История Мурома - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
М. В. Ахметова «Русскость» как топос «локального текста»: случай... 1 119.63kb.
Сказка Илья-Муромец и Соловей-Разбойник Из того ли то из города из... 1 97.83kb.
Я решил отправиться в гости к моим родственникам в город Рязань из... 1 15.24kb.
Впервые вопрос о происхождении государства у русских был поставлен 1 239.36kb.
Гусева Елизавета Сергеевна Воспоминание о моей жизни 1 145.32kb.
Балто-славянские гидронимы Подмосковья (Зарайский район) 1 153.46kb.
V. акафист праведней Иулиании Милостивей, яже в селе Лазареве, близ... 1 146.65kb.
Приложение 2 Беседа «Театральная жизнь Мурома. Вторая половина 19... 1 36.46kb.
Cv александра Викторовна Бекасова 1 55.32kb.
Специальность «История» Плахотнюк Анна Павловна 1 61.6kb.
Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 1 271.52kb.
Справка по результатам обобщения судебной практики по делам об административных... 1 106.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

История Мурома - страница №1/1

История Мурома
На семи холмах, что возвышаются на левом берегу Оки, раскинулся один из древнейших русских городов - Муром, упоминаемый в начальной летописи русского государства «Повести временных лет» под 862 годом. Имя городу дали по названию фино-угорского племени мурома, жившего здесь до прихода славян. Густые леса и дубравы, тучные заливные луга, многочисленные реки и речки, которые, как писал летописец, «наполнены всякого рода вкусной рыбой, медом и пушными зверями», делали эти места удобными для жизни и издревле привлекали сюда человека, селившегося в наших краях со времен палеолита - каменного века. Грубые каменные орудия того времени и фрагменты керамики эпохи бронзы, вымываемые рекой, до сих пор можно найти на муромском пляже.
Войдя в Х веке в состав Киевской Руси, долгие годы потом Муром был форпостом на ее восточных границах, грозным стражем выступая на пути непрошенных гостей и приветливо распахивая свои ворота для гостей торговых, связывая воедино ниточки дальних дорог, складывая в многоцветную мозаику элементы разных культур: фино-угорской и славянской, западной и восточной, языческой и христианской, фольклорной и книжной. И для друзей, и для недругов, пришедших с Востока, Русь начиналась с Мурома. Не случайно любимый герой былин, богатырь, защитник Отечества и проставленный святой Илья Муромец родился именно здесь.В середине XI века Муром вошел в состав Черниговского княжества, в 1076г. стал центром Муромо-Рязанского удела.
Пограничное положение, которое долгое время занимал Муром - город-крепость, город-кремль - определяло и его стратегическое значение. Не один раз Муром подвергался набегам воинственных соседей, не раз бывал разграблен, горел, но каждый раз возрождался на прежнем месте. Именно в Муроме царь Иван 1У Грозный во время победного похода на Казань устроил переправу своего войска через Оку, во время которой произвел смотр боевых частей и, отслужив молебен муромским князьям Константину, Михаилу, Федору, Петру и княгине Февронии, дал обет воздвигнуть над мощами этих святых каменные храмы. Вместе со всем войском переправилась через Оку и муромская дружина, сыгравшая важную роль во взятии Казани.
Проезжая через Муром почти двести лет назад, император Павел I заметил: "Я весьма доволен городом... в нем нашел я все лучшее, нежели думал. Город, благородный! Не ошибся тот архитектор, который располагал этот город; посмотрите: с той стороны как степь, а отсюда такой прекрасный вид строений и садов!» действительно панораму Мурома, вытянувшегося с севера на юг вдоль реки, украшают ансамбли церквей и монастырей. Правда картина. которую увидит сегодняшний зритель, несколько отличается от той, что видел российский самодержец.
