Историко-методологическое введение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема Историко-философское введение 1 59.91kb.
Введение актуальность темы исследования 11 1651.63kb.
Методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское 3 443.28kb.
Кыргызстан маданиятынын тарыхынан из истории культуры кыргызстана р. 1 98.35kb.
Проект Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического... 4 791.73kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 1 169.92kb.
Теоретико-методологическое значение категориального анализа в моральной... 1 78.67kb.
Кодекс корпоративной этики Елабужского государственного историко-архитектурного... 1 158.36kb.
Танец в информационных технологиях. План Реферата: Введение. 1 182.7kb.
А. Ю. Высоцкий легитимность: анализ понятия 1 136.48kb.
Методологические аспекты профессиональной подготовки студентов вузов 1 73.27kb.
Русский Newsweek” 1 71.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Историко-методологическое введение - страница №1/3

Докторов Б.З. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, 2000. №4. http://www.pseudology.org/Gallup/On_line_Polls.htm

Историко-методологическое введение

Время бежит стремительно. Многие из активно работающих социологов помнят, в каких жарких дискуссиях принималась советскими обществоведами идея использования математики в социологии, и как трудно происходило освоение социологами даже простейших премов обработки первичной информации. Чуть позже некоторые социологи стали продумывать и создавать простейшие приборы, позволявшие снизить трудоемкость процедуры опроса, устранив из нее ряд рутинных операций. И по поводу этих устремлений высказывались пессимистические или, по крайней мере, иронические замечания. Начало перестройки и активизация практики опросов стимулировали развитие в ряде городов страны проведение телефонных опросов, и снова возникали серьезные возражения. Тем не менее, в настоящее время российские социологи активно используют в своей работе компьютеры и современные статистические программы, а многие фирмы уже годами изучают мнения населения с помощью компьютерно-телефонных технологий опроса.

Но вот в России появляется Интернет, и он начинает осваиваться социологами сначала как «вещь в себе», потом как источник информации, и, наконец, в качестве новой опросной технологии. И опять, одновременно с попытками осторожного применения нового социологического метода, выявлением его позитивных и негативных свойств, возникает критика сетевых (онлайновых, интерактивных) опросов. Критики отмечают следующие моменты: низкий уровень распространенности Интернета в России, невысокий уровень компьютерной культуры населения, плохое качество телефонных сетей, высокую стоимость телефонной связи, возможность взлома сети хаккерами, правовую незащищенность информации о респонденте и другое. Все это так.

Но не следует переоценивать вес этих очевидных аргументов при определении перспектив использования онлайновых опросов в стране. Смотреть надо шире, ибо выбор стратегии и определение тактических ходов в деле освоения российскими социологами и маркетологами web-пространства в значительной мере определяют их место и роль в стремительно меняющейся информационно-коммуниктивной среде жизнедеятельности российского общества, а в известной мере и в культуре наступившего столетия. Можно еще конкретнее: «Кому в ближайшие годы будет принадлежать ведущее положение в сфере проведения массовых опросов населения страны?» Тому, кто будет активнее в web-пространстве. При нынешнем развитии электронных технологий, это могут прежде всего оказатьсья не российские аналитические организации, а глобальные исследовательские структуры.

Заголовок статьи отражает наше понимание перспектив сетевых опросов. Уже через 10-15 лет преобладающей частью населения в США и ряда европейских и азиатских стран Интернет будет рассматриваться в высшей степени комфортной средой общения, а некоторые традиционые формы коммуникации – как тяжелые и потому мало привлекательные. В активную фазу жизни войдет поколение, практически не умеющее писать от руки и рассматривающее телефон лишь как средство оперативной связи, а почту – как канал получения покупок, сделанных по Интернету. В этих условиях естественно допустить, что значительная часть опросов – политических, маркетинговых, затрагивающих локальную тематику, ориентированных на специальные группы и т.д. будет осуществляться через web-сеть. Технические возможности для этого уже сейчас высоки: можно использовать тексты, трехмерные изображения, видео-сюжеты, электронную почту в режиме прямого диалога, телефонную связь.

