К. фон Гейдебранд о душевной сущности ребенка - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Некоторые актуальные вопросы создания экзистенциально-аналитической... 1 218.13kb.
Митрополита Эфесского Марка трактат "О сущности и энергии" 1 212.91kb.
Божьей любви заключается в том, что Он, однажды дав дыхание жизни... 1 142.75kb.
Оу моу гимназия №15 Бланк ответов на вопросы городской сетевой игры... 1 52.48kb.
М. Хайдеггер о сущности истины 1 265.4kb.
Гениальность и помешательство 5 1155.84kb.
Советы родителям – о музыкальном воспитании ребенка 1 41.17kb.
Долин А. Ларс фон Триер: Контрольные работы. М.: Нло, 2004. 1 32.72kb.
Фон Крейтор Н. К. От доктрины Монро до Нового Мирового Порядка 3 499.79kb.
Новые коды окрасов (по ems-code fife, с дополнениями и изменениями... 1 207.47kb.
Архитектура фон Неймана 1 50.79kb.
Экспансия Скандинавии в 8-11 веках 2 390.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

К. фон Гейдебранд о душевной сущности ребенка - страница №1/4



К. фон Гейдебранд
О душевной сущности ребенка


С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. О телесном облике ребёнка

  Дети с большой и маленькой головой


ІІ. О душевных свойствах ребёнка

  Различные темпераменты и обращение с ними

  Углубление знания темпераментов для учителя

  Проснувшаяся душевная жизнь ребёнка

  Игры и игрушки
ІІІ. О развитии сознания детей

  Моральное воспитание и "образующие силы"

  "Невидимые товарищи по игре"

  Фантазия и ложь

  Фантастические истории

  Невоспитанность фантазии

  Школьное воспитание и фантазия
IV. Переход от игры к работе в период школьного обучения

  Наглядное преподавание

  Сказки
V.О ритмах в жизни ребёнка и о воспитании религиозного чувства

  Ежегодные праздники


VI. Воспитатель и ребёнок

I. О ТЕЛЕСНОМ ОБЛИКЕ РЕБЁНКА
В нашем мире мы постоянно окружены чудесами. Каждый раз заново совершается чудо в возникновении человека, но это нас недостаточно трогает, так как мы к этому привыкли. Иначе каким откровением являлась бы сущность "образующих сил"! Они берут то, что им даёт материнский организм после зачатия, и формируют человеческий облик ребёнка. Они формируют сферическую округлость головы, цилиндрическое туловище, лучевидные конечности. Они образуют каждый отдельный орган согласно его особой пластике. Они в своём творчестве определяются мудростью, которая кажется непостижимой. Никакая наука не может проникнуть настолько глубоко в эту мудрость, чтобы её скопировать. Это живая пронизанная силой воли мудрость.

Кто непредвзято углубится в сущность "образующих сил", от того не ускользнёт, что они действительно творческие и что всё, образуемое ими, прекрасно. Прекрасна выпуклость черепной коробки, косточки, которые у младенца ещё не срослись, а раскрыты как лепестки цветка. Прекрасны нежные формы косточек позвоночника, которые, кажется, скопированы с фигурки летящего ангела.

Эти силы можно не только созерцать, их следует ощупать кончиками пальцев, а лучше всего взять в руки кусок воска или глины и получить понятие об "образующих силах" путём собственной пластической деятельности. Тот, кто моделирует (лепит), понимает в формирующимся телесном облике ребенка больше, чем тот, кто только изучает анатомию.

Современное человечество достигло грандиозных вершин в научном постижении природы и её сил. Но одних этих знаний недостаточно, чтобы постичь чудо формирующегося человеческого тела, животворных "образующих сил", ибо здесь природа работает как художник (творец), и она открывается лишь художественному рассмотрению. Если мы хотим приблизиться к жизненному процессу, то должны пронизать научное мышление художественным взглядом. Маленький ребёнок полностью получает телесный образ только после рождения. Мы говорим: "Он растёт". Он погружается в текущие, строящие, формирующие процессы "образующих сил". Весь мир содействует возникновению человеческого тела. Зачатие пускает в действие небесные и земные силы. И душевно-духовное существо ребёнка может появиться позднее и развиться до гениальности, что содействует формированию его тела. Душа и дух жертвуют собой в этот момент, чтобы стать телом и сформироваться в том, что является задатками. Тело получает свой образ как будущий носитель индивидуальной сознательной Души и деятельного Духа. Оно формируется из условий, которые душа создаёт сама до рождения, из опыта прошлой земной жизни.


