Ж. С. Ретунская Заместитель директора по увр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Т. В. Игнатенко Заместитель директора по увр баллан Г. А. 2012 г. 1 81.99kb.
Справка о состоянии преподавания изобразительного искусства в 1 –4... 1 145.69kb.
Заместитель директора по увр 1 116.47kb.
Директор школы Руководитель музея 1 42.18kb.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное... 2 312.44kb.
Анализ результатов итоговой аттестации учащихся в формате гиа 2013 год 1 112.42kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура... 1 301.22kb.
Калачева В. А., заместитель директора по увр 5 806.44kb.
Опыт внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего... 1 139.56kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» класс составлена... 1 252.34kb.
Рабочая программа для 6 классов по истории России ориентирована на... 3 606.84kb.
Программа дисциплины История протестантской теологии (начальный период) 1 104.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ж. С. Ретунская Заместитель директора по увр - страница №1/1


РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

начального общего образования

Протокол № ___ от «___» ______________ 2011 г.

Руководитель кафедры НОО

___________________ / О.В. Мымрина




УТВЕРЖДЕНО

на заседании НМС

Протокол № ____ от «___» __________ 2011 г.

Председатель НМС

___________________ / Ж.С. Ретунская

Заместитель директора по УВР

___________________ / Т.Р. Хайшбашян


Программа комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
(II полугодие 4 класса, I полугодие 5 класса)
Автор-составитель:

Марина Анатольевна

Бурмантова,

учитель ИЗО и МХК

МОУ «Гимназия №2»

города Соликамска



Соликамск, 2011

О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания

 

1.     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

          Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

            Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.  Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками .

           Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

           Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

§         понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

§         знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

§          формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

§         формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

§         формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

§         знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

§         укрепление веры в Россию;

§         укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

      Россия – наша Родина.

        Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

        Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 

           В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курсов, могут быть выделены следующие методы: метод моральных дилемм и дискуссий, эвристические методы, исследовательский метод, проектирование. В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.



              Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.  Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.

             К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» относятся: взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация (театрализация). Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов, использование информационно-коммуникационных технологий. Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

             В 5 классе предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

            Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную. К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов). Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника. В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер. Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

 

Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

             Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы, для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания

 

Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

             Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

               После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.

               Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.  При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.  Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.



                      Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.
Тематическое планирование по модулю «Основы мировых религиозных культур»

урока

Тема

Кол-во часов

Целевая установка урока

УУД

Личностные результаты



Россия - наша Родина.

1

Многонациональность России, ценность культурных традиций разных народов для культуры всей страны,

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

2-3

Культура и религия

2

Понятие религии, ритуала; первобытные верования; древние религии; традиционные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм; национальные религии. Понятие культуры, влияние религии на культуру.

Сравнение, серизация и классификация по заданным критериям.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


4.

Возникновение религий. Древнейшие верования.

1

Иудаизм – первая религия, патриарх Авраам, Моисей, заповеди Бога, храм в Иерусалиме.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов.

Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.

5.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

1

Основатели традиционных религий: христианство, ислам, буддизм, иудаизм

Сравнение, серизация и классификация по заданным критериям.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

6-7.

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

2

Священное писание, ветхий завет, новый завет, Евангелия. Общее в священных книгах разных религий.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

8.

Хранители предания в религиях мира

1

Жрецы, раввины, епископы, священники и дьяконы, имамы, ламы-хранители преданий религий мира.

Сравнение, серизация и классификация по заданным критериям.

Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.

9-10

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

Появление в мире понятий добра и зла, греха и покаяния с точки зрения разных религий.

Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Воспитание доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

11.

Человек в религиозных традициях мира

1

Действия верующего человека для общения с богом: молитва, таинства.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

12-13

Священные сооружения

2

Знакомство со священными сооружениями разных религий: церковь, мечеть, синагога, пагода. Внутреннее убранство храмов, особенности богослужения.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов.

Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.

14-15

Искусство в религиозной культуре

2

Роль искусства в разных религиях, искусство иконописи, каллиграфии, арабески, мандалы.

Знание основ моральныз норм и ориентация на их выполнение.

Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.

16-17.

Защита проектов, творческих работ учащихся.

2

Защита проектов на темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д., решение тестов, творческих заданий.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свестниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

18-19.

История религий в России

2

Выбор веры на Руси, православие, Сергий Радонежский, церковный раскол, другие христианские исповедания: католичество и протестанство, другие религии в России.

Сравнение, серизация и классификация по заданным критериям.

Наличие мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

20-21.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

2

Отличительные особенности обрядов и обычаев разных религий.

Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.

22.

Паломничества и святыни

1

Понятия паломничества, реликвии, мощи, святыни в разных религиях.

Сравнение, серизация и классификация по заданным критериям.

Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.

23-24.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

2

Календарные праздники – общее и отличительное в разных религиях: Песах, Пасха, Рождество, Курбан-байрам, Сагаалган.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание уважения к истории и культуре всех народов.

25-26.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

2

10 заповедей Бога в разных религиях, общие нравственные ценности.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

27.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

2

Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свестниками в различных социальных ситуациях

28.

Семья, семейные ценности

1

Отношение к семье традиционных религий.

Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Наличие мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

29.

Долг, свобода, ответственность, труд

1

Отношение к долгу, свободе, ответственности, труду традиционных религий.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Наличие мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

30.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свестниками в различных социальных ситуациях

31.

Подготовка творческих проектов.

1

Умение работать с информацией, грамотно оформлять и презентовать ее.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свестниками в различных социальных ситуациях

32-33.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

1

Организация работы по тематическим группам с обсуждением по типу «Круглого стола». (Приглашение педагогов, родителей, ветеранов).

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание уважения к истории и культуре всех народов.

34.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Презентация накануне Праздника народного единства

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свестниками в различных социальных ситуациях




Всего

34














Из всех родственников моей жены больше всего мне нравлюсь я. Джо Кук
ещё >>