Как фактор внешней политики современной франции: к постановке проблемы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
"Формы и механизмы современной культурно-лингвистической политики... 6 623.12kb.
Программа " Международные гуманитарные связи " 1 12.42kb.
План задачи и основные направления советской внешней политики 1 165.55kb.
Вопросы по Новой истории Европы и Америки 1 22.25kb.
Пояснительная записка курс «фактор общественного мнения в современных... 3 442.79kb.
Конституция рсфср 1918г 1 40.65kb.
Конституция рсфср 1918 г 1 219.89kb.
Европейские параметры современной культурной политики франции 1 299.34kb.
Многовекторность внешней политики ашхабада 1 105.26kb.
Социально-экономические проблемы современной россии и пути их решения 1 78.85kb.
Имперский характер внешней политики США 3 338.74kb.
Регламентарная часть Декреты Книги III и IV серия «Актуальные проблемы... 8 1475.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Как фактор внешней политики современной франции: к постановке проблемы - страница №1/3



БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ


Д.В. КУЗНЕЦОВ


ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

КАК ФАКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Благовещенск, 2005 г.

В настоящее время в условиях, когда общественность усиливает (используя для этого все имеющиеся у нее возможности) свою активность в политической сфере жизни общества, такой феномен, как общественное мнение, постепенно приобретает все большую и большую значимость. Эти тенденции отмечены как у нас в стране, так и за ее пределами – в странах Запада. При этом существенно, что, не ограничивая сферу своего влияния исключительно внутриполитической областью, общественное мнение нередко вторгается в область внешней политики.

В связи с этим повышенный интерес представляет общественное мнение в отношении внешнеполитических проблем. Факты свидетельствуют о том, что общественность стран Запада активно реагирует на события, происходящие в мире, а ее мнение постепенно превращается в фактор внешней политики, потенциальные возможности которого очень велики.

Франция в этом не исключение. В период Четвертой (1946-1958 гг.), но, главным образом, Пятой (с 1958 г.) республик во Франции существовал (и существует) целый ряд факторов внутриполитического свойства, которые, действуя в комплексе, в той или иной степени оказывали (и оказывают) влияние на формирование и осуществление ее внешнеполитического курса. Среди подобного рода факторов – общественное мнение1.

Примечательно, что отношение общественности Франции к многочисленным актуальным (в тот или иной период времени) проблемам внешнеполитического свойства, ее взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса и прежде всего с руководством страны, а также влияние французского общественного мнения на внешнеполитический курс Франции, - все эти аспекты практически не выступали как предмет исследования для ученых.

В СССР ученые, как правило, были склонны рассматривать общественное мнение как явление, характерное исключительно для внутренней политики2. Однако в последние годы на основе уже имеющихся (вышедших еще в 1970-е – 1980-е гг.) исследований, авторами которых являются Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин3, Д.В. Ермоленко4, в РФ предпринимаются серьезные попытки рассмотреть общественное мнение и в контексте существующей в мире системы международных отношений. В частности, этим занимается целая группа ученых во главе с П.А. Цыганковым, которая фактически разрабатывает новое направление в социологии (социология международных отношений). Исследуя сквозь призму социологии международные отношения, они относят в число их действующих лиц – «акторов» – общественное мнение5. Кроме того, имеется ряд работ, авторство которых принадлежит Ю.Б. Кашлеву. В них он рассматривает роль информации в современных международных отношениях6.

Во Франции первым из ученых, кто обратил внимание на общественное мнение, был Ж. Стэтцель. Однако он затруднялся дать его определение и указывал на его «неясность». Считая, что этот «феномен» существует в области общественной психологии, в своих работах7 Ж. Стэтцель отмечал, что общественное мнение занимает важное место в жизни государства, особенно в его политической сфере, и поэтому рассматривал его как «политический инструмент», наделяя его, кроме того, психосоциальными характеристиками8.

Рассматривая общественное мнение в качестве «политической силы»9, некоторые из французских ученых полагали, что сфера ее деятельности распространяется в том числе и на внешнюю политику.

Первые исследования в области теории международных отношений появились во Франции в конце 40-х – начале 50-х гг. XX в., и уже спустя некоторое время французские ученые обратили внимание на то, что одним из факторов, который оказывает воздействие на процесс осуществления внешней политики государств, является общественное мнение.

При этом во французской историографии сложились два противоположных взгляда на внешнюю политику и ее взаимоотношения с внутренней. Первый связан с именем Р. Арона, который утверждал, что существует фундаментальное отличие внешней политики от внутренней10. Противоположный взгляд – убеждение в том, что внешняя политика тесно связана с внутренней, – отстаивает целая группа ученых.