ДЕТИ С БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКОЙ ГОЛОВОЙ
Рассмотрим новорожденного. Его маленькое тело представляет собой зачаток, из которого должно развиваться человеческое существо. Голова младенца непомерно большая, в процессе роста ребёнок приходит в гармоническое соотношение с остальным организмом, как у взрослого человека. Но этот процесс протекает очень различно, и нет двух детей, у которых он протекал бы одинаково.

Существуют дети, голова которых непомерно велика (не имеется в виду болезни - гидроцефалия или рахит). У такого ребенка лоб очень выпуклый, а личико маленькое.

Что означает, когда говорят, что ребёнок "вырастает из головы?

Это означает, что "образующие силы" головы охватывают обмен веществ и действуют формирующе. Это также значит, что "голова" (нервная система) ещё не стала источником представлений и мыслей, как у взрослого, но является ещё органом обмена веществ.

Если у ребенка силы обмена веществ ещё длительное время действуют, как у младенца, тогда голова остаётся большой и является в большей степени жизненным органом, чем органом сознания. У такого ребёнка при ходьбе и беге голова как будто тянет своим весом к земле.

Какая душа живёт в этом маленьком теле с большой головой? Душа мечтательная, в некоторых случаях слабосознательная, ощущения которой поверхностны, понятия расплывчаты, представления не имеют чётких контуров. С возрастом это сгладится - не только голова станет меньше по отношению к телу, но и душевная жизнь будет взрослеть.

Фантазия "большеголовых" детей удивительно богата.

Их живопись мало контурирована, их рисунки хаотичны. В маленьком художнике хаос живёт как живописный, наполненный Космос. Они часто не могут подобрать слова, чтобы передать взрослому свои переживания. Эти дети прекрасно играют. Их фантазия безгранична. Щепочка становится у них то куклой, то слоном, то ещё чем-нибудь. Родителей часто пугает фантазия таких детей. Воспитание детей с большой головой ставит определённые задачи. Во-первых, нельзя пытаться просто уничтожить фантазию. Для дальнейшей жизни очень хорошо, если во взрослом человеке сохранилось много творческих сил, фантазии. Об "интеллектуальности" достаточно заботится школа. Воспитатель должен сохранить жизнь фантазии. Можно только постепенно, нежно вызывать сознательные силы в деятельности детей. Во время занятий рисованием или живописью можно ставить задачи, пробуждающие сознание (особенно в период смены зубов): "Смотри, ты нарисовал много красного, а вокруг него зелёный и жёлтый. Теперь мне хотелось бы посмотреть, как будет, если ты начнёшь голубым".

Школьный период является для детей с большой головой тяжёлой нагрузкой. Ребёнок должен одним махом преодолеть своё мечтательное, "играющее" существо. Трудностью являются чтение и письмо, которые даются в более или менее абстрактной форме, без художественного образа, в быстром темпе. Обычно это не обходится без нарушения здоровья, дети становятся бледными и вялыми.

Для таких детей буквы должны быть получены из простых изображений, надо идти от письма к чтению, а не наоборот, как это обычно делается. Также и к миру чисел они должны быть подведены через ритм (ритмические прыжки, хлопки). "Большеголовые" дети равнодушны к заботам учителя, отвлекаются, не смотрят, когда он что-то показывает. По темпераменту они относятся к сангвиникам и флегматикам.

Можно помочь нервной системе правильно взаимодействовать с системой обмена веществ, если следить, чтобы дети с большой головой получали с пищей достаточно соли.

Таким детям также полезно умываться по утрам холодной водой.

Может быть так, что большая вначале голова младенца через некоторое время становится маленькой. Такие дети отличаются от детей с большой головой. Они рано становятся точными наблюдателями с ясными понятиями и чёткими представлениями. Их игры выдают, о чём они думают. Они охотнее играют с законченными игрушками, например, с железной дорогой, которая выглядит, как настоящая. Они часами могут заниматься механическим конструктором, точно и систематично копируя представленные модели.

