Женское образование в тамбовской губернии во второй половине XIX начала XX века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Модернизация кустарных промыслов нижегородской губернии во второй... 3 421.57kb.
Россия в первой половине XIX века 1 166.87kb.
Дзамихов К. Ф. Антиколониальная борьба Кабарды во второй половине... 1 118.49kb.
Внешняя политика России во второй половине 19 века 1 210.41kb.
Крестьянство яранского уезда вятской губернии в конце XVIII первой... 3 438.39kb.
Россия в первой половине XIX века 1 107.96kb.
Русская культура XIX-XX века. История и частушка 1 111.66kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специализации «Дальневосточная... 1 292.27kb.
Становление творческого метода Г. Д. Лаврова в русле развития скульптуры... 1 195.11kb.
Человек в социальном пространстве: методы исследования, разрабатываемые... 1 126.1kb.
Направление 8 «исторические науки» Работы молодых ученых 1 35.9kb.
Книга об Афганской войне, такой, какой она была на самом деле 44 3239.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Женское образование в тамбовской губернии во второй половине XIX начала XX века - страница №1/3




На правах рукописи
УДК 947.083

Ббк 63.3(2)52

В19



Васильева Светлана Павловна

Женское образование в тамбовской губернии во второй половине XIX – начала XX века

Специальность 07.00.02 – отечественная история



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Тамбов 2011

Работа выполнена на кафедре отечественной истории ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»


Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор

Щербинин Павел Петрович


Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Пушкарева Наталья Львовна
доктор исторических наук, профессор

Безгин Владимир Борисович



Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Воронежский

государственный педагогический

университет»


Защита состоится «3» декабря 2011 г. в 10.00 часов на заседании Объединенного диссертационного совета ДМ 212.261.08 при ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392008, г. Тамбов, ул. Советская, 181и, зал заседаний диссертационных советов – аудитория 221.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и на официальном Интернет-сайте ВАК Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «___» октября 2011 года.



Ученый секретарь Объединенного

диссертационного совета ДМ 212.261.08

кандидат исторических наук, доцент







Е.Ю. Иванова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Статус женщин, социальный, правовой, экономический, менялся в соответствии сразвитием общества, его материальной и духовной культуры. Во второй половине ХIХ – начале XX века женщины выступали за равенство прав с мужчинами на получение образования, на участие в политической жизни, на доступ к «мужским» профессиям, равную оплату труда. Как и в европейских странах, идея равноправия женщин была связана с распространявшимися либеральными идеалами свободы и прав личности, но в России получили развитие лишь отдельные аспекты общей проблемы женской эмансипации. Основное внимание современниками уделялось женскому труду, воспитанию и особенно образованию.

Великие реформы 60-х годов XIX века изменили условия социально-экономического и духовного развития страны. Это отразилось и на сфере образования. Именно в это время в Российской империи начинает формироваться новая образовательная среда, доступная для широких слоев населения, создаются начальные и средние женские учебные заведения.

Изучение развития женского образования в дореволюционной России, анализ региональной специфики данного явления являются важными компонентами изучения повседневной жизни российского социума, социокультурных характеристик женского сообщества.

Сферой научного интереса настоящего исследования выступает женское образование в России рассматриваемого хронологического периода. Среди типов учебных заведений, составлявших основу среднего женского образования, выделялись институты благородных девиц, гимназии Министерства народного просвещения, гимназии ведомства императрицы Марии, епархиальные училища и училища духовного ведомства. Несомненный интерес представляет собой и женское начальное образование, отражавшее демократизацию образовательных услуг и модернизацию российского общества и государственных институтов.

Учитывая возрастающий интерес к региональному компоненту отечественной истории, мы сочли целесообразным рассмотреть становление женского образования в Тамбовской губернии, которое, с одной стороны, отражало основные особенности этого процесса в стране, а с другой – имело ряд отличительных черт, которые касались становления, распространения и функционирования женских учебных заведений.

