Из опыта подготовки и привлечения преподавателей к внеучебной работе со студентами - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей... 1 217.18kb.
Некоторые Проблемы и возможности повышения эффективности дистанционной... 1 72.43kb.
Мероприятия по воспитательной и внеучебной работе, проведенные за... 1 39.08kb.
С. Ю. Жданова Познание индивидуальности как методический прием в... 1 138.13kb.
График индивидуальных консультаций преподавателей кафедры политических... 1 48.45kb.
Учебное пособие для преподавателей-организаторов Начальной военной... 9 1570.19kb.
Из опыта работы отряда волонтеров Александровского района Акция «Костры... 1 86.91kb.
Методические разработки к семинарам по дисциплине «История Отечества»... 1 102.23kb.
Справка об основных результатах работ по сотрудничеству с вузами... 1 66.62kb.
1. Прежде чем приступать к нашему курсу лекций, оцените свои знания... 4 1958.17kb.
Отчет по научно-исследовательской работе: «Комплексная программа... 11 1760.57kb.
«Ценности семейного воспитания» 1 65.24kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Из опыта подготовки и привлечения преподавателей к внеучебной работе со студентами - страница №1/1

А.Я. Шаипова

ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск



Из опыта подготовки и привлечения преподавателей

к внеучебной работе со студентами

Для подготовки и привлечения преподавателей к внеучебной работе осуществлялось погружение преподавателей в развивающую среду вуза. Для этой цели были задействованы организационные ресурсы среды: определены функции преподавателя, выполняющего роль куратора, создавались (учитывались) нормативно-правовые, информационно-методические условия, система материальных и моральных стимулов.

Нормативно-правовые условия предполагают обеспечение деканатов, кафедр, органов общественного самоуправления и других участников процесса всеми необходимыми нормативными правовыми актами различных уровней, проведение соответствующих консультаций и инструктивных совещаний.

По данному направлению было важно обеспечить и создать банк данных необходимой документации по вопросам эффективного осуществления внеучебной деятельности для всех структур воспитательной системы вуза; подготовить рекомендации, предложения по совершенствованию внеучебный деятельности; осуществлять регулярный контроль за выполнением законов, решений, распоряжений всеми субъектами воспитательного процесса.

Информационно-методические условия предполагали сбор информации, информирование преподавателей, создание электронного банка дидактических материалов и практических разработок, необходимых для осуществления внеучебной деятельности.

Система стимулирования (моральная и материальная поддержка кураторской деятельности) служила действенным средством формирования мотивационной готовности к кураторской деятельности; она в различных вузах разная. Здесь показателен пример Белгородского государственного университета, в котором высоко оцнивается работа кураторов. Надбавка к заработной плате каждого куратора составляет 7000 рублей в месяц [Исаев 2009: 149-152].

Совершенствованию содержания и организации кураторской деятельности как организационного условия способствовало создание ситуаций успеха, помогающих преодолению неуверенности в своих силах и росту активности преподавателей, осознанию необходимости кураторской деятельности в вузе, особенно педагогическом, где внеучебная работа преподавателя является своего рода образцом выполнения функций классного руководителя в школе.

В работе с преподавателями применялись такие формы, как собеседования с администрацией, индивидуальные и групповые консультации специалистов по внеучебной работе, различные формы контрольно-оценочной деятельности, система конкретных заданий.

Целенаправленная подготовка к внеучебной деятельности проводилась в процессе постоянно действующих обучающих семинаров, программа которых предполагала как теоретико-методическую, так и практическую деятельности преподавателей в воспитательном процессе вуза. Задачами обучающей программы явились: актуализация имеющихся знаний, изучение теории и методики внеучебной деятельности; закрепление и совершенствование приобретенных знаний, развитие соответствующих навыков, компетенций, которые приводят к повышению уровня освоения содержательного и операционального компонентов готовности.

К практической внеучебной деятельности в образовательном процессе вуза привлекалось большое количество преподавателей и студентов. Объединения по интересам (любителей театра, кино, поэзии и др.) позволили использовать новые формы воспитательной работы (клубы интеллектуалов, общения, дискуссионные клубы, телефон доверия, психологические тренинги).

Основной формой стал семинар кураторов, который позволил заниматься со всей группой, успешно сочетать коллективный характер деятельности и самостоятельную работу его участников, предоставлял возможности для профессионального роста и самореализации, установлению контакта между преподавателями разных факультетов.

Были определены направления сотрудничества с администрацией, отделом по воспитательной работе, студенческими профкомом и центром, другими подразделениями вуза. Осуществлялось сотрудничество с центром психологической службы для проведения различных диагностик, тренингов, игр с активным участием в них преподавателей.