Чтобы познакомиться с различными свойствами детей с большой головой и маленькой, нужно пойти с ним в лес. Ребёнок с большой головой скоро начнёт самозабвенно строить из мха, коры, еловых веток и гальки, например, крестьянский двор, вокруг огород из цветочков и "луг", на котором пасётся "скот" из буковых орешков и шишичек. Ребёнок с маленькой головой охотнее идёт рядом со взрослым и задаёт осмысленные вопросы, например: "Кто создал деревья?", "Как они растут?"

Когда ребёнок с маленькой головой рисует, он всегда имеет чёткое представление о том, что хочет изобразить.

Разумеется, в жизни эти вещи не всегда так отчетливо выражены, однако более или менее чёткое различие существует.

Дети, у которых верх взяла нервная система, становятся взрослее, рассудительнее, чем те, у которых преобладает система обмена веществ. Особенно это усиливается при обучении в школе, когда они изучают чтение, письмо, счёт. Дети с маленькой головой усваивают всё это быстро. Их родители горды, когда дети в своих рисунках чётко изображают дом, дерево, собаку...

Воспитатель должен принять контрмеры при воспитании такого "интеллектуала". Например, ребёнок должен больше рисовать жидкими красками, карандаши следует убирать подальше. Необходимо также следить, чтобы он меньше рисовал контурами, больше раскрашивал поверхности. Нужно больше рассказывать интересные сказки, легенды, были.

Легко можно видеть, что у таких детей, которые не только имеют маленькую голову, но часто бывают бледными, процессы обмена веществ должны быть значительно усилены для того, чтобы питать нервную систему. Поэтому они нуждаются в большом количестве сахара в пище. Эти дети должны получать много спелых фруктов, мёда, сахарозы и т. п., а не конфет и других сладостей, которые разрушают зубы и портят желудок. В исключительных случаях можно сделать ребенку вечером перед сном тёплый компресс на живот.
II. О ДУШЕВНЫХ СВОЙСТВАХ РЕБЁНКА
РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМПЕРАМЕНТЫ И ОБРАЩЕНИЕ С НИМИ

Никакое существо не может быть воспитано должным образом, если воспитатель не знает его жизненных условий, его способностей и особенностей. Большинство основных ошибок в воспитании детей происходило из-за того, что воспитатели не знали детей. От того, как действует в ребёнке образующие силы, зависит бесконечно многое. Здесь приводится описание четырёх детей, в которых эти силы действуют различно.
РЕБЁНОК САНГВИНИК
У пятилетнего Кнуда рыжеватые локоны, синие глаза и изящно вздёрнутый нос. Верхняя губа немного выдаётся над нижней. Он не очень высок для своего возраста, но гибок и строен. Его голова довольно велика, а конечности подвижны. Он любит ходить на носочках, но, когда ему хочется, может ходить твёрдо. В прыжках он чрезвычайно ловок. Спускаясь по лестнице в сад, он перепрыгивает сразу через несколько ступенек. Если Кнуд падает, то на глазах - мгновенно появляются слёзы, но он быстро утешается. По характеру его можно отнести к тем детям, которые смеются со слезами на глазах. Он может быстро отвлечься от своей игры. Его голова и глаза быстро двигаются туда - сюда, как у маленькой птички. Мама называет его "воробей", а бабушка - "ящерка", и оба названия ему подходят.

У него чистый высокий голос, он очень музыкален. Хотя взрослые, всячески порицая, называют его рассеянным, разбросанным и легкомысленным, поверхностным, несерьёзным и т.д., всё же он - всеобщий любимец. Потому что он - "ребёнок в себе", и это вызывает большую симпатию окружающих.

А как обстоит дело с его здоровьем, сном, аппетитом? Он в общем здоров, кроме легких детских простудных заболеваний, которые быстро преодолевает. Ест охотно, но немного. Он и в этом, как "птичка": охотнее "клюёт", чем "набивает рот". Мясо, яйца, мучное и картофель он не любит, предпочитает овощи и фрукты, также охотно ест солёное и кислое. Засыпает быстро и легко просыпается. Утром встаёт очень рано. Он - "гармоничный маленький человек".

Как действуют "образующие силы" в ребёнке сангвинике? Они проявляются в ритмической природе дыхания и кровообращения, в пульсирующих ударах сердца, во вдохах и выдохах. Кажется, что воздух в большей степени является элементом ребёнка-сангвиника, чем земля, над которой он как бы парит. Он любит качаться на качелях, залезать на высокие деревья. У взрослого началась как бы морская болезнь, если бы он попытался так кружиться и качаться, как ребёнок.

