Качество высшего образования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Качество высшего образования в украине: рейтинг технических, технологических... 1 348.52kb.
Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля для учреждений... 1 346.53kb.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования... 1 243.89kb.
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего... 2 464.8kb.
А. В. Прохорова Библиография: Общественное здоровье и здравоохранение... 8 907.54kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 44.06kb.
К зоне европейского высшего образования 1 82.64kb.
Французские участники VII международной научно-практической конференции... 1 11.5kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования... 1 172.29kb.
И с удобным креплением на ноутбук. Видеосвязь высшего качества это... 1 15.4kb.
Стоимость обучения при реализации образовательных программ высшего... 1 144.18kb.
Д. филос н., проф. В. Д. Комаров Государственная морская академия... 1 84.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Качество высшего образования - страница №1/2



Качество высшего образования
В последние годы система высшего образования уделяет большое внимание проблеме качества. Определяется это превращением показателей качества в рыночной экономике в главный фактор конкурентной борьбы и научно-технического прогресса. Качество выпускника вуза зависит от многих факторов. Это профессионализм преподавателей, условия и обеспеченность учебного процесса, состав элементов в образовательном процессе, мотивация обучаемого, современные технологии обучения, системы контроля знаний, мотивация педагогического труда и многое другое.

С тем, что образование должно быть качественным, согласны все. Но понятие «качество образования» далеко не однозначно. У Министерства образования, у руководства вузов, у преподавателей, у студентов свои представления о качестве образования.

Тем не менее, обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства является главной задачей Российской образовательной политики.

Министерство образования РФ ставит задачу формирования системы качества подготовки специалистов в каждом вузе России. В одном из своих интервью Министр В.М. Филиппов заявил, что в каждом вузе должна быть создана действенная система контроля качества образования и если такой системы в вузе не будет, то он лишится государственной аккредитации.

В последние годы активная работа по совершенствованию образовательной деятельности на основе принципов менеджмента качества ведется в целом ряде вузов России, в том числе в Ивановском государственном энергетическом университете. Эта работа базируется на теории Всеобщего управления качеством или Тотального менеджмента качеством (Total Quality Menagement, TQM) и международных стандартах качества ISO 9000.

В связи с изложенным представляется необходимым создание в Ивановском государственном химико-технологическом университете системы качества образования, в которой был бы обобщен опыт работы вуза по обеспечению и контролю качества образования и разработана система менеджмента качества с учетом опыта ИГЭУ и других ведущих в этой области вузов России.


В общем случае системный подход к качеству образования включает три составляющие:

  • Система обеспечения качества образования;

  • Система контроля качества образования;

  • Система управления качеством образования.

Все эти составляющие целесообразно объединить в рамках системы управления качеством образования или системы менеджмента качества, основные принципы построения которой описаны ниже.



МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
1. Философия управления университетом.

Философия управления университетом включает в себя позиции, взгляды и представления высшего руководства о стратегических целях и функциях вуза. Исходя из философии управления формулируется ее стратегия и политика, описывающие фундаментальные стратегические цели и задачи руководства образовательного учреждения. Стратегия определяет, каким образом должен развиваться потенциал вуза и как он должен использоваться для достижения поставленных целей. Оперативные цели формируются руководством на основе политики и стратегии вуза. Они конкретизируют поставленные цели и служат для определения действий по их реализации.

Таким образом философия управления вузом задает определяет стратегию политику и цели высшего руководства. Она задает определяющие показатели для разработки системы управления и системы исполнения решений.

Центральным элементом всех подсистем образовательного учреждения являются процессы, в ходе которых создаются все материальные и нематериальные активы вуза и которые объединяют все остальные части системы: руководство, сотрудников, деятельность, методы, средства труда и элементы организационной структуры.

Эффективность функционирования всех подсистем в значительной степени зависит от культуры вуза, которая включает в себя все существующие в университете убеждения, правила и традиции, обеспечивающие единство учреждения и его приспособленность к внешнему окружению.

Рассмотренная выше системная модель университета иллюстрируется рисунком.

Управление качеством образования является важнейшим элементом системы, который позволяет:


  • Повысить эффективность, производительность и внутреннюю координацию работы вуза;

  • Выявить задачи в области качества, стоящие перед вузом, и обеспечить ориентированность вуза на интересы потребителей;

  • Придать существующим и потенциальным потребителям уверенность в возможностях, которыми располагает вуз;

  • Достигать и поддерживать требуемый уровень качества подготовки выпускников;

  • Формулировать стратегию непрерывного совершенствования системы качества образования.

Управление качеством включает:

  • Разработку политики и стратегии в области качества подготовки специалистов;

  • Широкое использование потенциала преподавателей, сотрудников и обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов;

  • Рациональное использование ресурсов;

  • Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.



Лидирующая роль в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов принадлежит руководству вуза. Система качества образования в вузе – это, прежде всего, структура, но не обязательно отдельная самостоятельная структура. Задача руководства вуза – разработать систему взаимодействия всех имеющихся подразделений и структур вуза, обеспечивающую эффективную работу по обеспечению качества. Для координации текущих работ, возможно, потребуется штатный сотрудник.

