История советской и российской космонавтики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Максим Тарасенко Военные аспекты советской космонавтики 8 1555.64kb.
Рефератов, исследовательских проектов «Космонавты Оренбуржья» «история... 1 22.14kb.
Внеклассное мероприятие для начальных классов, посвящённое Дню космонавтики... 1 80.36kb.
Тематическая линейка «12 апреля – день космонавтики» 1 78.01kb.
История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории 1 97.81kb.
Урок экскурсия «История космонавтики» 1 56.94kb.
12 апреля – День космонавтики Цель 1 75.65kb.
О государственном суверенитете российской советской федеративной... 1 35.91kb.
Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ, согласно которому... 1 70.82kb.
Классный час с использованием икт "День космонавтики" 1 48.35kb.
В отношении соотечественников за рубежом 1 232.13kb.
Операторы связи, оказывающие телематические услуги связи на территории 1 144.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

История советской и российской космонавтики - страница №1/1

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества, как век освоения космического пространства. Еще в начале века русский ученый К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Позже он написал: «Я буду рад, если моя работа побудит других к дальнейшему труду».

Российский ученый Константин Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал в 1903 г.1903 публикация в "Научном обозрении первой части труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В этом пионерском труде Циолковский:


1)полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия,

2)вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения,

3)высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам,

4)проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения.

Но автором первого в России проекта ракетного ЛА для полета человека был Н.И.Кибальчич.

Находясь в тюрьме за участие в подготовке покушений на царя Александра II, за несколько дней до казни, Кибальчич в марте 1881 г.разработал оригинальный проект пилотируемого ракетного ЛА (впервые опубл, в 1918, «Былое», № 4—5).В проекте Кибальчич рассмотрел устройство порохового РД, управление полётом путём изменения угла наклона двигателя, программный режим горения, обеспечение устойчивости аппарата и др. Именем Кибальчича назван кратер на Луне.

К. Э. Циолковский еще в начале ХХ века утверждал: «Планета есть колыбель разума,

но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за

светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Сейчас мы являемся свидетелями того, как сбываются пророческие слова.

После Октябрьской революции многие ученые и конструкторы, горячо верившие в

осуществление идей К. Э. Циолковского, стали работать над их дальнейшим развитием и

претворением в жизнь.

Уже в 1931 г. в Москве, Ленинграде, Харькове, Тифлисе, Баку, Архангельске, Новочеркасске

и других городах страны появляются группы по изучению реактивного движения, а в 1933 г. по

решению правительства был создан впервые в мире Реактивный научно-исследовательский институт.

КОРОЛЕВ Сергей Павлович (12.01.1907/30.12.1906 - 14.01.1966) - ученый, основоположник

практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. Он по праву считается первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

Для реализации задачи создания ядерного оружия и средств его доставки 13 мая 1946

года Совет Министров СССР принял постановление о развёртывании масштабной работы по

развитию отечественного ракетостроения. В соответствии с этим постановлением был создан

Научно-исследовательский артиллерийский институт реактивного вооружения №
4.Начальником института был назначен генерал А. И. Нестеренко, его заместителем по специальности «Жидкостные баллистические ракеты» — полковник М. К. Тихонравов, соратник С. П. Королёва по ГИРДу и РНИИ. Михаил Клавдиевич Тихонравов был известен как создатель первой жидкостной ракеты, стартовавшей в Нахабино 17 августа 1933 года. Он же в 1945 году возглавил проект подъёма двух космонавтов на высоту 200 километров с помощью ракеты типа «Фау-2» и управляемой ракетной кабины. Проект был поддержан Академией наук и одобрен Сталиным. Однако в трудные послевоенные годы руководству военной отрасли было не до космических проектов, которые воспринимались как фантастика, мешающая выполнению главной задачи по созданию «дальнобойных ракет».
ТИХОНРАВОВ Михаил Клавдиевич (1900—74) — советский конструктор в области ракетостроения и космонавтики. Занимался исследованием ЖРД, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами.

С середины 1940-х годах работал над проблемами проектирования высотных ракет. Участвовал в создании первых ИСЗ, КК, межпланетных КА.

16 сентября 1953 года по заказу ОКБ Королёва в НИИ-4 была открыта первая научно-

исследовательская работа по космической тематике «Исследования по вопросу создания первогоискусственного спутника Земли». Группа Тихонравова, имевшая солидный задел по этой теме, выполнила её оперативно.