Как ритмично дыхание, кровообращение, так должны быть ритмичны повседневная жизнь и игра ребёнка. Нет ничего более важного в воспитании, чем спокойный ритм ежедневного образа жизни, для ребёнка сангвиника это жизненная необходимость. Ритм его сущность. Но этот ритм быстрее, чем ритм взрослого (частота пульса, дыхания выше, чем у взрослого). Ребёнок не может долгое время быть сосредоточенным на чём-либо, так как сосредоточиться -значит "вдохнуть", но вслед за этим вскоре должен последовать "выдох". Быть "непостоянным" - не порок, а свойство этого темперамента и этого возраста. Воспитатели называют таких детей невнимательными, поверхностными, легкомысленными. Но дети сангвиники могут позволить иметь себе легкие мысли!

Если в случае с Кнудой можно не тревожиться и надеяться, что со временем он изменится, но подвижность его кузины такого же возраста уже вызывает опасение. На её примере можно видеть, во что может выродиться сангвинический темперамент, если он переходит границы. Когда Кнуд смеётся и от смеха валится на землю, Сюзи вообще долго не может остановиться от смеха. Она смеётся безудержно, чтобы в конце концов также безудержно реветь. Она выхватывает игрушку из шкафа и бросает на пол, но не играет, а тут же хватает следующую.Кнуд очень любит, когда отец показывает ему изображения животных, он задаёт вопросы и живо интересуется, потом он переворачивает следующий лист, чтобы встретить новую картину радостным криком. Сюзи едва смотрит на картинки, она хочет переворачивать страницы всё дальше и дальше, не углубляясь в рассмотрение. Если она и задаёт вопросы, то не ждёт ответа. Кнуд не слишком нежен, но он любит и уважает своих родителей, чувствует связь с братьями и сестрами. Сюзи плавает по поверхности жизни и слишком легка, чтобы привязаться к окружающим её людям. Существует опасность, что она может стать слабоумной, так как она не может углубиться в суть вещей. Как можно её от этого уберечь как ей помочь?


ОБРАЩЕНИЕ СО СЛИШКОМ ВЫРАЖЕННЫМ САНГВИНИКОМ
Если Сюзи полюбит какого-либо человека из её окружения, а это зависит от отношения взрослых, то с этим в её жизни появится постоянство. Ведь нет ничего более существенного для ребенка, чем любовь к воспитателю и родителям.

Только взрослый может удержать "сверхсангвиника" сначала на короткое, а потом всё более длительное время за каким-либо занятием: за игрой, рассматриванием картинок и т. п. Чем сильнее ребёнок любит воспитателя, тем лучше это получается. Хорошо также чередовать занятия с отдыхом. Чем активнее работает фантазия ребёнка при рассматривании меняющихся картинок, тем дольше ребёнок сосредоточен на этом занятии. Особенно, если этим он может доставить радость взрослому, которого любит.


РЕБЁНОК-МЕЛАНХОЛИК
Ко дню рождения Гундулы (ей исполнилось 8 лет) мама пригласила детей такого же возраста, но Гундулу долго не могли найти. Она спряталась под большим столом, забилась в угол и замерла. Когда её вытащили из под стола, она долго плакала, а потом смотрела на игру других детей со скорбным лицом и страданием во взгляде. Затем, преодолев себя, включилась в игру и почувствовала себя счастливой. Она смотрела сияющими глазами на детей и была очень огорчена, когда те стали уходить домой.

Гундула любит выискивать тёмные, укромные уголки для раздумий. Её можно найти под софой, между шкафом и дверью, иногда даже в шкафу. В её действиях много таинственного, они вытекают из её богатого внутреннего мира. В своих мыслях она сама играет большую роль: то она принцесса, то бедный брошенный ребёнок, то герой. Взрослым трудно её понять. Когда она играет, то чаще бывает грустной, не в настроении. Для своего возраста она слишком рассудительна и часто ведёт себя, как взрослая. Однако она до сих пор сосёт большой палец руки, грызёт ногти, и это делает её мишенью бесконечных насмешек и упрёков. Её величайшее удовольствие - сидеть на ковре, сосать конфету и при этом читать сказки. Она любит длинные грустные истории. Весёлые басни и комические шутки она презирает, но это только видимость, на самом деле никто так охотно и заразительно не смеётся, как она.

