Изобразительного искусства европы и США второй половины XX века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематика курсовых работ выполняемых на кафедре Художественного образования... 1 34.27kb.
Конспект интегрированного занятия по теме «Русское искусство второй... 1 44.15kb.
Вопросы к ига по дисциплине «история культуры и искусства» 1 48.83kb.
Искусство России во второй половине XVIII века 1 327.68kb.
Дипломная работа тема: «Просветители второй половины ХIХ века» 3 636.96kb.
Дружинкина Н. Г. Особенности портретного творчества Д. Г. Лувицкого... 3 399.63kb.
«американская мечта» в художественно-документальной литературе США... 1 290.48kb.
Работа co сми в условиях вооружённого конфликта: опыт США в. 1 282.47kb.
Презентация «Художник Павел Андреевич Федотов» 1 49.44kb.
Возникновение и развитие пластического объекта в керамике Японии... 1 291.74kb.
Американские реалии второй половины XIX века в оригинале и переводе... 1 15.9kb.
Рограмма «Введение в историю современного искусства» Целью 1 86.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Изобразительного искусства европы и США второй половины XX века - страница №1/1

УДК 7.038.6

НОВАЦИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА: К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЕВРОПЫ И США ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
А. В. Ануфриева 1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Предпринята попытка исследования одного из сложных и актуальных вопросов современного изобразительного искусства – феномена постмодернизма. Дан сравнительный анализ произведений модернизма и постмодернизма. Выявлены и описаны особенности современного искусства и культуры, такие как стремление целостного познания мира, утверждение его многогранности, равнозначности любых его проявлений, воплощение в любых формах и материалах, любых манипуляций с культурными штампами и художественными средствами, принципами коллажа и кинетики.

Библиогр. 19 назв.

Ключевые слова: постмодернизм; изобразительное искусство Европы и США второй половины XX века.
THE NOVELTIES OF POST-MODERNISM: THE ISSUES OF THE RESEARCH OF THE EUROPEAN AND USA VISUAL ARTS IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY.

A.V. Anufrieva

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article corresponds the attempt to inquire into one of the most difficult and urgent questions of modern visual art – he phenomenon of post-modernism. The author presents the comparative analysis of modernism and post-modernism artworks. In the article there are presented and described the peculiarities of modern art and culture, such as the aspiration to entire cognition of the world, confirmation of its catholicity, equal significance of all its manifestations, its incarnation in any form and material, any manipulations with cultural stamps and artistic means, with principles of collage and kinetics.

The key words: post-modernism, the European and USA visual arts in the second half of the 20th century.
В XX веке впервые за многовековую историю изобразительное искусство европейской культуры пересматривает сам предмет традиционного искусства (под традиционным искусством понимается деятельность старых мастеров – знаменитых европейских художников XV – XIX вв.), его методы и средства. Со второй половины XX века наступает достаточно интересный период развития западного искусства, когда авангардистские формы синтезируются с традиционными. Этот период назван постмодернизмом. Художественное направление поп-арт, формировавшееся в 1950-е годы «Независимой группой» при Институте современного искусства в Лондоне, а затем широко распространенное в США такими художниками, как Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс обозначило начало нового периода. Временами зрелости постмодернистской живописи и скульптуры стало начало 1980-х годов, когда состоялась программная выставка в Базеле (Швейцария, 1980) и Амстердаме (Голландия, 1980–1981).

За 40 лет творческой жизни художниками-постмодернистами Европы и США сформированы новые направления искусства: поп-арт, яркий представитель – Виктор Вазарели; концептуализм и минимализм – международные течения, зародившиеся в Америке; течение арте-повера, созданное в 1950-е гг.в Италии; гиперреализм и фотореализм, представленные Филиппом Перлштейном, Чаком Клоузом, Дуэйном Хансоном и др.; акционизм, представленный Классем Ольденбургом, Аленом Капроу, Йозефом Бойсом и др.; анахранизм или гиперманьеризм, возникший в Италии, а затем во Франции в конце 1970-х; лэнд-арт, представленный Робертом Смитсоном, Ричардом Лонгом и др.; кинетическое, медиальное искусство и т. д.