Все проблемы управления качеством должны разрабатываться на основе анализа следующих факторов:


  • Результатов работы вуза;

  • Удовлетворенности потребителей качеством подготовки специалистов;

  • Удовлетворенности преподавателей и сотрудников работой в вузе;

  • Влияния вуза на общество.

Роль, которую играет качество в высшем образовании, становится все более важной по мере того, как преобладание рыночной ориентации не оставляет университетам другой альтернативы, кроме улучшения качества при росте эффективности. Философия всеобщего управления на основе качества (Total Quality Management – TQM) в настоящее время широко распространяется и на высшее образование. TQM – это стратегически интегрированный подход, направленный на улучшение всех трех составляющих: вход, процессы и выход. Совершенствование качества определяется с помощью цикла планирую – делаю – проверяю – корректирую.

В управлении качеством на основе TQM выделяются десять критических факторов:


  1. Приверженность высшего руководства.

  2. Стратегическое планирование.

  3. Организация, нацеленная на качество.

  4. Вовлечение работников и командная работа.

  5. Обучение качеству.

  6. Управление проектированием.

  7. Управление процессами.

  8. Управление качеством поставщиков.

  9. Информация и анализ.

  10. Ориентация на потребителя и его удовлетворение.

Система качества в вузе - это прежде всего организационная структура, направленность, интенсивность и результативность которой должна оцениваться с учетом квалификации, намерений и активности студентов, профессорско-преподавательского состава, научного и учебно-вспомогательного персонала. В процесс создания системы качества должно быть вовлечено большое количество сотрудников и студентов, что позволит реализовать один из основных принципов всеобщего управления качеством - В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ УЧАСТВУЕТ ВЕСЬ ПЕРСОНАЛ.

Важнейшей проблемой управления качеством является проблема критериев оценки полученных результатов, по которым можно судить о степени достижения поставленных целей и одновременно о способности самой системы образования к обновлению всех ее компонентов.

При решении этой проблемы необходима разработка требований к итоговой аттестации выпускников, четкое определение общего и отличного в подготовке бакалавра, специалиста, магистра; требования к промежуточной аттестации не только по отдельным предметам, но и по блокам подготовки - гуманитарному, ЕН, ОПД и СД; технологий проектирования студентом своей образовательной траектории и т.д.

Эти вопросы требуют, с одной стороны, нормативного решения, а с другой - создания системы внутривузовской общественной экспертизы.

Не менее важной является проблема обеспечения адекватных условий, способствующих достижению современного качества высшего образования.



2. Методология построения системы управления качеством.

  • Формулировка миссии университета и видения будущего на обозримую перспективу (на основе всестороннего изучения текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы, других потребителей и с учетом интересов персонала вуза).

  • Формулировка стратегии и политики вуза в области качества, определяющих конкретные цели и задачи вуза. Важно, чтобы поставленные цели имели конкретное выражение в виде измеряемых показателей и характеристик. Стратегия и политика должны быть доведены до сведения всего персонала вуза и быть понятны сотрудникам.

  • Проецирование стратегических целей и задач вуза на все структурные подразделения и отражение их в планах конкретных действий и мероприятий с указанием сроков их выполнения и ответственных.

  • Формирование организационной структуры системы менеджмента качества, предполагающее четкое разделение полномочий и ответственности руководителей всех рангов и персонала. Формирование специализированных структурных подразделений и групп качества, в полномочия которых входит непосредственная разработка системы менеджмента качества и ее документации.

  • Первичное комплексное обследование вуза путем разработки, заполнения и анализа типовых анкет для должностных лиц, руководителей структурных подразделений и сотрудников.

  • Установление и описание основных рабочих процессов, определяющих качество работы и ее результаты. При определении и описании процессов должны быть учтены процессы:

- стратегического планирования и управления;

- управления персоналом, финансовыми и техническими ресурсами, инфраструктурой;

-маркетинга рынка труда и образовательных услуг, взаимодействия с потенциальными работодателями;

- проектирования и разработки образовательных программ и учебных дисциплин;

- обучения и контроля знаний, умений и навыков студентов;

- научно-исследовательской деятельности и другие.



  • Разработка документации системы менеджмента качества, включающей руководство по качеству, документирование основных рабочих процессов, рабочие инструкции и другие документы.

  • Разработка процедур измерения основных характеристик и параметров рабочих процессов, их анализа и постоянного улучшения. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий и мероприятий.

  • Организация и регулярное проведение внутренних проверок (аудитов) как отдельных рабочих процессов, так и системы менеджмента качества в целом. Обучение персонала, занимающегося внутренним аудитом.


3. Структура управления качеством.

При построении структуры управления целесообразно опираться на опыт ИГЭУ. Структура управления качеством включает:

3.1. Комитет менеджмента качества образования при ректоре.

В состав Комитета менеджмента качества (КМК) образования входят администрация вуза и ведущие профессора университета. Главная задача КМК – определение стратегических целей университета и развертывание стратегических задач и ресурсов по подразделениям университета.