В 1956 году М. К. Тихонравов с частью своих сотрудников переводится из НИИ-4 в ОКБ

Королёва начальником отдела по проектированию спутников. При его непосредственном участии создаются первые ИСЗ, пилотируемые корабли, проекты первых автоматических межпланетных и лунных аппаратов.

Начало практическому освоению космоса было положено 4 октября 1957 г. запуском первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) в Советском Союзе.

Первые годы развития космонавтики характеризовались не сотрудничеством, а острой

конкуренцией между государствами (так называемая Космическая гонка). Международное

сотрудничество стало интенсивно развиваться только в последние десятилетия, в первую очередь, благодаря совместному строительству Международной космической станции и исследованиям, проводимым на её борту.

Первым космонавтом Советского Союза был Юрий Гагарин, чем и вошел навсегда в мировую

историю. Подготовка к полёту первого в мире человека длилась чуть больше года, и вот, 12

апреля 1961 состоялся этот исторический момент. Встречали лётчика на Земле, как и подобает,

встречать героев отечества.С этого дня Юрий Алексеевич положил начало новой профессии –

космонавт. Позднее Гагарин был удостоен многих чинов и наград.

После этого началась борьба за запуск первой женщины космонавта в космос.


Событием невиданного масштаба был полёт первой девушки советского космонавта Валентины Терешковой. Её путешествие к звёздам началось с того, что к 25 годам она была зачислена в ряды космонавтов и наряду с другими девушками подходила подготовку к полёту на орбиту. Во время обучения руководителями проекта была замечена активность Валентины Терешковы и её трудолюбие,вследствие чего её назначили старшей в женской группе. Всего спустя 1 год подготовки, она отправилась в космическое путешествие, оставшееся навсегда в учебниках истории - первый полёт в открытый космос женщины.

ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА.


В 1957 г. под руководством Королева была создана первая в мире межконтинентальная

баллистическая ракета Р-7, которая в том же году была использована для запуска первого

в мире искусственного спутника Земли.

4 октября 1957 — запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1. (СССР).

3 ноября 1957 — запущен второй искусственный спутник Земли Спутник-2 впервые выведший в космос живое существо — собаку Лайку. (СССР).

4 января 1959 — станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. (СССР).

14 сентября 1959 — станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР. (СССР).

4 октября 1959 — запущена АМС «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала

невидимую с Земли сторону Луны. Также во время полёта впервые в мире был на практике

осуществлён гравитационный манёвр. (СССР).

19 августа 1960 — совершен первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» орбитальный полёт совершили собаки Белка и Стрелка. (СССР).

12 апреля 1961 — совершён первый полёт человека в космос (Ю. Гагарин) на корабле

Восток-1. (СССР).

12 августа 1962 — совершен первый в мире групповой космический полет на кораблях

Восток-3 и Восток-4. Максимальное сближение кораблей составило порядка 6.5 км. (СССР).

16 июня 1963 — совершен первый в мире полет в космос женщины-космонавта

(Валентина Терешкова) на космическом корабле Восток-6. (СССР).

12 октября 1964 — совершил полет первый в мире многоместный космический корабль Восход-1. (СССР).

18 марта 1965 — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт

Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля Восход-2. (СССР).

3 февраля 1966 — АМС Луна-9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность

Луны, были переданы панорамные снимки Луны. (СССР).

1 марта 1966 — станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив

вымпел СССР. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую

планету. (СССР).

3 апреля 1966 — станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны. (СССР).

30 октября 1967 — произведена первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188». (CCCР).

15 сентября 1968 — первое возвращение космического аппарата (Зонд-5) на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. (СССР).

16 января 1969 — произведена первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей Союз-4 и Союз-5. (СССР).

24 сентября 1970 — станция «Луна-16» произвела забор и последующую доставку на Землю (станцией «Луна-16») образцов лунного грунта. (СССР). Она же — первый беспилотный космический аппарат, доставивший на Землю пробы породы с другого космического тела (то есть, в данном случае, с Луны).

17 ноября 1970 — мягкая посадка и начало работы первого в мире полуавтоматического

дистанционно управляемого самоходного аппарата, управляемого с Земли: Луноход-1. (СССР).

