Как понимают ученые информационное общество - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
ИнформационноЕ общество и феномен известности о понятии «информационное... 3 372.96kb.
А. И. Земсков Государственная публичная научно-техническая библиотека... 1 73.46kb.
Общество и человек 1 278.79kb.
Инновационная составляющая «новой экономики» 1 161.29kb.
Глобальное информационное общество: можно ли его рассматривать как... 1 44.45kb.
Информационное агентство Телеинформ. Ученые из десяти стран мира... 1 28.56kb.
10 класс (68 ч) раздел I. Общество и человек т е м а 1 1 221.19kb.
Лекция n 1 фольклор как предмет 9 2259.47kb.
И. С. Мелюхин Информационное общество и баланс интересов государства... 5 736.4kb.
Структура и функции. Модель мультишагового потока информации, диффузная... 3 629.74kb.
«Информационное общество». 2011.№3. С. 28-34. Социально-экологические... 1 108.99kb.
Формирование системы управления интеллектуальным капиталом на промышленных... 8 743.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Как понимают ученые информационное общество - страница №1/1


Как понимают ученые информационное общество

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно ёмким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего.

Пример 1.1. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. – 5,7 млн. человек, в 1989 г. – 14,6 млн., а в 1995 г. – 20,7 млн. человек.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:


  • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

  • главной формой развития станет информационная экономика;

  • в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

  • информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

  • формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

  • с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

  • реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;

  • информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Роль информатизации в развитии общества



Что такое процесс информатизации общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:


  • чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

  • постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

  • появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому непопадающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат – наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления [18]:

  • появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10лет, к 1970 г. –уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно;

  • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

  • возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Рассмотрим этот процесс более подробно.

История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. – в Японии и с конца 70-х – в Западной Европе.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека я общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества" При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и её накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ – около 40%.



Пример 1.2.В докладе Бюро трудовой статистики США, подготовленном в 1992 г., анализировалось влияние внедренных информационных и коммуникационных технологий на уровень занятости населения и на объем выпускаемой примышленной продукции, а значит, и на производительность труда:

  • в угледобывающей промышленности ежегодно добыча угля возрастает на 3%, а занятость падает на 1,8%;

  • в станкостроительной отрасли в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г., по прогнозам, останется 14 тыс. человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, внедрения вместо них роботов и манипуляторов;

  • в фармацевтической промышленности будет наблюдаться рост занятости на 1/4 за счет привлечения компьютерных специалистов, программистов, системных аналитиков.

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

Об информационной культуре

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Приведем определение информационной культуры, данное в : "Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:


  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

  • во владении основами аналитической переработки информации;

  • в умении работать с различной информацией;

  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Как проходит информатизация в России (из газет)

Рывок в цифровое будущее отменяется?

Кто саботирует программы «Электронная Россия» и «Информационное общество»


7 сентября 2011, 17:29 [«Аргументы Недели», Надежда Попова ]

рывок в цифровое будущее отменяется?

Еще в начале 2010 г. вся огромная Россия должна была жить как Единый Огромный Компьютер (именно к этому сроку заканчивала свои полномочия Федеральная целевая программа «Электронная Россия»). И каждый из россиян должен был быть «привязан» к этому компьютеру невидимой ниточкой. Эта связь обещала каждому россиянину отменное здоровье (программа «Электронное здравоохранение»), возможность учиться и учить («Электронное образование»), участвовать в выборах («Электронные выборы»). Еще этот исполинский компьютер мог бы помочь каждому из нас не топтаться в предбаннике у чиновников (программа «Электронное правительство»): получать все справки за несколько минут (а не в течение года).