Природа и процедурные решения web-опросов станут яснee, а отношение к ним более обоснованным, если понять, что новая опросная схема лишь отчасти нова, что она не родилась из ничего, а является логическим и технологическим продолжением всех (многих) начинаний и достижений опросной методологии. Чтобы в этом убедиться, следует рассмотреть процесс подготовки и проведения онлайнового опроса и попытаться понять, какие элементы этой измерительной цепи настолько уникальны, что не имеют аналога в уже десятилетиями апробированных опросных процедурах, а что – является современной «копией» давно известного образца. Причем не будем останавливаться на анализе специфики фазы теоретической проработки предмета социологического исследования, формулирования гипотез и собственно выбора измеряемых показателей. Этот наиболее теоретический этап подготовки опроса в значительно большей степени определяет, регламентирует все процедурные и организационные решения, чем определяется, регламентируется ими. В силу своего статуса и феноменологии этот этап в своем содержании и структуре более инвариантен относительно применяемой технологии сбора данных, нежели все другие фазы измерительной процедуры.

По своей технологии и организации самый новый - он-лайновый опрос наиболее близок к самой старой схеме массовых опросов – почтовому анкетированию, методу, имеющему более чем столетнюю историю со «светлыми» и «темными» периодами. Самые яркие годы – это период с 1916 до начала 1930-х, когда американский журнал «Литерари Дайджест», высылая миллоны опросных бюллетеней своим подписчикам, а также владельцам автомобилей и телефонов, успешно предсказал итоги трех президентских выборов. Особенно внушительным был успех 1932 года; журнал предсказал победу Франклина Рузвельта с 59,85%, а он набрал – 59,14 %.

В 1936 году неудача «Литерари Дайджест» и полная победа нового направления – интервьюирование на базе относительно небольших выборок, идеологами которого были Джордж Гэллап, Арчибальд Кроссли и Елмо Ропер, повлекли за собою резкую критику метода и значительное сокращение практики его использования. Но одновременно начались поиски причин фиаско-36 и приемов совершенствоания этого метода сбора данных. Методические разработки, выполненные в 50-70 годы, привели к созданию так называемой тотальной схемы повышения возврата почтовых анкет, при применении который часто удавалось довести возврат до 70% и выше. Оказалось, что величина возврата является функций многих переменных: темы опроса, состава потенциальных респондентов, времени года, структуры анкеты, типа и формулировка вопросов, цвета бумаги анкеты и конверта, характера обращения к респонденту, наличия маркированного конверта для отправки заполненной анкеты, уведомления об опросе и напоминания, типа и размера вознаграждения и т.д. Через десятилетия обнаружилось, что многие методические результаты, и что еще важнее - сами направления поиска приемов активизации участия потенциальных респондентов в почтовом опросе, имеют принципиальное значение и для организации сетевого анкетирования.

Вторая половина 30-х – 80-е годы – период массового использования метода личного интервью и время активного изучения рабочих характеристик этой технологии. Имеет смысл говорить о трех направлениях проводившихся многоаспетных методических разработок: повышение уровня достижимости потенциальных респондентов, снижение (контроль) влияния интервьюера на ответы респондента и повышение валидности измерения. Все, что было обнаружено в этих исследования, составляет золотой фонд методики опросов.

Некоторые макроизменения структуры населения Америки и его образа жизни, а также растущий уровнень телефонизации жилищ американцев – к 1970-ым более 96% населения страны имело домашний телефон - повлекли сначала робкое использование метода телефонного интервью, а затем – становление мощной компютерно-телефонной технологии опросов.

