страница 1 |
|
Похожие работы
|
История Москвы в её названиях - страница №1/1
![]() ![]() учитель начальных классов, высшая квалификационная категория Конспект урока по предмету «Введение в историю» в 3 классе Тема: История Москвы в её названиях. Тип урока: объяснение нового материала. Цели и задачи:
Оборудование:
Словарь: столица, слобода, стрелец, Кремль. Х О Д У Р О К А Первый этап – адаптационный. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. – Мы продолжаем изучать тему «Исторические названия городов». Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по ленте времени к истокам нашего главного города страны. – Как вы думаете, о каком городе пойдет течь на уроке? (о Москве) – Почему мы называем его главным? (Столица – главный город, где живет и работает правительство. Работа над словообразованием.)
«Москва… как много в этом звуке Для сердца русского сплелось!»
– Первое упоминание о Москве относится к 1147 году. – Какой это век? Определите место даты на ленте времени. – Когда-то на месте нынешней Москвы росли густые еловые, сосновые и дубовые леса. Из богатого города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. (Работа с картой и макетами крепости) – Какие три линии обороны строили вокруг крепостей? – водная преграда, ров; – высокий забор, тын, стена; – земляной вал, дополнительные сооружения. СЛАЙД 3. Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля. – Полюбился князю удобный для обороны холм–место при слиянии узенькой речки Неглинной с полноводной, чистой, как слеза, Москвой рекой. Обнесли воины холм земляным валом, забором-тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли ров вокруг. – С какой целью строил Юрий Долгоруков новую крепость? Обсудите в парах. – Какой враг угрожал в те времена Руси? – Почему монголо-татары решились напасть на Русь? (Работа по карте. Раздробленность Руси) – «Кто думал-гадал, – говорилось в народном предании, – что Москве царством бытии, государством слыти?» Место для крепости было удачное. Со всех сторон её окружали леса, топкие болота, реки, что затрудняло движение войск врага.
– Рязань, Суздаль, Владимир – были превращены в руины и разграблены. А Москва, укрывшись за лесами, накапливала силы и собирала окрестные земли под свою ещё не очень сильную, но упорную и уверенную руку. Когда к Москве присоединились такие богатые и могущественные города, как Переславль-Залесский, Тверь, Ярославль, княжеский град стал центром всея Руси. (Работа с картой и лентой времени) И вот в 1380 году свершилось, то чего ждал русский народ. На какое историческое событие указывает эта дата? Обсудите в парах. (Куликовская битва) – Кто стоял во главе русского войска? (Князь Дмитрий Донской) – Почему князь получил такое прозвище? – Почему в этой тяжелой битве русские дружины победили столь многочисленное войско татар? – Какой урок вынесли для себя русские люди? Обсуждение в группах. – Недаром после этого события о Москве пошла поговорка: «Москва – всем городам голова». 3. Строительство Кремля. – В 1367 году при князе Дмитрии Донском было решено укрепить крепость. Деревянные постройки обветшали, да и пожары от набегов татар принесли ей большой урон. СЛАЙД 4. Кремль при Дмитрии Донском. – Было решено построить в Кремле стены и башни из белого камня. И прозвали Москву белокаменной.
– Кремль, как бы ни был он велик, не мог вместить в себя население всего города. Жители Москвы, ремесленники селились за стенами Кремля. И тогда местность вокруг Кремля со всеми постройками, улицами, церквами обнесли высокой стеной и назвали Китай-городом. – Какие есть версии о происхождении этого названия? (Учебник. Текст с. 36, 2 абзац) – Но и Китай-город не вместил в себя всей Москвы, тогда вокруг был построен Белый город. (Объяснить происхождение этого названия). А потом возник вокруг Земляной город. Были возведены земляной вал, дубовые стены. Район Замоскворечье (Объясняют) Москва по размерам стала больше Лондона и Парижа. А на дальних подступах к столице были поставлены монастыри-крепости: Донской, Ново-Девичий, Андронов, Ново-Спасский и другие. Так росла и крепла Москва. При князе Иване III в 15 веке стены сложили из крепкого обожженного кирпича. СЛАЙД 5. Кремль при Иване III. – По верху стен идут двурогие зубцы с бойницами. Они похожи на хвосты ласточек. Каждый из них так и называется – «ласточкин хвост». Их больше 1000. «Десять сотен ласточек Спустились с высоты, Сели, посидели, Оставили хвосты». – В Кремлевской стене около 20 сторожевых башен, есть особенные проездные – их 5. (Иллюстрации сторожевых башен) Вечереет небо над Москвой. В старину в это время на башнях Кремля начиналась перекличка сторожевых стрельцов. (Стрелец – военнослужащий особого царского войска) – Славен город Киев! – неслось с одной башни. – Славен город Владимир! – откликались с другой. – Славен город Суздаль! – Славен город Смоленск! – Славен город Новгород! – подхватили на других башнях. – Славен город Москва! – заканчивал стрелец последней. Москва словно созывала русские города, собирала их под крыло кремлевских стен. Народ сложил поговорку: «Москва – всем городам мать». Кремль стал центром большого города, город центром большого государства. Как бы вы объяснили значение слова Кремль? Кремль – крепость; – ядро державы; – престол князей, царей; – покои российских императоров; – резиденция президента Российской Федерации. – В каких русских городах был ещё построен кремль? (Ярославль, Суздаль, Новгород, Смоленск). 5. Закрепление. Работа со схемой в тетради с. 28. Взаимопроверка. 6. Герб Москвы. СЛАЙД 6. Герб Москвы. В 14 веке Москве был учрежден герб. (Рассматриваем герб). Святой Георгий – Победоносец пронзает копьем змия. Георгий – Победоносец покровитель Москвы.
– Москва строилась на холмах, но с годами, во время строительства, они стерлись. Но остались Воробьевы горы, где сейчас находиться смотровая площадка, и сохранились названия старых улочек. (Текст с. 37) Названия 7 холмов: Боровицкий, Сретенский, Тверской, Трехгорье на Пресне, Воробьёвы горы, Таганка, Лефортово. Третий этап – творческий. 1. СЛАЙД 7. Эпиграф. – Прочитайте ещё раз эпиграф к уроку. Попробуйте объяснить смысл этих строк. (Обмен мнениями)
Шкала успеха – на уроке мне было интересно; – эта тема меня не заинтересовала. Домашнее задание: Прочитать с. 33-38. Найти в других источниках ещё версии о толковании слова Москва. |
ещё >> |