Основные задачи Комитета менеджмента качества:


  • Разработка миссии и видения университета;

  • Разработка стратегических целей вуза;

  • Разработка среднесрочных целей вуза;

  • Утверждение краткосрочных целей и программ, разрабатываемых по направлениям деятельности каждого проректора;

  • Анализ итогов движения к заданным целям (ежегодный аналитический доклад на ученом совете университета).

3.2. Советы качества при проректорах.

В состав Советов качества при проректорах входят руководители основных структурных подразделений и ведущие специалисты по профилю деятельности.

Задачи Советов качества при проректорах схожи с задачами Комитета качества и отличаются лишь спецификой деятельности каждого проректора:


  • Развертывание среднесрочных планов по отдельным подразделениям;

  • Разработка краткосрочных планов и программ по отдельным подразделениям;

  • Анализ итогов деятельности и корректировка планов.

3.3. Центр менеджмента качества образования (Институт качества).

Центр менеджмента качества образования является главным научно-методическим подразделением в системе менеджмента качества образования.

Центр возглавляется директором, который формирует необходимый для выполнения его функций персонал из числа сотрудников управленческих структур и преподавателей вуза на основе совместительства.

Основные задачи центра:



  • Разработка концептуальной модели управления качеством образования;

  • Подготовка предложений по стратегическим и среднесрочным целям вуза;

  • Разработка показателей качества и средств их измерения, анализ эффективности имеющихся показателей и средств измерения;

  • Разработка и внедрение подсистем управления качеством;

  • Систематический контроль качества, организация и проведение внутреннего аудита;

  • Организация обучения персонала в области менеджмента качества;

  • Разработка перечня и подготовка документации по качеству образования.

4. Обеспечение и контроль качества в области учебной деятельности

(Совет по качеству при проректоре по учебной работе).
Система обеспечения качества подготовки специалистов охватывает все стороны жизни вуза - начиная с довузовской подготовки и формирования контингента абитуриентов и заканчивая трудоустройством специалистов и всеми формами послевузовского образования. Она основана на принятой ученым советом Программе развития образовательной деятельности университета и включает:

1.Создание эффективной системы маркетинга образовательных услуг и интеллектуального труда. Имидж университета и развитие традиций.

2. Формирование контингента поступающих в университет с высоким уровнем начальной подготовки для получения высшего профессионального образования.

3. Совершенствование структуры, содержания и технологии реализации основных и дополнительных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей личности и общества.

4. Контроль качества учебного процесса и уровня подготовки выпускников

5. Укрепление кадрового потенциала университета и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Поддержка творческой молодежи.

6. Развитие материальной базы, методического и информационного обеспечения образовательного процесса. Развитие библиотеки.

7. Обеспечение единства учебного процесса и научных исследований в университете.

8. Совершенствование методов управления образовательной деятельностью и стимулирования высокого качества ее результатов. Создание внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов.

9. Развитие системы платных образовательных услуг и внебюджетного финансирования учебных подразделений.

10. Расширение сферы международной деятельности университета по экспорту и импорту образовательных услуг. Международное сотрудничество.

11. Информатизация всех видов деятельности университета.

12. Послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров.

13. Создание и совершенствование системы воспитательной работы.

14. Содействие трудоустройству выпускников университета.

Концептуальные программы и планы по перечисленным выше видам деятельности.
1.Создание эффективной системы маркетинга образовательных услуг и интеллектуального труда. Имидж университета и развитие традиций.

1.1. Создание научно-обоснованной системы текущей и перспективной оценки рынка интеллектуального труда для краткосрочного и долгосрочного прогнозирования общественной потребности в специалистах с высшим образованием (уровни, направления, специальности, специализации, индивидуальная подготовка), переподготовки и повышения квалификации специалистов (отрасль, предприятие), а также подготовки научных и педагогических кадров (вузы, научно-исследовательские организации).

1.2. Создание научно-обоснованной системы текущей и перспективной оценки рынка образовательных услуг для краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребностей личности в получении высшего профессионального образования (уровни, направления, специальности) и дополнительных образовательных услуг (виды услуг, содержание программ, сроки, сертификаты) среди выпускников средних учебных заведений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, техникумы), а также временно не работающих и желающих сменить профессию специалистов с высшим образованием.

1.3. Активное и интенсивное формирование рынка интеллектуального труда и образовательных услуг за счет рекламы научно-образовательного потенциала университета, карьеры выдающихся выпускников, распространения информации о подготовке в университете специалистов - профессионалов нового поколения, программах переподготовки и повышения квалификации, дополнительных образовательных услугах.

1.4. Концептуальное планирование подготовки специалистов в университете на основе анализа рынка труда;

В университете сложилась определенная система на основе как традиционных для вуза специальностей, так и вновь открываемых. Достаточно активно осуществляются контакты с предприятиями и регионами по целевой подготовке специалистов через центр содействия трудоустройству выпускников, который осуществляет и определенный мониторинг рынка труда. В этом направлении необходимо усилить работу ряда специальных кафедр, по которым востребованность специалистов достаточно низка.

