Из-за полученных угроз 74-летний Вестергор с тех пор находится под круглосуточной охраной полиции, передвигается в бронированном "дж - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Охрана растений 1 14.29kb.
"Лететь в Москву!" предложила бабушка 1 22.23kb.
Севастополь в мае 4 539.9kb.
Главный московский адрес Ахматовой 1 40.76kb.
Клайв Стэплз Льюис C. S 1 16.92kb.
Ким Чен Ир как идеолог политики единодушия и сплочённости 1 63.28kb.
Информация о выводимых объектах недвижимости 1 46.52kb.
Кузнецова Мария Владимировна 1 176.55kb.
Прокуратура Иркутска Отдел по надзору за деятельностью рувд (адрес) 1 43.07kb.
Чувства. Радость 1 59.6kb.
Дюма и Россия 1 26.82kb.
От «27» апреля 2012 г. №122-1-6 5 969.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Из-за полученных угроз 74-летний Вестергор с тех пор находится под круглосуточной - страница №1/1

@ЗАГОЛОВОК = Свобода слова со скандинавской спецификой - часть-2

Из-за полученных угроз 74-летний Вестергор с тех пор находится под круглосуточной охраной полиции, передвигается в бронированном "джипе", а его адрес засекречен. Здание редакции "Юлландс-постен" в Копенгагене защищено металлической решеткой и охраняется сотрудниками службы безопасности, а каждое поступившее в редакцию письмо перед распечатыванием сканируется. В 2006 году по подозрению в планировании его убийства в Дании были задержаны два тунисца, которые однако были отпущены за недостаточностью улик.

В 2008 году ряд газет вновь перепечатали карикатуры на пророка Мухаммеда. В ночь на 2 января 2010 года в дом Вестергора в окрестностях Орхуса ворвался вооруженный топором сомалиец, и художник спасся, лишь укрывшись в оборудованной в доме бронированной комнате. В середине сентября 2010 года в Копенгагене был задержан выходец из Чечни, который готовил к отправке в редакцию "Юлландс-постен" посылку-бомбу. В этом же году задержанный в Норвегии иракский курд признался в подготовке теракта против датской газеты.

Тем не менее, в 2010 году Датская ассоциация в защиту свободы слова организовала распродажу ставших знаменитыми карикатур. Несколько тысяч рисунков, изображающих бородатого мужчину в горящем тюрбане, напоминающем готовую взорваться бомбу, предлагались на интернет-сайте общества по 250 долларов за экземпляр, каждый из которых был пронумерован и подписан автором - Куртом Вестергором. "Теперь вы можете приобрести репродукцию самого знаменитого рисунка нашей эпохи", - гласила реклама на сайте ассоциации, основанной в 2005 году на волне скандала вокруг этих карикатур.

Когда организаторы интернет-аукциона Lauritz.com отказались принять в дар от Вестергора скандальную карикатуру для торгов в пользу жертв землетрясения на Гаити, премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен осудил их поступок и предостерег датчан против "самоцензуры". "Если мы отвернемся от тех, кто нуждается в нашей поддержке и защите, то капитулируем перед теми, кто угрожает нашей свободе слова", - сказал он. После этого небольшая галерея в городе Скандерборге на западе страны объявила о решении выставить на аукцион отвергнутую Lauritz.com карикатуру.

В очередной раз карикатуры были перепечатаны в том же году в книге "Тирания молчания" журналиста "Юлландс-постен" Флеминга Розе, который в

2005 году был редактором раздела культуры в газете и дал "зеленый свет"

публикации карикатур. В результате он уже несколько лет живет под охраной полиции. "Запрет на религиозную сатиру основывается на принципе: "Вы уважаете мои табу, а я - ваши", - подчеркнул Розе на презентации книги, - и ведет к угнетающему молчанию".

"Тирания молчания" увидела свет в атмосфере страха перед терактами. С целью "предотвращения новых конфронтаций" глава датской дипломатии Лене Эсперсен приняла послов 17 мусульманских стран, аккредитованных в Копенгагене. В беседе с ними она отметила, что "в Дании действует свобода слова, и каждый имеет право публиковать книги, если их содержание не нарушает закон". При этом она указала, что Дания "стремится сохранить и укрепить добрые и дружественные отношения с мусульманским миром", а также "уважает все религиозные верования и общины, включая ислам - одну из крупнейших религий мира".