Архитектурный облик исторической части Мурома сложился в XIX -начале XX века, после пожаров 1792 и 1805 годов, уничтоживших практически весь старый деревянный город. Новый город стал застраиваться по генеральному плану, разработанному автором регулярных планов многих русских городов Иваном Лемом и утвержденному Екатериной II еще в декабре 1788 года.
Современный Муром - один из крупнейших городов Владимирской области с населением 145 тыс. человек, крупный железнодорожный узел электрифицированной магистрали Москва - Казань - Екатеринбург, связанный также с другими центральными регионами сетью автомобильных дорог и водными путями по судоходной Оке. Экономика Мурома в недалеком прошлом была почти полностью ориентирована на оборонку. Основные отрасли производства в городе - машиностроение (76,3% выпускаемой продукции), радиотехническая промышленность, ткацкое, деревообрабатывающее и пищевое производства, производство стройматериалов.С Муром неразрывно связаны имена и деятельность многих православных святых:великомучеников Бориса и Глеба; крестивших жителей Мурома князей Константина, Михаила и Федора; покровителей брака и семьи князя Петра и княгини Февронии, история любви и жизни которых описана в одном из замечательнейших памятников древнерусской литературы - «Повести о Петре и Февронии Муромских»; русского богатыря Ильи Муромца. Здесь родились или жили и работали:мастера Оружейной палаты Никита Давыдов; один из первых русских археологов, основатель Московского общества любителей археологии и исторического музея в Москве граф Алексей Сергеевич Уваров; основатель советской нефтяной геологии И.М. Губкин; создатель теории резания металлов К.А. Зворыкин; «отец телевидения» В.К.Зворыкин; известный зоолог В.И. Жадин; ученый-авиаконструктор, академик Р.А.Беляков; художники А.И.Казанцев, М.В. Дьяконов, А.Е. Архипов, академик живописи И.С.Куликов; пианист, композитор и дирижер П.К.Валенков; драматург А.К.Гладков, по пьесе которого был поставлен фильм «Гусарская баллада»; народный артист СССР П.А. Константинов. Посещали наш город и венценосные особы: был здесь и Петр I, проезжала Екатерина II, проездом останавливались Александр I, Павел I и Николай I.
Достопримечательности
Две главные достопримечательности города - Троицким и Благовещенским монастырями. Эти обители практически идентичны, так как состоят из одинаковых архитектурных сооружений: центрального пятиглавого собора, одноглавой церкви над Святыми воротами и шатровой колокольни. Схожи конструкции и монументальных стен с башнями.
Комплекс первого монастыря, считающегося женским, расположен на месте некогда находившегося здесь двора муромского князя Юрия Ярославича. В 17-м веке княжеский двор перестал существовать так же, как и возведенная на этом месте по его указанию церковь Бориса и Глеба. Вместо нее в 1642-1643 годах появился собор Св. Троицы, который был построен на средства местного купца Тарасия Борисова. Позже он получил от патриарха разрешение на строительство женского монастыря.
Таким образом появились церковь Казанской Божьей Матери, а в 1652 году - колокольня, ставшая на тот момент самым высоким сооружением и служившая ориентиром для кораблей и повозок.
И собор, и церковь были выстроены в определенном "нарядном" стиле: их украшают многочисленные арки, колонны, необычной формы окошки, цветные изразцы. Кроме того, на территории монастыря можно увидеть еще одно здание - церковь Сергия Радонежского, которую привезли сюда из одной местной деревни.

