Исследовательская работа ученицы 10 класса школы №4 города Онега Белицкой Татьяны Лужанская Татьяна Михайловна - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Из истории моего имени ученицы 4 «Б» класса Маликовой Татьяны 1 85.32kb.
Исследовательская работа ученицы 10 класса школы 1505 города Москва... 1 153.58kb.
Научно-практическая работа по английскому языку Тема: The Olympic... 1 161.63kb.
Исследовательская работа ученицы 9 класса гбоу гимназии №1505 города... 1 268.32kb.
Исследовательская работа Хоборовой Карины, ученицы 7 класса «Б» Батищева... 1 224.3kb.
Исследовательская работа ученицы 10 класса гбоу сош №887 города Москвы... 1 359.69kb.
Исследовательская работа ученицы 1 «А» класса мобу сош №4 Трофименко... 1 73.91kb.
Исследовательская работа ученицы 7 класса школы 1 177.84kb.
Исследовательская работа Сотова Анастасия, Бестужева Марина ученицы... 1 54.28kb.
Исследовательская работа ученицы 8 класса 1 262.27kb.
Исследовательская работа ученицы 6Б класса средней образовательной... 1 70.94kb.
Метаморфозы христианского кода в поэзии н. Заболоцкого и а. 3 664.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследовательская работа ученицы 10 класса школы №4 города Онега Белицкой Татьяны - страница №1/1



Открытая научно-практическая конференция
для учащихся 6-11 классов "Вышгород-2012"
Маркеловские чтения

Приметы и обереги

как признаки двоеверия в Онеге

Исследовательская работа


ученицы 10 класса
школы №4
города Онега
Белицкой Татьяны


Руководитель:

Лужанская Татьяна Михайловна

Москва 2012


Содержание


Введение

..............................

3

Глава I

Двоеверие как феномен российской истории

..............................

4

Глава II

Двоеверие в городе Онега Архангельской области

2.1. Вера в приметы

2.2.Обереги


..............................

5

Заключение

..............................

8

Список использованной литературы

..............................

10

Приложения

..............................

11


Введение

Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой религией, нередко противостоящей проникновению христианства. В Киевской Руси IX - X вв. сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководившее обрядами, сохранявшее давнюю мифологию.


Разложение первобытного строя и формирование Древнерусского государства стали подготовительными условиями для смены языческой религии христианством. Тесные связи Руси и Византии способствовали тому, что с Х века христианство начинает распространение на Руси. В конце Х века христианство вводится как государственная религия в Древней Руси.

Становление христианства как единой государственной идеологии способствовало сплочению территории и укреплению Древнерусского государства. Единство религии способствовало вхождению Древнерусского государства в мировое христианское общество, сблизило Русь с Византией. Принятие христианства оказало огромное влияние на развитие культуры древнерусского общества. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. В то же время преследованиям подверглись языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство, в отдаленных сельских районах под тонким покровом христианских обрядов язычество долго сохраняло свои позиции. Результатом стало «двоеверие». Люди могли носить крестики и ходить в церковь, но они продолжали отмечать и языческие праздники, хранить у себя языческие обереги, верить в языческие приметы.

"Старая вера" не сразу уступает новой вере свое место в человеческом сознании и долгое время сохраняется в различных формах быта. И после введения христианства на Руси отдельные пережитки язычества сохраняются вплоть до нашего времени.

Цель исследования: выявление признаков двоеверия в городе Онега Архангельской области в современный период.

Задачи:


  1. изучить явление двоеверия в России;

  2. провести исследование в г.Онега Архангельской области по выявлению признаков двоеверия;

  3. определить, можно ли в Онеге установить связь двоеверия со славянским язычеством.

База исследования: г.Онега Архангельской области.

Методы исследования: анкетирование; наблюдение; анализ; обобщение; беседа; описание.

Объект исследования: духовная жизнь горожан.

Предмет исследования: явление двоеверия.

