Историко-правовые аспекты создания и функционирования вооруженных сил кыргызской республики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сравнительно-правовой анализ правового положения вооруженных сил... 1 211.23kb.
Полковник Самович Александр Леонидович, профессор кафедры военной... 1 84.49kb.
Закон кыргызской республики о системе Единого плательщика в финансировании 1 91.53kb.
Закон кыргызской республики о системе научно-технической информации... 1 143.16kb.
Закон кыргызской республики о переводе (трансформации) земель Глава... 1 219.46kb.
План по подготовке и проведению праздничных мероприятий, посвящённых... 1 91.01kb.
Сухопутные войска история их создания, предназначение, рода войск... 1 26.96kb.
Статья Законодательство Кыргызской Республики в области обогащения... 1 111.3kb.
Закон кыргызской республики о верховном суде Кыргызской Республики... 1 354.71kb.
Урок 14 Организационная структура Вооруженных Сил России, виды Вооруженных... 1 20.17kb.
Закон кыргызской республики о внешней миграции в редакции законов... 2 508.72kb.
Задача по защите Отечества всегда остаётся первостепенной, поэтому... 1 98.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Историко-правовые аспекты создания и функционирования вооруженных сил кыргызской - страница №1/1



ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ*

Б.Ш. Шейренов, подполковник юстиции, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета

Историко-правовые аспекты создания и функционирования Вооруженных Сил Кыргызской Республики



Аннотация: в статье рассматриваются историко-правовые аспекты становления и развития Вооруженных Сил Кыргызской Республики, анализируется военное законодательство данного государства, регулирующего вопросы военного строительства.

Ключевые слова: вооруженные силы; военная организация; военное законодательство; оборона; военное строительство

Sheirenov B.SH. Historical-legal aspects of creation and functioning of the Armed Forces of the Kyrgyz Republic

Abstract: the article considers the historical-legal aspects of the establishment and development of the Armed Forces of the Kyrgyz Republic, analyzes the military law of that state, regulating the issues of military construction.

Key words: the armed forces; military organization; military law; defence; military construction

_________________________________________________________________

Ранее, находясь в составе СССР, Кыргызстан не имел собственных Вооруженных Сил, а на его территории дислоцировались соединения и воинские части Среднеазиатского военного округа (Министерство обороны СССР), соединения и воинские части Внутренних и Пограничных войск (соответственно Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности СССР).

31 августа 1992 г. народ бывшей Киргизской ССР объявил свою независимость. Суверенитет и независимость любого современного государства строятся на прочном фундаменте, краеугольным камнем которого является военная безопасность страны.

В завершающем десятилетии XX в. объективные и субъективные последствия распада СССР обусловили необходимость создания Кыргызстаном своих Вооруженных Сил. В период пребывания в составе союзного государства у нашей республики не было собственной системы обеспечения военной безопасности, состоящей из органов управления, войск и многого другого, что входит в понятие «военная организация государства».

Первым шагом в создании военной организации независимого Кыргызстана стал Указ Президента Кыргызской Республики от 13 января 1992 г. № 1121, которым учрежден Государственный комитет Республики Кыргызстан по делам обороны – государственный орган, ответственный за создание Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

Указом Президента Кыргызской Республики от 29 мая 1992 г. № УП-180 «О принятии под юрисдикцию Республики Кыргызстан воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории республики»2 все воинские части, учреждения Вооруженных Сил бывшего СССР с личным составом, боевой техникой, вооружением, казарменно-жилищным фондом и военно-техническим имуществом, дислоцировавшиеся на территории Республики Кыргызстан, приняты под юрисдикцию Республики Кыргызстан, за исключением военных объектов, имевших стратегическое значение для Российской Федерации. Руководство воинскими частями, учреждениями и другими воинскими формированиями, принятыми под юрисдикцию Кыргызстана, возложено на Государственный комитет Республики Кыргызстан по делам обороны.

29 мая 1992 г. стало официальной датой создания Вооруженных Сил Кыргызской Республики3.