Сейчас Троицкий монастырь, как и в прежние времена, служит местом паломничества. Многочисленный поток верующих объясняется находящимися здесь мощами святых чудотворцев Петра и Февронии - покровителей любви и брака. Люди верят, что святая Феврония может исцелить от бесплодия.


Мужской Благовещенский монастырь стоит напротив Троицкого. История возникновения этой духовной обители гласит, что 1552 году Муром посетил Иван Грозный, направляясь в казанский поход. В Муроме он молил святых, чтобы они помогли ему отвоевать Казань у иноземцев. Считается также, что он дал обет в случае победы основать монастырь на святой земле, где были захоронены князь Константин, распространивший христианство на муромской земле, его жена Ирина и двое детей, причисленные к лику святых в 1457 году. Победа была одержана, и началось строительство, в ходе которого мощи княжеской семьи были изъяты из земли и перенесены в храм. Покоятся они здесь и по нынешнее время. Считается, что из Благовещенского собора, главного здания монастыря, тянется подземный ход к святому и чудодейственному источнику Константина, который находится на дне Успенского оврага, напротив юго-восточной башни монастыря. Однако найти этот источник так и не удалось.
На Первомайской улице расположено еще одно здание. Это Муромский историко-художественный музей, открытый в 1919 году. Дом, в котором находится это учреждение, раньше принадлежал крупному хлеботорговцу К. Зворыкину, последнему хозяину здания, по местным меркам похожего на дворец.
Музей привлекает прежде всего величиной и качеством фондов. При всей "камерности" экспозиций его часто называют "Маленьким Эрмитажем". В музее хранится уникальная археологическая коллекция племени Мурома, коллекция древнерусского искусства, в основе своей происхождением из местных храмов, представлены интересные экспозиции городского купеческого быта.
Чуть дальше расположился Воскресенский женский монастырь. В его комплекс входят пятиглавая Воскресенская церковь и одноглавая Введенская, а также шатровая колокольня и несохранившаяся Георгиевская церковь. В отличие от Троицкого и Благовещенского монастырей, постройки Воскресенского более скромны. Монастырь являлся "визитной карточкой" Мурома со стороны реки, создавая образ благочестивого места, полного святынь.
На берегу Оки туристы также могут ознакомиться с достопримечательностями еще одного мужского монастыря - Спасского. Это одна из старейших духовных обителей не только Мурома, но и всех приокских земель. Первое упоминание о нем относится к 11-му веку: в летописи говорится, что здесь в 1096 году похоронили сына Владимира Мономаха Изяслава, который погиб во время осады монастыря. Есть и еще один факт: согласно преданию, монастырь был основан первым муромским князем Глебом, которого горожане не пустили жить в собственные палаты. Тогда Глеб построил рядом с ними церковь Всемилостивого Спаса, название храма и легло в основу наименования нынешнего монастыря, построенного на месте княжеского двора.

Главное здание обители - храм Преображения Господня - дошло до нас с существенными изменениями. Считается, что его построили по указанию Ивана Грозного в 1553 году. В 1839 году у сооружения появились пристройки, шлемовидные купола были заменены луковичными, были сделаны и другие перестройки.


