«История налогов» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал 1 395.4kb.
Уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал 1 350.08kb.
Уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал 1 326.87kb.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счету организации 1 30.7kb.
Теоретические основы местных налогов и их роль в формировании местных... 8 1358.1kb.
Поступление налогов и сборов по Республике Саха (Якутия) в 1 полугодии... 1 57.56kb.
Рспп обеспокоен сложившейся ситуацией на алкогольном рынке России 1 119.2kb.
Сказка «Даша-знайка идет в Страну налогов» 1 73.14kb.
Практический семинар для руководителей финансовых директоров, главных... 1 28.05kb.
Администрирование налогов облегчается, если и администраторам, и... 2 467.29kb.
Cv александра Викторовна Бекасова 1 55.32kb.
Йозеф Шумпетер выдающийся американский экономист и социолог 1 236.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«История налогов» - страница №1/1

УДК

«История налогов»

Супрун Алёна Александровна



Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент Грязнухин А.Г.

Сибирский Федеральный Университет

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования в виде натуральных сборов обнаруживаются примерно в V в. д.н.э.

К современному обоснованию существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами.

В Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов.

В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования.

Древний Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. Шли годы. На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, причем чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались. Император Гай Юлий Цезарь (100 - 44 годы до н.э.) вынужден был пойти на налоговую реформу - уменьшить количество налогов и установить государственный контроль за налогообложением.

Со времен Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые и косвенные. Уже в те далекие времена налоги не только играли фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития товарно-денежного хозяйства.

В Византийской империи, где только прямых налогов существовал 21 вид, а также всевозможные косвенные и чрезвычайные налоги, налоговое бремя привело к сокращению налоговой базы и ослаблению государства.

В Западной Европе во времена Средневековья налоги были мало распространены.

Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., однако его система налогообложения была еще далека от совершенства. Значительная часть средств поступала в казну через систему чрезвычайных налогов, а их сбор находился в руках откупщиков, то есть дельцов, которые называли на торгах самую высокую цену за право сбора очередного налога и таким образом откупали его.

Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже ХVII-ХVIII вв., когда в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом.

Создателем теории считается видный шотландский экономист и ученый XVIII в. Адам Смит. В противовес Фоме Аквинскому он утверждал, что налоги для налогоплательщика - признак не рабства, а свободы.

В новейшее время главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать.

Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей».

В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440—1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена.

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.

В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц.

С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В XV—XVI вв.

распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя, взимавшаяся в качестве посошного обложения.

Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др.

В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.

Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.

Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин).

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России.

В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована.



В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.




Смех — кратчайшее расстояние между двумя людьми. Виктор Борж
ещё >>