Тем самым государство взяло на себя обязательства содержать и развивать собственные вооруженные силы. Эти обязательства были определены в Военно-оборонительной концепции Кыргызской Республики4 и заключались в поддержании совместно с другими государствами Содружества Независимых Государств (СНГ) военного потенциала на уровне, достаточном для их коллективной обороны и обеспечивающем неприкосновенность границ, защиту суверенитета и территориальной целостности. Данный документ определял: отношение Кыргызской Республики к войне и вооруженным силам; военно-политические цели Кыргызской Республики по обеспечению национальной безопасности; военные средства обеспечения безопасности Кыргызской Республики и задачи государства в области обороны, предназначение и строительство Вооруженных Сил Кыргызской Республики; управление Вооруженными Силами и сотрудничество по военным вопросам.

Согласно этому концептуальному документу в целях обеспечения надежной обороны и выполнения своих обязательств в системе коллективной безопасности Содружества Независимых Государств Кыргызская Республика содержит Вооруженные Силы, органы управления обороной республики, осуществляет необходимую подготовку для отражения военной агрессии. Особой задачей Вооруженных Сил Кыргызской Республики может быть участие в мероприятиях по поддержанию мира вместе с вооруженными силами других государств в соответствии с международными договорами и Уставом ООН и обеспечение безопасности внешней границы Содружества Независимых Государств. То есть в тот период времени Вооруженные Силы создавались только для отражения внешней военной агрессии.

В исследуемый период на базе принятых Военно-оборонительной концепции и Военной доктрины была создана правовая база национальных Вооруженных Сил – приняты законы «Об обороне», «О всеобщей воинской обязанности граждан Республики Кыргызстан», «О национальной безопасности», «О пенсионном обеспечении военнослужащих», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и военнообязанных, призванных на учебные и специальные сборы, и приравненных к ним лиц», «Об альтернативной (вневойсковой) службе», ряд указов Президента и постановлений Правительства Республики Кыргызстан. Часть служебно-боевой деятельности регламентировались ведомственными нормативными правовыми актами Государственного комитета Республики Кыргызстан по делам обороны.

Перед Государственным комитетом Республики Кыргызстан по делам обороны были поставлены сложные задачи:

– сформировать собственные Вооруженные Силы и интегрировать их в систему национальной безопасности государства;

– обеспечить взаимодействие Вооруженных Сил с органами исполнительной власти и другими силовыми ведомствами;

– наладить управление войсками и боевую подготовку личного состава;

– организовать финансовое, тыловое и материально-техническое обеспечение.

На данном этапе практическая деятельность по созданию системы военной безопасности вновь образованного государства ограничилась произвольным установлением численности Вооруженных Сил путем существенного сокращения личного состава войск. При этом не были учтены потребности государства в обеспечении военной безопасности и его экономические возможности. Как указывал Л.М.Бондарец5, в целях укрепления военной безопасности было необходимо:

– провести всесторонний анализ военно-политической обстановки, спрогнозировать направления ее возможного развития и выявить потенциальные военные угрозы;

– разработать военно-политическую доктрину;

– определить оптимальную численность, состав и структуру вооруженных сил;

– спланировать проведение военной реформы и реформы Вооруженных Сил, определить силы и средства их реализации.

Данные мероприятия были выполнены не в полном объеме, поскольку множество проблем переходного периода требовало значительных финансовых затрат. К примеру, многие развитые государства тратят на оборону, в среднем 5 % валового внутреннего продукта (ВВП), а Кыргызстан расходовал в 1992 – 1996 гг. менее 1 % ВВП.

Программа реформирования системы военной безопасности была разработана без учета изменившихся военно-политических условий и, к сожалению, не была подкреплена финансовыми вложениями. Нормативные правовые документы, определяющие военную политику того времени, носили, в основном, декларативный характер и не конкретизировали направления последующего развития военной организации государства. В них не были заложены четкие механизмы законодательного регулирования и реализации военной политики. В итоге Вооруженные Силы Кыргызстана, их состав и дислокация почти полностью соответствовали составу и дислокации войск, находящихся на территории Кыргызской Республики до 1991 г. согласно оперативным планам Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Организационно-штатная структура претерпела незначительные изменения, в основном в сторону значительного уменьшения численности.