Среди них – Ж.-Б. Дюрозель, который под влиянием своего учителя П. Ренувена еще в конце 1950-х годов высказал мысль о том, что есть связь международных отношений с внутренней жизнью государств и людьми11. Вскоре появилась книга, написанная им в соавторстве с П. Ренувеном, – «Введение в историю международных отношений». Исследуя в ней «глубинные силы», т.е. факторы, определяющие развитие мировой политики, он отмечал, что в их числе – «общественная психология и настроение», которые ограничивают действия правительств. Однако руководители могут изменить характер игры этих «глубинных сил» или найти пути их использования в своих политических целях12.

Развитием положений Ж.-Б. Дюрозеля и П. Ренувена стала теория международных отношений, разработанная политологом М. Мерлем. Исследуя в своих работах компоненты внешней политики, ее действующие силы и факторы, к числу участников современных международных отношений он относит международное общественное мнение. Для М. Мерля – это прежде всего простое совпадение «одинаковых точек зрения правительств», а также «спонтанных реакций масс», «синхронные» действия «различных групп активистов ряда стран». М. Мерль подчеркивал особенно большую активность различных политических движений интернационального характера, влияющих на мировую политику13.

В качестве одного из факторов, который оказывает влияние на внешнеполитический курс страны, общественное мнение называет также один из крупнейших в 1980-е годы во Франции специалистов в области международных отношений Ш. Зоргриб14.

Кроме того, эта проблема исследуется целой группой ученых из стран Западной Европы (в том числе и из Франции) в рамках специализированного научного центра, созданного в 1980-е годы при университете в Милане15.

В последние годы эта проблема вновь оказалась в центре внимания ученых из Франции. Так, например, ей уделяют внимание С. Коен16, а также исследовательница Н. Ла Бальм. В 1999 г. в университете Сорбонна Н. Ла Бальм защитила докторскую диссертацию на тему «Влияние общественного мнения на принятие решений в области внешней политики во Франции: “дозволяющее принуждение“»17. Спустя три года вышла монография Н. Ла Бальм18. Н. Ла Бальм – автор целого ряда научных статей в специализированных журналах19. В своих работах Н. Ла Бальм рассматривает общественное мнение в качестве одного из факторов внутреннего свойства, которые оказывают влияние на процессы формирования и осуществления внешней политики Франции.

Таким образом, то обстоятельство, что в отечественной, в отличие от французской, историографии (где преобладает точка зрения о том, что общественное мнение – это вполне конкретный участник внешнеполитического процесса, который, в той или иной степени, оказывает на него воздействие) такая проблема, как французское общественное мнение в отношении внешнеполитических проблем, фактически осталась за пределами внимания ученых, обусловливает обратиться к этой проблеме и рассмотреть ее многочисленные аспекты на подробной основе.

При этом механизм, в рамках которого осуществляется взаимодействие французского общественного мнения с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса и прежде всего с руководством страны, на наш взгляд, представляет собой основополагающий аспект указанной выше проблемы.

***

Интерес общественности Франции к внешнеполитическим проблемам случайным не являлся. Его появление связывалось с наличием ряда причин.



Особое место среди них занимает фактор значимости для руководства Франции того или иного события, происходящего на международной арене, когда внимание к нему со стороны руководства страны влекло за собой и внимание со стороны ее общественности. Кроме того, важнейшую роль играла вовлеченность Франции в какое-либо событие, ее непосредственное участие в нем, что также имело своим следствием интерес к этому событию со стороны общественности Франции. Наконец, еще одно условие, которое имело значение, – это так называемые информационные интересы населения Франции, поскольку в качестве объекта общественного мнения могло выступать лишь то, что представляло для французов важность, т.е. являлось значимым.

Исходя из этого становится понятным следующее: как правило, интерес французской общественности к проблемам внешнеполитического свойства возникал тогда, когда то или иное событие, происходящее на международной арене, становилось актуальным для Франции, ее руководства и французов в целом. В связи с этим важно то, насколько же внешнеполитические проблемы были актуальны во Франции.

Отвечая на этот вопрос, в целом можно сказать, что в период, наступивший после того как в 1938 г. во Франции при участии Ж. Стэтцеля был создан Французский институт общественного мнения (ИФОП)20, а также впервые был проведен опрос общественного мнения, многочисленные проблемы международного характера практически всегда находились в центре внимания французской общественности21. Особенно заметным это стало после Второй мировой войны, поскольку именно тогда в мире неоднократно происходили исторические по своей значимости события, которые вызывали большой общественно-политический резонанс в странах Запада, в том числе во Франции, общественность которой проявила к ним свой интерес.

При этом примечательно, что самый значительный по своей силе резонанс во Франции, внешнеполитические проблемы приобретали, как правило, в моменты их наибольшей актуализации. И таких моментов было предостаточно.

