История Москвы в её названиях - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История города в названиях улиц. История города в названиях улиц 1 86.1kb.
В. И. Ворошилов Топонимы Российского Черноморья История и этнография... 16 2731.52kb.
Дегтярёва Анастасия Грищенко Валерия Маркосова Карина Руководители... 1 20.95kb.
Экскурсия по Китай-городу 1 69.38kb.
Закона города Москвы «Об Общественной палате города Москвы» 1 253.48kb.
Департамент культуры города Москвы Перечень музеев города Москвы... 1 40.22kb.
Методическая разработка 2-х часового занятия по теме: «Объединение... 1 47.79kb.
Закон города москвы о наградах и почетных званиях города москвы в... 1 124.82kb.
Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. №25 «О правовых актах города... 1 64.9kb.
Председателю Московского городского суда 1 97.13kb.
Из книги "Седая старина Москвы" Основание Москвы И. К. Кондратьев... 1 160.26kb.
Официальные правила проведения рекламной акции ООО «независимая лаборатория... 1 57.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

История Москвы в её названиях - страница №1/1

Рог Валентина Егоровна,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория


Конспект урока по предмету «Введение в историю» в 3 классе

Тема: История Москвы в её названиях.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели и задачи:



  • познакомить учащихся с историей названия столицы государства;

  • показать этапы строительства Кремля;

  • показать процесс возникновения названий исторических мест и связь топонима с историей;

  • дать первоначальное представление о значении Москвы в истории России;

  • развивать интерес к истории родного края.

Оборудование:



  • учебник «Введение в историю», Е.В.Саплина, А.И.Саплин.

  • Тетрадь к учебнику

  • Карта Древняя Русь 11-12 века

  • Макет Крепости

  • Видеопроектор

  • Лента времени

  • Карточки с датами.

Словарь: столица, слобода, стрелец, Кремль.
Х О Д У Р О К А

Первый этап – адаптационный.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

– Мы продолжаем изучать тему «Исторические названия городов». Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по ленте времени к истокам нашего главного города страны.

– Как вы думаете, о каком городе пойдет течь на уроке?

(о Москве)

– Почему мы называем его главным?

(Столица – главный город, где живет и работает правительство. Работа над словообразованием.)
СЛАЙД 1. ИСТОРИЯ МОСКВЫ В ЕЁ НАЗВАНИЯХ.
– К уроку я подготовила эпиграф. Прочитайте его. Прошу вас в конце урока попробовать объяснить смысл этих пушкинских строк.
СЛАЙД 2.

«Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского сплелось!»
Второй этап – основной.


  1. История основания Москвы.

– Первое упоминание о Москве относится к 1147 году.

– Какой это век? Определите место даты на ленте времени.

– Когда-то на месте нынешней Москвы росли густые еловые, сосновые и дубовые леса. Из богатого города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.

(Работа с картой и макетами крепости)

– Какие три линии обороны строили вокруг крепостей?

– водная преграда, ров;

– высокий забор, тын, стена;

– земляной вал, дополнительные сооружения.


СЛАЙД 3. Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля.

– Полюбился князю удобный для обороны холм–место при слиянии узенькой речки Неглинной с полноводной, чистой, как слеза, Москвой рекой. Обнесли воины холм земляным валом, забором-тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли ров вокруг.

– С какой целью строил Юрий Долгоруков новую крепость? Обсудите в парах.

– Какой враг угрожал в те времена Руси?

– Почему монголо-татары решились напасть на Русь?

(Работа по карте. Раздробленность Руси)

– «Кто думал-гадал, – говорилось в народном предании, – что Москве царством бытии, государством слыти?» Место для крепости было удачное. Со всех сторон её окружали леса, топкие болота, реки, что затрудняло движение войск врага.
2. Работа по учебнику с.33. Версия происхождения названия Москва.

– Рязань, Суздаль, Владимир – были превращены в руины и разграблены. А Москва, укрывшись за лесами, накапливала силы и собирала окрестные земли под свою ещё не очень сильную, но упорную и уверенную руку.

Когда к Москве присоединились такие богатые и могущественные города, как Переславль-Залесский, Тверь, Ярославль, княжеский град стал центром всея Руси.

(Работа с картой и лентой времени)


И вот в 1380 году свершилось, то чего ждал русский народ. На какое историческое событие указывает эта дата? Обсудите в парах.