На данном этапе серьезно сказались отсутствие собственной системы обеспечения военной безопасности, органов управления войск (в виде штабов военных округов), системы военного образования, недостаточное бюджетное финансирование.

Как указывал Л.М.Бондарец6, это было обусловлено тем, что государственные и общественные структуры Киргизии в условиях жесткого централизованного управления при Советском Союзе были практически отстранены от участия в военном планировании, создании и развитии системы военной безопасности, руководстве вооруженными силами. Соответственно в республике не были заложены теоретические основы военного строительства, а руководящие кадры не приобрели практического опыта руководства и управления военной сферой и осознания его как необходимого элемента государственного управления.

В тот период остро ощущалась нехватка профессиональных кадров как в управленческом, так и в войсковом звене. Реальностью тех дней стало то, что бывшие советские офицеры разных национальностей, служившие на территории Киргизской ССР, в массовом порядке уезжали в другие республики образованного на развалинах СССР Содружества Независимых Государств. Руководством страны были приняты меры по возвращению на малую родину тех военнослужащих, уроженцев Киргизии, которые проходили службу в других регионах бывшего СССР. Многие офицеры и другие военнослужащие откликнулись на призыв Родины и пополнили ряды национальной армии.

В переходный период формирования Вооруженных Сил военно-политическое руководство в срочном порядке решало организационные, экономические, технические, социальные и правовые вопросы функционирования армии. Задача состояла в том, чтобы максимально сократить сроки ее готовности к обеспечению защиты государственного строя, суверенитета и территориальной целостности страны.

Все внимание было сконцентрировано на создании и полноценном функционировании военной организации государства, разработке и принятии пакета законодательных актов, первом призыве юношей уже в нашу армию, организации повседневной боевой учебы, регламентации служебно-боевой деятельности войск и штабов.

Законом «Об обороне»7 предусматривалось, что Вооруженные Силы Кыргызской Республики – военная государственная структура, предназначенная для вооруженной защиты суверенитета, независимости, территориальной целостности Кыргызской Республики от нападения извне, а также для выполнения вместе с государствами-участниками Содружества Независимых Государств задач по совместной обороне от агрессии в соответствии с международными договорами. Вооруженные Силы Кыргызской Республики состоят из сухопутных, военно-морских, военно-воздушных частей противовоздушной обороны, воинских учреждений и учебных заведений, местных органов военного управления.

Согласно ч. 9 ст. 46 Конституции Кыргызской Республики 1993 г. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики. А как было выше обозначено, Вооруженные Силы Кыргызской Республики, по сути, включали только войска Министерства обороны Кыргызской республики.

В соответствии со ст. 1 Закона «Об обороне» к обороне с применением средств вооруженной борьбы привлекаются воинские подразделения, части и соединения Министерств обороны Кыргызской Республики, внутренних войск Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Национальной гвардии Кыргызской Республики, Службы национальной безопасности Кыргызской Республики, Пограничной службы Кыргызской Республики, Службы государственной охраны Кыргызской Республики.

Из приведенных конституционных и законодательных положений следует вывод, что согласно букве закона полномочия Президента Кыргызской Республики как Главнокомандующего Вооруженными Силами распространялись только на войска Минобороны республики. В отношении перечисленных в ст. 1 Закона «Об обороне» воинских формирований Президент осуществлял только политическое руководство как глава государства, поскольку они не входили в состав Вооруженных Сил. Данная правовая коллизия долго не находила своего правового разрешения. Еще более запутанной ситуация стала с принятием поправок в ст. 4 Закона «О всеобщей воинской обязанности граждан Республики Кыргызстан»8, по которой Вооруженные Силы Республики Кыргызстан состоят из сухопутных, военно-морских, военно-воздушных частей и частей противовоздушной обороны. Внутренние войска Республики Кыргызстан, Пограничная служба, Национальная гвардия, воинские части и учреждения Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций и воинские части Государственного комитета Республики Кыргызстан по национальной безопасности являются составной частью Вооруженных Сил Республики Кыргызстан.