В этом контексте датская Служба безопасности и разведки /ПЕТ/ регулярно предупреждает, что Дания остается "приоритетной целью террористов-исламистов", добавляя, правда, что индивидуальная угроза для отдельных датчан незначительна. В последний раз такое предупреждение прозвучало после вынесения 30 января муниципальным судом Осло приговора по делу двух лиц, признанных виновными в подготовке вместе с "Аль-Каидой"

теракта против датской газеты и Курта Вестергора. "Через 8 месяцев после гибели Усамы бен Ладена и через почти 7 лет после публикации карикатур на пророка Мухаммеда мусульманские воинствующие экстремисты все еще рассматривают Данию как ключевую цель потенциального теракта", - писала "Копенгаген пост".

"Дания входит в число западных стран, которые подвергаются максимальному риску нападения, - считает старший лектор Орхусского университета Миккель Торуп. - К несчастью, правительство и местные власти не подготовили людей - практически и психологически - к возможности подобной трагедии".

Опрос общественного мнения "Мегафон" показал, что в 2010 году лишь 14 проц. датского населения опасались террористического нападения по сравнению с 39 проц. в 2006 году. Эксперт из Шведской национальной академии обороны Магнус Рансторп "крайне удивлен" таким отсутствием озабоченности. "Угрозы против датских интересов за границей и на территории самой Дании очевидны, - сказал он. - В свете того, что произошло в Джакарте, результаты этого опроса удивляют".

В середине 2010 года датская пресса информировала о том, что индонезийские экстремистские организации планировали проведение теракта против посольства Дании в Джакарте. По мнению представителей местной полиции, это было связано с карикатурами на пророка Мухаммеда.

Согласно американскому эксперту по международному терроризму Ивэну Колману, карикатуры на пророка Мухаммеда превратили Данию, наряду с США, в одну из главных мишеней террористов. "Карикатуры продолжают мотивировать и объединять экстремистов, - сказал он. - Нападение на Данию имело бы символический характер".

Оригинальной попыткой продемонстрировать, что свобода слова в Дании "не измеряется двойными стандартами", стало создание участниками датской группы художников-сатириков "Surrend" /"Жужжание"/ непристойной карикатуры на датскую королевскую семью. Директор музея в Орхусе потребовал убрать рисунок, который он назвал "порнографическим", из готовящейся выставки живописцев, а когда они отказались, то отменил саму выставку. В знак протеста художники развесили на улицах Копенгагена афиши с надписью "Издевайтесь над мусульманами, а не над королевской семьей", на которых их скабрезный рисунок соседствовал с известной карикатурой на пророка Мухаммеда. "Свобода слова действует в Дании только если нужно высмеять мусульманское меньшинство", - заявил журналистам глава группы Ян Эгесборг, который называет отмену выставки в Орхусе "верхом лицемерия". Датская Ассоциация художников поддержала авторов, опубликовав заявление, согласно которому "запрет нарушает свободу самовыражения" и является "беспрецедентной попыткой цензуры".

"Surrend" учреждена в 2006 году, чтобы "высмеивать властителей мира и безумные идеологические конфликты", указывается на интернет-сайте группы.

Она состоит из двух художников - Яна Эгесборга и Пии Бертельсен. Так, они показывали в Берлине постер с изображением Каабы - мусульманской святыни в Мекке. Позднее группа демонстрировала в столице Германии карты Ближнего Востока без израильского государства и с надписью "Окончательное решение".

Обе экспозиции привели к протестам, скандалам и угрозам.

Последним и, вероятно, наиболее циничным примером злоупотребления свободой слова стал недавний проект копенгагенского "Кафе-театра", касающийся планов постановки спектакля на основе "манифеста" норвежского террориста Андерса Брейвика, который 22 июля 2011 года хладнокровно убил в Осло и на острове Утейя 77 человек. Премьера спектакля-монолога "Манифесто-2083" намечена на 23 августа. Аргументируя свое намерение, художественный директор "Кафе-театра" Кристиан Лоллике заявил в интервью "Политикен", что действия Брейвика "отражают определенную политическую и идеологическую концепцию, и если эта концепция не станет предметом размышлений и исследований, то трагедия может повториться". Театральный проект вызвал лавину критических отзывов, прежде всего, в соседней Норвегии. Его осудили и датские парламентарии, которые однако не стали вмешиваться, свято соблюдая букву принципа свободы слова. Так, представитель правящей Социал-демократической партии Флемминг Меллер Мортенсен заявил, что "шокирован новостью". Но он исключил возможность запрета спектакля, так как "в этой стране художники пользуются свободой".

