К. орф хор «o fortuna» из кантаты «carmina burana» Карл Орф - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О возникновении Орф-Центра Мюнхен 1 23.64kb.
Юбиляр: лизелотта орф 1 66.75kb.
Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» Карл Орф «Кармина... 1 60.85kb.
Мистерион Карл Орф De temporum fine comoedia 1 18.88kb.
Редьярд Киплинг 1 192.88kb.
Система детского музыкального воспитания Карла Орфа 1 69.1kb.
Музыкальные занятия способствуют общей успеваемости 1 15.44kb.
Стипендиаты орф 2008/2009 учебный год 1 151.31kb.
Г. Челябинск гимназия №23 учитель музыки высшей категории Умнова И. 1 41.05kb.
Программа для подготовительных отделений дши и дмш (срок обучения... 1 38.3kb.
Иоганн себастьян бах 1 204.15kb.
Что такое музыкальность 1 47.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

К. орф хор «o fortuna» из кантаты «carmina burana» Карл Орф - страница №1/1

К. ОРФ

Хор «O FORTUNA»

из кантаты «CARMINA BURANA»
Карл Орф (1895–1982) родился в Мюнхене в офицерской семье, где культивировалось музицирование. С 5 лет Карл учился игре на фортепиано, органе и виолончели, увлекался кукольным театром. Творческое дарование Орфа проявилось одновременно в музыке и в литературе. В 1913-1914 годах он учился в Академии музыкального искусства в Мюнхене. Профессиональную музыкальную деятельность Карл Орф начал в качестве капельмейстера Мюнхенского драматического театра (1915), а в 1918-1819 гг. работал в театрах Мангейма и Дармштадта. В 1921-1922 гг. Орф возобновил занятия композицией под руководством Каминского. В 1924 году композитор основал в Мюнхене школу гимнастики, музыки и танца, в которой работал до разрушения ее здания в годы второй мировой войны. В 30-е гг. изучал и обрабатывал вместе с музыкальным этнографом К. Хубером народные песни и танцы горных областей Баварии. В 1950-1960 гг. вёл класс композиции в Высшей музы-кальной школе Мюнхена. С 1962 года Орф становится одним из руководителей основанного им Института музыкального воспитания в Зальцбурге (отделение Высшей школы музыки и сценического искусства «Моцартеум»). Выступал с исполнением своих произведений («Театр одного актёра»). Член Баварской академии искусств (1950), академии «Санта-Чечилия» (Рим, 1957).

Большое значение для формирования оригинального музыкального стиля Орфа, а также создания им жанра сценической кантаты имело углублённое изучение старинной музыки, особенно сочинений К. Монтеверди, Г. Шютца, И. С. Баха (в 1931-1932 гг. Орф был дирижёром Баховского общества). Значительное влияние на стиль Орфа оказало его знаком-ство с музыкальным фольклором и национальным инструментарием народов Азии и Афри-ки.

Орф – автор свыше 15 произведений для музыкального театра. Он настойчиво раз-рабатывал новый тип музыкального спектакля, в котором использовал приёмы и средства современного драматического театра, формы мистерии, театра марионеток, уличных карнавальных представлений, итальянской комедии масок.
«Carmina Burana» («Баварские песни»)

Сценическая кантата (1937)


В XIII веке появилась рукопись, включающая стихи и песни студентов, горожан, монахов, странствующих актёров и прочего люда. Больше всего здесь было песен любовных, сатирических, застольных, написанных на нескольких языках: на вульгарной (не-литературной) латыни, старофранцузском, старобаварском. Ради приличия в сборнике отвели уголок и благочестию. В 1847 году сборник был издан под названием «Carmina Burana» – «Баварские песни». Через 90 лет сборник попал в руки Орфа. Так в 1937 году родилось сочинение для хора, солистов, танцоров и оркестра. Взяв из сборника более 20 песен, Орф смонтировал их и создал драматическую композицию.