1.5. Периодическое обновление сайта университета в сети Internet.

1.6. Выпуск и распространение информационных и рекламных материалов об университете (проспекты, буклеты, значки, изделия с символикой университета).

2. Формирование контингента поступающих в университет с высоким уровнем начальной подготовки для получения высшего профессионального образования.

2.1. Создание системы поиска и отбора талантливой молодежи для обучения в университете за счет организации предметных олимпиад и творческих конкурсов среди учащихся выпускных классов школ, гимназий, лицеев и их профориентация на направления и специальности университета.

2.2. Углубленная подготовка ориентированных на поступление в университет учащихся школ, гимназий, лицеев по математике, информатике и естественнонаучным дисциплинам на базе Химического лицея и лицейных классов с участием преподавателей университета и сертифицированных педагогов средних учебных заведений.

2.3. Совершенствование работы подготовительных курсов, организованных в университете, развитие их программного и методического обеспечения.

2.4. Развитие интегрированных учебных комплексов на базе университета и средних специальных учебных заведений, подготовка на их базе групп выпускников колледжей и техникумов для обучения в университете по сокращенным программам.

Подготовка абитуриентов для поступления в университет ведется центром довузовского образования и приемной комиссией, которые работают достаточно эффективно. Основное направление деятельности – формирование контингента «своих абитуриентов» через школы «юных» при специальных кафедрах, проведение тематических лекций по основным направлениям развития науки и техники по профилю вуза, усиление связей школа – университет, создание «профильных» классов и т.д. При введении ЕГЭ нужно будет переориентировать работу подготовительных структур на подготовку к ЕГЭ в сочетании с ориентацией абитуриентов на поступление в наш университет.

3. Совершенствование структуры, содержания и технологии реализации основных и дополнительных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей личности и общества.

3.1. Совершенствование структуры и содержания подготовки по направлениям и специальностям, программ дополнительных образовательных услуг, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также подготовки научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями рынка интеллектуального труда и образовательных услуг, а также с учетом научно-образовательного потенциала университета и его традиций.

3.2. Обновление содержания образования с максимальной ориентацией на новые потребности общественного разделения труда и интересы личности в условиях рыночной экономики, с учетом складывающейся философии инженерного образования на пороге III тысячелетия, мировых тенденций, российского опыта и традиций университета в подготовке специалистов, способных к самореализации и самосовершенствованию в инженерном творчестве и практической работе.

3.3. Создание и эффективная реализация системы организации и контроля самостоятельной работы студентов как основного фактора повышения уровня подготовки специалистов.



В университете разработано положение о самостоятельной работе студентов и рекомендации по ее организации. На многих кафедрах имеется положительный опыт организации отдельных видов самостоятельной работы студентов, хотя ситуация в целом далеко не радужная. До сих пор многие преподаватели считают, что чем больше мы дадим лекционного материала и чем больше спросим на экзаменах, тем лучше будут знания студентов, тем выше качество подготовки. Необходимо развернуть работу по анализу сохраняемости знаний и умению их использования, эффективности используемых образовательных технологий.
3.4. Фундаментализация высшего инженерного образования за счет усиления математической, естественнонаучной, общетехнической и методологической подготовки как основы для дальнейшего творческого саморазвития и самореализации специалистов и их профессиональной деятельности.

У нас этот аспект рассматривается, как правило, с позиций увеличения часов на соответствующие дисциплины и увеличения объема преподаваемого материала. В результате студенты часто не знают элементарных вещей, хотя на экзаменах успешно выводят сложные формулы и т.д. В этом плане требуется переработка подходов и учебных программ с учетом того, что в старших классах школ ряд естественно-научных дисциплин не являются обязательными. Сначала нужно сформировать элементарную базу представлений и знаний, на которую уже можно наращивать дальнейшие знания.

3.5. Гуманитаризация образовательного процесса, ориентация на познание и осознание общечеловеческих ценностей, овладение наследием человечества, воспитание уважения к истории отечества и патриотизма, коммуникативная подготовка, формирование духовно-нравственной личности, ответственной за экологические и социальные последствия принятия инженерно-технических решений. Повышение уровня изучения иностранных языков.



Эти вопросы так же не могут решаться за счет увеличения объема изучаемого материала, необходимо создать ситуацию, при которой гуманитаризация пронизывала бы весь образовательный процесс.

3.6. Усиление социально-экономической подготовки, ориентация на знание экономических законов общества, его правовых основ, формирование личности с рыночными социально-психологическими установками, способной к честному предпринимательству, деловой активности, работе в коллективе, принятию инженерно-экономических, инженерно-управленческих и инженерно-социальных решений.



Соответствующие вопросы должны решаться как в рамках соответствующих дисциплин, так и на специальных кафедрах, особенно при курсовом и дипломном проектировании. Кроме того, усиление социально-экономической и правовой подготовки может быть достигнуто за счет более широкого использования дополнительных образовательных услуг.