Так, например, в 1938-1939 гг. оживление во французском обществе вызвали события, происходившие в Европе и свидетельствовавшие о том, что в мире тогда нарастала угроза войны. В частности, в 1938 г. – это соглашение, заключенное в Мюнхене между нацистской Германией, Италией, Великобританией и Францией (29 сентября 1938 г.), а также появившиеся после этого совместные с Германией декларации Великобритании и Франции об отказе претензий друг к другу и стремлении сохранить добрососедские отношения, а в следующем, 1939 г. – проходившие переговоры Великобритании и Франции с СССР о заключении договора о совместных действиях против агрессии Германии, а также подписанный вскоре после этого советско-германский пакт о ненападении (23 августа 1939 г.).

Не менее значимыми для Франции и ее жителей оказались события, которые происходили в рамках начавшейся 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны 1939-1945 гг. и непосредственно затронули Францию, а именно: «странная война» (1 сентября 1939 г. – 10 мая 1940 г.); наступление (с 10 мая 1940 г.) войск Германии на Бельгию, Голландию и Люксембург, после чего военные действия были перенесены на территорию Франции; поражение Франции, завершившееся подписанием 22 июня 1940 г. в Компьене франко-германского перемирия, в соответствии с которым Франция была разделена на две зоны – северную, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками, и южную (или свободную), в которой был установлен коллаборационистский режим «Виши» (1940-1944 гг.); возникшее на территории Франции (и за ее пределами – в рамках деятельности организации «Свободная Франция», с 1942 г. – «Сражающаяся Франция», во главе с генералом Ш. де Голлем) движение Сопротивления (1940-1944 гг.); наконец, состоявшееся в августе 1944 г. при участии союзников освобождение Франции.

В дальнейшем, после Второй мировой войны, когда жизнь во Франции вернулась в нормальное русло, общественность Франции усилила свою активность, следствием чего явилось ее повышенное, в сравнении с предшествующим периодом, внимание к многочисленным проблемам внешнеполитического свойства. В результате сложилось, по крайней мере, четыре блока внешнеполитических проблем, которые приобрели во Франции актуальность и находились в центре внимания ее жителей.

Во-первых, едва ли не самое существенное значение для общественности Франции приобрели проблемы Европы и, в первую очередь, европейское строительство, в котором Франция играла ведущую роль. Начиная с конца 1940-х гг., когда были сделаны первые шаги на пути к объединенной Европе, и на протяжении 1950-х, 1960-х, 1970-х, 1980-х гг. процесс интеграции, при участии Франции проходивший в Европе, находился в центре внимания французской общественности. В дальнейшем же обсуждение Маастрихтского договора 1992 г. о создании Европейского Союза (ЕС) и его последующая ратификация во Франции во время референдума в сентябре 1992 г., Амстердамский договор 1997 г., а также полемика вокруг введения в 1999/2002 гг. единой денежной единицы ЕС «евро» и вставший в 2004 г. на повестку дня вопрос о возможном принятии в состав ЕС Турции и Украины и, наконец, референдум по вопросу о принятии Конституции ЕС, состоявшийся во Франции 29 мая 2005 г., - все это свидетельствовало о том, что в 1990-е годы и в начале XXI века проблемы Европы актуализировались еще больше, и французская общественность обращала на них свое внимание

Сейчас в центре внимания французской общественности находится также возникший в 1995 г. так называемый «Евро-средиземноморский диалог», в рамках которого осуществляется сотрудничество в различных сферах (политика, экономика, культура и др.) между странами-членами ЕС и странами Средиземноморья: Турцией, странами Магриба (Алжир, Марокко, Тунис), Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном, государством Израиль и Палестинской автономией, Кипром и Мальтой.

Важными, в представлении французской общественности, являлись взаимоотношения Франции с такими странами Европы, как, например, Германия (особенно в 1960-е – 1990-е гг., когда оформилось франко-германское сотрудничество). Отношение французов к Великобритании и ее жителям, а также к странам Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), учитывая исторические связи Франции с ними, также находилось в числе тем, вызывавших интерес у французской общественности.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг., когда происходил распад социалистического лагеря, французскую общественность заинтересовали события, происходившие тогда в странах Восточной Европы («странах Востока», как их именуют во Франции), а именно: так называемые «бархатные» революции, в результате которых в них произошла смена власти и утвердился демократический режим (кстати, в этом контексте был проявлен интерес французской общественности к событиям, произошедшим в 1989 г. на площади Тяньаньмэнь в столице Китая Пекине). Ранее была отмечена реакция французской общественности на события, которые имели место в таких странах Восточной Европы, как ГДР (1953 г.), Венгрия (1956 г.), Чехословакия (1968 г.) и Польша (1980-1981 гг.). В 1990-е годы внимание французской общественности привлек региональный конфликт, который затронул собственно Европу, а именно: разразившийся тогда Югославский кризис, в результате которого произошел распад СФРЮ на целый ряд независимых государств, что сопровождалось гражданской войной.