15 декабря 1970 — первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры: «Венера-7». (СССР).

19 апреля 1971 — запущена первая орбитальная станция Салют-1. (СССР).

27 ноября 1971 — станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса. (СССР).

2 декабря 1971 — первая мягкая посадка АМС на Марс: «Марс-3». (СССР).

20 октября 1975 — станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. (СССР). октябрь 1975 — мягкая посадка двух космических аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» и первые в мире фотоснимки поверхности Венеры. (СССР).

25 июля 1984 - Светлана Савицкая стала первой женщиной, совершившей выход в открытый

космос. Она также стала второй женщиной в космосе после Валентины Терешковой, которая побывала там за 19 лет до этого. Через год Салли Райд стала первой американкой в космосе.

20 февраля 1986 — вывод на орбиту базового модуля орбитальнной станции [[Мир_(орбитальная_станция)]Мир]

1987-1988 - Владимир Титов (слева) и Муса Манаров стали первыми людьми, которые провели более года в космосе. Их миссия длилась 365 дней, 22 часа и 39 минут.

1989 – 1999: «Мир» - первая постоянная управляемая космическая станция. Ее строительство началось в 1986 году, а на Землю она упала в 2001.



Советская и российская пилотируемая космонавтика 
(краткий исторический обзор)

 

I. ПИЛОТИРУЕМЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПИЛОТИРУЕМАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

   

    В Советском Союзе, а затем в России - правопреемнице пилотируемой космической программы СССР, были полностью или частично осуществлены следующие пилотируемые космические программы.



   

    1. «Восток»

   

    Программа предназначалась для выполнения первых испытательных орбитальных полетов космонавтов на одноместном космическом корабле (КК) «Восток». Программа осуществлялась в 1958-1963 годах. Все задачи, ставившиеся перед этой программой, были успешно выполнены.



    Для полетов на КК «Восток» был проведен набор космонавтов из числа военных летчиков и образован отряд космонавтов ВВС, а также Центр подготовки космонавтов ВВС (ЦПК).

    Основные результаты этой программы: в первую очередь - политические (первый космонавт планеты, первая женщина в космосе, первый групповой полет двух КК, рекордная для тех лет продолжительность полета), научные (человек может жить и работать в космосе, непосредственно начали изучаться проблемы, связанные с воздействием невесомости на человека). На основе программы «Восток» стала осуществляться программа «Восход».

    КК «Восток» - первый в мире пилотируемый космический корабль. Разрабатывался с 1958 года в ОКБ-1 под руководством Главного конструктора С.П.Королева. Для испытаний и отработки основных систем КК «Восток» в испытательных орбитальных полетах был создан беспилотный вариант корабля - 1К («Восток-1»). Пилотируемый вариант корабля получил обозначение 3КА («Восток-3А»). Корабль «Восток» предназначался для полета одного космонавта по орбите Земли. Максимальная расчетная продолжительность полета - 10 суток. Масса КК - более 4700 кг, длина КК - 4,3 метра, максимальный диаметр КК - 2,5 метра.

    Всего было запущено 13 кораблей «Восток": 6 пилотируемых (3КА) и 7 беспилотных (5 кораблей 1К и 2 корабля 3КА).

   

    2. «Восход»



   

    Программа предназначалась для выполнения орбитальных полетов на многоместном КК «Восход» с целью проведения технических, научных и медицинских экспериментов. Программа осуществлялась в 1963-1966 годах. Выполнена была не полностью.

    В связи с тем, что КК «Восход» был многоместным появилась возможность, кроме космонавтов ВВС послать в космос представителей и других специальностей и профессий. Организации и предприятия, непосредственно занимавшиеся реализацией программы, отобрали собственных кандидатов для участия в полетах. Были отобраны инженеры из ОКБ-1, военные медики из НИИ авиационной и космической медицины и ЦПК, гражданские медики из ИМБП, а также научный сотрудник от АН СССР.

    Основные результаты программы: осуществлен выход человека в открытый космос.

    КК «Восход» - первый в мире многоместный пилотируемый космический корабль. Создан в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева в 1963-1964 годах на базе космического корабля «Восток». Корабль «Восход» имел три модификации: трехместный, двухместный со шлюзовой камерой для выхода космонавта в открытый космос и двухместный для длительного полета. «Восход» отличался от «Востока» наличием системы мягкой посадки и, поэтому космонавты могли совершать посадку в СА.

