Похожие работы
|
Журналы заседания Священного Синода от 2 октября 2013 года 2 октября 2013 г. 20: - страница №3/3
![]() ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Среднеазиатского митрополичьего округа от 23 февраля 2013 года.
Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, о подготовке документа «Положение об организации сестричеств и братств диаконической направленности». Справка: Архиерейский Собор 2011 года по итогам пленума Межсоборного Присутствия 2011 года в связи с утверждением документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» поручил комиссии Присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности разработать проект, регламентирующий деятельность православных сестричеств и братств диаконической направленности. История сестричеств диаконической направленности в России восходит к середине XIX века. Их возникновение чаще всего было связано с народными бедствиями — эпидемиями, войнами, — во время которых большое количество больных и раненых было лишено ухода и находилось в тяжелых условиях. На основе изучения истории первых российских общин сестер милосердия (Свято-Троицкой, Никольской, Крестовоздвиженской), а также Марфо-Мариинской обители, можно выделить следующие их организационные особенности: 1) Члены сестричеств были объединены православной верой и идеей христианского служения ближним; членами сестричеств были женщины всех сословий, чаще — незамужние и вдовые. При поступлении в общину сестры переезжали туда из дома на постоянное проживание. За свой труд сестры не получали жалования. Они находились на полном обеспечении общины, получая бесплатно жилье, одежду, питание, и им выдавалась лишь небольшая сумма на личные нужды. 2) Основными направлениями деятельности сестричеств были: оказание медицинской помощи раненым, устройство хозяйственной жизни госпиталей, помощь малоимущим больным; попечение о детях, в том числе сиротах, о престарелых. 3) Сестричества имели собственные благотворительные учреждения, содержавшиеся, как и все сестричество, на пожертвования частных лиц и капитал учредителей сестричеств. Как правило, таковыми были знатные и богатые вдовы. 4) Главная роль в сестричестве принадлежала руководительнице общины. 5) В своей деятельности сестричества руководствовались каноническими правилами, уставом Православной Церкви, законами Российской империи и внутренним уставом. Уникальным явлением в начале ХХ века была Марфо-Мариинская обитель милосердия, в которой социальная работа стала особым видом церковного служения. Это была община, в которой общая духовная и богослужебная жизнь была основой проводимой социальной работы. После Октябрьской революции 1917 года деятельность сестричеств в стране была прекращена. С начала 1990-х годов сестричества стали возрождаться. Как правило, изначально они устраивались для помощи больным в городских больницах, но со временем их деятельность расширялась, так как была востребована во многих сферах жизни общества. Сестричества создавали собственные социальные учреждения — богадельни, приюты, столовые для бедных, патронажные службы. Возникая как неформальные объединения православных верующих женщин, многие общины сестер милосердия постепенно приобретали черты оформленной организации со своим внутренним уставом, укладом, юридическим лицом, формой одежды. Сегодня, как правило, сестры милосердия живут дома, многие совмещают служение милосердия с основной работой. Они дежурят в больницах, помогают медицинским сестрам или ухаживают за больными дома, воспитывают сирот, заботятся о престарелых и бездомных. Братства как религиозные общества появились в XV веке на юго-западе Руси. Они создавались для защиты Православия, а позже — для борьбы с расколами. При этом заметное место в деятельности братств занимала диакония: некоторые из них имели госпитали и богадельни, школы для обучения «убогих сирот», раздавали милостыню по госпиталям и тюрьмам, проявляли попечение о нищих. В 1862 году во всех епархиях Западной России насчитывалось около одной тысячи братств. Но деятельность большинства из них ограничивалась участием в праздничных богослужениях и братских обедах (братчинах). Во главе братств стояли старосты или старшие братчики. Братчики были обязаны заботиться о содержании храма и причта и обладали определенными правами по отношению к храму. Традиционные братства можно разделить на пять основных групп в соответствии с направлением их служения:
