешнее строениеракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.
Многообразие и значениеракообразных.
|
Называть системы органов, органы и их функции.
Выявлятьприспособления рако-образных к среде обитания, образу жизни.
Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных.
Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека
|
Стр. 145-149 читать, пересказывать.
|
27.02.13
|
|
46
|
Класс Паукообразные.
|
Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела, (головогрудь, брюшко).Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.
|
Называть системы органов, органы и их функции.
Распознавать и описывать
строение паука.
Выявлятьприспособления
паукообразных к среде обитания, образу жизни.
Объяснятьроль паукообразных в природе и в жизни человека
|
Стр. 152-155 читать, пересказывать.
|
02.03.13
|
|
47
|
Общая характеристика насекомых. Лабораторная работа №18
«Внешнее строение насекомого»
|
Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.
|
Распознавать и описывать
строение насекомых.
Называтьсистемы органов, органы и их функции.
Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.Сравнивать представителей классов членистоногих.
|
Стр. 158-163 читать, пересказывать.
|
06.03.13
|
|
48
|
Размножение и развитие насекомых.
|
Развитие насекомых: с неполным и полным превращением.
|
Приводить примеры насекомых с различными типами развития.Распознавать и описывать
стадии развития с неполным превращением.
|
Стр. 163, 164 читать, пересказывать.
|
09.03.13
|
|
49
|
Значение и многообразие насекомых.
|
Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.Насекомые обитающие в РТ.
|
Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих на территории Татарстана.
Описывать представителей отрядов насекомых.
Объяснятьроль насекомых в природе и в жизни человека.
|
Стр. 164, 165 читать, пересказывать. Подготовиться к контрольной работе.
|
13.03.13
|
|
50
|
Контрольная работа по теме «Тип членистоногие»
|
|
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.
|
|
16.03.13
|
|
ТЕМА 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 час)
|
|
51
|
«Общая характеристика иглокожих.
|
Особенности строения и жизнедеятельности.Роль иглокожих в природе и в жизни человека.
|
Распознавать строение и представителей иглокожих.
Называть системы органов, органы и их функции.
Характеризоватьтип Иглокожие.
|
Стр. 168-171 читать, пересказывать.
|
20.03.13
|
|
ТЕМА 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час)
|
|
52
|
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.
|
Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость.
Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов.Роль в природе и жизни человека.
|
Называтьподтипы типа хордовых и приводить примеры
представителей.
Распознаватьживотных типа Хордовые.Выделятьпризнаки типа Хордовые.
|
Стр. 174 читать, пересказывать.
|
23.03.13
|
|
ТЕМА 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 часа)
|
|
53
|
Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.
|
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания.Роль в природе и значение для человека.
|
Распознавать и описывать
представителей хрящевых рыб.Объяснять происхождение рыб.Выявлятьприспособленность хрящевых рыб к местам обитания.Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека.
|
Стр. 175, 180-183 читать, пересказывать.
|
03.04.13
|
|
54
|
Костные рыбы. Лабораторная работа №19 «Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания»
|
Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль плавников в движении рыб.
Расположение и значение органов чувств.
|
Называть системы органов, органы и их функции.
Определятьпринадлежность костных рыб к отрядам.
Выявлятьособенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.
Объяснятьроль костных рыб в природе и в жизни человека.
|
Стр. 176-179 читать, пересказывать.
|
06.04.13
|
|
ТЕМА 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 часа)
|
|
55
|
Общая характеристика земноводных. Лабораторная работа №20 «Особенности внешнего и внутреннего строения лягушки».
|
Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые.
|
Распознавать и описывать
строение земноводных на примере лягушки.
Выявлятьособенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.
Объяснятьпроисхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных.
|
Стр. 186-190 читать, пересказывать.
|
10.04.13
|
|
56
|
Размножение и развитие земноводных.Многообразие земноводных. Их роль в природе и жизни человека.
|
Размножение земноводных. Стадии развития лягушки. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
|
Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые.
Выявлятьприспособления земноводных к среде обитания, образу жизни.
Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека.
|
Стр. 191-193 читать, пересказывать.
|
13.04.13
|
|
ТЕМА 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 часа)
|
|
57
|
Общая характеристика пресмыкающихся.
|
Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.Происхождение пресмыка-
ющихся.
|
Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни.
Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение.Сравниватьпресмыкающихся и земноводных.
|
Стр. 196-199 читать, пересказывать.
|
17.04.13
|
|
58
|
Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека.
|
Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
|
Распознавать по рисункам
представителей классам Пресмыкающиеся.
Определятьпринадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи.
Объяснятьроль пресмыкающихся в природе и в жизни человека.
|
Стр. 200-201 читать, пересказывать.
|
20.04.13
|
|
ТЕМА 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 часа)
|
|
59
|
Общая характеристика птиц.Лабораторная работа № 21
«Внешний вид птицы»
|
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету
|
Распознавать и описывать
органы и системы органов птицВыделять особенности строения птиц к полету.
Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.
Объяснять происхождение птиц
|
Стр. 204-206 читать, пересказывать.
|
24.04.13
|
|
60
|
Внутреннее строение птиц. Размножение птиц.
|
Усложнение строения и функций нервной системы птиц. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Половая система. Оплодотворение. Развитие.
|
Распознавать и описывать
органы и системы органов птиц,особенности, связанные с полетом.
|
Стр. 208-211 читать, пересказывать.
|
27.04.13
|
|
61
|
Экологические группы птиц.Роль птиц в природе и жизни человека.
|
Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. Птицы РТ.
|
Распознавать по рисункам
птиц различных экологических групп.Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.
Распознаватьдомашних птиц.
Приводить примеры домашних и промысловых птиц.
Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека.
|
Стр. 212-219 читать, пересказывать. Подготовиться к контрольной работе.
|
01.05.13
|
|
62
|
Контрольная работа по темам «Надкласс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы».
|
|
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки
|
|
|
|
ТЕМА 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (5 часов)
|
|
63
|
Общая характеристикамлекопитающих.
|
Признаки класса Млекопитающие.
Среды жизни и места обитания.Особенности внешнего строения.
Строение кожи. Шерстяной покров.
Железы млекопитающих.
|
Называтьсистемы органов, органы и их функции.
Распознаватьпредставителей класса Млекопитающие.
Объяснятьпроисхождение млекопитающих.
|
Стр. 222, 223 читать, пересказывать.
|
04.05.13
|
|
64
|
Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №22 «Строение скелета млекопита-ющих».
|
Системы внутренних органов млекопитающих. Усложнение строения и функций нервной системы. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Особенности обмена веществ.
|
Распознавать и описывать
органы и системы органов млекопитающих.
Выделять особенности строения млекопитающих.
|
Стр. 224-228 читать, пересказывать.
|
08.05.13
|
|
65
|
Размножение и развитие млекопитающих.
|
Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком.Особенности развития. Внутреннее развитие.
|
Называть и описыватьорганы размножения.
Описывать развитие детеныша млекопитающих.
Объяснять особенности развития млекопитающих.
|
Стр. 229 читать, пересказывать.
|
11.05.13
|
|
66
|
Многообразие млекопитающих.
|
Признаки отряда.
Значение в природе и в жизни
человека.Меры по охране млекопитающих.Млекопитающие РТ.
|
Определять принадлежность млекопитающих к отрядам.
Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни.
|
Стр. 230-235 читать, пересказывать. Подготовиться к контрольной работе.
|
15.05.13
|
|
67
|
Контрольная работа по теме «Класс Млекопитающие».
|
|
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки
|
|
18.05.13
|
|
РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа)
|
|
68
|
Общая характеристика вирусов.
|
Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки.
|
Распознавать и описыватьстроение вируса.
Выделятьособенности жизнедеятельности вирусов.
|
Стр. 242 читать, пересказывать.
|
22.05.13
|
|
69
|
Значение вирусов
|
Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.
|
Объяснять роль вирусов в жизни человека.
Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний
|
Стр. 243 читать, пересказывать.
|
25.05.13
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час)
|
70
|
Многообразие живых организмов.
|
Многообразие живых организмов - результат эволюции.
|
Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.
|
Повторить изученное.
|
29.05.13
|
|