    Первая модификация корабля - 3КВ - предназначалась для орбитального полета экипажа из трех космонавтов без скафандров. Было запущено два КК этой модификации: беспилотный «Космос-47» и пилотируемый «Восход».

    Вторая модификация - 3КД - отличалась от первой наличием системы жизнеобеспечения скафандров «Беркут» для двух космонавтов и шлюзовой камеры с системой шлюзования. Было запущено два корабля этой модификации: беспилотный «Космос-57» и пилотируемый «Восход-2».

    Третья модификация (обозначалась тоже 3КВ) предназначалась для длительного полета (до 20 суток) экипажа из двух космонавтов без скафандров. КК «Восход» данной модификации был выведен на орбиту в беспилотном варианте в 1966 году под названием «Космос-110» с животными на борту. В пилотируемом режиме эта модификация корабля не запускалась.

    КК «Восход» выводился на орбиту с помощью РН «Союз». Спасение космонавтов в случае аварии РН на стартовой позиции или на начальном участке выведения не предусматривалось. Данное обстоятельство было одной из причин закрытия этой программы.

В середине 1966 года программа «Восход» была закрыта, создание и изготовление кораблей прекращено. Подготовленный к старту пилотируемый КК «Восход-3» так и не был запущен.

   


    3. «Союз»

   


    Программа «Союз» имеет очень большую историю и несколько этапов развития.

   


    Первый этап (1962-1965) - начальная разработка корабля в рамках программы облета Луны.

    В 1962 году в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева начал проектироваться ракетно-космический комплекс, состоявший из трех кораблей: 7К, 9К и 11К. Данный проект получил название «Союз» и осуществлялся с целью пилотируемого облета Луны. Корабль 7К предназначался для выведения космонавтов на орбиту Земли, стыковки с кораблем 9К, пилотируемого облета Луны в составе комплекса кораблей 7К-9К и возвращения космонавтов на Землю в СА корабля 7К. Корабль 9К представлял собой разгонный ракетный блок с двигательной установкой, которая обеспечивала выведение комплекса 7К-9К на траекторию облета Луны.

    В 1965 году, в связи с принятием новой программы облета Луны - «Л-1», проект «Союз» (в это время проект «Союз» находился на стадии проектирования) был переориентирован на создание пилотируемого орбитального корабля, который получил обозначение 7К-ОК и унаследовал название от проекта. Разработка кораблей 9К и 11К была прекращена.

   


    Второй этап (1965-1970) - создание и эксплуатация орбитального корабля «Союз».

    Корабль 7К-ОК «Союз» имел также обозначение 11Ф615 и предназначался для орбитальных автономных полетов космонавтов, отработки операций маневрирования и стыковки на земной орбите, а также для проведения некоторых экспериментов.



Основные результаты этого этапа: были отработаны операции маневрирования, поиска, сближения и стыковки на орбите Земли космических кораблей как в автоматическом режиме, так и в пилотируемом. Кроме того, были выполнены некоторые эксперименты, в частности, на КК «Союз-6» с помощью установки «Вулкан» впервые проводились сварочные работы, а на КК «Союз-9» был совершен длительный космический полет (более 17 суток).

   


    Третий этап (1969-1981) - создание и эксплуатация транспортного корабля «Союз».

    В 1969-1970 годах была создана транспортная модификация корабля «Союз» - 7К-Т для доставки экипажей на ДОС «Салют» и ОПС «Алмаз».

    Всего было запущено 38 кораблей «Союз» модификации 7К-Т и 7К-ТМ: 31 пилотируемый (один из них в 1975 году совершил суборбитальный полет из-за аварии РН) и 7 беспилотных.

    Основные результаты этого этапа: корабли обеспечивали доставку советских и международных экипажей (по программе «Интеркосмос») на орбитальные станции «Салют-1, -3, -4, -5, -6» и их возвращение на Землю, была осуществлена стыковка КК «Союз-19» с американским КК «Аполлон» (программа «ЭПАС»).

   

    Четвертый этап (1967-1977) - создание корабля 7К-С.



   

Пятый этап (1977-1986) - эксплуатация корабля «Союз-Т».