Гундула очень открыта и чистосердечна с теми, кого любит, но иногда замыкается, как "устрица".
ТЕЛЕСНЫЕ ОСНОВЫ МЕЛАНХОЛИЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА
У Гундулы обычно не очень хороший аппетит, она разборчива в еде, любит сладкое. Можно назвать её лакомкой. Её очевидную антипатию вызывают кушанья, которые ещё сохраняют форму живности, например, рыба, цыплята и т. п. Если происхождение пищи не так очевидно, она охотно ест мясо. Гундула постоянно страдает запорами, но, к счастью, она охотно ест фрукты.

Хотя она стройна и имеет остренькое бледное личико, создаётся впечатление, будто её тело очень тяжёлое, и она устала его носить. Она ходит с опущенной головой, согнутой спиной. Она быстро устаёт и страдает головными болями. Жизнь в фантазиях иногда помогает ей преодолеть телесную слабость, но обычно её воля слаба. Сила притяжения земли тянет её вниз, её глаза всегда ищут землю, и она редко поднимает взгляд.

Она поздно засыпает, так как в постели её стремление размышлять и придумывать различные истории особенно сильно. Утром она чувствует себя усталой, долго находится в плохом настроении. Она боится холодной воды, больше всего любит тепло.

Гундула имеет предрасположенность к близорукости, а поскольку она много читает в постели в сумерках, ей скоро предстоит носить очки. У неё неплохой слух, она безусловно музыкальна (играет на пианино, на скрипке, любит петь).

Гундула душевно и телесно - нежный ребёнок, требующий много заботы и любящего понимания.
ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ МЕЛАНХОЛИКОМ
Заботливость и внимание нужны меланхолику как хлеб. Но не так, чтобы он постоянно это видел. Это маленький эгоист, он хочет чувствовать себя в центре внимания. Всё же он должен чувствовать достаточно тепла, чтобы не накапливались затруднения и он не фиксировался на них. Такому ребёнку необходим человек, которому он мог бы доверится полностью. Одно доброе, приветливое слово - и сердце, и доверие ребенка-меланхолика завоёваны.

Много душевной и духовной пищи требуется ребенку-меланхолику. При обучении нужно выбирать такие сказки, истории, биографии, которые взволнуют, заставят забыть о собственных проблемах. Когда взрослый рассказывает ребёнку о том, что он сам переживал или что испытали люди, которых он знает, то это действует целительно и смягчает детскую меланхоличность.

Ребёнок-меланхолик охотно выполняет маленькие услуги, если он чувствует, что этим он смягчает страдания. Он может быть неплохой сиделкой. Вначале, может быть, трудно преодолеть его смущение и робость, но когда это будет преодолено, он будет нежно заботится о заболевших родственниках.

Ребёнка-меланхолика нужно держать в тепле, не обливать его холодной водой. Вечером он должен лечь в постель с радостными, гармоничными мыслями и чувствами. Надо стараться избавить его, как и любого другого ребёнка, от тяжелой пищи. Спелые сладкие фрукты, салаты и легкие овощи полезны для него, не повредит и мясо. Хотя ребёнок-меланхолик большой сластёна, он охотно ест маринованные огурчики, кислый салат, квашеную капусту и т.п. Нужно следить за его пищеварением, но делать это тактично. Надо побуждать его к здоровым физическим движениям, что достигается не столько спортом, сколько ритмически-музыкальными способами. Эвритмия, в которой ребёнок может связать свою душевную жизнь с движениями тела, принесёт ему прямо-таки удивительное облегчение и исцеление. Он преодолеет препятствия, состоящие в том, что он должен открыть перед другими свою сущность.