Каждый из методов опроса обладает особой комбинацией достоинств и недостатков, но прав Хэмфри Тэйлор, один из руководителей Louis Harris & Associates, перефразировавший известный афоризм Черчиля о демократии: «Опросы – это худшее, что может быть использовано для измерения общественного мнения и поведения населения или для предсказания итогов выборов, но все остальное еще хуже». Технологии онлайновых опросов «повезло» более других. Возникнув в самом конце 20 века, web-опрос во всех своих важейших аспектах учитывает и продолжает все ценное, что было найдено и закрепилось в ранее созданных и эксплуатируемых в наши дни разновидностях социологических и маркетинговых опросов. Ниже будут рассмотрены основные этапы и элементы организации сетевых опросов, в том числе, американской фирмы InterSurvey. Приводимая Таблица 1 составлена специалистами этой фирмы, и она обощенно характеризует свойства трех классических для 20 века опросных методов.

Организационно-метрологических характеристики традиционных и онлайновых методов опроса

Таблица 1

Характерис-тики опроса

Традиционные опросные методы

Онлайновые опросные методы

Личное интервью

Телефон-ное интервью

Почтовый опрос

Web-панель добровольцев

Процедура InterSurvey

Продолжи-тельность

месяцы


недели

месяцы


дни

часы


Контакт

все виды

аудио

анкета


зависит от пользователя интернета

все виды


Метод выборки

многосту-пенчатая

случайный отбор номеров

лист адресов

квотная или иная выборка

случайный отбор номеров

Кооператив-ность

высокая


разная

низкая


неизвестно

высокая


Стоимость

высокая


средняя

низкая и средняя

низкая

средняя


Контроль

медлен-ный и дорогой

дорогой

медленный и слабый

разный

дешевый и быстрый



Из анализа таблицы, в частности, следует, что в ближайшие годы основная часть организационных усилий и методических поисков крупнейших американских организаций по сбору и анализу социальной информации различной природы будет направлена на совершенствование опросной web-технологии.

Каждая система онлайновых опросов имеет видимую, или предъявляемую респондентам и клиентам, часть и скрытый от посторонних наблюдателей механизм, предопределяющий рабочие свойства этой системы. Мотор системы - это ее софтвер, или ее программное обеспечение. От него зависит то, каким образом накапливается и эксплуатируется респондентская панель, софтвер задает важнейшие параметры рассылки и взаимодействия с респондентами, он очерчивает возможности социолога (маркетолога) в использовании тех или иных типов социологических вопросов и шкал и т.д. Эта «подводная» часть является «секретным оружием» каждой компании, ее know how. Цель настоящей статьи - рассмотреть видимые, манифестируемые, рекламируемые аспекты американского опыта онлайновых опросов, указать на те их организационно-технологические свойства, которые, по мнению самих разработчиков, позитивно представляют их систему и могут быть привлекательными для потенциальных клиентов и для потенциальных респондентов.

Соответственно сформулированной цели выстроено содержание статьи. Прежде всего дается краткий очерк web-опыта американского населения, и показывается, что он уже вполне достаточен, для участия в сетевых опросах. Затем кратко описываются общие моменты подготовки и проведения интерактивного опроса. Далее – рассматриваются некоторые характеристики web-технологий, применяемых лидерами изучения интернетовской аудитории, и, наконец – излагается наиболее совершенная, по мнению экспертов, интернетовская методика изучения общественного мнения населения Америки.

Только собственный опыт дает возможность каждому исследователю сделать обоснованное заключение о действенности того или иного метода сбора и анализа эмпрической информации, но знакомство с достижениями зарубежных коллег - это первый шаг к освоению онлайновой технологии.

Население Америки готово к онлайновым опросам

Первая инвентаризация сети, проведенная Lycos в середине 1994 года, индексировала 54 тысячи web-страниц. Что представляет собою Интернет в самом начале 21 столетия? Шокирующий ответ на этот вопрос содержится в результатах только что опубликованного исследования американской фирмы BrightPlanet. Известные поисковые машины суммарно характеризуют один миллиард web-страниц, но новая технология BrightPlanet насчитывает 500 миллиардов web-страниц. Невидимая, некартированная сеть огромна.

