Женские образы в пьесах А. Н. Островского - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Женские образы в пьесах Островского 1 27.93kb.
Доклад роль музыки в пьесах А. Н. Островского 1 215.14kb.
Женские образы в татарской просветительской литературе 1 311.43kb.
Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» 1 27.9kb.
"О вы, служительницы Муз!". Женские образы в литературе, живописи... 1 166.15kb.
Курсовая работа Образы-символы в пьесах Набокова 32 1 26.22kb.
Программа для обучающихся 9-11 классов(к 8Марта) Цель 1 90.54kb.
Женские образы в творчестве валентина распутина 1 221.9kb.
Конспект урока. Тема. Тема любви и женские образы в романе М. 1 83.74kb.
Урок литературы в 10 классе по теме: «Драма А. Н. Островского 1 70.41kb.
«Драматургия А. Н. Островского» 1 202.42kb.
Бедная невеста 6 893.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Женские образы в пьесах А. Н. Островского - страница №1/1

Женские образы в пьесах А.Н. Островского

Александр Николаевич Островский - драматург, открывший неизвестный доселе русскому театру мир купцов и приказчиков, судейских чиновников и торговцев. Но он не только творец остросоциальных драм; он поднял проблему неполноправного положения женщины в этом мире капитала, он создал сильные, самобытные женские характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические.

В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских женщин: от эгоистки Липочки Болыновой из пьесы «Свои люди - сочтемся!», нежной и беззащитной Катерины из «Грозы» до порывистой и безрассудной Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». Все они разные, все достойны внимания, но больше всего, на мой взгляд, сам драматург любил тех из них, которые не умели защитить себя в этом мире, потому что выше всего ставили свои принципы. Таковы героини «Грозы» и «Бесприданницы». Подробно посмотрим характеры героинь этих пьес.

Катерина Кабанова - противоречивая и своеобразная натура. Она богобоязненна и в то же время мятежна. Воспитанная в любви, она выросла не готовой к тем испытаниям, которые ждут ее за порогом родительского дома.

Вспоминая детство в родном доме, Катерина понимает, что надежда на счастье не оправдалась. Жизнь в семье мужа она воспринимает как неволю. В этом доме царят ханжество, лицемерие и обман. А вот Варвара, выросшая в этой семье, прекрасно приспособилась к ее условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия. Катерина внешне принимает образ жизни семьи, но в душе протестует. Свою честность она не хочет приносить в жертву «украденному» счастью. Полюбив Бориса, она не скрывает этого от окружающих. «Коли я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она любимому.

И в то же время неволя глубоко засела в ее душе. Катерина уже никогда не сможет быть свободной по-настоящему. Она боится даже того, что, на первый взгляд, опасности не представляет. Обычную летнюю грозу Катерина воспринимает как предупреждение о каре Божьей. Но пока героиня любит и любима, ей ничего не страшно. И Тихон, и Борис, каждый по-своему, любят и жалеют Катерину, но они слабовольны и зависимы от Кабанихи и Дикого, поэтому не могут защитить, дать счастье Катерине. Поняв это, героиня решает умереть. «Да уж измучилась я! Ничего мне не надо, ничего мне не мило! А смерть не приходит». Истинная христианка, Катерина все же воспринимает самоубийство не как грех, а освобождение от мук и страданий: «Мне так будет легче. А об жизни и думать не хочется. Опять жить. Нет, нет, не надо...»

Катерина видит глубокое несовершенство этого мира, не принимает его правила, и потому погибает.

Совершенно иной характер у Ларисы Огудаловой. Она из образованной, но бедной семьи. Чтобы жить хорошо, ее матери приходится вести почти предосудительный образ жизни. Заметно, что она не прочь подыскать своей дочери если не мужа, то содержателя. Ларисе же чужд этот мир денег, окружающий ее. Она стремится вырваться из своего окружения, где царит дух стяжательства. Полюбив Сергея Сергеевича Паратова, Лариса не видит за блестящей оболочкой циничную и жестокую натуру. Она мечется: с одной стороны, готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на «цыганский табор» или ярмарку, где все продается и покупается. С другой - ей хочется счастья именно с любимым человеком. Но любовник предает ее, и даже завалящий жених Карандышев смотрит на нее, как на свою собственность. «Вещь... да, вещь... Я вещь, а не человек...» - понимает Лариса. И теперь уже она хочет продать себя подороже. «Каждой вещи своя цена есть... Я слишком, слишком дорога для вас», - отвечает она Карандышеву. Лариса искала любви, но на нее все смотрят, как на забаву. Хотела уйти из «цыганского табора», но не смогла. Она не способна на самоубийство, поэтому выстрел Карандышева героиня воспринимает как избавление от морального падения, от тягот жизни.



Островский показал, что пока для женщины нет в этом мире иного выхода, она не может найти себя и быть счастлива.




Не тратьте нервы на то, на что вы можете потратить деньги. Леонид Леонидов
ещё >>