Похожие работы
|
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы - страница №1/1
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
-
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
-
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
-
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
-
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
-
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
-
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
Цели учебного курса ОРКСЭ определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках модуля «Основы светской этики»:
-
Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики.
-
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
-
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
-
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебно-тематический план
№ урока
|
План
|
Кол-во
часов
|
|
4 класс
|
34 часа
|
|
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
|
|
1
|
Россия – наша Родина.
|
1
|
|
Блок 2. Основы светской этики. Часть 1 (16 часов)
|
|
2
|
Что такое светская этика.
|
1
|
3
|
Культура и мораль.
|
1
|
4
|
Особенности морали.
|
1
|
5-6
|
Добро и зло.
|
2
|
7-8
|
Добродетель и порок.
|
2
|
9
|
Свобода и моральный выбор человека.
|
1
|
10
|
Свобода и ответственность.
|
1
|
11
|
Моральный долг.
|
1
|
12
|
Справедливость.
|
1
|
13
|
Альтруизм и эгоизм.
|
1
|
14
|
Дружба.
|
1
|
15
|
Что значит быть моральным.
|
1
|
16-17
|
Подведение итогов
|
2
|
|
Блок 3. Основы светской этики. Часть 2. (12 часов)
|
|
18
|
Род и семья – исток нравственных отношений.
|
1
|
19
|
Нравственный поступок.
|
1
|
20
|
Золотое правило нравственности.
|
1
|
21
|
Стыд, вина, извинение.
|
1
|
22
|
Честь и достоинство.
|
1
|
23
|
Совесть.
|
1
|
24-25
|
Нравственные идеалы.
|
2
|
26
|
Образцы нравственности в культуре Отечества.
|
1
|
27
|
Этикет.
|
1
|
28
|
Семейные праздники.
|
1
|
29
|
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
|
1
|
|
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
|
|
30
|
Любовь и уважение к Отечеству.
|
1
|
31
|
Подготовка творческих проектов.
|
1
|
32-33
|
Выступление обучающихся со своими творческими работами.
|
1
|
34
|
Презентация творческих проектов.
|
2
|
|
Итого:
|
34
|
Примерные темы творческих работ и проектов.
-
«Мое отношение к миру»
-
«Мое отношение к людям»
-
«Мое отношение к России»
-
«С чего начинается Родина»
-
«Герои России»
-
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»
-
«Мой дедушка – защитник Родины»
-
«Мой друг»,
-
«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
-
«Россия – родина моя»
-
«Всюду добрые люди вокруг»
-
«Я хочу рассказать об одном добром человеке»
-
«Добро и зло в русских народных сказках»
-
«Добродетельные герои сказок Г.-Х. Андерсена, Ш.Перро» (по выбору)
-
«Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
-
«Вот что значит настоящий, верный друг»
-
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (Антуан де Сент – Экзюпери)»
-
Книжка-комикс «Характер человека, с которым я хотел бы общаться»
-
Сценарий инсценировки-миниатюры «Страшная сказка, или один день без «золотого правила нравственности».
-
Рассказ «Случай из моей жизни, когда кто-то проявил справедливость или милосердие».
-
Как основатели мировых религий формулировали «золотое правило нравственности».
-
Диалог «Спор верующего и атеиста, заканчивающийся примирением».
-
Неразлучная пара: правило этики и норма этикета.
-
Мини-спектакль: правила этикета вчера, сегодня, завтра.
-
Свод правил на каждый день.
Интернет-ресурсы
-
http://www.apkpro.ru/component/ option,com_frontpage/Itemid - сайт Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:
-
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
-
http://school-collection.edu.ru. - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
-
www.gumfak.ru - Электронная гуманитарная библиотека
-
http ://www.patriarchia.ru/ - Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
-
http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
-
http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;
-
http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
-
http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
-
http://www.oprf.ru - сайт Общественной палаты
-
http://www.ombudsman.gov.ru - сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
-
http: // www.etiket.ru/tests/tests6.html
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули:
-
Основы православной культуры;
-
Основы исламской культуры;
-
Основы буддийской культуры;
-
Основы иудейской культуры;
-
Основы мировых религиозных культур;
-
Основы светской этики.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
нормативно-правовые документы федерального уровня:
-
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
-
Санитарно – эпидемиологические правила и нормы СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189.;
нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации:
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования;
-
Приказ от 09.03.2004. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных министерством образовании и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год;
-
«О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе». (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
-
«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
-
«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе». (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
нормативно-правовые документы регионального уровня:
-
Приказ «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 30.01.2007 №99
нормативно-правовые документы образовательного учреждения:
-
Устав МБОУ «СОШ №5», утверждённый распоряжением администрации города Нефтеюганска от 21.10.10 №595-р; (с изменениями на 29.07.2011 № 486-р, на 20.12.202011 №834-р, на 15.05.2012 № 246-р)
-
Годовой календарный учебный график МБОУ «СОШ №5», утвержденный приказом от 01.09.2012 №253;
-
Учебный план МБОУ «СОШ №5», утвержденный приказом от 01.09.2012 №259;
-
Расписание уроков, утвержденное приказом от 01.09.2012№273 «О режиме работы школы на 2012-2013 учебный год
|