История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его многообразии. Предмет истории - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История как наука: объект, предмет, источники, методы и функции История 4 663.63kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплинам «История»... 1 34.32kb.
Тема № Предмет, задачи, основные категории и понятия теории статистики 11 1461.55kb.
Плоский мир: Наука Плоского мира – 2 Терри Пратчетт Йен Стюарт Джек... 20 5603.88kb.
История как наука, ее предмет 7 1072.04kb.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории... 4 673.13kb.
К теме «Общество и история как предмет философского анализа» 1 27.83kb.
Рефера т по курсу «История политических и правовых учений» Сущность... 1 284.25kb.
Человеческое достоинство конституция это единственная программа западногерманской... 1 73.99kb.
Шпаргалка Шпаргалки от риора 08 история отечества как наука. 40 1978.04kb.
Экономическая сфера общества. Экономика – это наука, изучающая национальные... 1 111.42kb.
Н. Г. Чернышевского Кафедра истории древнего мира Диктатура Цезаря... 1 328.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его многообразии. Предмет - страница №1/10


  1. Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе.

История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его многообразии.

Предмет истории служит изучение деятельности и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

У истории 2 принципа:



  • Историзм – о смотрении любого объекта с учетом исторической обстановки.

  • Объективность – рассмотрение всех явлений в взаимосвязи.

Методы изучения истории:

  • Описательный – последовательное описание событий.

  • Сравнительный – проведение аналогии с другими странами.

  • Ретроспективный – взгляд в прошлое, обзор прошедших событий.

Подходы:

  • Формационный (марксисты Маркс и Энгельс) изучение средств производства и соответствие производственным силам производственных отношений, которые на определенном этапе своего развития приводят к противоречию, ведущие к возникновению экономических формаций.

5 экономических формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, камунистическая.

Минусы формационного подхода:



  1. На первом плане средства производства. На втором – человек, личность.

  2. Линейно - поступательные характеристики

  3. Все народы должны проходить одни и те же этапы развития.

  • Цивилизационный - каждое гос-во. считалось локальной цивилизацией со своей экономикой, культурой, менталитетом.

Периодизация:

1132-1485 – древняя Русь

1485-1725 – Московское царство

1725-1917 – Российская империя

1917-1922 – Советское гос-во.

1922-1991 – Советский Союз

1991-1993 –

1993-по наши дни – Российская Федерация



  1. Древнейшее население Восточной Европы. Великое переселение народов, его роль в этнических процессах Восточной Европы.

  2. Происхождение, расселение, хозяйственная жизнь, общественные отношения, религия восточных славян.

Во времена Неолита на территории между Европой и Азией появляются племена индоевропейской языковой общности, которые составляли по началу единое целое, говорили на одном языке и поклонялись одним и тем же богам. Лишь к концу Неолита относится начало распада этой общности с выделением нескольких больших народов, включая славян.

Родиной славян стали густые лиственные леса Центральной Восточной Европы, где было много рек, ручьев, озер и болот - от Среднего Поднепровья на востоке, до р.Одер на западе. Южная граница проходила по северному склону Карпат, северная по р.Припяти. Их окружали кельты, иллилийцы, германцы, балты, дако-франкийцы и иранцы.

На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра — кривичи, у оз. Ильмень — словене, по Оке— вятичи, в Белоруссии — дреговичи и радимичи, на среднем Днестре — тиверцы, между Днепром и Днестром — уличи, в Прикарпатье —дулебы. Возникали племенные союзы.

Во второй половине тысячелетия единообразие славянского мира постепенно размывается. К этому времени у многих племен Центральной Европы появляются многочисленные войска, вооруженные бронзовым оружием. Начинается времена войн и завоеваний. Это способствует распаду старых одноязыковых общностей и образованию новых из этнически разных, разноязычных племен.

Процесс обособления, убыстрялся еще и различными темпами развития этих народов.

Так в северной половине центральной Европы складывается новое единство, получившее название "Венеды" из части западных славян и частей кельтских и иллилийских племен. Со временем кельты уйдут, оставив общее наименование за славянами, которые будучи доминирующей силой в этом союзе не будут испытывать влияние соседей на свой язык. И в дальнейшем мирно сосуществуя с другими племенами, будут в большей или меньшей степени обогащать другие языки.

Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество), пережили подъем пастушеского скотоводства, заселяли гигантские территории. Они оседло жили в небольших деревнях, используя в повседневной жизни, в основном камень. Метал встречался редко. Земля была собственностью общины — верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание — вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.

