Как я понимаю повесть - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Повесть о савве грудцыне 1 257.53kb.
Литература. «Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии... 1 22.83kb.
Урок-беседа 11 класс Насибуллина Е. Г. Цели и задачи 1 64.72kb.
Семен гольдберг повесть о друге мариуполь 2005 ббк 63. 3 7 1041.03kb.
Как я понимаю философию 1 191.54kb.
Задача не сложная, но в то же время перспективная и на защите она... 1 18.74kb.
Законодательные акты как исторические источники. Принципы классификации... 1 33.43kb.
Константинова Екатерина Николаевна 1 9.15kb.
Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как... 1 30.58kb.
Доклад о ситуации со свободой собраний в россии 4 602.8kb.
«Ася» повесть о любви 1 25.25kb.
Генезис и сущность масс. Общества 1 244.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Как я понимаю повесть - страница №1/1


Как я понимаю повесть «Фаталист»




ФАТАЛИЗМ – Вера в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.


С.И Ожегов «Толковый словарь русского языка».

«…разговор, против обыкновения, был занимателен. Рассуждали о том, что мусульманское поверье,

будто судьба человека написана на небесах,

находит и между нами, христианами, многих поклонников…»

М.Ю. Лермонтов «Фаталист».

Путешествие Печорина проходит по тем мирам русской жиз­ни, которые были давно освоены в романтических повестях и рассказах писателей – предшественников Лермонтова. Главы романа «Герой нашего времени» сохраняют отчетливую связь с основными типами романтических повестей: «Бэла» — восточная или кавказская романтическая повесть, «Максим Максимыч» — повесть-путе­шествие, «Тамань» — разбойничья повесть, «Княжна Мери» — «светская» повесть, а «Фаталист» — повесть философская.

Видимо, поэтому Лермонтов «перепутал» порядок повестей, расположив «Фаталиста» последним. Эта повесть связывается в романе с дуэлью (и идет как раз после неё). Автор так нарушает порядок действий, чтобы подбираясь все ближе к личности Печорина, всё время смотря на него с разных точек зрения, добраться, наконец, до финальной точки – повести «Фаталист». Ею он подводит итоги и одновременно вскрывает причины невозможности счастья для Печорина и его современников.

Повесть «Фаталист» начинается спором о том, существует ли предопределение или каждый человек сам определяет свою судьбу. Фатализм – вера в то, что наша судьба определена заранее – это позиция Вулича, близкая к восточным представлениям о судьбе.

Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределении», входивших в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, и положен в основу «Фаталиста». Сюжет трижды подтверждает реальность предопределения. Например, при стрельбе Вуличу выпадает исключительный случай – осечка, а когда ему встречается совершенно по случайности буйный казак и убивает его – еще одна исключительная случайность как раз подтверждает наличие судьбы. «Один исключительный случай нам дает жизнь, другой – смерть ». Так и случилось с Вуличем.

Позиция рассказчика (Печорина) отражает западное направление и состоит в том, что человек является властелином своей судьбы. Выйдя победителем из смертной схватки с преступником, Печорин усомнился в существовании предопределения, ибо остался жив не по воле рока. Его спасли от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость.

Из всех событий, изображенных в повести, герой делает вывод, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость: «Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

В повести «Фаталист» поставлен и решен вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрению фаталистов, утверждающих, что миром правит неведомая и неотвратимая сила (рок, судьба), то борьба невозможна и потому бессмысленна.



На последних страницах романа Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья…» Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

Смысл романа – трагедия людей, обреченных на бездействие.




Число читательских откликов на статью обратно пропорционально важности затронутой темы. Роберт Маркус
ещё >>