    В ноябре 1967 года в ЦКБЭМ (бывшее ОКБ-1) под руководством Главного конструктора В.П.Мишина началось проектирование модификации корабля «Союз» - 7К-С, получившей также обозначение 11Ф732. Корабль 7К-С обладал возможностью экстренного отделения БО на орбите Земли в случае возникновения неполадок в системах вооружений.

    В 1974 году ЦКБЭМ завершило создание 7К-С. Были изготовлены три летных корабля и в 1974-1976 годах проведены летно-конструкторские испытания (ЛКИ) данного корабля в беспилотном варианте ("Космос-670», «Космос-772» и «Космос-869»). Однако, в дальнейшем корабль 7К-С не использовался и был вскоре модифицирован в транспортный корабль 7К-СТ, получивший название «Союз-Т» (“Союз”-транспортный) для доставки экипажей на орбитальные станции.

    В отличие от 7К-С на корабле 7К-СТ были установлены солнечные батареи. Кроме того, была модернизирована СЖО, позволившая увеличить численность экипажа до трех человек. ЛКИ корабля 7К-СТ начались в 1978 году запуском беспилотного КК, получившего название «Космос-1001».

    Всего было запущено 3 беспилотных корабля 7К-С и 17 кораблей «Союз-Т": 14 пилотируемых и 3 беспилотных. Запуск одного пилотируемого «Союза-Т» не состоялся из-за пожара РН на стартовой позиции (в сентябре 1983 года). Космонавты были спасены с помощью САС.

    Основные результаты этих этапов: был создан усовершенствованный транспортный корабль, который обеспечивал доставку советских и международных экипажей на орбитальные станции «Салют-6 и -7».

   

    Шестой этап (середина 1980-х - до настоящего времени) - эксплуатация корабля «Союз-ТМ».



    В 80-х годах корабль «Союз-Т» был модернизирован и получил название «Союз-ТМ» ("Союз"-транспортный модернизированный).

    В конце 1980-х годов была создана модификация «Союза-ТМ». На этой модификации устанавливается андрогинно-периферийный агрегат стыковки АПАС-89. Этот вариант корабля был создан для использования в качестве корабля-спасателя для экстренной эвакуации экипажа орбитальной станции «Мир» или корабля «Буран».

    В 1992 году на базе корабля «Союз-ТМ» началось создание новой модификации - корабль-спасатель ACRV для международной космической станции «Альфа».

    К настоящему времени запущено 19 кораблей «Союз-ТМ": 18 пилотируемых и 1 беспилотный. Эксплуатация корабля продолжается.

    Основные результаты этапа: корабли обеспечивали и обеспечивают доставку советских/российских и международных экипажей на орбитальный комплекс «Мир».

       Таким образом, корабли «Союз», «Союз-Т» и «Союз-ТМ» – это многофункциональные многоместные пилотируемые космические корабли. Внешне они очень схожи. Имеют одну и ту же конструктивную компоновку и примерно одинаковые габаритно-весовые характеристики. Все корабли состоят из трех отсеков: бытового отсека (БО), спускаемого аппарата (СА) и приборно-агрегатного отсека (ПАО). Все корабли «Союз» выводились и выводятся на орбиту с помощью РН «Союз».

    За 27 лет эксплуатации было запущено 93 корабля «Союз» различных модификаций.

   


    4. Л-1 (УР500К-Л1)

       Программа «Л-1» или «УР500К-Л1» предназначалась для пилотируемого облета Луны. Программа осуществлялась в 1965-1970 годах. Главной целью программы было обеспечить приоритет СССР в первом пилотируемом полете к Луне. Цель достигнута не была.

    С целью быстрейшего выполнения программы, лунный облетный корабль был создан на основе корабля «Союз» 7К-ОК. Корабль по программе «УР500К-Л1» получил обозначение 7К-Л1.

    Корабль 7К-Л1 предназначался для пилотируемого облета Луны двумя космонавтами. Космонавты на корабле 7К-Л1 должны были совершать полет без скафандров, в полетных костюмах.

    Всего в рамках ЛКИ было запущено 11 беспилотных кораблей 7К-Л1. Из них: 4 не вышли на орбиту Земли из-за аварий РН, 4 корабля совершили облет Луны. Один корабль в июле 1968 года не был запущен из-за аварии блока «Д» во время подготовки РН к старту.