О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун — бог войны и грома, Велес — скота и торговли, Даждьбог — солнца, Стрибог— ветров, Мокошь — верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.



  1. Образование Древнерусского гос-ва. IX-X в.. Политика первых киевских князей.

На предмет образования гос-ва. у восточных славян существует несколько теорий: норманнская, антинорманнская и неонорманнская.

Авторами норманнской теории являются немецкие ученые XVIII в. Байер, Миллер, Шлецер. Согласно их теории славяне не могли создать гос-во. В силу своей экономической и социальной неполноценности. Созданию гос-ва они обязаны норманцам. По данной теории в 862 г. Новгородцами были приглашены для наведения порядка на их земле три брата Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик – в Новгороде, Синеус- в Белоозере, Трувор – в Изборске.

После смерти 2х братьев Рюрик присоединил их земли и правил в Новгородской земле.

Согласно данной теории название Русь – имеет норманнское происхождение.

Автором антинорманской теории является М.Ломоносов. Утверждавший, что гос-во у восточных славян появилась за долго до прихода норманнов. И название Русь – происхождения славянского (от племени проживавшего на берегу реки Рос).

На сегодняшний день считается, что норманны сыграли значительную роль в образовании гос-ва. у славян. Они ускорили этот процесс, активизировали его. Но не оказали существенного влияния на обычаи и традиции славянского народа. Название Русь – скорее всего имеет норманнское происхождение.

Не смотря на наличие разных теорий об образовании гос-ва. у славян историческим фактом является поход новгородского князя Олега в 882 г. вниз по Днепру, по пути следования дружина Олега подчиняла находившиеся по обеим берегам племена. Подчинив – любич в 882 г. обманным путем захватили Киев изгнав правивших там Аскольда и Дира. И территорию подчиненных земель Олег провозгласил новым военно-политическим образованием – гос-вом. И стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). Т.е. 882 г. считается датой образования Древнерусского (Киевского) государства. Так как столицей был провозглашен – Киев.

Вновь созданное гос-во. по форме правления считается раннефеодальной монархией с элементами рода-племенной демократией. Под рода-племенной демократией понимается наличие вече (демократический институт). Великий князь киевский имел значительную власть являясь верховным владельцем земли, военным предводителем, верховным судьёй.

Управление древнерусским гос-вом. киевский князь осуществлял посредством дружины старшей. Из числа которой в племенные центры направлялись наместники. В последствии начиная с X в. наместниками отправлялись сыновья великого князя.

Созданное Киевское гос-во. проходит в развитии 2 этапа:



  1. становление (которое приходится на княжение Олега, Игоря, Ольги, Светаслава).

  2. расцвет (начиная с Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).

Созданное Киевское гос-во. по мнению Л.Семянниковой имело европейские черты являясь как бы частью восточной Европы. Каковы эти черты:

  1. Власть князя была ограничена советом дружины и до X в. вечем.

  2. существующие вассальные отношения в гос-ве.

  3. Свободные перемещения населения по территории гос-ва.

  4. Принятие христианства – а вернее православия как гос-ной. религии.

Политика всех киевских князей сводилась к внешней и внутренней политике. Киевское гос-во. было более этничным изначально, что в последствии оказало влияние на культуру и целостность гос-ти. Но политическое единство киевской Руси было очень слабое поверхностное и на всем протяжении существования гос-ва имели место сепаратизм местных (удельных) князей. Особенно проявлявшейся в соперничестве 2х политических центров Новгорода и Киева. Киевские князья принимали меры для упрочивания гос-ти. Одной из результативных мер было крещение Руси, пришедшееся на княжение Владимира. Второй принятие свода законов Русской правды, которое укрепило власть Ярослава Мудрого, подняла его авторитет и гос-во в целом. На период правления Ярослава Мудрого приходится апогей расцвета. Связано это скорее всего с его политикой внутренней и внешней.

Последний период стабильности Киевского гос-ва приходится на время правления Владимира Мономаха (1113-1125), который своей жесткой политикой пресек междоусобные войны, организовал совместные походы против половцев. И его политику продолжил сын Мстислав (1125-1132). После чего Киевское гос-во распалось на ряд самостоятельных княжеств – гос-в. Т.о. созданное в IX в. Киевское гос-во просуществовало до середины XII в. На всем этом периоде развития наблюдалось укрепление княжеской власти, ослобление демократии и Киевское гос-во имело черты сходные с чертами европейских гос-в.