Во-вторых, общественность Франции обращала также свое внимание и на развитие ситуации в мире в контексте существования двухполюсного миропорядка (биполярности), олицетворением которого стали две «сверхдержавы» - США и СССР. Эволюция Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, сформировавшейся после окончания Второй мировой войны в 1945 г., в дальнейшем, в 1950-е, 1960-е, 1970-е, 1980-е гг., нередко выступала в качестве объекта для французского общественного мнения. Вплоть до 1989/1991 гг. в центре внимания французской общественности находилась «Холодная война», а также происходившая в ее рамках конфронтация между США и СССР, которая достигла своего пика во время Карибского кризиса 1962 г. Это, а также другие события, свидетельствовавшие об этой конфронтации (например, Берлинский кризис 1948-1949 гг., Корейская война 1950-1953 гг., обострение взаимоотношений США с СССР в первой половине 1980-х годов), вызывали беспокойство у французской общественности, и в этом контексте она обращала свое внимание на проблемы безопасности, среди которых находился такой аспект, как наличие появившегося в 1960-е годы у Франции ядерного оружия. Однако не меньший интерес у французской общественности вызвали «разрядка» 1970-х годов, а также значительное улучшение отношений между США и СССР, произошедшее во второй половине 1980-х годов.

С другой стороны, внимание французской общественности концентрировалось и на том, что представляли собой две «сверхдержавы» - США и СССР. Отношение к ним со стороны французов эволюционировало, как менялся, в соответствии с этим, и образ США и СССР, а также образ их жителей в представлении французов.

Что же касается взаимоотношений Франции с США и СССР, то они, учитывая их важность для Франции и ее внешнеполитического курса в целом, также привлекали внимание французской общественности. В конце 1940-х, а также в 1950-е гг. интерес вызвало противоположное по своему характеру отношение руководства Франции к США и СССР (соответственно улучшение и ухудшение связей с ними). В дальнейшем, когда в 1960-е годы политика Франции по отношению к США и СССР изменилась, французская общественность вновь восприняла эти трансформации, продолжая с интересом наблюдать за состоянием связей Франции со «сверхдержавами» и в 1970-е, и в 1980-е гг. Когда же в конце 1980-х - начале 1990-х гг. произошел распад Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, после чего началось формирование так называемого «нового мирового порядка», в основе которого лежит однополярность, французская общественность уделила внимание и этому событию.

В-третьих, общественность Франции обращала свое внимание на проблемы, которые затрагивал так называемый «Третий мир» - страны Азии и Африки, Латинской Америки.

Прежде всего, учитывая то обстоятельство, что Франция долгое время являлась одной из самых могущественных в мире колониальных держав, для французской общественности актуальными были проблемы, связанные с начавшимся после Второй мировой войны процессом деколонизации, который затронул в том числе и Французскую колониальную империю. Среди многочисленных аспектов этой проблемы – возникшая в 1945-1946 гг. проблема Сирии и Ливана, а также антиколониальные, национально-освободительные движения (кстати, в этом контексте актуальной являлась проблема Квебека, т.е. франко-канадский национализм), нередко перераставшие в вооруженную борьбу против Франции, примерами которой стали война в Индокитае (1945-1954 гг.) и война в Алжире (1954-1962 гг.). Важнейшими в 1950-е годы, в представлении французской общественности, являлись также проблемы Туниса и Марокко (1950-е годы). Тогда же свою актуальность получили события, связанные с демонтажем (к 1960 г. – так называемый «Год Африки») колониальной системы в странах Тропической и Южной (или «Черной») Африки.

Интерес французской общественности был направлен и на многочисленные региональные конфликты, которые нередко имели место в странах «Третьего мира». В их числе до сих пор непрекращающийся арабо-израильский конфликт. В частности, арабо-израильская война 1948-1949 гг., англо-франко-израильская агрессия против Египта в 1956 году, «Шестидневная» война 1967 г., «Октябрьская» война 1973 г., вторжение Израиля в Ливан (1978, 1982 гг.), «интифада» (1987-1993 гг.), начавшийся в 1993 г. мирный процесс на Ближнем Востоке и, наконец, «интифада аль-Акса» (с 2000 г.) - все эти события, которые происходили (и происходят) на Ближнем Востоке, всегда привлекали (и привлекают) внимание. Кроме того, была отмечена реакция французской общественности на периодически обостряющийся Иракский кризис, который так же, как и арабо-израильский конфликт, прошел в своем развитии по крайней мере три активные фазы: во-первых, Кувейтский кризис 1990-1991 гг., во-вторых, 1998 г., когда вновь обострилась проблема Ирака, в-третьих, 2002-2003 гг., когда США и Великобритания осуществляли подготовку к военной операции против Ирака, а также война в Ираке (2003 г.). С 2003 г. на повестку дня встала проблема урегулирования ситуации в Ираке.

Французская общественность обращала также свое внимание и на такие не менее значимые, чем указанные выше, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, как конфронтация между Индией и Пакистаном (1947, 1965, 1971, 1998 гг.), ирано-иракская война 1980-1988 гг., проблемы, с 1979 г. существовавшие вокруг Афганистана, курдская проблема и, наконец, проблема Кипра.