Окинавская хартия

Немного истории. В далеком 2000 году на саммите стран G8 в Японии Россия подписала Окинавскую хартию глобального информационного общества. В соответствии с этой Хартией были определены обязательства, как России, так и другим странам «Большой восьмерки», способствовать распространению информационно-коммуникационных технологий. И преодолевать информационное неравенство, угрожающее многократно усилить социальное и экономическое неравенство. Новые цифровые технологии должны были стереть все границы взаимодействия между людьми и дать возможность мгновенно обмениваться информацией на любом расстоянии. С этой целью и была принята ФЦП «Электронная Россия. Через несколько лет, в феврале 2008 г., была принята Стратегия развития информационного общества в РФ. Она определила основные направления развития информационного общества в России на период до 2015 г., задала ориентиры и контрольные значения. Была поставлена амбициозная цель –ворваться в двадцатку стран-лидеров к 2015 г. (с 50–60-х мест в международных рейтингах). В декабре 2009 г. принят трехлетний план реализации Стратегии до 2011 года. На смену «Электронной России» в начале 2011 г. пришла новая программа «Информационное общество». Так что у нас еще есть время до 2015 года. Возможно, успеем и перестанем позориться перед всем цивилизованным миром?

Фантазии Татьяны Голиковой

А что происходит в отечественной медицине? Не первый год СМИ пишут о Едином медицинском портале, который мог бы существенно облегчить жизнь и доктора, и пациента. Оказывается, некий мегапроект (под «крышей» программы «Информационное общество») зреет в недрах ведомства Татьяны Голиковой. Там готовят общую концепцию по информатизации сферы здравоохранения до 2020 года. Обещают: пациенты через Интернет смогут проверить квалификацию своих лечащих врачей. Пациентам начнут выписывать «электронные рецепты». В более отдаленной перспективе – электронная история болезни на каждого пациента, запись на прием через Интернет и проход через больничный турникет по пластиковой социальной карте. Еще в планах – переход на электронные медицинские карты. Ее планируют сделать единой. И когда пациент придет на прием, врач не будет выписывать ему бумажный рецепт, а вышлет электронный запрос в аптеку. Доктор подтвердит своей электронной профкартой необходимость выписанного лекарства. Пациенту нужно будет только прийти в аптеку и по своей универсальной электронной карте получить лекарство. Эту систему уже внедрили в Астрахани и Уфе (но в России 83 региона. – АН).Выходит, все это есть пока только на словах. И мало чего на деле. Деньги же выделяются огромные. Сколько их опять окажется в налоговых «гаванях»?

Заметки на полях.

Более 75 млн. россиян (из 142 млн. населения) всё ещё не имеют доступа во Всемирную паутину.

«Информационное общество»: дубль два

ООО проблемах с реализацией программы «Электронная Россия» неоднократно заявляли президент Дм. Медведев и премьер В. Путин. Возможно, что это и вызвало необходимость создания новой программы «Информационное общество». Президиум правительства уже одобрил ее проект на 2011–2020 годы. На реализацию решено привлечь 88 млрд. руб. из федерального бюджета и ежегодно по 50 млрд. руб. из региональных бюджетов.

Сформировано шесть подпрограмм: качество жизни граждан и условия развития бизнеса; электронное государство и эффективность государственного управления; российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий; базовая инфраструктура информационного общества; безопасность в информационном обществе; цифровой контент (содержание) и культурное наследие.

Но где гарантия, что «Информационное общество» не постигнет та же участь, что и его старшую сестру – «Электронную Россию»? Исполнители программы – те же.

Универсальная карта: быть или не быть?

Сегодня, после неудачи с внедрением «Электронной России», под вопросом оказалось продвижение многих проектов. С января 2012 г. в России планировали запустить такой мегапроект, как универсальная электронная карта. Она могла бы помочь гражданам в любой точке России осуществлять полное взаимодействие с государством: карту обещали сделать идентификатором личности, она должна была иметь медицинское, пенсионное, транспортное, платежное, банковское, страховое и ряд других приложений. И это еще не все.



На региональном и муниципальном уровне карту обещали дополнять собственными электронными приложениями, то есть «подвешивать» еще и региональные и муниципальные услуги. В общем, не жизнь была бы, а сказка! Но из-за того, что «Электронная Россия» завалилась и воровство в этой сфере продолжается, никто не может сказать – а будет ли внедрена универсальная электронная карта? К тому же почти треть населения России живет в сельской местности, где доступ к электронным услугам сильно затруднен.





Беладонна: в Италии — красивая женщина, в Англии — смертельный яд. Поразительный пример глубинного сходства двух языков. Амброз Бирс
ещё >>