Рассмотрим новации постмодернизма, подразумевая под этим понятием основополагающие идеи или нововведения, возникшие в мире искусства второй половины XX века, позволившие выделить постмодернизм как самостоятельный феномен, новый этап развития культуры изобразительного искусства после авангардистской фазы модернизма.

____________________


1Ануфриева Анастасия Владимировна, аспирант факультета изобразительного искусства кафедры искусствоведения. Тел.: 89500821451, е-mail: anastasia2503@rambler.ru

Anurieva Anastasia Vladimirovna, a postgraduate student of the Department of Cultural Studies of the Faculty of Fine Arts. Tel.: 89500821451; E-mail: anastasia2503@rambler.ru

Необходимо выделить следующие системообразующие принципы постмодернизма:

1. Постиндустриальное общество воспринимает мир иначе, нежели индустриальное. Человек постмодернизма, узнав глобальное разнообразие культур, социальных установок и т.д., старается увидеть и отразить мир в глобальном общечеловеческом целом.

Если поиск истины в модернизме был делом отдельного человека, то постмодернист отказывается от самого поиска истины, видит мир целостным, состоящим из многообразия картин мироздания, ни одну из которых нельзя называть и считать истинной. Все элементы культурного пространства абсолютно самоценны, самодостаточны и равнозначны.



Познание мира как целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью в современном мире. Отказавшись от поиска общей для всех абсолютной истины, в 1970–1980-е годы из поля зрения полностью уходит тема идеального, тема эстетических констант. Полной ревизии подвергается тема абсолюта, состоящего из идеального и реального.

Вместо объективного мира, который можно наблюдать и измерять, постмодернизм имеет дело с миром, который изменяется в процессе наблюдения.



2. Представляя мир как огромную мозаику, состоящую из мелких кусочков, постмодернисты приходят к идее общества, как средства для решения вопросов и задач, поиска и достижения истины. Постмодернисты ищут истину во взаимоотношениях и в обмене мнениями. В модернистский век сообщества строились вокруг правильных идей – идей, которые сообщество испытывало и находило истинными. Когда идеи менялись, люди покидали сообщество. Но с приходом постмодернизма взаимоотношения и само «сообщество» приобрели большую важность, чем идеи, которыми сообщества были скреплены. Люди могут придерживаться совершенно разных представлений и при этом принадлежать к одному сообществу. Теперь произведение искусства может быть любым, если оно признано профессиональным обществом [1].

3. Настаивая на целостности мира художественной культуры, постмодернизм использует плюралистический подход к любому искусству, в том числе к народному. Если модернизм разделяет понятия массовое и элитарное, то постмодернизм стирает любое подобное деление, считая его абсурдным. Впервые идеи о слиянии и взаимопроникновении элитарного и массового искусства появляются в период 1950–1960-х гг. Постмодернисты утверждают, что постоянны только изменения. Адаптация, а не сотворение нового, является единственным ключом к выживанию. Естественный, подлинный мир культуры лишен привычной для нашего сознания иерархичности. Принципиальное «всеединство» вылилось в стремление объединить разнородные художественные течения.

4. Историзм, обращение к прошлому, диалоги современности с традициями – характерная черта постмодернизма. Если модернизм отвергает традиции, обращаясь к настоящему и будущему, то постмодернизм изучает традиции и обращается к прошлому. Художник оперирует центральными классическими архетипами, использует готовые формы, нагруженные собственным контекстом. Художник постмодернизма побуждает не порывать с традицией, но изучать архетипы классического искусства, синтезируя его с современными художественными реалиями. Западная культура представляется как обратимый континуум, где прошлое и настоящее живут полной жизнью, постоянно обогащая друг друга. Эстетическая специфика постмодернизма – в неклассической трактовке классических традиций прошлого, их свободным сочетанием с современным чувствованием мира и современной техникой. Традиции стали источником богатого и многообразного языка форм, чей диапазон простирается от древнего Египта и античности до модернизма XX века. Проявляется интерес к художественному прошлому всего человечества, его изучению и следованию классическим образцам. Еще в 1960-е, когда потребление начинает рассматриваться как творческая способность по отношению к производству, Ж. Бодрийяр отмечает, что история становится источником суррогатов самобытного: в целях симуляции индивидуального начала они имплантируются в техногенную среду современного мира.