Участие Франции в урегулировании ситуации в некоторых странах Тропической и Южной Африки, а именно вмешательство Франции в конфликты в Чаде (1983, 1986 гг.), Руанде (1994 г.), Кот д’ Ивуаре (с 2002 г.) также интересовало французскую общественность, которая, кроме того, обращала свое внимание и на другие конфликты, во множестве распространившиеся в «Черной» Африке в 1990-е годы.

Помимо этого небезразличным для французской общественности являлось и положение в Африке в целом, особенно в 1980-е – 1990-е годы, когда весьма актуальным для международного сообщества стал вопрос о предоставлении помощи развивающимся странам и, прежде всего, странам, расположенным в Африке. Тогда же было отмечено внимание французской общественности к существовавшему в ЮАР режиму апартхейда. Начиная с 1990-х гг., с учетом традиционных связей Франции с Алжиром, французская общественность с беспокойством наблюдала за тем, что происходит в Алжире, где тогда усиливался исламский фундаментализм.

И, наконец, в-четвертых, общественность Франции обращала свое внимание на внешнеполитические проблемы глобального характера.

В частности, начиная с 1945 г., когда была создана такая универсальная международная организация, как ООН, ее деятельность в сфере укрепления мира на Земле неоднократно находилась в центре внимания французской общественности.

Весьма актуальными в последние годы в странах Запада, в том числе во Франции, становятся проблемы терроризма. Так, например, бурной являлась реакция французской общественности на трагические по своему характеру события 11 сентября 2001 г. и их последствия. Ранее, в 1980-е – 1990-е гг., учитывая, что тогда на территории Франции неоднократно происходили террористические акты (например, в 1982, 1986 и 1995 гг.), терроризм также находился числе проблем, к которым было приковано внимание французской общественности.

Фактически как отдельную проблему французская общественность рассматривала и такой вопрос, как участие Франции в деятельности созданной в 1949 г. НАТО, тем более что в 1966 г., как известно, произошел выход Франции из военной организации НАТО, в результате чего так называемая «атлантическая солидарность» подверглась потрясениям. Когда во второй половине 1990-х годов Франция вновь пошла на сближение с НАТО, это также не прошло незамеченным для французов.

Еще один блок глобальных проблем, вызывавших интерес со стороны французской общественности, – явления, происходившие хотя и не во внешнеполитической области, а в сфере экономики, однако в силу их глобального характера оказавшие влияние не только на состояние экономики стран Запада и Франции в том числе, но и на ситуацию на международной арене в целом. В частности, это произошедшая после Второй мировой войны научно-техническая революция (НТР), в результате которой в мире случился еще больший, чем прежде, разрыв между группами развитых и развивающихся стран, следствием чего стало возникновение проблемы взаимоотношений по линии «Север-Юг». Кроме того, это экономический кризис 1974-1975 гг. и его последствия, которые ощущались в мире даже в 1980-е годы. Наконец, это все более и более усиливающаяся в последние годы глобализация, затронувшая прежде всего экономику и социальную сферу стран Запада.

Наконец, учитывая то, что во Франции абсолютно подавляющее большинство верующих – это католики, интерес у французской общественности вызывает также деятельность Ватикана, осуществляемая им на международной арене и особенно в годы понтификата Иоанна Павла II (1978-2005 гг.).

Отношение общественности Франции к указанным выше многочисленным внешнеполитическим проблемам представляет собой фактически отдельную тему для исследования, и поэтому, не останавливаясь на этом подробно, мы, используя как пример современную Францию, в первую очередь постараемся раскрыть механизм, в рамках которого во Франции общественное мнение, вступая во взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса и прежде всего с руководством страны, выступало в качестве одного из факторов внешней политики.

***


Фактически механизм, в рамках которого осуществляется взаимодействие французского общественного мнения с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса22 и прежде всего с руководством страны, – это своеобразная система, в структуру которой входит целый ряд взаимосвязанных между собой элементов.

Во-первых, это собственно внешнеполитический курс Франции, практическая реализация которого находится в руках руководства страны. Последнее, в свою очередь, имеет какую-либо позицию (в данном случае официальную) по тем или иным проблемам международного характера и, как правило, придерживается ее в своей деятельности.

Во-вторых, это субъекты французского общественного мнения (его носители). При этом главным, основным из них является французская общественность, т.е. передовая часть общества Франции, выражающая его мнение. Из ее представителей во Франции состоят политические партии и гражданское общество, которые также можно расценивать в качестве субъектов французского общественного мнения, и, в свою очередь, они включают еще ряд составляющих их элементов.