  1. Крещение Руси, значение и последствия.

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей он посадил наместниками в главные города Руси. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру. Однако язычество не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.

Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.



  1. Социально- политический строй и экономика Древнерусского гос-ва. в XI – первой половине XII в.

  2. Причины распада Древнерусского государства. Русские земли во второй половине XII- ХIII в.в.

С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. И в 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит вотчину свою». Его принятие означало, что престол больше не доставался самому старшему во всей великокняжеской семье, а наследование престола теперь было от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным. Политическая раздробленность была явлением неизбежным.

Причины: На протяжении XI в. у русских земель росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «вотчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности, лучше могли защитить их интересы.

К внутренним причинам добавились внешние: Население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел. Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри.

Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси. Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе — Новгородская республика.

Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) располагалось на Юго-западе Руси граничило с Киевом, Польшей и Венгрией. Находилось на пересечение торговых путей. Имело плодороднейшие земли и добычу соли, отчего экономически было развито. Политической особенностью являлось ограничение княжеской власти боярской Думой, при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. В княжестве постоянно шла борьба за власть между князьями и боярами. Данные распри между князьями и боярами, явились причиной распада княжества, т.к. каждая из сторон в борьбе привлекало иноземцев. Расцвет Г-В. княжества приходится на правление Даниила Романовича (середина XIII в), после чего оно пало под натиском монголо-татар.

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в междуречье Оки и Волги. Было удалено от внешних границ и имело плодороднейшие равнину пригодную для земледелия. Все это служило основанием для притока в это княжество лиц разных сословий из других в основном пограничных земель. Это княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород).

Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). Он окончательно утвердил княжескую власть подорвав боярство, разогнав из княжества возможных претендентов на стол. Перенес столицу из Суздаля во Владимир. По той причине, что во Владимире не была столь высока роль вече. И предпочитал опираться не на боярство, а на служивое сословие дворянства. Т.е. во В-С. Земле утвердилась сильная монархическая власть князя. Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) княжество достигло расцвета. После которого княжество распалось на 7 самостоятельных.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. По причине отсутствия плодородной земли в Новгороде были развиты различные виды ремесла, а также промыслы пушной и бортничество. Находясь на торговом пути Новгородская земля была рано вовлечена в торговлю. В которой принимали участие не только купцы, но и боярство. Богатея боярство начинало играть значительную роль в политической жизни. И в периоды смены князей брали власть в свои руки. После 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода. Происходит формирование новгородской республики. Окончательно сложившейся к XIII в. Высшим законодательным органом являлось новгородское вече, которое решало вопросы войны и мира, назначение на высшие должности. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.


  1. Борьба Руси с внешней агрессией в ХШ в. Установление монголо-татарского ига.

XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными.

В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы могли идти на Новгород, но весенняя распутица и большие потери заставили их вернуться в половецкие степи. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1238—1239 гг. монголо-татары завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества.

Северо-Восточная Русь была разорена. Батый повернул на юг. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но, обессиленные отчаянным сопротивлением русских отрядов, лишенные подкреплений, отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда (столица Сарай-Бату), владычество которой были вынуждены признать разоренные русские земли. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига. Сущность этой системы, унизительной в духовном и грабительской в экономическом отношении, состояла в том, что: русские княжества в состав Орды не вошли, сохранили собственные княжения; князья, в особенности великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать большую дань («выход») монгольским правителям. Были проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то монгольские должностные лица — баскаки. В случае неповиновения на Русь присылались карательные отряды — рати.

Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие последствия имело для Руси иго? Ответ на первый вопрос очевиден: конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы.

Второй вопрос вызывает споры. Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей.

Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населенная племенами ливов, ятвягов, эстов и др., оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В 1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование, готовое воспользоваться ослаблением Руси для включения ее северо-западных земель в зону имперского влияния.

В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр, в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари: были захвачены Изборск и Псков, воздвигнута пограничная крепость Копорье. Князю Александру Невскому удалось в 1241 г. вернуть Псков, но решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название — Ледовое побоище). Зная об излюбленной тактике рыцарей — построении в форме сужающегося клина («свинья»), полководец применил фланговый охват и разгромил неприятеля. Десятки рыцарей погибли, провалившись под лед, не выдержавший веса тяжеловооруженной пехоты. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли была обеспечена.


