«Как приобщить ребёнка к чтению» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Как научить ребенка читать? 1 19.49kb.
Что читать детям 8-10 лет 1 18.98kb.
Внеклассное мероприятие «край, не похожий на другие» 1 93.43kb.
Руководство по чтению великих произведений-Мортимер Адлер Как читать... 17 13235.3kb.
Как научить ребенка проигрывать? 1 36.03kb.
Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни 1 118.17kb.
Поэтому очень важно помочь в этот период реализовать творческий потенциал... 1 172.91kb.
Формирование у младших школьников интереса к чтению 1 50.76kb.
С момента принятия Конвенции о правах ребенка в 1989 году прошло... 1 192.44kb.
Советы родителям – о музыкальном воспитании ребенка 1 41.17kb.
Государственное бюджетное 1 134.21kb.
Шарлотта бронте 1 11.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Как приобщить ребёнка к чтению» - страница №1/1

«Как приобщить ребёнка к чтению»

«...можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда.»

В. А. Сухомлинский

Для будущих маленьких читателей

Все дети любят слушать чтение взрослого: родителей, бабушки, дедушки. К сожалению, мы часто отмахиваемся от них – некогда. И напрасно. Ведь любовь к чтению начинается не со знания букв, а с интереса к написанному и потребности узнать что-то.

Вы замечали, что маленький ребёнок подчас любит слушать одну и ту же сказку, уже знает её наизусть, а всё просит и просит ещё раз почитать. За этим может стоять радость узнавания, к тому же добавляется и фактор общения с любимым человеком.

Кроме того, неоднократное чтение одной и той же сказки создаёт предпосылки к тому, что у ребёнка появляется желание самому её пересказать. Предложите ребёнк узакончить предложение или строчку в стихотворении. Малыши, как правило, охотно откликаются - для них это забавная игра. Известный детский писатель Джанни Родари предлагал использовать хорошо знакомые ребёнку тексты для развития у него наблюдательности и фантазии.



Попробуйте перепутать, назвать героя по-другому (например: Синяя Шапочка); изменить сюжет( «Позвала Красную Шапочку мама и попросила отнести пирожки дедушке) и понаблюдайте за реакцией ребёнка.

Для тех, кто учится читать

Постепенно чтение знакомых рассказов пробуждает интерес к буквам, к печатному слову.



Покажите ребёнку, где написано ключевое слово («Буратино», «Маша» и т.д.), когда вы читаете, а в какой-то момент не читайте это слово, а укажите его на странице, пусть малыш «прочтёт» (узнает) его сам. Похвалите его за это. Малышу постепенно становится интересно не только слушать, но и смотреть на текст.

Большая ошибка некоторых родителей заключается в том, что как только ребёнок начинает читать сам, они перестают ему читать вслух. Вы заблуждаетесь, уважаемые взрослые, думая, что тем самым помогаете ребёнку быстрее научиться читать. На самом деле для ребёнка 6-7 лет (не говоря о более раннем возрасте) самостоятельное чтение представляет собой огромный труд, в котором задействованы многие психические процессы: память, внимание, мышление, требующие согласованной работы многих участков мозга. Ребёнок легко устаёт, а со стороны кажется, что ему не нравится читать.

Да и скорость чтения ещё не соответствует их потребности в информации. Книга завораживает, интригует, и поскорее хочется узнать: что же дальше…А собственное чтение пока ещё весьма неповоротливо.

Чтобы заинтересовать ребёнка в самостоятельном чтении, можно сделать так. Договоритесь с ребёнком о том, что небольшой кусочек читает он сам, а всё остальное- взрослый. Сначала этим «кусочком» может быть всего одно предложение или даже несколько слов. Постепенно текст для самостоятельного чтения увеличивайте.

Другой вариант - поочерёдное чтение ребёнка и взрослого.