Что касается политических партий Франции, то среди стран Запада французское общество всегда являлось примером того, каких больших высот может достигнуть уровень его политизации. Практически все жители Франции, не оставаясь в стороне от политики, поддерживают, исходя из своих предпочтений, какую-либо существующую в стране политическую партию, как правило, из числа ведущих. Являясь одним из каналов, через которые французская общественность выражала свое мнение, т.е. выполняя коммуникативную функцию, политические партии и их деятельность отражает также взгляды различных групп населения, имеющих те или иные политические предпочтения23.

Эволюция «политического ландшафта» Франции, начавшаяся еще после Второй мировой войны 1939-1945 гг. и продолжающаяся до сих пор, привела к тому, что к началу XXI в. на политической сцене страны возникло множество партий, отражающих в своей идеологии и практической деятельности фактически весь существующий в настоящее время спектр политических взглядов.

Вместе с тем те многочисленные политические партии, которые существуют сейчас во Франции, можно объединить по крайней мере в две большие группы, в рамках которых они, как правило, и действуют, а именно: левые силы и правые силы, поскольку поляризация политического спектра современной Франции на уровне «левые-правые» очевидна.

К левому флангу политического спектра Франции относятся:

- Крайне левые (или «гошисты»): LO24, LCR25, PT26 и др.27,

- Французская коммунистическая партия (PCF)28,

- Экологисты – «Зеленые»29, «Поколение экологии»30 и др.31,

- Социалистическая партия (PS)32,

- Партия левых радикалов (PRG)33,

- сторонники Ж.-П. Шевенемана – MRC34.

К правому флангу политического спектра Франции относятся:

- Союз за французскую демократию (UDF)35,

- Союз за народное движение (UMP)36,

- Объединение за Францию и независимость Европы (RPF)37,

- Объединение за суверенитет и независимость Франции (RIF)38,

- Движение за Францию (MPF)39,

- Крайне правые – FN40, MNR41 и др.42.

Кроме того, наряду с левыми и правыми (по своим взглядам) во Франции существуют и так называемые «тематические» партии, обращающие свое внимание на ту или иную актуальную, с их точки зрения, проблему. Среди подобного рода партий находятся:

- «Охота – Рыбная ловля – Природа – Традиции» (CPNT)43,

- Движение «Люди – Животные – Природа» (MHAN)44,

- Белая партия45,

- Федералистская партия (PF)46.

Примечательно, что практически каждая из этих политических партий имеет свою собственную молодежную организацию, что позволяет им распространять свои идеи и среди молодежи Франции.

Действующие в настоящее время (по состоянию на 2005 г.) на политическом пространстве современной Франции, эти политические партии оказывают наибольшее влияние на развитие политической системы Пятой республики, в рамках которой они проявляют свою активность не только во внутриполитической области, но и в сфере внешней политики.

Позиция той или иной политической партии в отношении внешнеполитических проблем проистекает прежде всего из взглядов, которые они имеют в этой сфере, но также и из позиции руководства страны в области внешней политики, но только в том случае, если представители той или иной политической партии находились у власти.

В этом случае внешнеполитический курс Франции также имел свои корни, но растущие уже из целого ряда концептуальных основ внешней политики, разработанных в недрах той или иной политической партии, представители которой находились у власти. Оказавшись у власти в стране, они получали возможность на практике реализовать свою программу внешней политики.

Тем самым деятельность теоретиков политических партий и практические шаги французской дипломатии на международной арене дополняли друг друга, формируя в итоге общую концепцию внешней политики Франции.

Вместе с тем, помимо концептуальных основ, имеющих свое происхождение от общих теорий, выработанных в недрах той или иной политической партии, влияние на формирование и осуществление внешнеполитического курса Франции оказывают факторы другого свойства. В их числе фактор личности политического деятеля.

Известно, что формулирование внешнеполитических целей государства, выработка программ внешней политики и ее конкретная реализация зависят не только от внутренних условий экономического и политического порядков, а также состояния системы международных отношений, но и от личности политического деятеля, ответственного за внешнюю политику страны. Именно он вносит в осуществление внешней политики свой стиль, тем самым привнося в нее уникальность и даже наделяя ее характеристиками, схожими со своими чертами.

В этом смысле исключительна личность президентов Пятой республики, а именно: Ш. де Голля (1958-1969 гг.), Ж. Помпиду (1969-1974 гг.), В. Жискар д’Эстена (1974-1981 гг.), Ф. Миттерана (1981-1995 гг.) и Ж. Ширака (с 1995 г.), поскольку все они, находясь на высшем во Франции посту государственной власти, внесли в процесс осуществления внешней политики Пятой республики много существенного, что придавало внешнеполитическому курсу Франции свои, характерные для периода нахождения у власти того или иного президента Республики, особенности.