То есть, на уровне равных по юридической силе законов существовали противоречащие друг другу нормы, касающиеся состава Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

В этой связи необходимо рассмотреть, как данный вопрос регулировался советским законодательством. В советский период (перед распадом СССР) состав Вооруженных Сил СССР представлялся в более широком виде, чем в нынешнее время. Так, в соответствии со ст. 4 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности»9 Вооруженные Силы СССР состояли из Советской Армии, Военно-морского флота, Пограничных и Внутренних войск.

Система управления Вооруженными Силами СССР включала:

– органы управления Советской Армии и Военно-морского флота, подчиненные Министерству обороны СССР;

– органы управления Пограничными войсками, подчиненные Комитету государственной безопасности СССР;

– органы управления Внутренними войсками, подчиненные Министерству внутренних дел СССР.

Все вместе взятые указанные органы военного управления замыкались на Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР10.

Как подчеркивает В.М.Корякин11, до сих пор, несмотря на то, что и юридически, и фактически Вооруженные Силы Российской Федерации составляют основу обороны нашей страны, в России отсутствует единый закон, регулирующий их состав, функции, порядок применения, комплектования личным составом, всестороннего обеспечения, управления и т.д. Правовое регулирование этих вопросов «распылено» по многим иным законодательным актам. В то же время деятельность большинства иных войск, воинских формирований и органов регламентируется специальными федеральными законами.

Это утверждение также применимо и к Вооруженным Силам Кыргызстана. Правотворческая деятельность, содержание многих законодательных и иных нормативных правовых актов в Кыргызской Республике во многом созвучно с законодательством Российской Федерации, с некоторыми особенностями.

Правовая коллизия о составе Вооруженных Сил Кыргызской Республики просуществовала до 2009 г., когда были приняты новые законы Кыргызской Республики: «Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики» и «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах»12, которыми в состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики включены соединения, воинские части и учреждения Министерства обороны и Пограничных войск Кыргызской Республики.

В соответствии с решением Совета глав государств-участников Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. «О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном» Вооруженные Силы получили первую боевую задачу в рамках миротворческой миссии в соседнем Таджикистане: отдельный стрелковый батальон Вооруженных Сил Республики Кыргызстан принял под охрану 100-километровый участок таджикско-афганской государственной границы на реке Пяндж. На протяжении пяти лет наши бойцы на высокогорье, в трудных климатических условиях выполняли пограничную миссию.

В 1993 г. Государственный комитет Республики Кыргызстан по делам обороны был преобразован в Министерство обороны Кыргызской Республики13. Оборонное ведомство вошло во все уставные органы системы коллективной безопасности СНГ и ОДКБ, принимало широкое участие в программе НАТО «Партнерство во имя мира», активно развивает двусторонние военные отношения с Россией, США, Китаем, Турцией и многими другими государствами. Благодаря этому, Вооруженные Силы Кыргызстана в самые трудные годы становления получали необходимую международную материально-техническую помощь, а обучение военнослужащих-кыргызстанцев за рубежом стало реальностью.

В сентябре 1998 г. по поручению Президента страны14 военное ведомство сформировало Главное управление пограничной охраны, силами и средствами которого была принята под охрану от российской пограничной службы кыргызско-китайская граница.

В последующем Главное управление пограничной охраны Министерства обороны и Главное управление пограничного контроля Службы национальной безопасности выделены в отдельную Пограничную службу Кыргызской Республики15, под охрану приняты ставшие Государственной границей административные границы с соседними государствами – Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

Путь, пройденный после создания национальной армии, можно условно разделить на два этапа: первый – становление Вооруженных Сил, второй – переход к их устойчивому развитию.

В ходе первого этапа, в 1992 – 1994 годах, ценой больших усилий была сохранена боеспособность соединений, частей и учреждений, принятых под юрисдикцию Кыргызстана. Параллельно решались задачи создания организационных, экономических, технических, социальных и правовых основ функционирования Вооруженных Сил.