Тише едешь - дальше будешь

Большая ошибка родителей - торопливость в обучении ребёнка основам чтения. Понимаю, что это диктуется многими причинами, одна из которых – некоторые школы сейчас принимают детей, умеющих хорошо и бегло читать. Это побуждает родителей необоснованно рано переводить ребёнка от послогового чтения к чтению целыми словами. В результате у него формируется угадывающий тип чтения, для которого характерно искажение окончаний слов («Меня зовут Лена» вместо «Меня зовёт Лена»); сокращение слов («налила» вместо «напилила»); искажение структуры слова, когда ребёнок читает сначала последующий слог или начало следующего слова . Понятно, что всё это приводит к искажению прочитанного и последующим трудностям с пересказом.



Не стоит торопить ребёнка при переходе к чтению словами, лучше научите его правильному беглому чтению по слогам, с правильной артикуляцией.

Если вы видите, что ребёнок торопится угадать следующий слог, попросите его читать медленнее, сами задайте темп. Полезно также закрывать последующий слог с тем, чтобы ребёнок читал только ту часть слова, которая видна. Такой приём не даёт закрепиться угадывающему чтению.

Несколько практических советов заботливым родителям тех, кто уже научился складывать буквы и слоги

1). Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Лучше домашнюю тренировку проводить порциями по 5-7 мин. Несколько раз за вечер.

2). Жужжащее чтение. Чтение вслух, вполголоса.

3). Чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

4). Режим щадящего чтения: чтение по очереди ребёнком и родителем.

5). Совместное чтение ребёнка и родителя. Родитель задаёт темп чтения, ребёнок старается не отстать. Скорость должна увеличиваться постепенно.

6).Чтение в темпе скороговорки. Упражнение для развития артикуляционного аппарата.

7). Измерение скорости чтения. В течение 1 мин. Ребёнок читает текст, затем пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в «Дневник достижений».

8) Понимание прочитанного можно воплощать в детских рисунках, в лепке, в разыгрывании сценок. Интересной работой является чтение по ролям, когда ребенку необходимо подчеркивать характер своего персонажа. Полезны вопросы на опережение, на предугадывание событий в тексте. Сначала дети предсказывают, о чем будет данное произведение или как поведет себя определенный персонаж, а уже затем приступают к чтению.

9) Учите детей пересказывать прочитанное: это не только развивает память юного читателя, но и способствует осмыслению прочитанного. Так вы работаете над осмысленностью чтения. Хорошим подспорьем для пересказа для ребёнка будет картинный план. Причём, рисунок может быть совершенно примитивным, схематичным.



Особое внимание следует уделить незнакомым словам, уточнив их значение. Ребенок должен использовать эти слова в пересказе.

Не менее эффективным может быть совместный пересказ, когда ребенок пересказывает более простую часть текста, а взрослый то, что плохо запоминается. Постепенно взрослый сокращает объем своего пересказа, итог – самостоятельный пересказ ребенка.


Хорошим упражнением является и пересказ по данному началу или концу, когда ребенку предлагается продолжить или пересказать до данного конца текста.
Чтобы умение сформировалось, требуется время и систематическая работа. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться

Систематичность чтения. Ни один из описанных приёмов не даст результата, если применять его лишь время от времени.

И, наконец, уважаемые взрослые, помните: любовь к чтению начинается с любви и доброжелательности в семье, а совместное чтение – это радость и средство общения. От нас, взрослых, зависит, научится ли наш ребёнок хорошо читать, полюбит ли книгу.



Ну а пока наши малыши только овладевают сложным навыком чтения, а любые сложности лучше преодолеваются в игре, предлагаю вам и вашим детям несколько игр по развитию основ чтения и обогащению словарного запаса.

Игры для совершенствования навыка чтения, развития внимания


http://www.sad26.ru/files/sad26/fotos/2012-gameread/1.jpg

http://www.sad26.ru/files/sad26/fotos/2012-gameread/1a.jpg

http://www.sad26.ru/files/sad26/fotos/2012-gameread/2.jpg

http://www.sad26.ru/files/sad26/fotos/2012-gameread/2a.jpg

  • Всем

Книжные собрания для детей

Из писателей второй половине XX века в круг детского чтения дошкольников прочно вошли В. Драгунский с его "Денискиными рассказами", В. Голявкин с его "Тетрадками под дождем", Н. Носов со знаменитыми "Приключениями Незнайки и его друзей", Э. Успенский с "Крокодилом Геной" и "Дядей Федором", Т. Александрова с "Кузькой". Кроме того, к "классике" детского чтения относят и произведения других писателей, среди которых нельзя не назвать Сергея Козлова и его книги "Ежик в тумане", Юрия Коваля и его пародии на детектив "Приключения Васи Куролесова", а также его лирическую книгу "Чистый Двор", выдержавшую много изданий. Для дошкольников интересен писатель Г. Циферов и его книга "История про поросенка".