Размеры американской web-аудитории. В 1995 в Америке на каждых три человека приходился один компьютер, и 18 миллионов человек (почти 7% населения старше двух лет) могли пользоваться Интернетом из дома. Понятно, почему статистика распространяется на столь юных пользователей Интернета; родителям есть, что показать малышам в сети: например, «мультики» или понравившиеся телевизионные передачи. В ноябре 1997 года насчитывалось 56 миллионов сетян, в апреле 1999 – 95,8 миллионов, а в декабре – уже 119 миллионов. В течение последнего года завершившегося столетия численность сообщества людей, имеющих Интернет дома, увеличилась почти на 23%.

В конце февраля 2000 года уже более 123 миллионов американцев пользовались в домашних условиях Интернетом. Недавний опрос известного Стэнфордского института количественного изучения общества дал следующую оценку численности американской сетевой аудитории: 65% американских семей имеют дома компьютор и 55% населения старше 18 лет пользуются Интернетом из дома или из других мест. По данным Nielsen//NetRatings, в июне «домашняя» web-аудитория насчитывала почти 140 миллионов человек, свыше 83 миллионов которых являются активными сетянами; более 34 миллионов американцев пользуются Интернетом на рабочем месте и практически все – активно.

Многие не пользующиеся пока Интернетом, читали о нем или знают о нем от родных и друзей, поэтому можно с уверенностью утверждать, что большинство американцев знакомо с Интернетом. Возвращаясь к сказанному выше, приведем один из выводов специалистов Harris Poll. Согласно их многолетним исследованиям, в истории цивилизации не было столь быстро развивающихся технологий, как Интернет. Он осваивается обществом быстрее, чем телефон, кабельное телевидение, автомобиль и даже холодильник.

В Америке насчитывается 333 миллиона электронных почтовых ящиков. Каждый компьютор, расположенный в фирме, имеет в среднем 1,5 почтовых ящика, а домашний – четыре. Если учесть, что многие американцы имеют рабочий и домашний электронный почтовый ящик, то получится, что сейчас в США существует примерно110 миллинов пользователей email.

Стремительно увеличивается число подписчиков американского Интернета, передаваемого на мобильные телефоны. В начале 2000 года в Америке было 1,8 миллионов владельцев таких чудо-телефонов, к концу года их число возрастет до четырех миллионов.

Статистика использования Интернета. Вообще говоря, факт широкой распространенности Интернета автоматически свидетельствует и о том, что население Америки активно использует сеть. Но проиллюстрируем это утверждение соответствующей статистикой.

В конце июня 2000 года активность населения страны в использовании Интернета характеризовалась следующим образом. В среднем каждый пользователь входил из дома во всемирную электронную сеть 18 раз в месяц и каждый раз «находился» там 30 минут. На рабочем месте его web-поведение было еще активнее: 39 раз в месяц и в общей сложности – 20 часов. По мере освоения Интернета, люди начинают меньше бродить по нему и посещают меньшее количество сайтов за одни сеанс. Однако на каждом из них они читают большее количество страниц, так что их знакомство с размещенной на них информацией становится шире и глубже. Чем продолжительнее знакомство с элетронной сетью, тем дольше продолжается каждый сеанс.

По результатам исследования Cahners In-Stat Group, завершенного в начале 2000 года, 43% из 14 миллионов семей, предполагающих приобрести персональный компьютер в наступившем году, прежде всего сделают это, чтобы через сеть осуществлять необходимые покупки. Время между подключением к сети и началом сетевых покупок. значительно сокращается. Четыре года назад первая web-покупка делалась примерно через 22 месяца после начала освоения сети, а «новобранцы сети» 1999 года сделали первое сетевое приобретение через четыре месяца. Опрос Greenfield Online, проведенный в июне 2000 года, показал, что около 70% сетян сделали по крайней мере одну покупку в течение последних 90 дней. Еще один факт, обнаруженный специалистами известного Roper Starch Worldwide, позволяет прогнозировать развитие практики web-покупок. 62% американцев-сетян с равным успехом делают покупки у больших известных фирм и у небольших компаний.