Изучение женского образования также способствует развитию гендерных исследований, так как они связаны с историей женского движения, с тем вкладом, который внесли образованные женщины в культурное развитие России. В 70-е годы  века в качестве самостоятельного направления науки появилась так называемая история женщин1. Таким образом, вопрос о распространении женского образования, как начального, так и среднего, а также борьба за доступ в высшие учебные заведения, являются актуальными и научно значимыми.



Объектом исследования выступает женское образование в Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале XX века.

Предметом исследования является процесс становления и развития женских начальных и средних учебных заведений Тамбовской губернии в рассматриваемый период.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX – начало XX века, когда происходило становление и развитие женских учебных заведений, создавалась законодательная база женского образования. Этот период позволяет проследить развитие женского образования в Тамбовской губернии до революционных событий 1917-1918 годов, когда женские учебные заведения прекратили свою деятельность и единственным типом учебных заведений стали «единые трудовые школы».

Территориальные рамки исследования выбраны в соответствии
с поставленной целью и включают в себя Тамбовскую губернию, которая на то время состояла из 12 уездов и находилась в центральной части России. Такое географическое положение позволяет говорить о том, что преобразования, происходившие в губернии, несмотря на некоторые региональные особенности, были характерны для аграрных регионов страны.

Степень разработанности проблемы. Первые работы по данной теме появились в середине  века, т.е. тогда, когда происходило становление женского образования. На фоне постепенной демократизации общественной жизни возрос интерес к так называемому женскому вопросу2, составной частью которого являлось женское образование. Состояние женского образования и возможных путей его развития стало освещаться на страницах российской печати в конце 50-х годов XIX века. Общественные деятели, публицисты и педагоги обращали внимание на то, что женщина не имела равных с мужчиной прав на образование3.
Основательницы феминистского направления, среди которых можно выделить Е.Н. Щепкину, Е.М. Лихачеву, пытались найти истоки женского неравноправия и доказать их несостоятельность и несправедливость4. Заслуга представительниц феминистского направления состоит в том, что они первыми осветили пусть небольшую предысторию вопроса.

Российская интеллигенция выступала против широкого образования для девушек, оставляя для них приоритетной роль матери и жены. Таких взглядов придерживались Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов5.

М.Н. Катков выступал в защиту женского образования, считая, что образованная женщина вполне может заменить мужчину не только
в «чернорабочем труде», но и в интеллектуальной сфере6. Консервативные круги не приветствовали изменение социального статуса женщин ни в каких его проявлениях7. Проблему женского образования освещали
в своих исследованиях У. Бемерт8 и В. Овцин9.

В работах в. Игнатовича, Н.П. Малиновского, М.Л. Михайлова,


А. Осинина, В.П. Острогорского наблюдается сравнительно-историче-ский подход к анализу традиций русского и западноевропейского женского воспитания10.

Вопросы образования дочерей духовенства освещали на своих страницах такие журналы, как «Странник», «Русская школа», «Народное образование», «Чтение в обществе любителей духовного просвещения», «Христианские чтения», «Православное обозрение», «Женское образование», «Вестник Западной России», «Церковноприходская школа»11.

Весьма информативными являются и краткие исторические очерки отдельных училищ, которые помещались в епархиальных ведомостях или издавались отдельными небольшими брошюрами12. Еще одним аспектом изучения женской эмансипации являлся анализ получения россиянками высшего образования13.

Таким образом, можно утверждать, что дореволюционные работы по вопросам женского образования как на общероссийском, так и на региональном уровне носили, как правило, описательный характер. Это был начальный этап осмысления проблемы.

В советской историографии преобладал традиционный для этой эпохи классовый подход к данной проблеме. Это особенно характерно для исследований 1920-х годов ХХ века14. Вопрос о женском образовании, как таковой, не ставился15. Таким образом, преемственность между дореволюционными работами и изучением проблемы в первой половине
ХХ века практически отсутствовала.

В послевоенные годы появился ряд работ, которые носили краткий очерковый характер16. С 50-х годов XX века расширяется круг объектов исследования, но женскому образованию пореформенного периода были посвящены немногие работы.