Помимо монастырей, туристы могут ознакомиться с архитектурой нескольких церквей. Первая из них находится в самом центре города и называется Николо-Набережной церковью.
"Набережной" ее прозвали потому, что она стоит на берегу Оки. Если идти далее по набережной, то можно увидеть Козьмодемьянскую церковь. Храм сохранился до наших дней в полуразрушенном виде, так как в 1868 году обвалился шатер церкви, осталась только четырехугольная коробка. После этой катастрофы козьмодемьянскую церковную утварь и иконы перевезли в церковь Смоленской иконы Божьей Матери, после чего она получила второе название - Новая Козьмодемьянская церковь. Сейчас в ней располагается выставочный зал.
Илья Муромец
Нетленные мощи Ильи из города Мурома хранятся в Ближних пещерах Киево-Печёрской Лавры. Для посетителей открыта правая рука героя в молитвенном положении – сложенные вместе три перста для крестного знамения, как принято сейчас в Православной церкви. Мы знаем об этом человеке больше легенд, чем исторических фактов. Так кем же был Илья на самом деле?
Считается, что реальным прототипом былинного героя был крестьянский сын по прозвищу Чоботок родом из села Карачарова недалеко от Мурома, который впоследствии принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре под именем Ильи и через несколько веков был канонизирован церковью под именем Ильи Муромца (1643 год). Прозвище Чоботко, или Чоботок, получил оттого, что однажды отбился от врагов сапогом – «чоботом». Факт отсутствия имени Ильи в Киево-Печерском Патерике свидетельствует о том, что в монашеском чине герой провел немного времени. Точные даты жизни неизвестны, данные противоречивы, некоторые исследования относят его к ХІ-ХІІ вв. По версии исследователя Сергея Хведчени, Илья мог жить в период с 1148 по 1204 годы.
Былинные рассказы подтвердились научными исследованиями, причем сравнительно недавно. Труднообъяснимым фактом долгое время считалось то, что богатырь тридцать лет и три года не мог ходить, а поднялся с печи он только после того, как «калеки перехожия» исцелили его и сказали идти в Киев служить в княжеской дружине. Впоследствии слабые ноги не раз подводили его в боях, когда он падал, и отбивался лежа.
Ответ на эту загадку был дан только в наше время. Мощи Ильи подвергались тщательным исследованиям, и в 1988 году комиссией Минздрава УССР был установлен приблизительный возраст – 40-45 лет, рост 177 см, что в те времена было на голову выше среднего роста, и то, что у героя была болезнь позвоночника, которая вызвала паралич конечностей. Его позвоночник был искривлен вправо с явно выраженными дополнительными отростками, которые защемляли нервы спинного мозга. Кроме того, было обнаружено несколько переломов ребер.
Смерть наступила в результате обширной раны в области груди, скорее всего от удара копья, пробившего грудь и пригвоздившего левую руку к телу. По одной из версий, умер Илья в 1188 году, по другой – во время штурма Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1203 году, когда Печерский монастырь был захвачен и разграблен.
Еще одна версия предполагает, что последним для Ильи стал бой с Соловьем-разбойником. Герой выступил на усмирение непокорного племени, жившего в районе Вышгорода, севернее Киева. Интересно, что еще в ХІХ веке крестьяне показывали курган, где, по преданиям, похоронен князь этого племени Соловей. Разбойник, как рассказывают былины, свистал по-соловьиному и рычал по-звериному. В реальности это воинское умение часто использовалось для борьбы с конным противником.
В более ранних версиях Соловей предстает как глава рода и после своего пленения уговаривает Илью отпустить его, обещая кормить его «ествушкой сахарной», поить «питьицем медвяным» и принести много даров. Илья на уговоры не поддался, более того, полностью разрушил все поселение за то, что люди живут по звериному обычаю и в Бога не веруют. Возможно, этот факт послужил тому, что Илья был канонизирован церковью, ведь он боролся с родо-племенной общиной, которая сохраняла веру предков и не принимала христианства.
Образ Соловья-разбойника также полон загадок и противоречий. Сохранились предания о разбойнике Могуте, который жил в лесах во времена князя Владимира. Жил еще один Соловей – богатырь племени вятичей или финских племен. Основными промыслами вятичей были звероловство, птицеловство и бортничество, и вот именно последний промысел был связан с лазанием по деревьям. Возможно, поэтому былинный Соловей и живет на деревьях.
В советское время было сделано многое для того, чтобы отстранить имя героя от церкви, например, нигде не упоминалось, что в дореволюционных изданиях былин к Илье приходили не «калеки», а Христос и два апостола. Не обходилось и без фальсификаций. Первые исследования мощей были сделаны еще в 1963 году, и комиссия вынесла решение, что тело принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения были имитированы монахами.
Сказания об Илье из города Мурома создавались на протяжении многих веков. Первые былины относятся ко времени «Слова о полку Игоревем» и «Слова о погибели Русской земли». Но и позднее создавались новые творения народного эпоса, в которых Илья предстает уже не древнерусским героем, а казаком. Они пользовались популярностью среди казаков. В 30-е годы ХІХ века в Симбирской губернии была записана былина «Илья Муромец и татарченок». Имя героя упоминается также в германских эпических поэмах ХІІІ века.
Но вот в древнерусских летописях сведений об Илье мы не найдем. Объяснением этому может служить то, что боярская знать специально избегала упоминания о народном герое, который возвысился от простолюдина, завоевал всеобщую славу и изначально был похоронен в великокняжеской усыпальнице собора Святой Софии, что было огромной честью. Возможно, поэтому гробница мужицкого сына впоследствии была разрушена, а останки перенесены в пещеры Лавры.
Хотя и это объяснение часто подвергается критике. К примеру, в былинах старых записей нигде не упоминается о происхождении богатыря. Согласно одним былинам, Илья получил силу от калик, другие повествуют о том, что он изначально был богатырем, и его сила возрастала под руководством Святогора. Также остается загадкой тот факт, что имя Ильи Муромца тесно связано с князем Владимиром Красное Солнышко, хотя, согласно последним исследованиям, жили они в разное время.
Загадок больше, чем ответов, и вряд ли мы когда-нибудь узнаем всю правду. Но удовольствие от чтения былин о народном герое при этом не уменьшается.




Самая надежная и проверенная диета: есть только тогда, когда в газете хорошие новости. Видоизмененный Роберт Орбен
ещё >>