Жизнь счастливого человека (А. Маслоу) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Философия счастливого человека 1 201.51kb.
Биография А. Маслоу. Основные положения теории гуманистической психологии А. 1 166.85kb.
Книга для всех от 14 до 45 лет и старше Симферополь ит 4 1244.36kb.
Д. А. Леонтьев Абрахам Маслоу в XXI веке в статье представлены основные... 1 316.37kb.
«секрет счастливого человека: Жизнь и творчество Константина Георгиевича... 1 69.67kb.
Иерархическая модель классификации мотивов: абрахам маслоу 1 63.53kb.
"Право человека на жизнь сейчас и в прошлом". Обществознание, 6-й... 1 85.94kb.
Абрахам Маслоу: гуманистическая 1 136.09kb.
Алексей Алнашев Диво – Дивное 1 38.7kb.
Урок № Жизнь человека и жизнь животного ст 1 198.77kb.
365 + 1 правило нлп на каждый день счастливого года (fb2) 65 2678.9kb.
Биографический очерк 1 47.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Жизнь счастливого человека (А. Маслоу) - страница №1/1

Жизнь счастливого человека (А. Маслоу)


Источник: журнал «ММК», № 5.- 2010 опубликовал эту статью, подготовленную по материалам книг «Классики менеджмента» / Под ред. М. Уорнера: Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001 и Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»: Пер.с англ. А.М. Татлыбаевой — СПб.: Евразия, 1999,а также сайтов

http://www.abraham-maslow.com/m_motivation/Biography.asp,
http://www.marketing.spb.ru/lib-around/maslow.htm,
http://besonus.narod.ru/Maslow1.htm,
http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex6/article/PS6/ps6-0485.htm

Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье иммигрантов. Родители Абрахама были русскими евреями, подвергшимися гонениям в начале XX в. Первым ступил на «землю обетованную» отец, Григорий Маслов. Через некоторое время, когда Григорий обосновался и открыл мастерскую по изготовлению бочек, к нему перебралась и его невеста. Получив вид на жительство, семья сменила имена на более традиционные для американского общества и стала четой Маслоу.

Детские годы Абрахама не были радужными и беззаботными, мальчик рос замкнутым, необщительным. Причиной тому послужили сложные взаимоотношения в семье. Отец имел пристрастие к крепким напиткам и по нескольку дней мог не появляться дома. Отношения с матерью строились еще хуже. Миссис Маслоу имела крутой нрав и жестоко наказывала своих детей за малейшую провинность. В памяти мальчика на всю жизнь отпечаталось воспоминание о том, как мать разбила головы двум кошкам, которых Абрахам принес с улицы. На протяжении всей своей жизни он так и не смог простить мать за свое детство. Когда мать умерла, А. Маслоу даже не пошел на ее похороны. В его записках можно найти такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)».

На неуверенность в себе также влияло то, что А. Маслоу имел неказистую внешность: худощавое телосложение и огромный нос. Абрахам сильно комплексовал по этому поводу. Иногда, чтобы избежать встречи с людьми, А. Маслоу подолгу дожидался пустого вагона. Лучшими его друзьями были книги, а основное свое время он проводил за чтением и за помощью отцу в мастерской.

Как ни странно, бизнес отца процветал, и семья могла позволить себе обучение сына в колледже. И когда Абрахаму исполнилось восемнадцать лет, отец настоял, чтобы сын получил юридическое образование. А. Маслоу не стал возражать и поступил в Нью-Йоркский городской колледж на факультет права. Однако проучившись в нем три семестра, понял, что не хочет посвящать свою жизнь карьере адвоката и его гораздо больше интересуют вопросы психологии. В тот момент в душе Абрахама назрел бунт против воли своих родителей. Причиной для подобного протеста было не только нежелание продолжать юридическое образование, но и давняя любовь, которую Абрахам испытывал к своей двоюродной сестре Берте Гудман. Однако, терзаемый комплексами, он долго не решался признаться ей в своих чувствах и, почувствовав взаимность, окрыленный счастьем решил жениться. Родители соответственно были против подобного брака. Тем не менее свадьба была сыграна, и союз стал долгим и счастливым. Взаимная любовь стала огромной поддержкой неокрепшему самоуважению Абрахама. Колледж все же пришлось закончить, правда, тему своего диплома А. Маслоу выбрал сугубо психологическую.

После того, как Абрахам получил диплом о профессиональном образовании, молодожены перебрались в штат Висконсин, где будущий ученый поступил в университет. Именно там А. Маслоу смог обрести стабильность и успех в жизни. Жажда знаний быстро вела его по лестнице научной карьеры. В 1930 г. он получил степень бакалавра, в 1931 г. — магистра, а уже в 1935 г. — степень доктора психологических наук университета Висконсин. В это время в семье Маслоу росли уже две дочери — Элен и Энн.

В начале своей научной практики А. Маслоу занимался вопросами лидерства в группе приматов. Постепенно он перешел от изучения приматов к вопросам самооценки и мотивации у людей. Несомненно, А. Маслоу внес неоценимый вклад в развитие современной психологии, раскрыв значение самоактуализации и личного роста. А его книга «Мотивация и личность», написанная в 1954 г., где сформулирована иерархия человеческих потребностей, вошла в золотой фонд литературы не только психологии, но и менеджмента.

До А. Маслоу в качестве основы теории мотивации рассматривались физические потребности человека — такие, как сон, еда и т. д. Ученый доказал, что такого рода потребности могут быть основой для других более высоких и сложных побуждений, однако они являются ограниченными и локализованными. А. Маслоу определяет пять наборов целей, которые называет базовыми потребностями. К ним он относит:

1) Физиологические нужды, куда входят потребности в еде, сне, питье и т. д. По словам А. Маслоу, «вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новые туфли в экстренных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, — все они отметаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым».