3.7. Разработка в рамках нового поколения Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования новых взаимно-согласованных учебных планов неполного высшего образования, подготовки бакалавров, инженеров и магистров, оптимально унифицированных по группам родственных направлений и специальностей, обладающих модульной структурой, логической завершенностью и соответствующих особенностям технического университета. Особое внимание обратить на формирование региональной составляющей и дисциплин по выбору в блоках дисциплин.



Работа проводится в соответствии со стандартами, но использование часов вузовской и элективной компоненты не является оптимальным по большинству специальностей. По циклам ЕН и ОПД усилена подготовка по неорганической химии, аналитической химии, физике, но это не дает возможности включать такие дисциплины, как квантовая химия, основы биотехнологии, основы нанотехнологий и др. В рабочих программах не везде четко расписано содержание самостоятельной работы и формы ее контроля.

В настоящее время начата работа по составлению новых учебных планов, в которых планируется предусмотреть:

  • переход на двухступенчатую систему подготовки;

  • Сокращение числа часов аудиторных занятий в среднем до 22 часов в неделю с выделением в первой половине рабочего дня времени на руководство самостоятельной работой студентов;

  • Введение в учебные планы новых дисциплин, отражающих современный уровень науки и техники (квантовая химия, основы биотехнологии, основы наукоемких технологий и др.) – за счет региональной компоненты и дисциплин по выбору.

  • Введение наряду с трудоемкостью зачетных единиц (кредитов).

Работа в этом направлении может осложниться в связи с разработкой стандартов нового поколения, в проектах которых предусмотрены весьма революционные преобразования.

3.8. Разработка новых взаимносогласованных учебных программ по гуманитарным, социально-экономическим, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, оптимальных по соотношению видов учебных занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы и т.д.), а также аудиторной и самостоятельной работы студентов, предполагающих их максимально продуктивную деятельность в течение всего периода освоения. Анализ путей и постепенная реализация снижения аудиторной нагрузки студентов (менее 27 часов в неделю).



Этот вопрос включает оптимизацию учебных планов в части последовательности изучения дисциплин, соотношения лабораторных и практических занятий, расписания занятий и т.д. Большая проблема –

параллелизм чтения лекций и проведения лабораторно-практических занятий. Оптимально было бы сначала изложить теоретический материал, а потом проводить практические и лабораторные занятия, но этому мешает нехватка аудиторного фонда. Мы даже одну лекционную неделю не можем сделать.

По опыту ИГЭУ с 2004 – 2005 учебного года необходимо ввести обязательный входной контроль уровня подготовки студентов по всем курсам и дисциплинам. По итогам входного контроля определять стратегию обучения, при необходимости вводить корректирующие занятия для обеспечения эффективности дальнейшего обучения.

3.9. Максимальное использование академических свобод, предоставленных университету для формирования уникального содержания образования, разработки новых методов обучения, совершенствования системы элективных и факультативных дисциплин, авторских курсов, формирования личных образовательных траекторий, практической реализации включенного обучения, развития дистанционного обучения студентов-заочников, экстерната.

3.10. Открытие новых направлений и специальностей подготовки инженеров в техническом университете, разработка экспериментальных профессиональных образовательных программ в области трансферта технологий, малого научно-технического предпринимательства и инновационного менеджмента. Мотивация открытия новых специальностей часто носит интуитивный характер. При открытии новых специальностей наряду с проблемами площадей наибольшую остроту приобретает проблема кадров.

3.11. Дальнейшее формирование устойчивых договорных связей с ведущими промышленными предприятиями и научными организациями региона и России, развитие системы производственных и научно-исследовательских практик как важнейшего элемента квалифицированных инженерных и научных кадров.


4. Контроль качества учебного процесса и уровня подготовки выпускников
Система контроля качества образования включает:

  • Отзывы потребителей о качестве подготовки выпускников (наличие или отсутствие рекламаций).

Отзывы предприятий о работе наших выпускников собирают специальные кафедры и центр содействия трудоустройству выпускников. Работа ведется, но требует систематизации. Рекламаций на качество подготовки специалистов от предприятий не поступало.

  • Итоговая аттестация выпускников.

Итоговая аттестация выпускников осуществляется в соответствии с требованиями ГОС и соответствующего Положения в виде Государственных экзаменов и защиты квалификационных работ. Недостатки отражены в замечаниях председателей ГАК и Аттестационной комиссии.

  • Текущий, промежуточный и итоговый контроля знаний по дисциплинам учебного плана.

Текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний осуществляется на основе рейтинговой системы. Направления работы: полномасштабная реализация рейтинговой системы и обеспечение ее эффективного функционирования, разработка на кафедрах единого подхода к контролю знаний, особенно на экзаменах; переход к письменным экзаменам; широкое внедрение тестового контроля хотя бы на уровне текущих и промежуточных испытаний; независимый контроль знаний (письменные экзаменационные работы проверяет не лектор, а другой преподаватель, работы шифруются.).