   


    5. Л-3 (Н1-Л3)

   


    Программа «Л-3» или «Н1-Л3» предназначалась для пилотируемого полета к Луне с посадкой на ее поверхность. Программа осуществлялась в 1964-1974 годах. Главной целью программы было обеспечить приоритет СССР в первой пилотируемой посадке на поверхность Луны. Цель достигнута не была.

Разработка ЛРК началась в ОКБ-1 в 1964 году под руководством С.П.Королева, впоследствии созданием ЛРК руководил В.П.Мишин.

    Для проведения испытаний ЛК в беспилотном режиме на орбите Земли был создан экспериментальный ЛК, получивший обозначение Т2К. Впервые корабль Т2К был выведен на орбиту Земли 24 ноября 1970 года с помощью РН «Союз» ("Космос-379»). Впоследствии было осуществлено еще два испытательных полета этого корабля на орбите Земли ("Космос-398» и «Космос-434»).

    Подготовку по программе «Н1-Л3» проходили 20 космонавтов (10 космонавтов ВВС и 10 космонавтов ЦКБЭМ). В 1969-1972 годах было осуществлено 4 испытательных запуска РН «Н-1», но все они закончились авариями 1-й ступени РН. В мае 1974 года работы по программе «Н1-Л3» были приостановлены. Окончательно программа была закрыта в марте 1976 года, так как началась полномасштабная работа по программе «Буран».

   


    6. «Алмаз»

   


    Военная программа. Осуществлялась в 1965-1981 годах.

    ОПС «Алмаз» создавалась как орбитальная станция военного назначения и являлась космическим наблюдательным и разведывательным пунктом, оснащенным аппаратурой наблюдения и фотографирования и точной системой ее наведения.

    3 апреля 1973 года была запущена ОПС-1 «Алмаз» После выведения на орбиту станция получила название «Салют-2». Но на 13-е сутки полета произошла внезапная разгерметизация отсеков станции. Эксплуатировать ОПС в пилотируемом режиме было невозможно. Станция прекратила существование 28 мая 1973 года. ОПС-2 «Алмаз» была выведена на орбиту 25 июня 1974 года и получила название «Салют-3». На ней работала одна экспедиция. ОПС-3 «Алмаз» под названием «Салют-5» была запущена на орбиту 22 июня 1976 года. На ней побывало 2 экспедиции. Экипажи, состоявшие только из космонавтов ВВС, на ОПС доставлялись с помощью кораблей «Союз» (7К-Т).

    На этом первый этап программы «Алмаз» был завершен. В 1978 году планировалось вывести на орбиту следующую, четвертую по счету, станцию «Алмаз». ОПС-4 в отличие от предыдущих станций имела два стыковочных узла, к которым могли пристыковываться как корабли «Союз», так и ТКС. Однако в конце 1978 года было принято решение о приостановке работ по пилотируемым станциям «Алмаз». ОПС-4 была законсервирована и до сих пор находится в НПО Машиностроения.

    Два последующих корабля запускались уже в качестве автоматических транспортных грузовых кораблей. Полетом ТКС-4 «Космос-1686» эксплуатация этого корабля была завершена. ФГБ двух других изготовленных к тому времени кораблей были использованы в качестве двигательного отсека КА «Скиф-ДМ», запущенного 15 мая 1987 года РН «Энергия», и в качестве разгонного блока модуля «Квант», который был выведен на орбиту 31 марта 1987 года РН «Протон». В середине 1980-х годов на базе ТКС началось создание модулей для орбитальной станции «Мир».

   


    7. “Союз-ВИ”

   


    Военная программа, которая разрабатывалась с 1965 года до середины 1970-х годов. Реализована не была.

     Корабль ОК-ВИ представлял собой орбитальный блок, состоявший из ПАО и цилиндрического рабочего отсека, в котором должно было размещаться оборудование для военных экспериментов. Спускаемого аппарата ОК-ВИ не имел и должен был запускаться на орбиту в беспилотном режиме РН «Союз». По различным причинам в 70-х годах работа над кораблем ОК-ВИ была прекращена на стадии проектирования.

   

    8. ДОС (долговременная орбитальная станция)



   

    Первый этап - орбитальные станции 1-го поколения.