Л.Ф. Норова исследовала женскую среднюю школу в дореволюционной России, В.П. Лапчинская изучала деятельность женских гимназий в Петербурге (1858-1866 года)17. Дискриминационные действия правительства в области женского образования были охарактеризованы в работе Н.А. Константинова18.

Историки изучали реформы и образовательную политику самодержавия, деятельность высших женских курсов19. Однако проблема изучалась, как правило, как компонент истории культуры.



1960-1980-е годы были отмечены появлением обобщающих исторических трудов по данной проблеме и наличием отдельных работ, дополняющих друг друга20. Возросло и количество региональных исследований – П.И. Савельева, С.Л. Сытин, Л.И. Биргер21 – о развитии образования в регионах дореволюционной России пореформенного периода.

В 1990-е годы проблема генезиса женского образования стала предметом изучения исследователей, имевших более широкий доступ к архивным источникам и другим историческим свидетельствам22. О.Д. Попова на примере нескольких губерний провела исследование возникновения и преобразования сети женских учебных заведений церковного ведомства23.

Рассматриваемый период изучения вопроса характеризуется появлением ряда диссертационных исследований регионального уровня24. Кроме этого, в обозначенный период вышли работы, в которых авторы затрагивали проблему деятельности земств по народному образованию25.

В 2000-е годы был выполнен ряд диссертационных исследований,
в которых осуществлен анализ различных аспектов развития женского образования в досоветской России.

В.А. Паршина успешно исследовала процесс развития начальных и средних светских и духовных женских учебных заведений в Пензенской губернии26. Отдельным аспектам становления и развития женского образования посвящены работы А.В. Веременко, И.В. Зимина, Е.И. Перфильевой, Р.Ф. Усачевой, О.Д. Поповой, О.Б. Вахромеевой, Н.К. Мартыненко, О.Ю. Колпачевой27, Е.А. Андреевой28.

В зарубежной историографии проблема женского образования
в России изучалась в основном как один из аспектов «женского вопроса» и женского движения29.

Актуальными в последнее время стали гендерные исследования, в которых уделяется внимание и женскому образованию, и положению женщин в семье и обществе30. Среди авторов, занимающихся этой проблематикой


в сфере женского образования, можно выделить работы О.А. Хасбулатовой31. Изучению данных вопросов в историческом, историографическом и методологическом контекстах посвящены фундированные работы основательницы гендерных исследований в России, видного историка и этнографа Н.Л. Пушкаревой32.

При изучении истории Тамбовской губернии проблема развития женского обучения не получила самостоятельного статуса. В своих «Очерках из истории Тамбовского края» И.И. Дубасов33 сделал попытку выявить специфику развития народного просвещения в провинции, используя огромный документальный материал.

Стоит отметить работу П.А. Верещагина «Исторический очерк деятельности земства по народному образованию Тамбовской губернии». Ему принадлежит также «Исторический очерк Тамбовского Александрийского института благородных девиц (1843-1893)»34. Истории возникновения и деятельности Покровской женской школы посвящена работа А. Новочадовой «Покровская в городе Тамбове церковно-приходская школа. Исторический очерк за 20 лет ее существования»35. История Тамбовского женского епархиального училища представлена в работе В. Лебедева «Тамбовское епархиальное женское училище (1863-1903)»36. Таким образом, в конце XIX – начале XX века появились первые работы по истории женских учебных заведений в Тамбовской губернии. Из исследований современного периода следует отдельно упомянуть работы
С.В. Фурсовой о народном образовании в Тамбовской губернии37. Отдельные аспекты проблемы дворянского женского образования рассмотрены в работе М.В. Шестакова38. В статьях В.Д. Орловой по истории культуры и быта населения Тамбовской губернии начала ХХ века большое внимание уделялось проблемам развития образования, в том числе и женского39. Проблемы женского духовного образования в регионе рассмотрены в работе В. Лисюнина40. Кроме того, отдельные
статьи по развитию образования опубликованы в «Тамбовской энциклопедии»41.