Гипотеза: в наше время в г. Онега Архангельской области можно выявить признаки двоеверия.

Наша тема достаточно хорошо изучена и описана многими историками. Историк Карпов А. В. в книге «Язычество, христианство, двоеверие» рассматривает общие вопросы изучения массовой религиозности, историю исследований в области русских религиозных древностей и основные проблемы взаимодействия христианства и языческих верований в IX-XI вв. Работа Рыбакова Б. А. «Язычество Древней Руси» является продолжением монографии «Язычество древних славян», вышедшей в 1981 г. Она посвящена роли древней языческой религии в государственной и народной жизни Киевской Руси до принятия христианства. Автор показывает высокий уровень языческих воззрений и обрядов накануне крещения Руси, их проявление в общественной жизни, в прикладном искусстве, в церковных обрядах. Работа Фроянова И.Я. посвящена первым векам истории христианства на Руси. В увлекательной форме автор рассказывает о быте и верованиях восточных славян, проникновении христианства на территорию Восточной Европы, месте и роли церкви в древнерусском обществе. Особое место в работе отводится рассмотрению восточнославянского язычества, сохранявшего необычайную живучесть на протяжении нескольких столетий после крещения Руси. Труд Гальковского Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» стал заметным явлением в истории изучения восточнославянской языческой традиции, а также переходного периода от язычества к христианству в Древней Руси. Своё исследование автор начинает с очерка языческой религии восточных славян. Далее Гальковский Н.М. переходит к изучению истории борьбы христианства с идолопоклонством и различными пережитками языческой религии - свободой половых отношений, культом предков, ведовством, колдовством, суевериями и другими. Второй том труда Гальковского Н.М. содержит в себе тексты древнерусских поучений, направленных против остатков язычества в народе. Все названные работы мы использовали для выявления суеверий, сохранившихся в нашей сегодняшней жизни от язычества.


Актуальность исследования в том, что люди в современном мире мало верят в Бога, но при этом многие верят в приметы, все суеверия, как ни парадоксально, существуют при бурном развитии науки и техники.
Глава 1. Двоеверие как феномен российской истории

Традиционная вера и не собиралась умирать на Руси. Как писал иеромонах Иоанн (Кологривов), русский католик, член ордена иезуитов, читавший в середине XX в. лекции в Папском Восточном институте в Риме, "имена языческих богов и сама память о них были вырваны из русской души, но христианству, тем не менее, не всегда удавалось укоренить в ней свои догматы и верования».[9]. Признавая существование язычества не только до начала „крещения Руси“, но и после, современные богословы Русской Православной церкви характеризуют его как нечто принципиально отличное от православия, никак не повлиявшее на православное вероучение и обрядность, существовавшее в качестве «суеверия», которое якобы со временем было окончательно вытеснено „истинной верой». [2, с.95]