    ДОС-1 и ДОС-2 предназначались для орбитальных полетов 2-3 экипажей из трех космонавтов длительностью до месяца и проведения научно-технических экспериментов, медицинских и астрофизических исследований. 19 апреля 1971 года была запущена ДОС-1, получившая название «Салют». Единственным экипажем, работавшим на станции, был экипаж КК «Союз-11» (экипаж погиб при посадке корабля). 29 июля 1972 года состоялся запуск ДОС-2, но из-за аварии РН «Протон» станция на орбиту не вышла.

    ДОС-3 и ДОС-4 предназначались для орбитальных полетов длительностью до 2-х месяцев двух-трех экипажей из двух космонавтов с целью проведения научно-технических, астрофизических и медицинских экспериментов и исследований. ДОС-3 была выведена на орбиту 11 мая 1973 года. Сразу после выведения на компенсацию возникших автоколебаний станции системой управления был израсходован весь бортовой запас топлива двигателей ориентации. Станция продолжала неориентированный полет, поэтому в пилотируемом режиме использоваться не могла и получила название «Космос-557». ДОС-4 была выведена на орбиту 26 декабря 1974 года и получила название «Салют-4». На станции работали два экипажа.

   

    Второй этап - орбитальные станции 2-го поколения.



    Станции ДОС-5 и ДОС-5-2 были созданы на базе предыдущих станций ДОС в 1970-х годах в НПО «Энергия» под руководством генерального конструктора В.П.Глушко.

    Каждая из данных станций предназначалась для длительных полетов на ней до пяти основных экипажей из двух космонавтов и кратковременных полетов экипажей посещения, также из двух космонавтов. На станции ДОС-5-2 в основной экипаж и экипаж посещения могли входить по три космонавта. На борту станций проводились научные, биомедицинские, технологические эксперименты и исследования, а также полеты иностранных космонавтов по программе «Интеркосмос».

    ДОС-5, получившая название «Салют-6», была запущена 29 сентября 1977 года. За время эксплуатации станции к ней пристыковывались 16 пилотируемых КК «Союз» и «Союз-Т», которые доставили 5 основных экипажей и 11 экипажей посещения. На борту станции работали 27 космонавтов: 19 советских и 8 иностранных. 6 советских космонавтов побывали на станции дважды. К станции пристыковывались 12 ТКГ «Прогресс».

    ДОС-5-2 под названием «Салют-7» была запущена 19 апреля 1982 года. К станции пристыковывались 10 пилотируемых кораблей «Союз-Т», на которых было доставлено 5 основных экипажей и 5 экипажей посещения. Всего на борту станции работали 21 космонавт: 19 советских и 2 иностранных. Трое советских космонавтов побывали на станции дважды, космонавт В.А.Джанибеков - трижды.



После завершения эксплуатации станции в пилотируемом режиме она вместе с пристыкованным к ней ТКС «Космос-1686» была переведена 22 августа 1986 года на высокую круговую орбиту высотой 480 км. В дальнейшем предполагалось возвратить станцию на Землю в грузовом отсеке корабля «Буран». В связи с высокой активностью Солнца и повышенной плотностью атмосферы станция вместе с ТКС сошла с орбиты раньше расчетного срока (7 февраля 1991 года).

    Все 6 станции ДОС выводились на орбиту трехступенчатыми РН «Протон» (УР500К).

   

    9. “Буран”



   

    Программа создания многоразового космического корабля. Осуществлялась в 1976-1993 годах.

    Проектирование корабля «Буран» началось в 1976 году. Головными разработчиками и изготовителями корабля являлись НПО «Молния» под руководством генерального конструктора Г.Е.Лозино-Лозинского и НПО «Энергия» под руководством генерального конструктора В.П.Глушко. «Буран» являлся составной и единственной многоразовой частью универсальной ракетно-космической транспортной системы (УРКТС) «Энергия-Буран» - 11Ф36.    

   Первый и единственный орбитальный испытательный полет (2 витка) корабль «Буран» (№1К) совершил 15 ноября 1988 года. Запуск, орбитальный полет, спуск с орбиты и посадка на ВПП выполнены в автоматическом режиме.

    В 1993 году из-за резкого сокращения финансирования программа была приостановлена (как минимум до 2000 года).

   


    10. “Мир”

   


    Орбитальный комплекс «Мир» является первой в мире модульной орбитальной станцией.

    Базовый блок комплекса был разработан и создан в начале 80-х годов в НПО «Энергия» под руководством генерального конструктора В.П.Глушко. Модули для комплекса начали разрабатываться в КБ «Салют» тогда же.