Работа с преподавателями была направлена на повышение качества выполняемых ими функций, развитие доминирующих для каждой функции компетенций. Для освоения преподавателями компетенций, соответствующих воспитательной функции важно обучение особенностям профессионального становления студентов, своевременной корректировке хода воспитательного процесса, решению проблемных педагогических ситуаций и др. Преподаватели были привлечены к разработке тематики разделов программы, занятий семинара, которые составлялись и корректировались с учётом их пожеланий. Например, было учтено пожелание пригласить работников студенческого профкома и студенческого центра на занятия семинара с сообщением о функциях органов самоуправления, обязанностях членов профкома и т.п., специалиста из воспитательного отдела вуза для обсуждения с преподавателями основных разделов плана воспитательной работы и т.п.

Особое внимание уделялось одной из наиболее распространённых форм кураторской деятельности: кураторскому часу, основными типами которого, по мнению преподавателей, явились тематический, организационный, час-праздник, час общения.

Например, были проведены кураторские часы: «Как я представляю свое будущее», который должен заставить студентов задуматься о пользе, приносимой обществу в будущем; «Час этикета», «Час любимых стихов», «Коллективное направление дел» (деловая игра по планированию работы в группе); общения (тренинговый, с использованием методики Щурковой ).

По каждой теме семинара его участникам предлагались памятки, которыми пополнялась методическая копилка преподавателей. Например, теоретические знания о различных классификациях функций куратора, формах их реализации, преподаватели пополнили, приняв участие в обсуждении памятки с перечисленными характеристиками данных функций и возможными формами их осуществления. Для углубления знаний по психолого-педагогическому циклу преподавателям предлагались памятки по современным воспитательным технологиям, методам и средствам воспитания.

Важным средством подготовки преподавателей к внеучебной работе со студентами служит обмен опытом проведения воспитательных мероприятий, который позволяет преподавателям заимствовать друг у друга популярные, новые, вызывающие интерес формы. Например, проведение на социально-психологическом факультете психологической акции «Тайный друг» было поддержано и проведено на педагогическом факультете. Выезд в вузовский лагерь первокурсников физико-математического факультета послужил примером для подобных поездок на художественно-графическом и филологическом факультетах. Данная форма работы способствует сплочению коллектива, расширению возможности неформального общения студентов с преподавателями.

Используется опыт обсуждения различных педагогических ситуаций, взятых из жизненного опыта самих преподавателей, журналов, учебных пособий и т.п., при решении которых участвует весь коллектив. Преподаватели в результате делового общения учатся анализировать, обобщать, применять опыт на практике.

Компетенции, предполагающие умение работать в группе, решать проблемные педагогические ситуации, планировать и анализировать результаты, находить и применять соответствующие методы, средства и приёмы организации коллектива осваиваются преподавателями через семинары-практикумы, коллективные творческие дела (групповое проектирование, игровые ситуации, сюжетно-ролевые и деловые игры, упражнения с проблемным содержанием, творческие задания). Увеличивается доля самостоятельной работы на занятиях семинаров и в практической деятельности (участие в разработке тематики программы занятий обучающих семинаров, содержания внеаудиторных занятий и различных форм кураторской деятельности и т.п.).

Эффективным средством подготовки преподавателей являются специальные упражнения с проблемным содержанием, решение которых приводит к развитию компетенций, необходимых для эффективного выполнения, в частности, функций куратора. Их необходимо выполнять, к примеру, на семинарах, проводимых в различных формах (проектная форма деятельности, групповая познавательная деятельность, индивидуальная работа и др.). Например, полезны следующие упражнения.

Упражнение 1. К предложенным методам (беседа, рассказ, поручение, поощрение) найдите приёмы, которые можно использовать при их реализации.

Упражнение 2. Дана группа методов (беседа, рассказ, поручение, поощрение) и группа приёмов (акцентирование, признание, ирония, совет, упрёк, просьба, приказание, внушение, огорчение, осуждение, доверие, авансирование, разочарование, приказание, требование, дружеский жест, душевный контакт, внушение, сожаление, сопереживание). Выберите к каждому методу из предложенного списка соответствующие приёмы. Какие из них вы используете в работе? Какие считаете антигуманными?

Преподаватели включались в активное взаимодействие с внешней средой через использование развивающего потенциала социокультурной среды региона. Для этого в нашем городе созданы все условия: Тобольск издавна считается отцом городов сибирских, который был и сегодня снова становится духовным и культурным центром Сибири. Он богат историей, своими культурными традициями, знаменитостями (Тобольск – родина А.А. Алябьева, Д.И. Менделеева).