На втором этапе, в 1995 – 1998 годах, продолжилась работа по строительству и развитию Вооруженных Сил, созданию боеспособной армии. Совершенствовалась и совместная подготовка органов управления исполнительной власти и войск по вопросам организации обороны и ликвидации внутренних очагов напряженности.

К сожалению, главной особенностью того периода был недостаток финансово-экономических возможностей государства для реформирования Вооруженных Сил, что негативно сказывалось на темпах реализации намеченных планов военного строительства и уровне боеспособности войсковых частей.

Однако процесс реформирования армии был сорван вторжением в 1999 г. в Баткенский район Ошской области Кыргызстана боевиков незаконных вооруженных формирований (Исламского движения Узбекистана)16 и необходимостью отражения их нападения. С учетом возникшей террористической угрозы была создана Южная группировка войск на базе воинских частей различных государственных органов (Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности и Министерства чрезвычайных ситуаций) и организовано стратегическое планирование на 2000 г. Начались формирование и комплектование отдельных батальонов особого назначения военнослужащими по контракту, организована их боевая подготовка. Указом Президента от 13 декабря 1999 г. был создан Совет обороны Кыргызской Республики, рабочим органом которого являлся Главный штаб Вооруженных Сил. Совет обороны просуществовал до марта 2005 г. и внес весомый вклад в укрепление обороноспособности государства17. Руководство страны осознало необходимость реформирования Вооруженных Сил и принятия безотлагательных мер по укреплению военной безопасности государства.

Анализ тех событий ясно показал, что в не уделявшейся достаточным вниманием армии накопился большой объем проблем – недостаточное техническое оснащение, снижение уровня боевой подготовки и боеготовности воинских частей, низкий уровень денежного довольствия военнослужащих, слабая социальная защита военнослужащих, членов их семей и пенсионеров из числа военнослужащих.

В этих тяжелых условиях проходило и становление Пограничной службы республики. Наиболее сложные проблемы возникли с отсутствием пограничной инфраструктуры на административных границах с соседними государствами – Таджикистаном, Узбекистаном и Казахстаном. Помимо участия в локализации и уничтожении незаконных иностранных бандформирований, приходилось с нуля обустраивать и укомплектовывать необходимыми вооружением, техникой и личным составом образованные пограничные отряды. Под размещение вновь образованных пограничных отрядов и пограничных застав органами местного самоуправления выделялись пустующие помещения и необходимые земельные участки. При помощи Российской Федерации, США, Турции и Китая осуществлялось создание пограничной инфраструктуры в пунктах пропуска через Государственную границу.

Под руководством назначенного после мартовской Революции 2005 г. Министром обороны И.И.Исакова реформирование Вооруженных Сил Кыргызской Республики получило новый импульс. В этот период основные усилия были направлены на развитие материально-технической базы Вооруженных Сил, улучшение социально-бытовых условий личного состава. Многие офицеры, годами скитавшиеся со своими семьями по чужим углам, наконец-то получили долгожданные квартиры. Он отдал под жилье все высвободившиеся служебные помещения и оказал посильную помощь в их благоустройстве. Это был серьезный прорыв в решении самой острой социальной армейской проблемы.

Вооруженные Силы Кыргызстана стали отличаться от других армий СНГ после введения обновленной военной формы одежды военнослужащих, содержащей национальные символы и знаки различия.

В этот же период активизировалась работа по совершенствованию оперативной, боевой и мобилизационной подготовки войск, взаимодействию государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам организации гражданской обороны. В республиканском масштабе проводились совместные командно-штабные и мобилизационные учения, предусматривающие отработку в теории и на практике механизма приведения Вооруженных Сил и органов государственного управления в различную степень боевой готовности, а также организацию взаимодействия при выполнении единой задачи по противодействию террористическим актам, локализации религиозно-экстремистских очагов напряженности, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В феврале 2009 г. вступила в силу новая редакция Закона Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, военной и альтернативной службах». Тем самым в государстве законодательно был закреплен новый вид службы – служба в призывном мобилизационном резерве, заключающаяся в прохождении месячных военных сборов, где новобранцы овладевают воинскими навыками и умениями, а затем увольняются в запас I категории18. Это нововведение позволило эффективно решить проблему подготовки мобилизационного ресурса, ввести надбавку к денежному довольствию военнослужащих и увеличить размеры заработной платы государственных служащих Министерства обороны. При этом существенно сокращен контингент юношей, призываемых на срочную военную службу.