Крещение не могло перечеркнуть предшествующую традицию язычества, господствовавшую в течение многих столетий. Поэтому христианство приобрело на русской почве свои специфические черты. Это объяснялось не только силой традиции, но и тем, что христианство не имело корней в укладе народной жизни и долгое время оставалось чем-то чужеродным. Феномен слияния христианства и языческих вероучений получил название двоеверия. Двоеверие означает, что человек совершенно искренне верит в Бога, ходит в церковь, крестится и молится, в доме вешает иконы. Но так же искренне он почитает и языческих богов, и может поклоняться им, приносить жертвы, отмечать языческие праздники, верить в языческие суеверия, защищать себя языческими оберегами. В сознании двоеверцев одновременно существует и христианство, и язычество. «Двоеверие, сначала явное, затем скрытое, впоследствии было преодолено русским православием, но преодоление это оказалось в значительной степени формальным, и достигла его церковь ценой компромисса, посредством приспособленчества. Византийское христианство не устранило славянское язычество из сознания и повседневного обихода народов нашей страны, а ассимилировало его, включив языческие верования и обряды в свой вероисповедно-культовый комплекс». [2, с.99] Употребление термина двоеверие можно считать оправданным, так как он присутствует не только в религиоведческой литературе, но и в средневековых поучениях и церковных текстах. О существовании на Руси двоеверия в первые века после крещения, а так же в последующие периоды свидетельствуют такие произведения, как "Слово о полку Игореве", поучения Феодосия Печерского и Серапиона Владимирского, "Слово христолюбца" и многие другие. Там присутствуют упоминания о двоеверцах - людях, которые по обращению в христианство сохраняли многие языческие верования и обряды: ходили молиться под овины, к священным (в язычестве) деревьям, болотам, колодцам, призывали волхвов. Многие христианские праздники, такие как Крещение, Рождество, Пасха, содержали остатки языческой обрядности. Церкви, так и не удалось справиться с таким языческим праздником как Масленица. Древнерусское язычество было почти полностью вытеснено народно-христианскими представлениями. Однако в народе само христианство обогатилось наследием предшествующей эпохи. Исконные, дохристианские представления и обычаи восточных славян, наполненные христианским содержанием, сохранялись и в новых условиях, став частью народной культуры.

Неотъемлемой частью русского язычества является суеверие. Суеверие - это религиозный предрассудок, представляющий явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. Суеверие возникло на почве первобытных, пережиточных представлений о силах природы. Суеверие можно охарактеризовать как некий предрассудок, в силу которого многие происходящие события представляются проявлением неких сверхъестественных сил, предзнаменованием судьбы или будущего. А предрассудок в свою очередь представляет собой ложный взгляд на что-нибудь.


Простейшим видом суеверия можно считать приметы. Согласно Гальковскому Н.М., примета – это произвольный закон, утверждающий, что между тем или иным фактами в мире физическом или нравственном существуют известные соотношения. Примета - это предзнаменование по таким явлениям, которые находятся вне нашей воли и вне нашего влияния [1,с.270]. Возникновение суеверных примет связано с древнейшими дохристианскими верованиями. Невидимые существа, которыми, по языческим представлениям, был наполнен весь мир, указанным в приметах способом "общались" с людьми, предупреждали о чем-то. Таким образом, биография многих сохранившихся примет уходит в далекое прошлое, и сейчас уже непонятно, почему в той или иной суеверной примете объединены явления и предметы, на первый взгляд не имеющие ничего общего.
К суевериям так же можно отнести веру в защитную силу оберегов. По суеверным представлениям оберег - предмет, обладающий, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы или символы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода, изображения животных, украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома. Суть оберега очень точно передает его название. Обереги предупреждают своего хозяина о любом негативном воздействии и по мере сил оберегают от него. Оберегают от несчастных случаев, покушений, болезней, колдовства, сглаза, порчи и прочих неприятностей.

Таким образом, суеверия, вера в приметы и обереги являются частью язычества, в том числе славянского. Все названное является признаками двоеверия, которое сложилось на Руси после принятия христианства.
Глава 2. Двоеверие в городе Онега Архангельской области

2.1. Вера в приметы

Люди всегда верили в приметы. Еще во времена первобытного общества, находясь в страхе перед такими природными явлениями, как гроза или ураган, люди искали защиты у потусторонних сил. Славяне были весьма суеверны. На все случаи и явления жизни у них были приметы. Наши предки придавали огромное значение явлениям физического мира, примечали, в какой день случится тот или иной праздник, делили дни и часы на счастливые и несчастные и прочее. Время шло, люди менялись, но вера в приметы осталась.