Наряду с этими требованиями к контролю качества образования можно отнести и контроль за качеством работы преподавателей и кафедр. В этом плане необходимо отметить:



  • Контроль за дисциплиной преподавательского труда (опоздания на занятия, преждевременное прекращение занятий, пропуски занятий преподавателями, необоснованная замена преподавателей в течение учебного года и т.д.). Этот вид контроля возложен на учебный отдел.

  • Контроль за условиями осуществления учебного процесса (состояние аудиторий, мел, доски, оптимизация расписания и т.д.). Контроль осуществляет учебный отдел, работы по поддержанию аудиторного фонда в надлежащем состоянии – службы проректора по АХР.

  • Контроль качества проведения занятий осуществляют (должны осуществлять) заведующие кафедрами, деканы факультетов. В этом направлении необходимо воссоздать систему посещения занятий, открытых и показательных занятий, учебу молодых преподавателей, методических семинаров с обменом опытом преподавания, курсы повышения квалификации по педагогике высшей школы.

  • Контроль за организацией учебного процесса на кафедрах университета – деканы факультетов.


5. Укрепление кадрового потенциала учебных подразделений и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Поддержка творческой молодежи.

5.1. Увеличение доли профессорско-преподавательского состава университета со степенями и званиями, в особенности на кафедрах фундаментального образования, общеинженерных кафедрах, кафедрах языковой подготовки, увеличение доли учебно-вспомогательного персонала с высшим образованием.

5.2. Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации для усиления и омоложения профессорско-преподавательского состава через аспирантуру и докторантуру университета.

5.3. Стажировка на современном производстве и повышение квалификации преподавателей, в том числе в области новых информационных технологий, экономики, менеджмента и языковой подготовки.

5.4. Привлечение высококвалифицированных научных сотрудников университета, других вузов, научно-исследовательских и академических институтов, в том числе ИХР РАН к учебному процессу для чтения авторских курсов по новейшим достижениям науки, техники и технологии.

5.5. Привлечение к учебному процессу в университете известных ученых из научно-исследовательских организаций, академических институтов, других вузов, а также крупных специалистов-практиков, для чтения лекций и обсуждения проблем современного и перспективного развития науки, производства, образования, культуры.

5.6. Организация постоянно действующих курсов повышения квалификации преподавателей университета в области информационных технологий, экологии, современных наукоемких технологий, проблем педагогики высшей школы и др.

5.7. Создание системы моральной, материальной, организационной поддержки творческой молодежи.



По остепенности ППС кадровая ситуация в университете нормальная. Проблема омоложения кадров достаточно актуальна. Работа по поддержке творческой молодежи ведется (В.А.Шарнин).

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, в основном, осуществляется формально, в виде стажировок без отрыва от работы. На гуманитарном факультете практикуется и серьезное выездное повышение квалификации. С 2003 года начата работа двух семинаров по повышению квалификации преподавателей внутри вуза – по проблемам образования (ведущий – Светцов В.И.) и по информационным технологиям в учебном процессе (ведущий – Смирнов С.А.). В весеннем семестре планируется организация еще двух курсов-семинаров – по наукоемким технологиям и по педагогике высшей школы. Кроме того к повышению квалификации можно отнести и довольно активное участие наших преподавателей в научно-методических конференциях регионального и федеративного уровня (хотя здесь обычно документы о повышении квалификации не выдаются).

6. Развитие материальной базы, методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

6.1. Развитие материальной базы учебного процесса, расширение и модернизация парка персональных компьютеров, широкое внедрение на их базе в учебный процесс методов математического моделирования, оснащение лабораторий физическими моделями, макетами и действующими технологическими установками.

6.2. Широкое использование в учебном процессе материальной базы современного технологического оборудования и технических средств передовых промышленных предприятий научно-исследовательских учреждений для проведения лабораторных занятий и организации практик студентов университета.

6.3. Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий, автоматизированных учебных комплексов, совершенствование компьютерных баз данных и знаний по всем видам учебно-методической деятельности, развитие корпоративной сети университета, обеспечение широкого доступа преподавателей и студентов к мировым информационным ресурсам.

6.4. Повышение роли научно-технической библиотеки в информационном обеспечении учебного процесса, оборудование специализированных читальных залов, оснащение их современными техническими средствами - компьютерами, аудио- и видеотехникой, создание магнитотеки учебных курсов для аудиторной и самостоятельной работы студентов, а также для развития дистанционных форм обучения.

6.5. Разработка программы по обеспечению учебного процесса необходимой учебной литературой, по подготовке и изданию учебной литературы и информационно-методических материалов, обеспечивающих дальнейшее развитие образовательного процесса в университете.

6.6. Совершенствование издательско-полиграфической базы университета, выпуск учебников и учебных пособий нового поколения, развитие методического обеспечения учебного процесса, в особенности самостоятельной работы студентов.