Кроме того, активно велась работа по совершенствованию законодательства в области национальной безопасности и обороны. В 2009 г. приняты Законы «О национальной безопасности», «О военном положении», «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, военной и альтернативной службах», «Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики». Последним Законом Кыргызской Республики19 состав Вооруженных Сил определен в виде соединений, воинских частей и учреждений Министерства обороны и Пограничных войск Службы национальной безопасности Кыргызской Республики. Воинские части Внутренних войск МВД, Служба национальной безопасности и воинские части Министерства чрезвычайных ситуаций определены в другие воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил, при этом в военное время указанные воинские формирования переходят в оперативное подчинение Главному штабу Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

В октябре 2008 г. главой государства был подписан Указ о введении в действие Концепции и Плана реформирования Министерства обороны20. В ходе реформирования была уменьшена численность войск, значительно сокращен управленческий аппарат. При этом количество военнослужащих-контрактников увеличилось.

В структуру Министерства обороны, помимо Центрального аппарата и Главного штаба Вооруженных Сил, вошли Мобильные силы, Силы общего назначения, Силы воздушной обороны, соединения и части обеспечения и обслуживания, военно-учебные заведения и военные комиссариаты. Также был создан Центр противодействия терроризму и борьбы с незаконными вооруженными формированиями.

Пограничная служба организационно вошла в состав Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики.

В тот период Министерство обороны выступило инициатором разработки проекта Государственной программы развития Вооруженных Сил Кыргызской Республики, которая охватывала не только оборонное, но и другие силовые ведомства. В числе ключевых пунктов этой программы – полный переход на контрактную службу, внедрение новых подходов к организации охраны государственной границы, создание единого органа тылового, технического и медицинского обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также принятие других мер по совершенствованию системы военной безопасности государства.

Апрельская народная революция 2010 г. привела к смене всей вертикали государственной власти, в том числе и ее военной составляющей. Этот период характеризовался неопределенностью, слабостью местных органов власти и дезорганизацией правоохранительных органов страны.

10 июня 2010 г. на юге страны в г. Ош вспыхнул межэтнический конфликт, причинами которого стали политический экстремизм и этнический национализм. За несколько дней он распространился на соседние области юга республики. Правоохранительные органы не смогли взять под контроль вопросы погашения данного конфликта. В Ошской и Жалал-Абадской областях было введено чрезвычайное положение. Только с помощью армии удалось остановить эскалацию конфликта.

В трагические дни июньских событий Вооруженные Силы помогли стране выйти из острейшего внутриполитического кризиса. Армия в тот период приняла активное участие в обеспечении режима чрезвычайного положения и стабилизации общественно-политической ситуации на юге страны.

Указанные события заставили обратить пристальное внимание вопросам деятельности военной организации государства, вопросам использования Вооруженных Сил при внутренних угрозах безопасности государства и населения страны. Политический кризис удалось преодолеть. 28 июня 2010 г. на всенародном референдуме была принята новая редакция Конституции, согласно которой она стала парламентской республикой. Постепенно в государстве удалось стабилизировать общественно-политическую обстановку. Легитимизированы все ветви власти, выборы новых Парламента и Президента Кыргызской Республики признаны состоявшимися.

Важным элементом настоящего исследования является рассмотрение вопроса о том, как со временем менялись задачи Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

В соответствии с Военно-оборонительной концепцией и Законом «Об обороне» 1994 г. Вооруженные Силы – военная государственная структура, предназначенная для вооруженной защиты суверенитета, независимости, территориальной целостности Кыргызской Республики от нападения извне, а также для выполнения вместе с государствами-участниками Содружества Независимых Государств задач по совместной обороне от агрессии в соответствии с международными договорами.