(Куликовская битва)

– Кто стоял во главе русского войска?

(Князь Дмитрий Донской)

– Почему князь получил такое прозвище?

– Почему в этой тяжелой битве русские дружины победили столь многочисленное войско татар?

– Какой урок вынесли для себя русские люди? Обсуждение в группах.

– Недаром после этого события о Москве пошла поговорка: «Москва – всем городам голова».


3. Строительство Кремля.

– В 1367 году при князе Дмитрии Донском было решено укрепить крепость. Деревянные постройки обветшали, да и пожары от набегов татар принесли ей большой урон.


СЛАЙД 4. Кремль при Дмитрии Донском.

– Было решено построить в Кремле стены и башни из белого камня. И прозвали Москву белокаменной.




  1. Работа по учебнику с. 36. Схема.

– Кремль, как бы ни был он велик, не мог вместить в себя население всего города. Жители Москвы, ремесленники селились за стенами Кремля. И тогда местность вокруг Кремля со всеми постройками, улицами, церквами обнесли высокой стеной и назвали Китай-городом.

– Какие есть версии о происхождении этого названия?

(Учебник. Текст с. 36, 2 абзац)

– Но и Китай-город не вместил в себя всей Москвы, тогда вокруг был построен Белый город. (Объяснить происхождение этого названия). А потом возник вокруг Земляной город. Были возведены земляной вал, дубовые стены. Район Замоскворечье (Объясняют)

Москва по размерам стала больше Лондона и Парижа.

А на дальних подступах к столице были поставлены монастыри-крепости: Донской, Ново-Девичий, Андронов, Ново-Спасский и другие. Так росла и крепла Москва. При князе Иване III в 15 веке стены сложили из крепкого обожженного кирпича.


СЛАЙД 5. Кремль при Иване III.

– По верху стен идут двурогие зубцы с бойницами. Они похожи на хвосты ласточек. Каждый из них так и называется – «ласточкин хвост». Их больше 1000.

«Десять сотен ласточек

Спустились с высоты,

Сели, посидели,

Оставили хвосты».

– В Кремлевской стене около 20 сторожевых башен, есть особенные проездные – их 5.

(Иллюстрации сторожевых башен)

Вечереет небо над Москвой. В старину в это время на башнях Кремля начиналась перекличка сторожевых стрельцов.

(Стрелец – военнослужащий особого царского войска)

– Славен город Киев! – неслось с одной башни.

– Славен город Владимир! – откликались с другой.

– Славен город Суздаль!

– Славен город Смоленск!

– Славен город Новгород! – подхватили на других башнях.

– Славен город Москва! – заканчивал стрелец последней.

Москва словно созывала русские города, собирала их под крыло кремлевских стен. Народ сложил поговорку: «Москва – всем городам мать».

Кремль стал центром большого города, город центром большого государства. Как бы вы объяснили значение слова Кремль?

Кремль – крепость;

– ядро державы;

– престол князей, царей;

– покои российских императоров;

– резиденция президента Российской Федерации.

– В каких русских городах был ещё построен кремль? (Ярославль, Суздаль, Новгород, Смоленск).


5. Закрепление. Работа со схемой в тетради с. 28. Взаимопроверка.

6. Герб Москвы.


СЛАЙД 6. Герб Москвы.

В 14 веке Москве был учрежден герб. (Рассматриваем герб).

Святой Георгий – Победоносец пронзает копьем змия. Георгий – Победоносец покровитель Москвы.
7. Улицы. Переулки Москвы. Учебник с. 37.

– Москва строилась на холмах, но с годами, во время строительства, они стерлись. Но остались Воробьевы горы, где сейчас находиться смотровая площадка, и сохранились названия старых улочек. (Текст с. 37)

Названия 7 холмов:

Боровицкий, Сретенский, Тверской, Трехгорье на Пресне, Воробьёвы горы, Таганка, Лефортово.


Третий этап – творческий.

1. СЛАЙД 7. Эпиграф.

– Прочитайте ещё раз эпиграф к уроку. Попробуйте объяснить смысл этих строк.

(Обмен мнениями)



  1. Рефлексия.

Шкала успеха – на уроке мне было интересно;

– эта тема меня не заинтересовала.


Домашнее задание:

Прочитать с. 33-38.



Найти в других источниках ещё версии о толковании слова Москва.




Ненадежнее фактов разве что цифры. Джордж Каннинг
ещё >>