Базой нашего исследования стал город Онега Архангельской области. С помощью анкетирования (Приложение 5) мы выявили количество онежан, верящих в приметы. Всего было опрошено 81 человек разного возраста, из них 69 человек в приметы верят, что составляет примерно 85 % опрошенных. (Приложение №4) Это 24 мужчины (86%), 45 женщин (85%) верящих в приметы. Анкетирование показало, что 20 мужчин верят в Бога, но одновременно верят и в приметы. Из 42 верующих женщин, 37 в приметы верят. Из неверующих людей в приметы верят 4 из 8 мужчин, и 10 из 11 женщин. (Приложение №4) И у мужчин, и у женщин самой популярной приметой является примета про икоту: если икаешь, значит, кто-то вспоминает. У мужчин самые популярные приметы про кошку: если кошка лапкой морду умывает, значит гостей намывает; в новый дом первой пускать кошку - к благополучной жизни в новом доме, а у женщин - о том, что нельзя перед дорогой ничего зашивать и если зеркало разбилось – жди несчастья.

Таким образом, по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:



  1. Подавляющее большинство опрошенных онежан верит в приметы.

  2. Религия не мешает верить в приметы.

  3. Вера в приметы не зависит от пола опрошенных.

  4. Вера в приметы не зависит от образования.

  5. Самыми популярными являются приметы про икоту, про разбитое зеркало, про кошку, которая умывается.

Далее мы попытаемся объяснить происхождение некоторых примет, о которых мы можем сказать, что они связаны с язычеством.

  • Черная кошка перебежала дорогу – не к добру. С давних пор люди заметили, что кошки очень зорки в темноте. Они бродят по ночам, когда, по представлениям древних, разгуливает нечистая сила, злые духи, черти, ведьмы, исчезающие на рассвете с первым криком петуха. Отсюда возникло поверье, что всякая нечисть может оборачиваться в чёрных кошек. Особенно охотно в неё оборачивался чёрт. А уж чёрт, в образе чёрной кошки, перебежал дорогу – жди несчастья.

  • Зеркало разбилось – к несчастью. Зеркальные поверхности способны отражать энергии потустороннего мира, и через трещину в наше измерение может проникнуть всяческая нечисть. Треснутые зеркала держать в доме ни в коем случае нельзя – их нужно немедленно выбросить.

  • В новый дом первой пускать кошку - к благополучной жизни в новом доме. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не знал о том, что в новый дом принято первой пускать кошку. Этому домашнему животному приписывают умение ладить с нечистой силой. Входя в новый дом первой, кошка будто бы устанавливает контакт с домовым и тем самым дает "зеленый свет" новым хозяевам. 

  • Нельзя перед дорогой ничего зашивать — удачи не будет. По народным поверьям, занимаясь подобным рукоделием, человек «пришивает» к ткани частичку самого себя: свои думы, чувства, переживания, и значит, лишает себя перед дорогой сил и энергии.

  • Если с полдороги вернулся - пути не будет. Согласно поверьям, виной всему — проделки домового. Считалось, что это он специально задерживает нас в четырех стенах, вызывая провалы в памяти. Чтобы развеять его козни, перед выходом из дома посмотрите на себя в зеркало.

Перечисленные приметы, как мы уже сказали, имеют отношения к славянскому язычеству. Большинство же других примет являются просто суевериями, хотя и появились очень давно.
2.2.Обереги

Человек чувствовал себя бессильным перед природой и различными неудачами и старался обезопасить себя различными оберегами. С помощью оберегов люди старались защищать себя и свое жилище. Кроме веры в приметы в Онеге можно встретить и языческие изображения, к ним мы будем относить народные предметы, которые люди используют в качестве оберегов. Пройдя по улицам города Онега можно увидеть фигурки, которые наши предки издревле ставили в качестве оберегов. Например, на нескольких крышах домов можно увидеть разные флюгеры. Флюгеры появились очень давно. Первоначально они предназначались только для указания силы и направления ветра, но затем флюгеру стали придавать некий символический смысл. В древней Руси изображение символов на доме влияло на благополучие его обитателей, так как люди верили в их особую волшебную силу. Например, на крышах домов по проспекту Октябрьский и улице Баженова можно увидеть флюгеры в виде кораблика. (Приложение №1) С древних времен эмблема корабля означала достижение цели. Его символ придает силу духа и целеустремленность. На крыше дома по улице Ленина можно увидеть кота. Образ Кота обладает сверхъестественной силой. Считалось, что коты «имеют семь жизней». Многие народы обожествляли это животное и верили в его необычные способности. На крыше дома по улице Ленина есть флюгеры с птицами. (Приложение №1) Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Так же мы встретили в г. Онеге флюгеры в виде морского конька с всадником, но его значения в язычестве славян не нашли. (Приложение №1)