В связи с принятием Военной доктрины Кыргызской Республики на переходный период до 2010 г.21 в 2002 г. в указанный законодательный акт были внесены изменения, согласно которым задачами Вооруженных Сил являются подготовка и вооруженная защита государства в условиях высокогорья от внешней агрессии и других военных угроз в мирное и военное время, а также выполнение задач, вытекающих из международных обязательств Кыргызской Республики. Кроме того, Военной доктриной была обозначена задача Вооруженных Сил по противодействию терроризму.

Ст. 10 Закона «Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики» предусматривает, что Вооруженные Силы применяются для защиты государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности, конституционного строя, общества и граждан Кыргызской Республики от агрессии; обеспечения безопасности граждан, общества и государства от терроризма, в локальных и других вооруженных конфликтах, затрагивающих национальные интересы государства, ликвидации незаконных вооруженных формирований и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, структура и задачи Вооруженных Сил Кыргызской Республики последовательно менялись в сторону расширения в соответствии с реальной оценкой геополитической обстановки в регионе, а также исходя из возможностей государства и определения тех обстоятельств, где участие войск имеет жизненную необходимость.

Сегодня в Вооруженных Силах осуществляется поэтапное преобразование организационно-штатной структуры органов управления и войск. Вместо Южной группировки войск образовано Юго-Западное региональное командование со штабом в Оше. Для продолжения славных боевых традиций ветеранов-«панфиловцев» вновь сформирована 8-я гвардейская, Режицкая, ордена Ленина, Краснознаменная, ордена Суворова мотострелковая дивизия имени Героя Советского Союза генерал-майора И.В.Панфилова. Увеличена штатная численность военнослужащих-контрактников в частях специального назначения. На базе одного из воинских формирований в северном регионе образован разведывательный батальон. Во всех соединениях и частях подготовлены силы и средства для действий в экстремальных ситуациях.

Горькие уроки межэтнических столкновений, произошедших в июне 2010 г. на юге страны, показали, что в структуре Вооруженных Сил надо иметь подготовленные, технически оснащенные части и подразделения, способные в максимально короткие сроки приступить к выполнению внезапно возникающих задач и действовать автономно, в отрыве от главных сил, на отдельных направлениях. И, главное, необходимо учить военнослужащих действиям не только в традиционных видах боя, но и в антитеррористических операциях и операциях по поддержанию режима чрезвычайного или военного положения.

В XXI в. общепризнанной является истина, что ни одна страна мира не может в одиночку в полной мере обеспечить свою безопасность. Понимание этого обусловливает участие Кыргызстана и его Вооруженных Сил в деятельности военной составляющей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в обеспечении коллективной безопасности по линии Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира» и операции «Несокрушимая свобода».

Наша армия сегодня успешно взаимодействует с армиями 27 стран мира. Миротворческая деятельность Вооруженных Сил определена приоритетным направлением международного военного сотрудничества.

Кыргызская Республика и в дальнейшем намерена продолжать и укреплять тесные контакты с другими партнерами в интересах обеспечения своей безопасности в рамках указанных международных организаций, при этом уделяя должное внимание и сотрудничеству с военными организациями ведущих стран мира.

За прошедшие годы решена стратегическая и важная по своей значимости задача: в Кыргызстане – постсоветском государстве, у которого ранее не было своей национальной армии, – создана система военной безопасности, ядро которой составляют Вооруженные Силы республики, которая нуждается в дальнейшем развитии и укреплении. Перед государством стоит важнейшая задача по недопущению вооруженной агрессии извне и повторения трагических событий внутри государства. Эта задача порождает необходимость дальнейшего совершенствования военного законодательства Кыргызской Республики в области обороны.
Библиография:

Бибикова О. Баткен: Наступление мусульманского экстремизма // Центральная Азия и Кавказ. Международная конференция «Конфликты на Кавказе – история, современность и перспективы урегулирования», Швеция, Стокгольм: 2000. № 1 (7) // URL: www.ca-c.org/jour№al.