Треть своего рабочего времени американцы проводят у компьютеров, в том числе пользуясь Интернетом, и девять человек из каждых десяти утверждает, что это доставляет им удовольствие. Интернет превращается в новую среду, соединяющую домашнее и рабочее время многих американцев и повышающую эффективность решения рутинных задач.

В 1996 году только 3% американских сетян рассматривали Интернет в качестве источника различных новостей, в настоящее же время поиск новостей - это основная причина обращения к Интернету, следующая непосредственно за электронной почтой. В начале 2000 года каждый четвертый пользователей Интернета по крайней мере четыре раза в неделю входил в сеть, ради получения новостей. Опрос 33 тысяч пользователей сети, проведенный NPD New Media Services в начале 2000 года, показал, что 81% респондентов обычно находит то, что ищут. Осенью 1999 года этот показатель равнялся 77%.

По данным телефонного опроса Gallup poll, две трети американцев предпочитают «скольжение» (surfing) по Интернету просмотру телевидения и только четверть – ставят телевидение выше. При этом, правда, почти две трети опрошенных получают большее удовольствие от ТВ, но треть – все же, от пребывания в сети. В 1938 году Джордж Гэллап впервые спросил американцев о том, как они предпочитают проводить вечера: лидировали - чтение, театр и кино, время в кругу семьи. В начале 60х- на первое место вышло телевидение. Такая же структура предпочтений наблюдается и сейчас, Интернет еще не сломал ее.

Практически все (90-95%) используют Интернет для получения новой информации, отправки и получения электронных сообщений, около половины пользователей – делают покупки, и для каждого пятого – это форма общения. Около трех четвертей посетителей Интернета считают, что он делает их жизнь лучше, четверть – не фиксирует никаких изменений, и только два человека из ста связывают с Интернетом ухудшение их жизни.

В США ежедневно пересылается 300 миллионов электронных писем. Элетронная почта развивается стремительно, уже сейчас две трети пользователей Интернета предпочитают электронные сообщения почтовым и треть – телефонным.

Взрослые в Интернете. В 1999 году произошло структурное изменение американской аудитории домашнего потребления Интернета; впервые доли мужчин и женщин сравнялись. Но мужчины заметно опережают женщин по продолжительности Интернет-сессий, в декабре 1999 эта разница достигала 2 часов 12 минут. Есть различия и в специфике интересов: мужчины предпочитают новости и информационные сайты, а женщины более обращаются за утилитарными сведениями. 70% женщин, использующих Интернет, уже не могут представить свою жизнь без этой технологии.

Стаж использования компьютеров теми, кто старше 45 лет, составляет 8-9 лет; 8% из них называют себя экспертами в использовании компьютеров, половина - опытными пользователями и четверо из десяти скромно считают себя новичками. Многие - 81% - пользуются Интернетом уже более трех лет, они образуют «ядро» американского сетевого сообщества. Примерно пять часов в неделю они используют Интернет как средство электронной почты и еще девять часов для иных целей.

Афро-американцы и выходцы из стран Латинской Америки, пожилые американцы и группы населения с низким образованием менее активны в использовании Интернета, чем другие слои населения. Согласно опросу, проведенному в марте 2000 года, информационные потребности 50 миллионов американцев пока не простираются до использования сети. Исследователи были шокированы тем фактом, что 44 миллиона человек имеют недостаточные навыки чтения, и крайне мало сайтов предназначено для представителй этнических групп, не знающих английского.