Построчный перевод хора:




O Fortuna,

O Фортуна,

velut Luna,

словно Луна,

statu variabilis,

ты изменчива,







semper crescis

всегда создавая

aut decrescis,

или уничтожая,

vita detestabilis,

ты нарушаешь движение жизни;

nunc obdurat

то угнетаешь,

et tunc curat,

то возносишь,

ludo mentis aciem;

и разум не в силах постичь тебя;

egestatem,

что бедность,

potestatem

что власть –

dissolvit ut glaciem.

все зыбко подобно льду.







Sors immanis

Судьба чудовищна

et inanis,

и пуста,

rota tu volubilis,

уже с рождения запущено колесо

status malus,

невзгод и болезней,

vana salus

благосостояние тщетно

semper dissolubilis,

и не приводит ни к чему,

obumbrata

судьба следует по пятам

et velata

тайно и неусыпно

mihi quoque niteris;

за каждым, как чума;

nuns per ludum

но, не задумываясь,

dorsum nudum

я поворачиваюсь незащищенной спиной

fero tui sceleris.

к твоему злу, Судьба.







Sors salutis

И в здравии,

et virtutis

и в делах

mihi nunc contraria

судьба всегда против меня,

est affectus

потрясая

et defectus

и разрушая,

semper in angaria.

всегда ожидая своего часа.

Hac in hora

В этот час,

sine mora

не дав опомниться,

corde pulsum tangite;

зазвенят страшные струны;

quod per sortem

ими опутан

sternit fortem,

и сжат каждый,

mecum omnes plangite!

и каждый плачет со мной!

Хор «O Fortuna» – одно из самых знаменитых сочинений Орфа. Его идейное содержа-ние таково: фортуна всемогуща, от неё зависят судьбы людей и богов. Гимном Фортуне об-рамляется кантата.

Хор начинается с торжественной преамбулы tutti в твердом, решительном характере. Размер – 3/1 (в духе записи эпохи Возрождения), темп указан обозначением характера –Pesante (тяжеловесно),  = 60, длительности крупные, все ноты акцентированы, что подчеркивает торжественный характер. В 3-ем такте стоит указание poco stringendo (немного ускоряя), связанное с текстом (statu variabilis = ты изменчива), а также с завершением всту-пительного раздела и каденцией в следующем такте.

В четвертом такте меняются характер и размер (3/2) ускоряется темп ( = 120–132). Здесь Орф воспользовался гемиолой: при общем размере 3/2 пульсация оркестра идет по целым, а хора – по половинным длительностям (это связано с текстом), при этом «общие» сильные доли у хора и оркестра совпадают через каждые 2 такта. Этот раздел выдержан в динамике pp.

Следующий контрастный раздел (Sors salutis et virtutis = И в здравии, и в делах) сопоставляется с предыдущим. Он предвосхищает грандиозную кульминацию на ff со сменой темпа ( = 144). Финальный аккорд в октавный унисон (последние 9 тактов) совпадает с последней сменой темпа ( = 160).

Основная масштабно-тематическая структура этих разделов – суммирование (2+2+4), это связано со смысловым значением текста.

Хор начинается в d-moll и торжественно завершается в одноименном мажоре (D-dur). Это аллюзии с искусством эпохи Возрождения.

Хор смешанный, четырехголосный. Сопрано с тенорами и альты с басами часто поют в октавный унисон, иногда их мелодические линии соединяются. Во вступлении и в кульминации есть divisi у сопрано и у теноров, при этом они поют в высокой тесситуре.



Диапазоны хоровых партий:


Исполнительские трудности представляют четкая дикция (особенно в основном разделе), точное исполнение созвучий при непростой полиметрии.

Как для исполнителей, так и для дирижера очень важно ясное понимание метроритма, а также концепции развития и характера.




Я бы охотно признал, что женщины выше нас, если бы это могло выбить у них из головы мысль, что они нам равны. Саша́Гитри
ещё >>