В целом, вопросы становления и развития женского образования в Тамбовской губернии остаются малоизученными, что подчеркивает актуальность проблемы диссертационного исследования.



Целью работы является исследование процесса становления и развития начальных и средних женских учебных заведений различных ведомств как элементов образовательной системы, а также его влияние на изменение социокультурного статуса женщины как в Тамбовской губернии, так и в России в целом в рассматриваемый период.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

– выделить этапы формирования и развития учебных заведений и учебного процесса в Тамбовской губернии;

– провести сравнительный анализ развития женского образования в России и в Тамбовской губернии;

– исследовать влияние законодательных актов на становление женского образования в губернии;

– выявить тенденции развития средних женских учебных заведений Тамбовской губернии.



Источниковая база исследования представлена как опубликованными, так и неопубликованными источниками.

Законодательные и нормативно-правовые акты позволили проанализировать основные направления государственной политики относительно женских учебных заведений. В эту группу источников вошли: Полное собрание законов Российской империи, Сборники постановлений по министерству народного просвещения42. К группе регламентирующих источников относятся уставы женских и мужских гимназий и прогимназий, епархиальных училищ и сборники правил и программ указанных учебных заведений43.

Важной группой источников, позволяющих проследить тенденции роста и развития женских образовательных учреждений, являются статистические сборники: «Начальное образование в России»44, «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии»45, «Сборник материалов и статистических сведений по народному образованию в Тамбовской губернии»46, а также «Однодневная перепись начальных школ Империи произведенная 11 января 1911 г.»47. Сведения о числе женских гимназий и прогимназий и других учебных заведений в России представлены в «Историко-статистическом очерке»48. Данные об уровне грамотности женского населения Тамбовской губернии можно найти в Первой всеобщей переписи населения Российской империи за 1897 год49. Статистические сведения и материалы по народному образованию в Тамбовском уезде мы находим в Приложении к проекту нормальной сети школ для всеобщего обучения50.

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) нами был использован Ф. 1282 «Канцелярия Министерства внутренних дел», в котором находятся материалы по развитию женского образования в России.

В Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО) изучены сведения, позволяющие рассмотреть развитие женских учебных заведений. Фонд Дирекции народных училищ (ГАТО Ф. 105) содержит отчеты инспекторов народных училищ, сведения об открытии и закрытии школ, о составе и благонадежности преподавателей, о суммах, выделяемых на содержание училищ, в том числе и частных пожертвованиях.

В работе использован материал из фонда Тамбовской женской гимназии (ГАТО Ф. 117); фонда Козловской женской гимназии (ГАТО Ф. 130); фонда Моршанской женской гимназии (ГАПО Ф. 136); из фондов Ф. 194 (ГАТО): «Тамбовская частная женская гимназия Д.А. Пташник»; Ф. 193 (ГАТО): «Тамбовская частная женская гимназия Р.Н. Ивановой», Ф. 884 (ГАТО): «Козловская частная женская гимназия Сатиной».

Для нашего исследования представляли интерес Ф. 885 (ГАТО): «Тамбовское двухклассное смешанное железнодорожное училище»,
Ф. 1050 (ГАТО): «Тамбовская губернская женская фельдшерская школа».

Нами также были использованы Ф. 161 (ГАТО): «Тамбовское дворянское собрание», Ф. 181. (ГАТО): «Тамбовская духовная консистория», Ф. 118. (ГАТО): «Тамбовский Александринский Институт благородных девиц».

Следующая группа источников представлена региональными публикациями, среди них: «Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии», «Сборник-календарь Тамбовской губернии», отчеты о состоянии начальных народных училищ, обзоры состояния народного образования, доклады Тамбовской губернской земской управы Тамбовскому губернскому земскому собранию51.

Весьма полезным явилось и привлечение периодических изданий рассматриваемого периода – центральных и региональных: «Журнал Министерства народного просвещения», «Женское образование», «Женский вестник», «Русская школа», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Церковные ведомости», «Тамбовские губернские ведомости», «Тамбовские епархиальные ведомости».