Как известно, президент Республики – ключевая политическая фигура в современной Франции. Пожалуй, ни в какой другой стране Запада глава государства не располагает столь широкими полномочиями, как во Франции, что распространяется также и на внешнеполитическую сферу. Общая схема внешнеполитического механизма Франции вписывается некоторыми исследователями в следующую формулу: «Есть главный актер – президент, второстепенный актер – министр иностранных дел, статисты – члены правительства, парламентарии и публика – французы». Именно президент Республики играет ведущую роль в сфере внешней политики. Его исключительная прерогатива установлена Конституцией 1958 г.47 Поэтому во Франции велика зависимость ее внешнеполитического курса от «личностного фактора», который реализует в себе тот или иной политический деятель Франции, занимающий пост президента Республики48.

Роль последнего в разработке и особенно в осуществлении официального курса Франции в каком-либо регионе Земного шара была очевидна. Новый этап во внешнеполитическом курсе Франции, как правило, был связан именно с приходом к власти в стране той или иной политической партии, лидер которой занимал пост президента Республики. Даже несмотря на то, что новое руководство страны сохраняло в целом преемственность, часто оно трансформировало свою позицию в отношении каких-либо проблем международного характера.

Вместе с тем учитывая, что у руля Французского государства находилась только одна политическая партия (исключая разве что периоды так называемого «сосуществования» в 1986-1988 гг., 1993-1995 гг., 1997-2002 гг., во время которых пост президента Республики принадлежал представителю одной политической партии, а из представителей другой формировалось правительство), роль других политических партий Франции в разработке и осуществлении официального курса в том или ином регионе Земного шара в действительности являлась минимальной. Вследствие этого критически настроенная по отношению к находящейся у власти политической партии часть политического пространства страны действовала на ином уровне.

В этом случае деятельность политических партий Франции, главным образом оппозиционных (но не только), вообще и в области внешней политики в частности значительно активизировалась. И несмотря на то, что разработка и особенно осуществление внешнеполитического курса страны проходили без прямого их участия (за исключением разве что политической партии, представители которой находились у власти), растущая активность в этой сфере позволяла им использовать проблемы внешнеполитического свойства в качестве дополнительных тем для критики руководства страны.

В результате действия, предпринимаемые Францией на международной арене, превращались в одно из направлений деятельности составлявших руководство страны представителей правящей политической партии, которое подвергалось критике. При этом нередко в ней принимали участие не только силы, бывшие в оппозиции, для которых статус их оппозиционности уже предполагал наличие взглядов, существенно отличающихся от позиции официальной Франции. Определенная доля критики звучала и из уст некоторых (однако немногих) представителей правящей политической партии, часть которых также была не согласна с действиями своего «патрона».

Интенсификация деятельности политических партий Франции в сфере внешней политики позволяла им, с одной стороны, выступать в качестве своеобразного «рупора», через который общественность страны выражала свое мнение, с другой – воздействовать уже на сами процессы формирования и функционирования французского общественного мнения в отношении внешнеполитических проблем.

Кроме того, это предоставляло им возможность в определенной мере оказывать корректирующее воздействие на внешнеполитический курс Франции, которое, однако, было ограниченным и во многом зависело от того, совпадали ли интересы находящейся у власти правящей элиты с взглядами критически настроенной части политического пространства страны.

Для того чтобы оказать подобного рода воздействие, представители политических партий Франции использовали традиционные для стран Запада средства, которые многообразием, однако, не отличались и, как правило, сводились к следующим двум механизмам. В первую очередь, это парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате Франции, но также большое значение имела и существовавшая во Франции разветвленная система средств массовой информации (СМИ).

С помощью этих средств, вступая в полемику с руководством Франции, оппозиционно настроенные по отношению к нему политические партии обращали внимание на те или иные проблемы и предлагали свои, приемлемые с их точки зрения, варианты их решения. Но все это имело эффект, если у оппозиционных политических партий Франции имелась реальная возможность оказать влияние на внешнеполитический курс Франции. С одной стороны, руководство Франции могло прислушаться к критике, звучавшей со стороны оппозиции, с другой – оно оставляло ее без внимания, и это случалось, как правило, чаще всего.

В этом случае политические партии Франции могли реализовать свой потенциал в области внешней политики, только используя механизм власти. Однако здесь наблюдалась дифференциация.

В большей степени, чем другим, это было свойственно тем политическим партиям, чьи представители находились у руля Французского государства. В годы правления Ш. де Голля (1958-1969 гг.) и в период президентства Ж. Помпиду (1969-1974 гг.) – голлистам, в период президентства В. Жискар д’Эстена (1974-1981 гг.) – центристским партиям, объединившимся в 1978 г. в Союз за французскую демократию, в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.) – Социалистической партии, в период президентства Ж. Ширака (с 1995 г.) – Объединению в поддержку республики (с 2002 г. – Союзу за народное движение).

В меньшей – оппозиции, представители которой в 1986-1988 гг. и 1993-1995 гг., а также в 1997-2002 гг., тем не менее возглавив правительство Франции, получили возможность осуществить на практике свой подход к внешней политике. Еще в меньшей – политическим партиям, которые в силу целого ряда причин так и не смогли войти в состав руководства Франции, т.е. крайне левым и крайне правым.