В 1243 г. великий хан сделал старшим среди русских князей Ярослава Всеволодовича Владимирского. После его смерти в 1246 г. началась борьба за владимирский стол, в которую вмешались ордынцы, разорившие Суздальскую землю. Во Владимире сел Александр Невский. В политических целях он помог Орде обложить Русь данью. В 1262 г. в Суздальской земле вспыхнули восстания против татар, но Александр убедил хана не громить мятежные города. В 1263 г. он умер. Позднее татары еще не раз нападали на Русь, вмешиваясь в распри князей.



В это время возвысилась Тверь и Москва, при Данииле Александровиче ставшая самостоятельным княжеством. Вскоре началась борьба за владимирский стол между Юрием Даниловичем Московским и Михаилом Ярославичем Тверским. В спор вмешалась Орда. В 1327 г. против татар восстала Тверь. В разгроме восстания участвовал Иван Калита, князь Москвы, получивший за это владимирское княжение и право сбора дани с русских земель. Он приобрел ряд земель (Белоозеро, Углич, Галич Мерьский). В Москву переехал из Владимира митрополит, что усилило ее влияние. При Дмитрии Ивановиче (1359-1389) Москва стала подминать под себя Тверь, Нижний Новгород, Рязань. В 1370-х гг. правитель Орды Мамай решил ослабить Москву, но в 1378 г. татары были разбиты на р. Воже, а в 1380 г. Дмитрий Донской и другие князья разбили Мамая на Куликовом поле. Однако хан Тохтамыш разорил Москву в 1382 г. и вернул ее под власть Орды. После разгрома Орды Тимуром в 1395 г. Василий I (1389-1425) несколько лет не платил ей дани. В 1408 г. правитель Орды Едигей вновь осадил Москву, не взял ее, но страшно разорил окрестные города. Власть татар укрепилась.

В 1425-1462 гг. в Московском княжестве шла феодальная война — борьба Василия II против дяди Юрия и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемя-ки. В ходе ее были ослеплены в 1436 г. Василий Косой, в 1446 г. Василий II («Тёмный»), а Шемяка в 1452 г. отравлен, Василий II одержал победу.

1) В конце 30-х годов 13 века, покорив Китай, среднеазиатские и закавказские государства монгольские завоеватели подошли к границам Русских земель.

Молниеносно были захвачены Половецкая степь, Крым, Кавказ, Волжская Булгария.

Монгольским войском руководил хан Батый. Для русских князей это нападение было внезапным. Переправившись через р.Волгу, Батый подошел к Рязанскому княжеству и потребовал дани. Князья отказали. И тогда татарское войско двинулось вперед, уничтожая все на своем пути: города, монастыри, церкви, села, людей убивали или угоняли в плен. Были разграблены и сожжены: Владимир, Суздаль, Новгород и пр. В 1240 г. татары подошли к Киеву и захватили его. Русские города защищались очень мужественно, не один город не сдавался добровольно, за что население этих городов беспощадно истреблялось. Русь была опустошена до последней степени. Последствия Батыева нашествия были катастрофическими - тысячи богибших воинов и простых людей. тсячи сожженных сел, десятки городов, многие тысячи угнанных в плен людей. Кроме того разрушение структуры С/Х, торговли. Монголы установили над Русью Иго, обязав платить дань и подчиняться Орде. Причиной всему этому было, то что погрязшие в борьбе за власть князья не захотели выступить единым фронтом против общего врага.

2) Иго.

Во второй половине 13 века на Русь было совершено 15 опустошительных набегов монголо-татарских ханов. Дань и другие тяготы Ига опустошали русские земли. Кроме дани, князья должны были выставлять войска по зову хана.



На Русской земле находились картельные отряды, во главе с баскаками - они собирали дань и подавляли недовольства.

Князя утверждал хан. Для более точного сбора дани была проведена перепись населения.

В 1380 году Московским князем был Дмитрий Донской, он возглавил восстание против татар, которое закончилось Куликовской битвой, в результате которой татары понесли поражение. Но через некоторое время татары вновь подошли к Москве сожгли ее и обложили данью.

Полное освобождение Руси от Ига произошло при Иване III, в 1480 году, после победы в битве на реке Угре.



  1. следующая страница >>



Давай по порядку: сперва ты подашь мне руку, потом я подставлю тебе ногу. Влодзимеж Счисловский
ещё >>