В качестве источника в диссертации был использован фотоматериал из личной коллекции В.Д. Орловой, представленный выпускным альбомом ученицы епархиального училища и другими фотодокументами52.

Полезные сведения по становлению женского образования были почерпнуты в фондах музея образования ТГУ имени Г.Р. Державина и музея истории образования Тамбовской области53.

Данный список источников обеспечивает в своей совокупности необходимые для исследования репрезентативность и достоверность, позволяет объективно проанализировать и решить поставленные задачи.

Методологическая основа работы находится в соответствии с исследовательской моделью социальной истории. Основные принципы, согласно которым проводилось диссертационное исследование, – это принципы историзма и объективности.

В исследовании использовался также системный подход, позволяющий рассматривать историю образования как целостную систему, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы.

В работе мы опирались на историко-сравнительный метод, с помощью которого можно проследить становление и развитие женских учебных заведений и сопоставить темпы их развития в Российской империи и в Тамбовской губернии, выявить закономерности и различия.

При написании работы была широко использована также научная методология, сложившаяся в гендерных исследованиях. Она предполагает анализ социально-исторических явлений с учетом фактора пола.



Положения, выносимые на защиту:

1. В комплексе реформ 60-х годов XIX века вопрос становления и развития женского образования был одним из существенных аспектов решения «женского вопроса». Новая всесословная женская школа была обязана своим появлением представителям общественности, а также некоторым либерально настроенным государственным деятелям.

2. Период со второй половины XIX до начала XX века характеризовался изменением взглядов на роль и место женщин в провинциальном социуме. Появление женских учебных заведений само по себе являлось свидетельством социокультурной трансформации и европеизации провинциального общества.

3. В конце XIX – начале XX века наблюдалось быстрое распространение новых всесословных женских учебных заведений – женских гимназий, в особенности министерских, что свидетельствовало о демократизации настроений и изменениях в российском обществе.

4. Анализ состояния сферы начального и среднего образования Тамбовской губернии показал, что в целом она отражала основные тенденции развития общероссийской системы просвещения. Препятствием на пути распространения женских учебных заведений являлось отсутствие финансирования и нехватка педагогических кадров.

5. Следствием успехов в развитии начального и среднего образования стало формирование нового слоя российской интеллигенции – учительства, значительную часть которого составляли собственно выпускницы женских учебных заведений.



Научная новизна исследования определяется тем, что предпринята попытка провести общий и сравнительный анализ всех типов женских учебных заведений региона, определить динамику роста числа учениц в каждом из исследуемых типов школ, проследить предпочтения того или иного сословия при выборе учебного заведения, как с экономической точки зрения, так и с позиции общественного мнения.

В работе также была поставлена проблема выявления соответствия регионального женского образования востребованности местного женского населения в трудовой и других сферах деятельности, а также роль образованной женщины в вопросе воспитания будущего поколения.

В процессе изучения проблемы был найден и введен в научный оборот фактический материал, благодаря которому удалось проанализировать мало или вовсе неизученные аспекты темы: причины, истоки возникновения женского образования, отношение общества к профессиональной деятельности женщин; охарактеризованы цель, задачи, средства и методы образования женщин; соотношение роли государства и общественной инициативы в сфере женского просвещения, а также в контексте общероссийских тенденций решения женского вопроса.

Проведен анализ влияния получения женщинами образования на их дальнейшие судьбы, в том числе и замужество. Образованная жена становилась брендом семейно-брачной конкуренции, более успешным «товаром» брачного «рынка», устойчивым образом гендерных стереотипов о месте женщины в провинциальном сообществе.

В контексте социальной истории выявлено явное воздействие женского образования на статус и профессиональную мобильность провинциалок, для которых образованность становилась «социальным лифтом», открывавшим новые перспективы жизненных практик.


следующая страница >>



Электронные мозги будут ошибаться гораздо точнее. Габриэль Лауб
ещё >>