    После выведения в 1986 году базового блока «Мир» на орбиту Земли он на начальном этапе эксплуатировался как моноблочная пилотируемая орбитальная станция. В апреле 1987 года к базовому блоку был пристыкован первый экспериментальный модуль «Квант». С этого момента началась сборка пилотируемого орбитального комплекса «Мир».

    К орбитальному комплексу «Мир» пристыковывались 19 пилотируемых кораблей: «Союз Т-15» и 18 КК «Союз-ТМ», которые доставили 16 основных экспедиций и 3 экспедиции посещения. Кроме того, к орбитальному комплексу пристыковывались беспилотный КК «Союз-ТМ», 18 ТКГ «Прогресс» и 23 ТКГ «Прогресс-М».

    Базовый блок «Мир» (17КС) представлял собой основу для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого модульного комплекса (орбитальной станции 3-го поколения). В составе орбитального комплекса базовый блок «Мир» использовался для пристыковки модулей, транспортных пилотируемых и автоматических грузовых кораблей, обеспечивал необходимые условия для работы и отдыха космонавтов. На базовом блоке располагалась основная часть аппаратуры и оборудования систем управления движением и электропитания комплекса, двигательной установки и комплекса радиосредств. Базовый блок «Мир» был выведен на орбиту 19 февраля 1986 года, а на Землю она упала в 2001г.

   


II. ОТРЯДЫ КОСМОНАВТОВ

   


    Отряд космонавтов ЦПК ВВС был образован в 1960 году. Космонавты этого отряда выполняют функции командиров экипажей, За время существования отряда в него было зачислено 111 человек. В настоящее время в отряде - 18 космонавтов. Командир отряда - космонавт А.А.Волков.

    Отряд космонавтов НПО «Энергия» образован в 1966 году. Гражданские космонавты выполняют функции бортинженеров. Всего в отряде было 44 космонавта. В настоящее время - 14 космонавтов и 2 кандидата в космонавты. Руководитель отряда – бывший космонавт А.П.Александров.

    Отряд космонавтов ИМБП образован в конце 1960-х годов. В состав отряда входят гражданские космонавты-врачи (всего 18 человек). В настоящее время в отряде - 5 космонавтов. Руководитель отряда - космонавт В.Ю.Лукьянюк.

    Отряд космонавтов НПО Машиностроения был образован в конце 1960-х годов. Космонавты этого отряда должны были летать как бортинженеры на ОПС «Алмаз» и ТКС. Всего в отряде было 6 человек. В 1987 году в связи с изменением тематики предприятия отряд был расформирован. Ни один из космонавтов в космос не летал.

    Отряд космонавтов ЛИИ был образован в 1978 году. Космонавты этого отряда - профессиональные гражданские летчики-испытатели - должны были пилотировать корабли «Буран». В отряде было 11 человек. В настоящее время - 6 космонавтов. Руководитель отряда - космонавт В.В.Заболотский.

    Группа космонавтов ГКНИИ ВВС была образована в 1979 году. Космонавты этой группы должны были выполнять полеты на «Буране» по военным программам. Всего в группе было 10 человек. В настоящее время - 4. Командир группы - космонавт Токарев.

    Кроме того, были космонавты не входившие в эти отряды. В частности, космонавты АН СССР. Сейчас в РАН имеется один космонавт.

    В связи с закрытием программы «Буран» ожидается решение о судьбе отряда космонавтов ЛИИ и группы ГКНИИ ВВС.

   

III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ

   


    Первой была программа «ЭПАС» (стыковка на орбите советского и американского кораблей).

    Программа «Интеркосмос» преследовала в основном политические цели - запускались космонавты дружественных социалистических стран. Научные результаты этих полетов были очень низкими, а в некоторых случаях попросту отсутствовали.

    В последнее время по договоренности с зарубежными партнерами выполняются космические программы на коммерческих условиях.

   


ЛИТЕРАТУРА

  1. К. Э. Циолковский. Труды по космонавтике

  2. Энциклопедия Космонавтика . Гл. редактор В.П. Глушко

  3. Космонавтика. Е.В. Тарасов

  4. История Российской Советской космонавтики. А. Красников








Одиночество — великая вещь, но не тогда, когда ты один. Джордж Бернард Шоу
ещё >>