Методическое обеспечение учебного процесса осуществляется путем приобретения учебной и методической литературы через библиотеку по заявкам кафедр и издания собственных учебных пособий и методических указаний через РИО университета. По многим специальностям острота ситуации в этом плане снята, особое внимание следует обратить на вузовские учебные издания с грифом УМО или Министерства. Нам необходимо развернуть работу по подготовке электронных изданий – в первую очередь электронных учебников в гипертекстовом варианте, а так же различного рода электронных пособий, без которых невозможно начать работу по дистанционному обучению.

Информационное обеспечение так же осуществляется через библиотеку и находится на достаточно приемлемом уровне. Активизировалось, хотя и явно недостаточно, использование Iternet и информационных технологий в учебном процессе. Это должно планироваться и организовываться отдельно в рамках программы информатизации университета.

Техническое обеспечение – наиболее слабое место в этом разделе. Если вопросы приобретения компьютеров и оргтехники как-то решаются, то вопросы оснащения кафедр, особенно выпускающих, современными приборами и оборудованием начал решаться только в 2003 году.

7. Обеспечение единства учебного процесса и научных исследований в университете.

7.1. Организация учебно-исследовательской работы студентов как неотъемлемой части образовательного процесса, выполнение индивидуальных заданий, курсовых и дипломных проектов с элементами исследований, участие в модернизации учебно-лабораторной базы университета, методического обеспечения учебного процесса.

7.2. Привлечение студентов к научно-исследовательской работе, выполняемой в университете, развитие магистратуры, ориентация наиболее способных выпускников на продолжение обучения в аспирантуре.

7.3. Индивидуальная подготовка специалистов для кадрового сопровождения перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, выполненных в университете и передаваемых на предприятия и в научно-исследовательские организации.



  • интеграцию учебного и научного процессов, широкое участие студентов в научно-исследовательских, опытно-конструкторских работах;

Это важнейший вид самостоятельной работы студентов, который нужно всячески развивать. В университете действует Совет по НИРС, возглавляемый В.А. Шарниным, регулярно проводятся студенческие научные конференции. Основная роль здесь принадлежит кафедрам. Широта охвата студентов этими видами работы недостаточна. Тому есть ряд субъективных и объективных причин, в том числе недостаточная заинтересованность студентов и преподавателей этими видами работы, слабость материально-технической базы многих кафедр и др. Необходимо увеличить долю творческих квалификационных работ, уходить, по возможности, от стандартных дипломных проектов. Ссылки на невозможность получения информации о новых технологиях во многих случаях неосновательны. Мой личный опыт показал, что в Интернете при определенных усилиях можно найти не только рекламные материалы, но и сведения по технологии производства микросхем, на основе которых можно формировать творческие задания.
8. Совершенствование методов управления образовательной деятельностью и стимулирования высокого качества ее результатов.

8.1. Совершенствование структуры и упорядочение деятельности учебных подразделений университета.

8.2. Самообследование учебных подразделений, направлений и специальностей подготовки, совершенствование автоматизированной системы планирования учебного процесса, аккредитация учебных программ и упорядочение распределения учебных поручений по подразделениям, контроль выполнения графика учебного процесса, учебных планов и программ, совершенствование рейтинговой оценки выполнения индивидуальных планов и качества работы преподавателей.

8.3. Совершенствование системы распределения бюджетного финансирования учебных подразделений, оплаты труда профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала на контрактной основе с учетом конечных результатов и качества работы.

8.4. Активизация работы учебно-методических секций преподавателей гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общеинженерных и специальных кафедр с целью координации учебного процесса по циклам дисциплин и повышения ответственности преподавателей за конечный результат - качество подготовки специалистов.

8.5. Разработка и широкое применение системы тестов и других педагогических испытательных материалов для оперативного контроля знаний, умений и навыков студентов, соответствия уровня их подготовки по направлениям и специальностям требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, совершенствование рейтинговой оценки текущей успеваемости студентов.

8.6. Широкое внедрение практики социологических опросов и изучения мнения студентов и преподавателей относительно совершенствования образовательной деятельности в университете, создание благоприятного климата в общении студентов и преподавателей, психологическая поддержка студентов первого курса в период их адаптации в университете, активизация работы кураторов учебных групп.

8.7. Стимулирование активной работы преподавателей и студентов по повышению качества образовательного процесса, организация конкурсов, олимпиад, выставок, поощрение победителей и участников.

8.8. Внедрение в университете системы обеспечения качества подготовки специалистов, контроля и управления качеством образования на основе международных стандартов ИСО 9000.

9. Развитие системы платных образовательных услуг и внебюджетного финансирования учебных подразделений.

9.1. Увеличение приема в университет для обучения на полной компенсационной основе, развитие индивидуальной подготовки специалистов по заказам промышленных предприятий и других организаций с частичным возмещением затрат, совершенствование системы и расширение сферы платных образовательных услуг, в том числе на основе сотрудничества с другими образовательными структурами.

9.2. Развитие платного дистанционного обучения студентов-заочников, а также студентов, обучающихся в удаленных представительствах университета по очно-заочной форме, предоставление возможности получения на компенсационной основе второго высшего образования по новым направлениям и специальностям, в том числе экстерном.