Бондарец Л.М. Киргизия создает армию // Электронная версия "НГ". 1998. 6 февраля // URL: http://www.uni-potsdam.de/u/slavistik/zarchiv/0298mwk/kv005-13.htm.

Корякин В.М., Загидулин Р.А. Чем командует Верховный Главнокомандующий в России // Военно-промышленный курьер. 2012. 21 января.




* Рецензент – В.М.Корякин, доктор юридических наук.

1 Об образовании Государственного комитета Республики Кыргызстан по делам обороны: Указ Президента РК от 13 января 1992 г. № 112 // Свободные горы. 1992. 14 января.

2 Свободные горы. 1992. 4 июня.

3 О праздновании Дня создания Вооруженных Сил Республики Кыргызстан: постановление Правительства РК от 20 мая 1993 г. № 365 // Свободные горы. 1993. 21 мая.

4 Одобрена постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 12 января 1994 г. № 1389-XII // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1994. № 2.

5 Бондарец Л.М. Киргизия создает армию // Электронная версия "НГ". 1998. 6 февраля // URL: http://www.uni-potsdam.de/u/slavistik/zarchiv/0298mwk/kv005-13.htm.

6 Там же.

7 Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 13 апреля 1994 г. // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1994. № 6.

8 Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 16 декабря 1992 г.// Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан. 1993. № 1.

9 Закон СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII.

10 Законом СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-I Конституция Союза Советских Социалистических Республик (принята в 1977 г.) дополнена главой 15.1, в соответствии с которой вводилась должность Президента Советского Союза. Статьей 127.3 Основного закона СССР было установлено, что Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами страны.

11 Корякин В.М., Загидулин Р.А. Чем командует Верховный Главнокомандующий в России // Военно-промышленный курьер. 2012. 21 января.

12 Приняты Жогорку Кенешем Кыргызской Республики соответственно 24 июля и 9 февраля 2009 г. // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2009. № № 2, 7.

13 О преобразовании Государственного комитета Республики Кыргызстан по делам обороны в Министерство обороны Кыргызской Республики: Указ Президента Кыргызской Республики от 17 июня 1993 г. № УП-106 // Свободные горы. 1993. 23 июня.

14 Об образовании Главного управления пограничной охраны Министерства обороны и Главного управления пограничного контроля Службы национальной безопасности Кыргызской Республики: Указ Президента Кыргызской Республики от 8 сентября 1998 г. № УП-583 //Свободные горы. 1998. 15 сентября.

15 О создании Пограничной службы Кыргызской Республики: Указ Президента Кыргызской Республики от 31 августа 2002 г. № УП-396 // Свободные горы. 2002. 4 сентября.

16 Бибикова О. Баткен: Наступление мусульманского экстремизма // Центральная Азия и Кавказ. Международная конференция «Конфликты на Кавказе – история, современность и перспективы урегулирования», Швеция, Стокгольм: 2000. № 1 (7). С. 36 // URL: www.ca-c.org/jour№al.

17 В 2011 г. после принятия новой редакции Конституции Кыргызской Республики этот орган военно-политического руководства возобновил свою работу.

18 Согласно ст. 36 Закона Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» запас I категории предназначается для комплектования воинских частей в угрожаемый период, в военное время или при объявлении войны.

19 Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики: Закон КР от 24 июля 2009 г. № 242 // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 2009. № 8.

20 О введении в действие Концепции и Плана реформирования Министерства обороны Кыргызской Республики: Указ Президента Кыргызской Республики от 5 октября 2008 г. № УП-631с.

21 О Военной доктрине Кыргызской Республики на переходный период до 2010 года: решение Совета безопасности Кыргызской Республики от 23 марта 2002 г. // Свободные горы. 2002. 26 марта.






Больше всего учеников было бы у Диогена с бочкой вина. Владислав Катажиньский
ещё >>