5. Игра с культурными штампами и кодами – еще один признак постмодернистского искусства. Возникающая полемическая напряженность диалога образов создает игру смыслов, некоторый иронический код. Видя в критике основание для альтернатив, постмодернизм возводит в принцип иронию и самоиронию, пародию и гротеск. Ирония помогает художнику быть на расстоянии, дистанцироваться, наблюдать процесс как бы со стороны. Желая освободить зрителя от политических штампов и стереотипов, художники соц-арта иронично показывают абсурд тоталитарных режимов, шокирующий и свежий поп-арт с иронией заявляет о «глянцевой действительности». Часто идея-концепция, художественная цитата становится основой диалога художника с прошлым, в результате чего возникают индивидуальные исторические миры и персональные стили.

6. Отношения художника и зрителя через произведения искусства в постмодернизме стали иными относительно модернизма. Полагая, что человеческое сознание не может объективно отобразить жизнь, постмодернисты отрицают личное авторство. Авторство стало коллективным. Авторские полномочия теперь у зрителя – интерпретатора. Такую позицию зрителя устанавливает еще дадаизм, но действительно новым стало то, что зритель постмодернизма – это современный пользователь, понимающий себя как «заядлый альтернативщик» [1, c. 27]. Он – не часть механизма, а «выборщик», который сам решает, на что смотреть и как понимать. В постиндустриальную эпоху автор становится не творцом-демиургом, создающим новые миры, что свойственно модернизму, а сближается со зрителем, становится наблюдателем, изучающим диалоги. Гиперреализм и фотореализм демонстрируют желание автора не допустить в изображение личное видение мира художника. Вещи – такие, какие они есть, и это всё, что есть у художника. Человек на полотнах предстает как вещь среди вещей или фактура среди фактур. Главная тема – обезличенная механизированная жизнь современного города, обезличенная живая система в жестком и грубом мире.

7. «С превращением мысли в товар метафизические цели уступают место продуктам потребления» [1, c. 24]. Когда мысль и идея стали товаром, картина стала восприниматься как вещь, как товар, некий фрагмент информации, иллюстрированное сообщение.

8. Проблему художественного языка модернизм решает с помощью изобретения новых художественных средств, постмодернизм же сознательно выбирает язык искусства для моделирования своей игры.

9. Постмодернисты используют любые материалы, любые художественные средства в противовес модернистскому догмату чистоты художественных средств. Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства, представители постмодернизма «приняли бытие таким, как оно есть» и, сделав искусство максимально открытым, наполнили его фрагментами реального жизненного процесса. Использование предметов реального мира в картине, начатое еще дадаистами, в постмодернизме стало нормой. Постмодернизм пополнил арсенал художественных средств новыми техническими средствами информационного времени, такими как фотография и кинематограф; видеозапись; электронная, звуковая свето и цветотехника; машины, распространяющие запахи; компьютер и т.д. Идея использования человеческого тела, как инструмента, как объекта в период постмодернизма вылилась в международное движение боди-арт, где тело рассматривается как вещь для манипулирования или объект творчества. Боди-артисты заявляют, что тело – единственная оставшаяся материя у художника, на которой могут быть запечатлены следы реальности.

10. Модернизм в поисках основ искусства и новых форм приходит к абстрактной или нерепрезентативной живописи, постмодернизм же обращается к реальному сюжету и фигуративной живописи.