Примечательно, что политические партии Франции имеют связь с профсоюзами (синдикатами)49. И несмотря на то, что деятельность последних, как правило, ограничивалась экономической и социальной сферами, тем не менее нередко представители организаций, строящихся во Франции по профессиональному признаку, выступали совместно с политическими партиями, а иногда и самостоятельно, по тем или иным внешнеполитическим проблемам.

Профсоюзы (синдикаты), действующие во Франции, которых насчитывается сотни и членами которых являются 8 % населения Франции, как правило, входят в состав профсоюзных объединений50. Прежде всего, это Всеобщая конфедерация труда (ВКТ)51. Основанная еще в 1895 г., она действует в контакте с ФКП. Известны также близкая к ВКТ Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ)52, созданная в 1964 г., Форс увриер53 (1948 г.), имеющая правые взгляды, Французская конфедерация христианских трудящихся (ФКХТ)54 (1919 г.), Объединенная профсоюзная федерация55, а также еще целый ряд профсоюзных объединений: Профсоюзная федерация «СЮД Эдюкасьон»56, Национальный союз автономных профсоюзов57, Профсоюзное объединение «Солидер»58, Французская конфедерация руководителей производства59, Конфедерация крестьян60, Национальная федерация профсоюзов экспортеров сельскохозяйственной продукции61, а также связанный с ней Национальный центр молодых производителей сельскохозяйственной продукции62, Движение предприятий Франции63, Главная конфедерация малых и средних предприятий64, Национальная конфедерация труда65, Автономная конфедерация труда66, Конфедерация свободных профсоюзов67, Национальный союз студентов Франции68 и др.

Существенно, что профсоюзы (синдикаты) активнее всего выступают по тем проблемам, касающимся внешней политики, которые, с их точки зрения, актуальны. В частности, к последним относятся проблемы глобального характера, связанные с развитием экономической и социальной сфер: процесс глобализации мировой экономики, усилившийся в 1990-е годы, а также европейская интеграция, в рамках которой экономика и социальные отношения находятся в числе главных, основных приоритетов.

Что же касается гражданского общества Франции, то понятие «гражданское общество» в современном значении обозначает совокупность отношений в различных сферах жизни, развивающихся в рамках демократического общества независимо от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Все это относится и к Франции. Однако под «гражданским обществом Франции» подразумевается прежде всего сообщество граждан Французской республики. Последние составляют в своей совокупности общество, которое обладает всеми вышеперечисленными признаками «гражданского общества». При этом в качестве посредника между гражданским обществом и государством выступают политические партии – политические организации, выражающие интересы социальных групп и объединяющие их наиболее активных представителей.

Вместе с тем гражданское общество Франции не является монолитным по своей структуре и, в свою очередь, включает еще целый ряд элементов.

Во-первых, это жители Франции в целом – так называемые «среднестатистические французы»69. Принимая участие в проводимых во Франции опросах общественного мнения (зондажах), они высказывают свою точку зрения в отношении внешнеполитических проблем, и нередко она расходится с позицией, которую занимает руководство Франции.

Последнее отнюдь не означает, что мнение жителей Франции в целом в отношении проблем внешнеполитического свойства и оценки, данные французами, оказывают значительное (по крайней мере, видимое) воздействие на процесс формирования курса руководства страны на международной арене. Если подобное воздействие и существует, то оно скорее является не очень значительным. Осуществляется оно не напрямую, а опосредованно, через существующую во Франции систему СМИ. В итоге информация, полученная с помощью опросов общественного мнения (зондажей), помогает сфокусировать внимание руководства страны на тех или иных проблемах, дает ему возможность принимать правильные, с точки зрения общественности Франции, решения, а французам – косвенно влиять на процесс их принятия.

Оказывая определенное психологическое давление на руководство страны, проводимые во Франции опросы общественного мнения (зондажи) в итоге превращаются в своеобразный импульс, который способствует скорейшему принятию каких-либо внешнеполитических решений.

Во-вторых, это представители национальных общин Франции. Как известно, современная Франция – это многонациональная страна, в которой проживают представители различных национальностей.

При этом их большая часть оказалась во Франции в результате имеющей длительную (еще с XIX в.) историю иммиграции. Как показывают результаты проведенной в 1999 г. во Франции очередной переписи населения, численность иммигрантов в стране постоянно растет и достигла уже 4 308 527 человек, что составляет 7,4 % от общей численности населения Франции (58 520 688 человек)70.

В настоящее время в состав крупных (свыше 10 тысяч человек) национальных общин Франции включены выходцы из следующих государств мира (см. табл. 1).



следующая страница >>



Взаимоотношения усложнились: ты — мне, я — ему, он — тебе. Семен Пивоваров
ещё >>