Что касается сказок зарубежных писателей XIX века, то детям рекомендуют преимущественно сказки Э. Т. А. Гофмана ("Щелкунчик и мышиный король"), В. Гауфа ("Маленький Мук", "Карлик Нос"), Д. Харриса ("Сказки дядюшки Римуса"), К. Коллоди ("Приключения Пиноккио"). Из писателей XX века хотелось бы отметить Р. Киплинга с его сказками. Настоящим подарком детям будет также объемная книга А. Милна "Винни-Пух и Все-Все-Все и многое другое".

Не одно поколение дошкольников выросло на книге Д. Родари "Приключения Чипполино". Детям в возрасте 6-7 лет уже доступно одно из самых знаменитых произведений Астрид Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне".

Нельзя не сказать и еще об одной книге - книге австрийского писателя Ф. Зельтена "Бемби". По всему миру прошел мультфильм Диснея, сделанный по мотивам этой сказки.

Особое место в жизни людей разных поколений занимает сказка М. Метерлинка "Синяя птица". Прочитав ее хоть раз, родители непременно захотят иметь книгу в доме, чтобы принести своему ребенку ту же радость, какую они сами испытали, читая ее в детстве.

Для детей 6-7 лет значительно расширяется круг изданий познавательной книги, в частности − об окружающем мире. Классиками такой литературы признаны И. Акимушкин, В. Биапки, М. Пришвин, Н. Сладков, Е. Чарушин, И. Соколов-Микитов, и др., сумевшие раскрыть ребенку жизнь лесов, морей, рек, неба и земли, животных и насекомых, они стали своего рода энциклопедиями, вводящими ребенка в разные области знаний.

Для знакомства ребенка со звездным небом рекомендуется приобрести в домашнюю библиотеку книгу Е. Левитана "Сказочные приключения маленького астронома", а для первоначального знакомства с отечественной историей очень ценна для семейного пользования книга, составленная С. Новиковым - "История. Справочник дошкольника".

Из энциклопедий для самых маленьких можно отметить книгу А. Н. Канина "Спроси меня - и я отвечу". Что касается знакомства детей с разными профессиями и сферой труда, то одним из лучших изданий является книга А. К. Дитриха, Г. А. Юрмина и Р. В. Кошурникова "Почемучка". Заканчивая знакомство с книгами энциклопедического характера для детей 6-7 лет, назовем еще одну очень полезную книгу - "Теперь я знаю" И. Б. Шустовой.

Собрание отечественных энциклопедий в семейной библиотеке для дошкольников органично дополнить "Детской энциклопедией", созданной американскими авторами Дж. Эллиотом и К. Кингом. Можно ограничиться приобретением хрестоматий, содержащих тексты необходимых для развития ребенка произведений. Из вышедших в последние годы подобных хрестоматий можно отметить серию Энциклопедий детской литературы, включающую в себя лучшие произведения для детей разных жанров. Каждый том Энциклопедии посвящен какому-либо одному жанру, например: "Лучшие детские стихи", "Лучшие рассказы для детей", "Лучшие народные сказки". Что касается собраний классической мировой литературы для детей, то она хорошо представлена в сборнике "Энциклопедия детства: 105 лучших произведений 60 классиков мировой литературы для детей".



Чтобы возместить недостающее в домашней библиотеке, дети должны посещать публичные библиотеки, где есть все необходимые издания для детей любого возраста.




Не повышай голоса, но держи наготове большую дубинку, и ты далеко пойдешь. Теодор Рузвельт
ещё >>