РЕБЁНОК-ХОЛЕРИК
Десятилетняя Вильтруда бушует. Её коренастое тело дрожит, своими крепенькими кулачками она колотит мальчика, который обидел её младшего братишку. Её растрёпанные волосы торчат на голове, как перья хищной птицы. Большой мальчик (ему около 12 лет), её враг, пытается спрятаться от её ударов и укусов. Вильтруда поднимает плачущего братика из уличной пыли, куда его толкнул большой мальчишка, хватает за руку и тащит за собой. При этом она сильнее, чем обычно, топает по земле и ещё энергичнее ставит пятки. Одна рука её всё ещё сжата в кулак, а другая крепко сжимает руку братишки. Она так держит шею, как будто хочет всё своё существо внутренне собрать и укрепить.Вильтруда - старшая среди четверых братьев и сестёр. Их мать умерла при последних родах. В школе Вильтруда, не моргнув глазом, слушала легенду, с помощью которой учительница хотела более доступно передать детям размышления о смерти. Внешне Вильтруда никак не проявила участия и боли. Однако, вернувшись домой, рассказала эту легенду слово в слово. Вильтруда всегда знает, чего хочет, и знает, как достичь желаемого. Когда она пришла в школу в первый раз, то, услышав доносящийся из одного класса голос учительницы, объявила: "Это моя учительница!" С этого времени она не хотела идти в свой класс, бушевала дома, у неё поднялась температура, и в конце концов по совету врача девочка была переведена в класс той учительницы. С тех пор она в школе тиха, усердна и страстно предана своей учительнице.

На занятиях Вильтруда не всегда внимательна. Подняв свой крепкий подбородок, смотрит мечтательно перед собой, она занята собой. Она любит отчаянные и рискованные истории. Она темпераментная актриса, если роль ей по душе, но в одной инсценировке упорно отказывалась играть роль раба, хотя эта роль много значила в сюжете и многие одноклассники ей завидовали. Вильтруда сказала: "Нет, лучше смерть, чем рабство!" и отказалась участвовать совсем. Вильтруда - "жаворонок", с первыми лучами солнца уже на ногах. Учёба даётся ей не очень легко. Мучительно видеть, как она неловко держит ручку и, сильно надавливая, выводит свои каракули. Её живопись целиком и полностью есть выражение её сущности. Она предпочитает огненно-красный цвет, но может рисовать и самыми нежными красками, если хочет этим доставить радость человеку, которого любит. У неё всё зависит от воли. Она многого может добиться самостоятельно, если осознаёт, что это необходимо. Интересно, что однажды в раннем детстве, она услышала рассказ об извержении Везувия и с тех пор стала охотнее всего рисовать огнедышащие горы. Так как она не слишком одарена, её картины иногда напоминают безобидную сахарную голову, из которой извергаются красные фонтаны, а по очень синему небу плывут коричневые и тёмно-синие клубы дыма. Это выражение её холерической сущности.

Спит Вильтруда немного, но почти никогда не выглядит сонной. Ест она также немного и в еде непривередлива. Больше всего она любит фрукты. Она презирает всё протертое, кашеобразное, зато с удовольствием грызёт кусок чёрствого чёрного хлеба. Орехи она разгрызает зубами.

Вильтруда склонна к внезапным резким подъёмам температуры и воспалительным заболеваниям, особенно горла. Она перенесла многие детские болезни, например, скарлатину, дифтерию.Достоинства и опасности холерического темперамента хорошо видны. Решения Вильтруды, в которых часто отсутствует момент обдумывания, исходят из глубины её сущности и являются её собственными. Её родители со страхом наблюдали вспышки гнева, которым она была подвержена в раннем детстве, когда она с красным лицом ревела и колотила руками и ногами. С возрастом это сгладилось, но иногда она может впасть в такой гнев, что "не помнит себя". На другой день она бывает тихой и "прирученной".


ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ-ХОЛЕРИКОМ
Холерический темперамент требует очень много терпения и глубокого практического понимания детской души. Он требует также от воспитателя огромного самообладания, так как это довольно трудно - не выйти из себя при виде буйствующего ребёнка. Самое главное - противопоставить гневу спокойствие и хладнокровие, а также ни в коем случае не волноваться и не принимать никаких поспешных решений. Это очень тяжело, и некоторые воспитатели терпят неудачу именно с этим темпераментом, который в наше время (к счастью или к сожалению?) встречается сравнительно редко.

Холерику всегда нужно давать возможность развивать свои силы и так направлять их, чтобы приносить не вред, а пользу. Рубить дрова, пилить, забивать гвозди, таскать камни и т.д. - здоровые занятия, и не следует особенно опасаться, что дети могут повредить себя. Только всегда нужно помнить, что в детском возрасте труд должен быть радостным, без принуждения, по собственной воле ребёнка.


следующая страница >>



Моя жена делает со мной, что хочет; она даже сделала из меня академика. Жак Ансело, член Французской
ещё >>