На улице Ленина под крышей дома весит голова коня. (Приложение №1) Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных наветов. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветер, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

На заборе дома по проспекту Октябрьскому есть оберег в виде деревянной фигурки медведя. (Приложение №1). Медведь (komos) был зверем греческой Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе. [6]. В мифологических представлениях и ритуалах медведь может выступать как божество (в частности, умирающее и возрождающееся), культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное и (или) жертвенное животное, зооморфный классификатор, элемент астрального кода, воплощение души, даритель, звериный двойник человека, помощник шамана, его зооморфная ипостась и душа, оборотень и т. п. [15].

Люди всегда стремились оберегать дома не только снаружи, но и внутри. Во многих домах города Онега можно увидеть различные обереги, связанные с язычеством. Например, в нескольких домах мы смогли увидеть символы домового. (Приложение№2.) Вера в домовых была элементом культа предков. Домовой (дедушка, доможил, хозяин) – невидимый покровитель семьи. Живет домовой где-нибудь в потаенном месте – под печкой или за печкой, в подполье, на чердаке. Он заботится о благополучии семьи, но при условии, если оберегаемые им люди трудолюбивы, бережливы, если они соблюдают обычаи предков и оказывают внимание и уважение своему незримому почитателю. В противном случае домовой не даст покоя домашним, станет пугать их по ночам, мучить скот, особенно лошадей, нашлет пагубу.[8]. Домовой - языческое божество, значит, храня дома фигурки домового, люди владеют языческим оберегом, часто даже не подозревая об этом. В одном из домов у печки весит чеснок. (Приложение №2) По славянским поверьям, нечистая сила не выносит запах чеснока, поэтому чеснок оберегает от дурного глаза, от урока и порчи, от демонов всех мастей.[12]. Также еще в этом доме можно увидеть интересные фигурки показанные в приложении №3. Эти фигурки явно не православные, и не католические.

В нескольких домах нам встретились фигурки уток. (Приложение№2). В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь. Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Сейчас очень популярна птица счастья. (Приложение №2). Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на стол ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад. Но к этой птице церковь относится достаточно благосклонно.[15]

Таким образом, в современной Онеге сохраняется вера приметам и оберегам, значит, мы выявили признаки двоеверия, ведь большинство людей считает себя верующими. Нужно сказать, что онежане совершенно искренне говорят о том, что они православные, но при этом так же искренне рассказывают о том, что будут плевать через плечо для спасения от несчастья. Один из жителей был очень удивлен, когда мы обратили его внимание на то, что над входной дверью он повесил крест, освященный в церкви, а ниже примерно на 20 сантиметров – подкову, вера в чудесную силу которой является суеверием. Следует отметить, что у онежан вера в приметы является более глубоким суеверием, нежели в обереги, которые чаще являются просто сувенирами. Корни далеко не всех суеверий можно найти в славянском язычестве, однако любое суеверие является признаком двоеверия.


Заключение

Несмотря на то, что христианство было введено на Руси более тысячи лет назад, суеверия не исчезли. В начале работы мы выдвинули гипотезу о том, что признаки двоеверия сохранились в городе Онега и до нашего времени. В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Действительно, пройдя по улицам города, на домах можно увидеть различные языческие обереги, символические флюгеры. Во многих домах люди имеют языческие статуэтки, изображения домовых, чеснок, подковы и т.д. Подавляющее большинство опрошенных верит в приметы, несмотря на образование, пол и даже религию. Все православные мужчины и 88% православных женщин из опрошенных верят приметам. Это доказывает, что признаки двоеверия в Онеге сохраняются и в наши дни.