2) Потребность в безопасности. Данная потребность присуща маленьким детям, у взрослых людей, живущих в развитых цивилизованных странах, она проявляется скорее в скрытом виде либо в виде патологии. Как пишет А. Маслоу, «потребности здорового, нормального, удачливого взрослого человека в безопасности в рамках нашей культуры находят достаточное удовлетворение… Вследствие чего подобные потребности не играют активной мотивационной роли. Подобно тому, как сытый человек не чувствует голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает в этом смысле особого беспокойства».

3) Потребность в социальном общении и любви. Первоначально А. Маслоу определял данную потребность только понятием «любовь», но постепенно стал включать в нее и «потребность в социализации»: «Человек начинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку».

4) Потребность в самоуважении. Теория А. Маслоу объясняет, почему, находясь в одинаковых условиях, получая одинаковую зарплату и имея равные социальные гарантии, одни люди чувствуют себя несчастливыми, а другие вполне успешными. «Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности».

5) Самоактуализация. Достигнув удовлетворения всех предыдущих нужд, человек переходит к стремлению к наивысшей человеческой потребности, раскрытию своих способностей. «У человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению».

Теория иерархии человеческих потребностей принесла А. Маслоу известность. Она печаталась практически во всех учебниках по психологии и менеджменту. Однако было немало противников этой теории. Его упрекали в том, что теория слабо поддается лабораторным исследованиям, тем не менее, вот уже несколько десятилетий она успешно используется в практике управления. А критики осуждали идеи о том, что мотиватором не могут рассматриваться потребности более высоких уровней, пока не удовлетворены потребности низших уровней. А. Маслоу и сам не настаивал на безоговорочной правильности своей теории. Он замечал, что возможны вариации потребностей, связанные с личными особенностями человека или его культурного сообщества. Кроме того, сам А. Маслоу никогда не стремился дать универсальное средство директорам компаний в понимании природы мотивации людей. Он всегда неохотно использовал простые категории, так как верил в единство и целостность человеческой натуры. Его главной задачей было не выявление мотивирующих факторов, а этическая психология, определение взаимосвязи между высшими устремлениями и обыденными желаниями. Более того, в своих поздних работах А. Маслоу практически отказался от многоуровневой иерархии потребностей. Он разделил все потребности на низшие — «дефицитарные», вызванные нехваткой чего-либо и потому насыщаемые, и высшие — «бытийные» — ненасыщаемые, так как они ориентированы на развитие и духовный рост. В своей исследовательской практике ученый пытался понять причину, которая мешает раскрывать человеку потенциал своих возможностей. Так, А. Маслоу выделил и описал комплекс Ионы. Данным комплексом называют бессознательные тревогу и страх перед самоусовершенствованием и развитием своих способностей, обусловливающие снижение уровня притязаний, препятствующие личностному росту и уменьшающие шансы самоактуализации человека и достижения успеха. Отказ от попыток полной реализации своих способностей дестабилизирует личность и зачастую становится причиной возникновения невроза. По А. Маслоу, комплекс Ионы обусловливает негативное, и даже враждебное отношение человека к «великим людям», т. е. людям, добившимся значительного успеха, известности и славы в той или иной сфере деятельности.

Название комплекса связано с мифологическим сюжетом об эпизодах жизни ветхозаветного пророка Ионы, которому бог (Яхве) повелел проповедовать. Однако Иона проигнорировал это поручение и сбежал. Он сел на корабль, но во время плавания бог поднял бурю, и матросы выбросили его за борт. По велению бога большая рыба (по одной из версий — кит) проглотила его, и он провел в ее чреве три дня и три ночи. Вняв мольбам Ионы, бог приказал рыбе извергнуть его на сушу и повелел идти в Ниневию и пророчествовать. Успешные проповеди Ионы привели к покаянию ниневийцев, и бог пощадил город.

Предполагавший насладиться зрелищем божественного возмездия, разочарованный Иона стал молить бога о ниспослании ему смерти. Подобно тому, как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной.

Абрахам Маслоу писал: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь».

Сам он, судя по всему, был счастливым человеком. Скончался Абрахам Маслоу 8 июня 1970 г. от сердечного приступа.


В блеске славы и оваций это детище ума —
Пирамида мотиваций индивиду-у-ума.
И заслуженно. Но, к слову, мотивации лица
Пирамидою Маслоу не исчерпываются.
Хоть молвою перемыта и зело восхвалена,
Эта чудо-пирамида, извините, не полна.
Ведь от самого рожденья и мудрец, и примитив
Жажду самоутвержденья ощущают как мотив!
И все время убеждаюсь: щи варю ли, строю дом —
Этим самоутверждаюсь! И забота лишь о том,
Что (дожди там или ведро, или форменная жуть)
Под ногой должно быть твердо. В этом жизненность и суть!
Ну, а гладко ли, ребристо, мне сугубо наплевать!
Всяких там… эквилибристов я не в силах понимать.
Нарождаюсь. Подтверждаюсь. Утверждаюсь и расту.
Потихоньку подымаюсь, ощущаю высоту.
Подо мною мгла и тени катавасии земной,
Косогоры предпочтений, предпочитанные мной.
На вершине пирамиды, на макушечке вися,
Наблюдаю эти виды... Самовыразившийся.

Валерий Ременюк «Пирамида Маслоу»




Срочное слишком часто путают с важным. Андре Зигфрид
ещё >>