9.3. Совершенствование платных образовательных услуг по переподготовке и повышению квалификации специалистов с реализацией в различных формах различных по содержанию и срокам освоения профессионально-образовательных программ на основе долгосрочных прямых договоров с крупными промышленными предприятиями и коммерческими структурами, а также региональной службой трудоустройства населения.

9.4. Подготовка в аспирантуре и докторантуре университета научно-педагогических кадров высшей квалификации для вузов, научно-исследовательских и других организаций региона и ближнего зарубежья на договорной основе.

9.5. Издание в университете учебников, учебных пособий, научной, учебно-методической и другой литературы для коммерческой реализации.

9.6. Создание различных внебюджетных фондов поддержки образовательного процесса в университете, в том числе материальной поддержки студентов и преподавателей, имеющих высокие достижения в учебе, научно-исследовательской работе, организационно-методической и воспитательной деятельности.
10. Расширение сферы международной деятельности университета по экспорту и импорту образовательных услуг. Международная деятельность.

10.1. Развитие международного сотрудничества в области высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов, подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру путем формирования открытого образовательного пространства, реализации включенного и дистанционного обучения, стажировок, обмена преподавателями и студентами с зарубежными вузами.

10.2. Интенсивная и эффективная языковая подготовка студентов, преподавателей, аспирантов и докторантов, разработка курсов, методического обеспечения, издание учебных пособий и преподавание ряда дисциплин в университете на иностранных языках с целью повышения результативности международного сотрудничества.

10.3. Активное формирование контингента иностранных учащихся из стран Азии, Африки и латинской Америки.

10.4. Заключение комплексных договоров с ведущими зарубежными университетами.

11. Информатизация учебного процесса.

11.1. Организация и проведение постоянно действующих курсов повышения квалификации преподавателей в области информационных технологий обучения.

11.2. Разработка и реализация программы непрерывной подготовки по информатике и применению ЭВМ на весь срок обучения.

11.3. Создание единого фонда (библиотеки) программного обес­печения для ЭВМ.

11.4. Подготовка рекомендаций по разработке и форме предс­тавления программных продуктов и документов.

11.5. Анализ вопроса о применении ЭВМ в учебном процессе на кафедрах, разработка рекомендаций по повышению эффективности ис­пользования ЭВМ в учебном процессе. Организация обмена опытом информатизации между кафедрами университета и с другими вузами.

11.6. Разработка концептуальных подходов к использованию ЭВМ в учебном процессе, в частности АОС, электронных учебников и ре­комендаций по использованию тех или иных видов программного обеспечения в учебном процессе кафедр.

11.7. Экспертиза и оценка качества разрабатываемых кафедрами программ, организация работы по регистрации программных продук­тов в Российском агенстве.

11.8. Создание учебно-информационной базы учебного отдела, включая стандарты, рабочие учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин, графики прохождения учебного процесса с пос­ледующим выходом на централизованный машинный расчет штатов и составление расписания.
12. Послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров.
Развитие послевузовского образования, модульной системы повышения квалификации, дополнительного и параллельного образования, совершенствования аспирантуры как основных форм подготовки научно-педагогических кадров в техническом университете, в том числе по естественнонаучным, социально-экономическим и гуманитарным специальностям.

Послевузовское образование (аспирантура, докторантура) осуществляются достаточно эффективно.

В плане дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров предполагается:

развитие платного дистанционного обучения студентов-заочников, а также студентов, обучающихся в удаленных представительствах университета по очно-заочной форме, предоставление возможности получения на компенсационной основе второго высшего образования по новым направлениям и специальностям, в том числе экстерном;

совершенствование платных образовательных услуг по переподготовке и повышению квалификации специалистов с реализацией в различных формах различных по содержанию и срокам освоения профессионально-образовательных программ на основе долгосрочных прямых договоров с крупными промышленными предприятиями и коммерческими структурами, а также региональной службой трудоустройства населения.
13. Создание и совершенствование системы воспитательной работы.

Работа ведется в соответствии с приведенной ниже Программой в рамках комиссии по воспитательной работе при ректоре.


ПРОГРАММА
ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В


ИВАНОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ на период 2001 - 2005 г.г.
Современная высшая школа объективно участвует в формировании человека будущего века, осуществляя процесс обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры, подготавливая образованных специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но и способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды. Данная программа определяет степень и формы сознательного участия коллектива преподавателей и сотрудников вуза в становлении интеллектуально независимой, социально адаптированной, способной к нравственной самоориентации и физически развитой личности. Программа ориентирована на внеучебное время, что не исключает, а наоборот предполагает ее связь с элементами гуманизации и гуманитаризации образования в учебном процессе.

В настоящее время реализация подобной программы во многом зависит от понимания роли личностного взаимодействия преподавателя и студента, от осуществления так называемой «педагогики сотрудничества».



Цель программы – создание условий для реализации интеллектуального, морального и творческого потенциала студентов, что соответствует общегуманистической функции УНИВЕРСИТЕТА.

следующая страница >>



Смех заразителен, так же как и зевота. Генрих Гейне
ещё >>