11. Во второй половине XX века формируется процессуальное и медиальное искусство. С появлением и развитием таких жанров как инсталляции, кинетическое искусство, видео-арт, лэнд-арт, арте-повера, боди-арт и др. художник представляет зрителю художественный язык как процесс, а не событие. Идея художественного языка, который должен найти себя в физическом мире и который не кончается в форме идеи, заключенной в сознании, так же нова. Постмодернизм стирает грань между искусством и реальной жизнью, заявляя, что искусство повсюду, оно не должно быть ограничено ни подрамником, ни художественными средствами, ни стенами музея. В период постиндустриального общества искусство бурно развивается за пределами галерей. Художники акционизма: творцы хэппинингов и перфомансов, выхватывают людей из привычной, обыденной среды и помещают в иную игровую реальность, утверждая, что любой момент жизни может быть уникальным. Абсурд есть в привычном порядке вещей, в суждениях здравого смысла и общепринятых установках.

12. Тиражирование и копирование стало способом жизни информационного общества. Постмодернисты берут за базовые принципы повтора и смыслового коллажирования, смешивают разные формы, стили и манеры. Распространенным становится прием цитирования.

13. Для постмодернизма характерна потеря пространства и превалирование времени. Несмотря на то, что эксперименты с идеей движущихся скульптур проводились еще в начале 1920-х годов, такими художниками как Л. Моголи-Наги (он считал, что главным и самым ценным в архитектурном творчестве является «оформление пространства» и выявление его «динамических» свойств), 1960-е годы подарили миру международное движение, названное кинетическим искусством. Скульптура, понимаемая в традиционном искусстве как замершее творение, движение которой происходит лишь в уме зрителя, пришла в движение физическое. Желая овладеть четвертым измерением – временем, показать движение, как развитие в «физическом» времени, художники кинетического искусства создают конструкции, приводимые в движение естественными колебаниями среды, при помощи современных технологий или при воздействии зрителя.

Культура общества привела художника постмодерна к осознанию невозможности существования в реальности такого понятия, как оригинальный художественный образ. Но, в то же время, постмодернизм открывает новое зрение, позволяющее увидеть богатый мировой художественный опыт; пытается определить и показать основания и первоистоки; стремится выявить в пройденном пути невостребованные подходы и методы.



Библиографический список


  1. Энциклопедия модернизма. Екатерина Андреева. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. М., ЭКСМО – ПРЕСС, 2002.

  2. Б.М. Бернштейн. Три стрелы глобализации искусства: материалы Междунар. науч. конф. (18 мая 2001 г., Санкт-Петербург). Сер. Symposium. Вып. №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 278 – 281.

  3. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс].

  4. Новейший философский словарь [Электронный ресурс].

  5. Милославский И. Новизна с последствиями [Электронный ресурс]. ru.wikipedia.org

  6. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.:Гардарики,2004.

  7. Культурология. XX век: энциклопедия. СПб.:Университетская книга, 1998.

  8. Левинас Э. Философское определение идеи культуры // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 86-97.

  9. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней: иллюстрированная энциклопедия / сост. И. Г. Мосин. СПб.: СЗКЭО «Кристалл», 2006.

  10. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот); пер. с англ. М.: Изд-во

Д. Аронов, 2002.

  1. Современное искусство. Моника Бохм-Дюшен, Джанет Кук; пер. с англ. Т. Б. Земцовой. М.: Премьера, 2001.

  2. В. С. Вахрушев. Постмодернизм... и несть ему конца? // Волга. 1999. №10. http://magazines.russ.ru/volga/1999/10/vahrush-pr.html

  3. Michelle Marder Kamhi. Rescuing Art from 'Visual Culture Studies' http://www.aristos.org/aris-04/rescuing.htm

  4. Жермен Базен. История истории искусства: от Вазари до наших дней; пер. с франц. К.А. Чекаловой. М.: ИГ Прогресс – Культура, 1994.

  5. З. Фрейд. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии (1913) http://www.koob.ru/freud_zigmind/

  6. Louis Hoffman. http://www.postmodernpsychology.com/main_topics/culture_and_theory.htm

  7. А. Тойнби. Постижение истории; пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. http://www.alleng.ru/d/hist_vm/hist013.htm

  8. К. Ясперс. Смысл и назначение истории; пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000655/

  9. Э. Кассирер. Философии символических форм. http://www.

koob.ru/cassirer/filosofia_simvolicheskih_form_1







Норма — это то, что встречается лишь изредка. Сомерсет Моэм
ещё >>