Чтобы определить причины веры большого количества людей в языческие обереги и приметы, мы решили обратиться к о. Александру Коптеву, настоятелю Онежского Свято-Троицкого храма. По его словам, суеверие, или вера в суетные вещи, может иметь различное происхождение, некоторые суеверия символичны, т.е. произошли от каких-либо символов, в том числе христианских, например, после освящения веток вербы некоторые прихожанки храма начинали бить ими друг друга для очищения от грехов; но все суеверия порождены религиозным невежеством людей и страхом перед смертью. Цель всех суеверных верований - попытка человека как-то повлиять на события жизни: избежать неудачи, узнать, что случится, защитить себя и близких. Верить в суеверия, значит верить в вещи, в то, что они могут повлиять на какое-то событие, на самого человека, на его жизнь. Вера исключает суеверия, поэтому они в православии считаются грехом. Церковь всегда старалась искоренить суеверия, но не всегда успешно. Некоторые языческие праздники христианская церковь сделала своими, например, Масленица, Тризна. С суевериями же бороться гораздо сложнее. Суеверия, по мнению о. Александра, вредны тем, что они уводят человека от истинной веры, потому что обещают нужный результат, не заставляя человека трудиться. Допускаем, что о.Александр прав с точки зрения православного священника. В то же время не все опрошенные являются верующими людьми, однако, возможно, они просто заменяют одну веру другой, ведь в суеверия тоже верят. В данной работе мы не ставили своей целью выявить все признаки двоеверия, так, например, мы совсем не изучали, как онежане относятся к гаданиям, хотя предполагаем, что результат мало отличался бы от полученного.

В заключение, хочется сказать о том, что у некоторых ученых существует мнение, к ним относится Лихачев Д. С., что «двоеверия вообще не может быть: либо вера одна, либо её нет» [5]. Тогда, что мы имеем в Онеге в начале ХХI века? Это явно ни то, ни другое.



Список использованной литературы



  1. Гальковского Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. В 2-х томах - Индрик, 2000

  2. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты протии легенд и мифов.- Л.:Лениздат, 1984.-287с.

  3. Карпов А.В. Язычество, христианство двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках - Спб.: Алтейя, 2008.-184 с

  4. Кривошеев Ю.В. РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НАКАНУНЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ // http://heathen.narod.ru/library/religion.html

  5. Лихачев Д, С. Крещение Руси и государство Русь// http://stavroskrest.ru/miscellaneous.php?ELEMENT_ID=338

  6. Рыбакова Б. А. Язычество Древней Руси // http://lib.rus.ec/b/122328

  7. Смирнов П.А. Феномен двоеверия в мировой культуре// http://studyspace.ru/slavyanskaya-kultura/smirnov-p.a.-fenomen-dvoeveriya-v-mirovoy-kulture-3.html

  8. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси // http://lib.rus.ec/b/244661

  9. Юдин А. Русская народная культура. Христианизация Руси и возникновение двоеверия.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Udin/index.php

  10. Двоеверие http://edinorussia.ru/nesbyvshayasya-rossiya/dvoeverie

  11. http://medvedeved.e-ved.info/?p=38

  12. http://pagan.ru/slowar/ch/chesnok8.php

  13. http://slawianie.narod.ru/str/vera/jazycz06.html

  14. http://www.krovelshik31.ru/fluger.htm

  15. http://www.lubo-dorogo.com/site/articles.php?pid=7&aid=17

  16. http://mordikov.fatal.ru/sueveria.html

  17. http://slaviy.ru/zhivotnye-v-slavyanskoj-kulture/kon-v-slavyanskoj-yazycheskoj-mifologii



Приложение №1

Приложение №2


Приложение № 3

Приложение №4












То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств. Бенджамин Дизраэли
ещё >>