Журнал «Одаренный ребенок», №3, 2009. А. А. Трофимова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Журнал «Одаренный ребенок», №2, 2009. А. Д. Копытов, директор Института... 1 94kb.
Ваш ребёнок – одаренный! 1 39.24kb.
Одаренный ребенок. Какой он? Пятакова Юлия Валерьевна гуо «Гимназия... 1 64.06kb.
Консультация «Одаренный ребенок» 1 44.32kb.
Практикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007 Трофимова Н. 19 3325.63kb.
Одаренный ребенок 1 41.71kb.
Одаренный ребенок в доу 2 384.32kb.
Одаренный ребенок – это дар или испытание для учителя? 1 84.61kb.
Интервью брала Мария Трофимова редактор журнала «за партой». 1 51.66kb.
«Одарённый ребёнок особая ценность для общества» 1 273.5kb.
Периодические издания 2009г 1 27.94kb.
Интервью с Михаилом Ильичем Шумиловым, доктором исторических наук... 1 94.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Журнал «Одаренный ребенок», №3, 2009. А. А. Трофимова - страница №1/1

Журнал «Одаренный ребенок», №3, 2009.

А.А. Трофимова, педагог-психолог муниципального образовательного учреждения дополнительного обучения детей «Планирование карьеры», г. Томск

Как воспитать одаренного ребенка?
В Центре дополнительного образования детей «Планирование карьеры» города Томска в течение пяти лет реализуется проект «Родитель и ребенок — успешное будущее России». Важным направлением этого проекта является работа с семьей по воспитанию одаренного ребенка. Педагоги-психологи Центра участвуют в проведении родительских собраний с элементами психологического тренинга школ города, проводят индивидуальные консультации с родителями по вопросам гармонизации семейных взаимоотношений, разностороннего развития личности. За пять лет в мероприятиях проекта приняли участие более 5000 родителей.

Одаренные дети нуждаются в развитии независимости, способностей самоуправления и самодисциплины. Общеобразовательная школа, как правило, не ставит перед ними индивидуальных задач, поэтому они должны опираться на собственные силы и сами ставить себе цели в достижении развития личностных способностей. А помочь в этом — прямая задача родителей, которые, чаще всего, являются первооткрывателями таланта своего ребенка.

Ответственность родителей проявляется в своевременном развитии в своих детях таких личностных качеств, как:


  • интеллектуальная любознательность и готовность к исследовательскому риску;

  • привычка опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с другими людьми.

На занятиях с родителями психологи Центра «Планирование карьеры» акцентируют внимание взрослых на создании условий для развития личностных качеств, способствующих проявлению таланта. Первый шаг в этом направлении — принятие самими родителями соответствующих позиций, демонстрация этих качеств собственным поведением.

Стимулирующее влияние родителей на развитие одаренного ребенка — факт, подтвержденный многими биографическими исследованиями. Джон Стюарт Милль (1806–1873) — известный английский философ, логик, политэконом, этик и психолог был сыном Джеймса Милля, разностороннего мыслителя. Сын превзошел отца, как по известности, так и по масштабу своих идей, однако период становления сына прошел под необычайно сильным воздействием отца. Отец стал обучать Джона Стюарта греческому языку в 3 года, латыни — в 8 лет. Отец постоянно поощрял чтение исторической литературы. В этих книгах изображались энергичные люди, справляющиеся с необычными обстоятельствами и преодолевающие трудности. Трудности приходилось преодолевать и самому Джону Стюарту, так как отец порой был не просто требователен, но и суров. Например, ему приходилось практиковаться в написании стихов, а они давались плохо, но отец заставлял продолжать это занятие в обязательном порядке. Все же отец не столько загружал память Милля, сколько стремился развить его способность к пониманию и мышлению: «Все, что могло быть обнаружено при помощи мышления, сообщалось мне только после того, как я истощал попытки достичь его сам», пишет Милль в своей «Автобиографии».

Характерной чертой семейного воспитания талантливых детей является то, что наиболее активным родителем в воспитательном отношении выступает, как правило, отец, а не мать. Нежные любящие отцы, много времени уделяющие детям и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, развивают в своих детях черты, ведущие к продуктивному творчеству.

Дэвид Льюис составил для взрослых ряд правил, исполнение которых стимулирует позитивное умственное развитие одаренного ребенка. Список состоит из сорока утверждений, вот несколько из них, активно используемых педагогами-психологами Центра в работе с родителями:



  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка как можно более терпеливо и честно.

  2. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

  3. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

  4. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

  5. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

  6. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его занятий.

  7. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

  8. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

  9. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

  10. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

  11. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.

  12. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

  13. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Конечная цель нашей работы с одаренными детьми и их родителями по проекту «Родитель и ребенок — успешное будущее России» — создание психологического климата, в котором талантливый человек может использовать максимум своей энергии на продуктивные занятия. А делает счастливым одаренного ребенка то, что приносит удовольствие каждому ребенку без исключения — новые цели, новые объекты исследования, новые чувства и переживания.
Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Природа детской одаренности/Д.Б. Богоявленская// Одаренный ребенок.-2002.-№ 1.-С. 6–13.

  2. Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого — педагогическое исследование. Новосибирск — Томск, 1999.-С. 91–104.

  3. Одаренные дети/ под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого.- М.:Прогресс, 1991.-381с.

  4. Ушаков Д. Откуда берутся и куда деваются вундеркинды?// Школьный психолог.-2008.-№ 18.-С. 10–18.





Порой хочется молиться о существовании Бога! Станислав Ежи Лец
ещё >>