История нового времени стран западной европы и америки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по истории Нового и новейшего времени Европы и... 1 31.68kb.
Программа дисциплины история стран Европы и Америки новейшего времени... 1 172.69kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История нового и новейшего... 2 394.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран... 6 1178.09kb.
Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки. 1 122.62kb.
Тематика практических занятий новая история европы и америки 3 курс 1 134.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы... 1 215.61kb.
Программы комплексного экзамена по специальности «история» часть I. 2 455.36kb.
Рабочая программа дисциплины новая история стран Европы и Америки... 1 90.14kb.
Рабочая программа учебной дисциплины История новейшего времени стран... 6 1202.48kb.
Курсы кафедры истории и политики стран Европы и Америки История/... 1 34.64kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы гму» 16 3510.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

История нового времени стран западной европы и америки - страница №1/5




Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»


Э. Г. Воденисова

Т. Г. Чугунова

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

(1870-1918)
Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2010

УДК 940; 970

ББК 63. 3 (о) 5

В 62
Печатается по решению редакционно-издательского

совета НГПУ
Воденисова Э. Г., Чугунова Т. Г.

История нового времени стран Западной Европы и Америки (1870-1918):Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2010. – 58 с.
Отв. редактор: канд. ист. наук, доц. А. В. Хазина

Рецензент: канд. ист. наук И. В. Будцын

Учебно-методическое пособие для практических занятий к курсу новой истории стран Западной Европы и Америки (1870-1918) содержит перечень основных тем, предлагаемых к рассмотрению, вопросы по каждой их них, списки источников и литературы, задания для самопроверки, список экзаменационных вопросов.

Пособие предназначено для подготовки бакалавров и магистров дневного и заочного отделений по направлению «История» и для всех интересующихся историей стран Запада в новое время.


© Э. Г. Воденисова, Т. Г. Чугунова, 2010

© НГПУ, 2010

Содержание


Введение 4

Пояснительная записка 4

Тематический план практических занятий 6

Приложения 19

Вопросы и задания к итоговой самооценке 55

Проверьте, как вы усвоили курс 55

Задания для самопроверки 56

Вопросы к экзамену 56




Введение

Пояснительная записка


Учебно-методическое пособие для практических занятий к третьей части курса новой истории стран Европы и Америки посвящено изучению событий периода 1870-1918 гг.

Последняя треть XIX – начало XX в. характеризуется вступлением капитализма в новую – монополистическую стадию развития. К 90-м гг. XIX в. почти во всех европейских странах и США завершается промышленный переворот, связанный с достижениями первой научно-технической революции. На рубеже веков начинается вторая научно-техническая революция, в основе которой лежат новые представления о строении материи, пространстве и времени, о развитии живой природы.

В изучаемый период завершается и территориальный раздел мира, процесс образования мирового рынка, складывается колониальная система капитализма. Наконец, в период с 1870-1918 гг. окончательно оформляются государственно-правовые элементы политической системы, происходят глубокие перемены в социальной и духовной сферах.

Целью данного курса является ознакомление с основными фактами, характеризующими социально-экономическое и политическое развитие стран Европы и Америки в последней трети XIX – начале XX в., формирование предметных компетенций по изучаемому курсу.

Методические рекомендации. Изучение любой из предложенных тем требует анализа достаточно большого материала, содержащегося в разных по характеру и жанрам источниках, а также исследовательской литературе, с целью его последующего обобщения и систематизации. При изучении событий и явлений в истории стран Запада и Америки рекомендуется использовать различные методы изучения (сравнительно-исторический, метод классификации, текстового анализа и др.). Необходимо обращать внимание на дискуссионные вопросы, определяя при этом, какая из предложенных точек зрения является наиболее аргументированной и доказательной. На дневном отделении изучаются все предлагаемые темы, на заочном – 1, 2, 3, 4, 7. Студентам предлагается также список экзаменационных вопросов.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает тщательное изучение исторических источников с целью развития навыков самостоятельного анализа документального материала; конспектирование монографической литературы, что дает возможность познакомиться с разными точками зрения, существующими в исторической литературе; подготовку реферативных выступлений; работу с интернет-сайтами. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.

В результате освоения содержания изучаемого курса студент должен знать:


  • понятия и термины, характеризующие особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в последней трети XIX – начале XX в. (классический либерализм, либеральный реформизм, социальное государство, виды монополий и др.);

  • идейно-политические течения изучаемой эпохи: либеральные, социалистические (левая социал-демократия, анархизм, реформизм, центризм) и их характерные особенности;

  • основные противоречия между государствами в рассматриваемый период и цели международных блоков, сформировавшихся в последней трети XIX – начале XX в.;

  • направления художественной культуры последней трети XIX – начала XX в. (натурализм, импрессионизм, модернизм и др.).

Студент должен уметь:



  • давать социально-экономическую и политическую характеристику стран Западной Европы и Америки в изучаемый период;

  • работать с различными источниками (конституционные акты, международные соглашения, мемуары, статистические документы и др.);

  • выражать и аргументировать свою собственную позицию в оценке духовно-идеологической атмосферы изучаемого периода, выяснять ее динамику и влияние на последующее развитие.



Тематический план практических занятий


п/п

Тема занятия

Кол- во

час.

Самостоятельная работа

1

Вводное занятие

2

Проверка остаточных знаний

2

Франко-германская война 1870-1871 гг.

2

Работа с картой, изучение и анализ источников

3

Парижская Коммуна 1871 г.


2

Анализ источников, чтение и конспектирование монографической литературы, подготовка докладов

4

Сравнительная характеристика политических систем Франции и Германии в 70-е гг. XIX в.

2

Изучение и анализ источников, составление сравнительной таблицы

5

Развитие социалистической мысли и социалистическое движение в странах Запада (II Интернационал)

4

Изучение и анализ источников, подготовка докладов, конспектирование монографической литературы, составление сравнительной таблицы

6

Колониальная политика Англии в последней трети XIX - начале XX в.

2

Работа с картой, анализ источников

7

Колониальная политика Франции в последней трети XIX - начале XX в.

2

Работа с картой, анализ источников

8

Экономическое развитие США в последней трети XIX - начале XX в.

2

Изучение и анализ источников, конспектирование монографической литературы

9

Внешняя политика США в последней трети XIX - начале XX в.

2

Работа с картой, анализ источников, конспектирование монографической литературы













10

Латинская Америка в 1870-1918 гг.

2

Работа с картой, анализ источников и литературы, подготовка докладов

11

Наука и культура в последней трети XIX - начале XX в.

4

Подготовка докладов, написание эссе

12

Создание двух международных блоков накануне первой мировой войны

4

Изучение и анализ источников, работа с картой, составление таблиц

13

Первая мировая война

4

Анализ источников, работа с картой, изучение монографической литературы

следующая страница >>



Начальник в среднем вдвое тупее, чем кажется ему самому, и вдвое умнее, чем кажется его подчиненным. «2-й закон Либермана»
ещё >>