К работе с преподавателями привлекались городские учреждения (центральная библиотека, драматический театр, экскурсионное бюро, центры национальных культур, областной музей народного образования, «Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник», поликлиника).

Работники данных учреждений приглашались как на семинар кураторов, так и на кураторские часы, кураторы по приглашению учреждений посещали данные учреждения. Например, после выступления на семинаре кураторов работников центральной городской библиотеки, была организована в это учреждение экскурсия, на которой работники библиотеки провели очень интересный и полезный для кураторов обзор специальной литературы, познакомили с фондом редкой книги. Интересны также были экскурсии кураторов вместе со студентами в центр татарской культуры (в группах много студентов татарской национальности), где работники музея центра знакомили участников с историей развития образования и культуры сибирских татар, показывали интересные экспонаты музея. Материалы впоследствии использовались студентами при работе над курсовыми проектами, проведении ими воспитательных мероприятий во время прохождения педагогической практики.

Таким образом, преподаватель, осуществляя внеучебную работу со студентами, включается в создание среды и, используя её возможности, осваивает среду, обогащается сам и помогает студентам в педагогическом освоении и обогащении данной среды.

Одним из способов организации учебной деятельности кураторов были творческие задания, предполагающие умение анализировать, обобщать, систематизировать, передавать необходимую социокультурную информацию; задания на формирование умения моделировать предстоящее общение как способ реализации социокультурного опыта, необходимого для эффективного взаимодействия.

В практической деятельности преподавателями широко использовались формы с региональным содержанием: просмотр и обсуждение кино-видео-телефильмов о Тюменском крае, городе, вузе, художественных фильмов «Мраморный дом», «Война», которые снимались в Тобольске, документальных фильмов об исторических местах Тобольска: «Русские забавы», «Сокровище губернатора Гагарина»; проведение встреч с ветеранами войны и труда, местными художниками, писателями, выпускниками, лучшими учителями города; организация экскурсий по городу, в Абалакский монастырь, косторезную фабрику; посещение могилы декабристов, дома-музея, где жил царь Николай II и др.

Например, кураторы групп первого курса биолого-химического факультета провели совместный кураторский час на тему «А.С. Пушкин и Д.И. Менделеев» с использованием как известных книг о знаменитостях, так и материалов областного Музея народного образования (подгорный корпус ТГПИ).

В заключение приведем фрагменты мини-сочинений «Моя педагогическая позиция», которые написаны одними из лучших кураторов вуза:

«Мне нравится работать куратором, проявлять заботу и получать в ответ благодарность. Тогда чувствуешь себя не только хорошим преподавателем, но и хорошим человеком» (О.В., ПФ).

«Я стараюсь активно участвовать в жизни своей группы. Считаю, что пассивным равнодушным людям лучше не брать обязанностей куратора, т.к. их роль будет бесполезной» (Н.В., БХФ).

«Со студентами мне работать очень интересно. С удовольствием помогала им делать «первые шаги» в институте, решать возникающие проблемы. Приятно видеть повзрослевших ребят группы в конце учебного года» (Л.Н., МФ).

«Нужно уметь выслушивать мнение студентов. Быть куратором – очень ответственная работа. Я считаю, мне эта работа по плечу» (Г.Я., ТиМДО).

«Я очень люблю кураторскую работу, так как это чистое, искреннее общение со студентами. Мне нравится то, что мои студенты видят во мне не только преподавателя, старшего товарища, но и друга. Они могут придти и поделиться со мной своими личными проблемами, успехами, достижениями» (А.С., СПФ).

Кураторы групп с выраженной ролью «воспитатель» несут большую ответственность за своих студентов, осознают её, любят, заботятся об учащихся, создают атмосферу доверия и уважения – образец отношений между преподавателями и студентами, которые студенты понесут в жизнь. Они включают студентов в реальные воспитательные переживания в процессе проведения внеучебных воспитательных мероприятий (кураторских часов, бесед, тематических вечеров и т.п.), тем самым влияя на формирование роли «воспитатель» у будущих учителей. Это очень важно в современных условиях, когда воспитание в системе образования по праву должно стать одним из приоритетных направлений государственной политики.



Литература:

1. Исаев И.Ф. Деятельность куратора студенческой группы: личностно-ориентированный подход / И.Ф. Исаев, Е.И. Ерошенкова // Высшее образование в России.2009.№6.С. 149-152.




Справедливость все-таки существует. Те, кто рисовал Запад самыми черными красками, теперь в наказание ездят туда. Збигнев Земецкий
ещё >>