Первые три вида братств были преобладающими. Зачастую они имели большое политическое влияние. Для этих братств диаконическая, социальная деятельность не была основной. В XIX веке после отмены крепостного права в России при храмах стали открываться приходские благотворительные общества, наиболее крупные из которых назывались братствами. Это были добровольные объединения людей, желающих безвозмездно помогать ближним — сиротам, престарелым, инвалидам, больным, живущим на территории данного церковного прихода. Первое приходское благотворительное братство — Христо-Рождественское Александро-Иосифское — было создано в Санкт-Петербурге в 1863 году при храме Рождества Христова на Песках. В 1864 году император Александр II издал закон, утверждающий церковно-приходские братства в России. Устав каждого братства после благословения правящего архиерея утверждался в Министерстве внутренних дел. Благотворительные братства на территории своего прихода устраивали богадельни, приюты для сирот, открывали бесплатные и дешевые столовые и квартиры, занимались просветительской деятельностью. Одной из разновидностей братств были братства трезвости, по своей сути представлявшие общества взаимопомощи. Они имели своей целью помощь в исцелении от недуга пьянства или наркомании, пропаганду трезвенности и религиозно-нравственных ценностей. В них входили как мужчины, так и женщины (как правило, жены и матери страдающих от алкоголизма или наркомании мужчин). После Октябрьской революции 1917 года братства пытались защищать православные храмы и монастыри, однако, вскоре были закрыты. Сегодня, как и в конце XIX века, деятельность братств и обществ трезвости не ограничивается одним направлением: по мере своего развития они начинают участвовать во всевозможных диаконических проектах и программах. Через служение в сестричествах и братствах христиане научаются любви, самоотверженности, кротости, долготерпению, смиренномудрию и другим добродетелям. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить Положение об организации сестричеств и братств диаконической направленности.
1. Выразить озабоченность в связи с продолжающейся антиканонической деятельностью запрещенных в священнослужении клириков Русской Православной Церкви. 2. Констатировать, что большинство православного духовенства, находясь в трудных условиях, стремится действовать в рамках канонической традиции и осуществляет пастырскую заботу о людях, включая проживающих в Абхазии чад Русской Православной Церкви. 3. Признать неотложным содействие урегулированию церковного положения путем диалога, осуществляемого на основе неуклонного следования священным канонам Церкви.
1. Епархиальным преосвященным, в чьих епархиях имеются теологические подразделения высших учебных заведений, до конца 2013 года создать под своим председательством епархиальные советы по теологическому образованию с приглашением к участию в их работе представителей церковной науки и образования, руководства теологических подразделений высших учебных заведений, руководства вузов и научных учреждений, а также представителей местной государственной власти, ответственных за сферу образования и науки. 2. Определить следующие задачи для епархиальных советов по теологическому образованию: развитие взаимодействия епархий с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений в деле подготовки кадров для церковного и общественного служения, а также развитие и укрепление сотрудничества Церкви с научными и образовательными учреждениями. 3. Координацию деятельности епархиальных советов по теологическому образованию осуществлять Межведомственной рабочей группе по преподаванию теологии в вузах под председательством митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.
Доклад принять к сведению.
Утвердить делегацию Русской Православной Церкви для участия в Х Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей в следующем составе:
ЖУРНАЛ № 120 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, председателя Синодального отдела по делам молодежи, о посещении молодежной делегацией Международного детского лагеря «Школа дружбы» в Сербии. Справка: 13 июля 2013 года делегация Синодального отдела по делам молодежи во главе с председателем Отдела епископом Выборгским и Приозерским Игнатием посетила Международный детский лагерь «Школа дружбы» в национальном парке на горе Тара в Сербии. Лагерь «Школа дружбы» проводится неправительственной организацией «Наша Сербия» при поддержке Правительства Сербии с 2010 года. Одной из главных целей лагеря «Школа дружбы» является развитие межправославных связей в сфере молодежного сотрудничества. В нынешнем году впервые в лагере в течение полной смены отдыхала группа детей из России в количестве 20 человек, направленная Синодальным отделом по делам молодежи, при содействии Отдела внешних церковных связей. В ходе посещения лагеря председатель Синодального отдела по делам молодежи встретился со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем, председателем Правительства Сербии Ивицей Дачичем, президентом Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины Милорадом Додиком. Во встрече приняли участие председатель организации «Наша Сербия» Младжан Джорджевич и председатель «Братства православных следопытов» и Всероссийского православного молодежного движения протоиерей Сергий Шастин. Святейший Патриарх Ириней и руководители Сербии и Республики Сербской также встретились с российскими детьми, отдыхающими в лагере. ПОСТАНОВИЛИ: Рапорт принять к сведению.
Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступивших обращениях Блаженнейшего архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады Тихона. Справка: От Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Тихона поступили просьбы о переходе следующих клириков в клир епархий Православной Церкви в Америке:
Просьбы Блаженнейшего Митрополита Тихона поддержали, соответственно, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всей Беларуси, архиепископ Сурожский Елисей и епископ Корсунский Нестор. В заседании Священного Синода 17-19 июля 2006 года постановлено, что переход клирика в другую каноническую юрисдикцию осуществляется по представлению правящего архиерея, при одобрении Священным Синодом и на основании отпускной грамоты Святейшего Патриарха (журнал № 53). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить переход
— в юрисдикцию Православной Церкви в Америке и направить соответствующие отпускные грамоты Блаженнейшему Архиепископу Вашингтонскому, Митрополиту всей Америки и Канады Тихону.
СЛУШАЛИ: Прошения Преосвященного митрополита Омского и Таврического Владимира и Преосвященного епископа Муромского и Вязниковского Нила об утверждении их в должности священноархимандритов особо значимых обителей Омской и Муромской епархий. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Преосвященного митрополита Омского и Таврического Владимира в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря в деревне Большекулачье Омского района. 2. Утвердить Преосвященного епископа Нила в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря города Мурома. 3. Наместников прочих мужских монастырей Омской и Муромской епархий утвердить в должности игуменов.
Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии и упразднении монастырей, о назначении на должность игуменов, наместников и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Германа упразднить мужской монастырь Архистратига Михаила города Краснослободска Волгоградской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия открыть Воскресенский Белогорский мужской монастырь в селе Белогорье Подгорненского района Воронежской области и назначить иеромонаха Симона (Камнева) на должность игумена этого монастыря. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Омского и Таврического Владимира освободить игумена Виталия (Кляритского) от должности игумена (настоятеля) Никольского мужского монастыря в деревне Большекулачье Омской области и назначить на должность игумена (наместника) указанного монастыря иеромонаха Зосиму (Балина). 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Павла открыть Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь в поселке Пронск Рязанской области и назначить игумена Луку (Степанова) на должность игумена этого монастыря. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Самарского и Сызранского Сергия назначить на должность игумении Заволжского Ильинского женского монастыря села Подгоры Волжского района Самарской области монахиню Нину (Механикову). 6. В связи с прошением Преосвященного митрополита Томского и Асиновского Ростислава освободить от должности игумена Богородице-Алексиевского монастыря города Томска Преосвященного епископа Колпашевского и Стрежемского Силуана и назначить на эту должность иеромонаха Кирилла (Умрилова). 7. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия освободить Преосвященного епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена от должности игумена (наместника) Знаменского Абалакского монастыря Тобольской епархии. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Якутского и Ленского Романа открыть Спасский мужской монастырь города Якутска и назначить иеромонаха Никона (Бачманова) на должность игумена (наместника) этого монастыря. 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия открыть женский монастырь в честь Покрова Божией Матери в городе Балашове Саратовской области. 10. В связи с прошением Преосвященного епископа Кузнецкого и Никольского Серафима открыть Покровский Шиханский женский монастырь села Новая Селя Никольского района Пензенской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Нимфодору (Свирко).
СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Корсунская епархия:
Патриаршие приходы в Италии:
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси << предыдущая страница |
ещё >> |