Завершившийся в январе 2000 года опрос 80 тысяч семей показывает, что сетевое поведение американцев не зависит от их расовой и этнической принадлежности. Сам по себе этнический фактор не объясняет характера внутрисетевой активности, необходимо учитывать возраст и образование человека, а также его технологический оптимизм. Личные предпочтения пользователей, такие как искусство или садоводство, любовь к охоте или рыбалке сильнее детерминирует тематические предпочтения сайтов, нежели национальность или культурная принадлежность.

Не удалось найти данных о русско-язычной американской сетевой аудитории. Но можно предположить, что молодежь из русско-язычных семей мало отличается в своем отношении к Интернету от своих сверстников из семей белых американцев. Активность старших поколений сдерживается недостаточной языковой подготовленностью и «боязнью» компьютера.

Web-поколение. Новым поколениям принципиально легче, для них web-сеть – это естественная, традиционная форма общения, их мир в значительной мере порожден Интернетом, и без него не существует их информационное пространство. Нередко 5-6 летние дети уже являются проводниками своих родителей по тропам виртуального пространства, а многие подростки вообще не представляют своей жизни без Интернета. Данные исследовательского центра Roper Starch, опубликованные в ноябре 1999 года, указывают на то, что две трети подростков от 9 до 17 лет предпочитают Интернет телевидению и более половины – телефону. Совсем юные (9 – 11 лет) выходят в сеть три раза в неделю, чтобы пообщаться с друзьями в реальном времени, отправить письма и переписать для себя понравившиеся новые музыкальные произведения. Те, кто старше 15, используют Интернет пять раз в неделю.

Исследование потребительского поведения обнаруживает еще одну существенную черту отношения американской молодежи к Интернету. Сейчас молодежь в возрасте от 16 до 22 лет составляет примерно 10% всего населения Америки, и почти половина молодых людей имеет доступ к электронной сети. Люди постарше пытаются соотнести элементы нового для них сетевого потребления со своим пред-Интернетовским опытом, тогда как молодые, наоборот, пытаются найти место традиционных (оффлайновых) черт потребительского поведения в естественных для них онлайновых потребительских стереотипах.

Вся обучающаяся молодежь автоматически может быть зачислена в аудиторию пользователей web-сети. Недавнее исследование, охватившее 4000 учебных заведений, обнаружило, что в течение 1999 года количество американских колледжей, предлагающих различные формы обучения через Интернет, удвоилось. За год колледжи истратили на приобретение «техники» 2,7 миллиардов долларов, и более трети колледжей обеспечивают компьютерами студентов, живущих в кампусах.

По их мнению аналитиков US National School Boards Foundation и Children’s Television Workshop, 40% школьников в возрасте от 9 до 17 лет увязывают с Интернетом улучшение отношения к школе. Почти половина учащихся из семей, имеющих Интернет, входят в сеть прежде всего в связи с их школьными заданиями, и многие взрослые помогают им в этом. Родители не замечают, что из-за использования Интернета, их дети стали меньше читать, бывать на улице и общаться с другими членами семьи, но видят, что монитор компьютера становится более привлекателен для детей, чем телеэкран.

Интернет в Америке – привычное дело. Итак, статистика распространенности и использования Интерната в Америке показывает, что к началу 21 столетия эта технология адаптирована населением страны и рассматривается примерно половиной взрослого населения как нечто обычное, каждодневное, привычное и даже комфортное. Интернет в Америке стал обыденностью, а его использование стало для американцев привычным делом. Две трети взрослых и детей сказали, что если бы им пришлось жить на необитаемом острове, то они взяли бы с собой персональный компьютер и Интернет.

Проект American Internet User Survey, разрабатываемый с 1994 года компанией CyberDialogue, фокусирован на многоаспектном изучении динамики сетевого поведения. Вот прогноз на не очень отдаленное будущее: в течение своей жизни пользователь Интернета проведет 23,5 месяца в сети, из которых 9,5 – будет затрачено на отправку и прием сообщений по электронной почте. В целом, сетяне проведут в Интернете более 5% продолжительности своей жизни.


следующая страница >>



Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек. Сергей Капица
ещё >>