Лидер оппозиционной националистической Датской народной партии Пиа Кьерсгор также осудила намерение поставить спектакль "Манифесто-2083", заметив лишь, что такой проект отдает "дурным вкусом".

Понимание принципа свободы слова в Дании и других скандинавских странах отличается большим своеобразием, и в других государствах оно может вызвать своего рода культурный шок. Подобное отношение к свободе слова здесь сложилось, судя по всему, в рамках культуры скандинавских народов.

Некоторые авторы связывают эту особенность со спецификой этногенеза жителей региона и процесса формирования общества в эпоху викингов.

Искать причины и обстоятельства возникновения этого феномена - дело историков и культурологов, однако остается фактом, что для датчан, а также шведов, норвежцев, финнов и т.д. принцип свободы слова является "священной коровой". Свобода слова для датчан - примерно то же самое, что для русских

- чувство справедливости. Это принцип в Дании и скандинавских странах не нужно обсуждать, доказывать или обосновывать, он является аксиомой и реализуется на уровне естественных рефлексов.

Примечательно, что осуществление принципа не ведет к конфликтам, а, напротив, успешно сочетается со все еще консенсусным характером общества в современной Дании и царящей в нем дисциплинированностью и политкорректностью. Эти парадоксы, очевидно, также являются неразрывной составной частью унаследованного из эпохи викингов национального характера, образа жизни и мышления.

На недавнем брифинге в копенгагенском Международном пресс-центре на вопрос корр.ИТАР-ТАСС о том, не ведет ли подобное отношение к свободе слова к увеличению террористической угрозы против Дании, глава ПЕТ Якоб Шарф коротко сказал, что "свобода слова является в Дании базовой ценностью".

Любопытно, что наиболее внятное объяснение причин и резонов преобладания этого принципа в скандинавских странах корр.ИТАР-ТАСС обнаружил в бестселлере шведского журналиста и писателя Стига Ларссона "Миллениум" /"Королева во дворце сквозняков"/. "Шведская демократия основана на одном-единственном законе - фундаментальном законе о свободе слова, - пишет он. - Этот закон устанавливает непреложное право говорить, иметь мнение, думать и верить во что угодно. Это право предоставлено всем шведским гражданам - от запоздалых нацистов до швыряющих камни анархистов, включая все промежуточные фигуры". "Все другие фундаментальные законы, как, например, Конституция, являются лишь практическим рукоделием вокруг свободы слова, - продолжает Ларссон. - Таким образом, именно этот закон /о свободе слова/ гарантирует выживание демократии. Эдклинт /представитель службы безопасности/ был убежден, что его первоочередная задача - защищать свободу шведских граждан думать и говорить ровно то, что они хотят, даже если он сам ни на секунду не разделял их мыслей и слов". "Эта свобода, конечно, не означает, что все разрешено, как некоторые фундаменталисты свободы слова, особенно педофилы и расисты, пытаются утверждать в дискуссиях о культурной политике, - уточняет шведский автор. - Любая демократия имеет свои границы, и эти границы в Швеции определены законом о свободе прессы. Этот закон определяет, в принципе, четыре ограничения демократии. Запрещено публиковать детскую порнографию и некоторые сцены сексуального насилия, каков бы ни был уровень художественного исполнения, на который претендует автор. Запрещено призывать к восстанию и подстрекать к преступлению. Запрещено позорить и клеветать на сограждан. Запрещено подстрекать к расовой ненависти". "Свобода прессы была ратифицирована парламентом и представляет собой социально приемлемое ограничение демократии, другими словами, - социальный контракт, который определяет рамки существования цивилизованного общества. Сердцевина этого законодательства означает, что никто не имеет права преследовать или унижать другое человеческое существо", - подчеркивает писатель.



Таким образом, даже если подобное отношение к принципу свободы слова может показаться выходцу из другого региона "гримасой", полемизировать на эту тему в скандинавских странах совершенно бесполезно, а следует лишь правильно учитывать эту очевидную особенность национального менталитета.

--0--




Среди прочих существуют награды за военное мужество и гражданскую трусость. Веслав Брудзиньский
ещё >>