Исследовательская работа по теме экология речи современного подростка - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследовательская работа «Сыны отважные России» 1 199.17kb.
Программа для поступающих в магистратуру по специальности 1 101.53kb.
Исследовательская работа по теме «Колебательное движение маятников... 1 70.43kb.
Исследовательская работа по теме: «Системы повышения активной безопасности... 1 213.67kb.
Исследовательская работа по теме «Роль финального эпизода в поэме... 1 146.41kb.
Исследовательская работа по теме: «В чем их вина? Уже ль родство... 1 177.24kb.
Исследовательская работа по теме: «400 лет дома Романовых» 1 232.85kb.
Исследовательская работа по теме: «Святыня земли Тарусской собор... 1 227.5kb.
Контрольная работа по теме «Сложное предложение» 1 53.24kb.
Исследовательская работа. «Хобби разных поколений» 1 104.44kb.
Контрольная работа по теме «Организация и экология сообществ» 1 73.67kb.
Ненормативная лексика и подросток. (О профилактике нецензурной брани... 1 30.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследовательская работа по теме экология речи современного подростка - страница №1/1



РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме
ЭКОЛОГИЯ РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Авторы:


Ларин Марк Евгеньевич, Вокуева Анастасия Михайловна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ловозерская школа-интернат»

Направление: Социально-гуманитарные и экономические науки

Секция: лигвистика

Руководитель: Демина Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы

С. Ловозеро, 2013


Оглавление.
I. Введение. Цель, задачи_________________________3стр.

II.Основная часть



  1. Теоретическая часть_____________________4-5стр.

А). Экология речи_________________________4стр.

Б). Понятие ненормативной лексики__________5стр.

В). Социально-психологические факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики_________5стр.


  1. Практическая часть_______________________6-7 стр.

III. Заключение __________________________________8 стр.

IV. Список литературы____________________________9 стр.

V. Приложения__________________________________10-14 стр.
VI.Электронная презентация

2

I.Введение.

Мы считаем, что тема «Экология речи современного подростка» интересна и актуальна, так как состояние русского языка, особенно устной речи, бытовой сферы общения волнует всех. Сегодня речь подростков приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения. Известно,что знание родного языка и всех процессов, происходящих в нём, является частью культуры не только общества в целом, но и каждого человека в отдельности. К сожалению, наши ровесники не все понимают важность и глубину этой проблемы, относясь легкомысленно к уровню своих знаний в области языка, а ведь снижение уровня речевой культуры непосредственно связано со снижением общей культуры.
Объект исследования: лексика русского языка.

Предмет исследования: речь подростка.

Цель исследования: выявление факторов, связанных с употреблением ненормативной лексики учащимися нашей школы.
Гипотеза: предполагается, что употребление ненормативной лексики связано с размыванием границ нравственных ценностей, раскрепощением норм поведения, снижением культуры общения.
Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по данному вопросу;

2. Провести наблюдение и сбор информации об употреблении нецензурных выражений учащимися ЛШИ;

3.Провести анкетирование учащихся;

4. Изучить и обобщить результаты полученных наблюдений и опросов.

Методы исследования:


  1. Теоретический (работа с научной литературой, материалами электронных ресурсов).

  2. Социологический (опросы учащихся).

  3. Эмпирический (анализ и сравнения полученных результатов).

  4. Математический (построение графиков).



3

II.Основная часть 1.Теория.

А). Экология речи.

В современном мире проблема экологии волнует всех и каждого. Конечно, речь идет о загрязнении воды и воздуха, рек и морей, лесов и полей. Однако академик Д.С. Лихачев расширил понятие экологии, поставив проблему экологии русской культуры. Бесспорно, существует и проблема экологии языка, ведь слово "экология" составлено из двух греческих слов: oikos + logos. Первая часть означает "дом", "родина", отсюда - и более широкое значение: "среда обитания". Вторая часть многозначна, обозначает "слово", "понятие", мысль, "речь", "учение". Следовательно, экология может трактоваться и как "родное слово". Появилось даже понятие - "экология речевой среды", то есть то, что нуждается в защите, спасении, очищении. Таким образом, экология слова - это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья.

Ученые - лингвисты утверждают, что «…объем мусора в нашей речи достиг таких размеров, что тревога людей, не совсем равнодушных к языку, вполне обоснована, и экология языка – проблема не менее насущная, чем экология планеты…».1 Основные враги языка – это излишние заимствования, слова-паразиты, ненормативная лексика.

Все чаще в родную русскую речь вторгаются "о-кей", "вау". У нас уже не осталось операторов, приемщиц, агентов, администраторов, кадровиков. Все - менеджеры, дистрибютеры, промоутеры, провайдеры, маркетологи, дилеры, хакеры. Многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, "ученой", "красиво звучащей". А ведь в русском языке для каждого предмета, понятия, явления есть свои слова. Например: эксклюзивный - исключительный; топ-модель - лучшая модель;

прайс-лист - прейскурант; тинейджер – подросток.

Не менее важна и чистота речи. Если в речи присутствуют слова-паразиты, то это свидетельствует о бедности словарного запаса. Наши ровесники, не находя подходящих слов, часто употребляют слова-паразиты, например: "это самое", "ну", "так сказать", "скажем так", "вот", "типа", "значит", "короче", "на самом деле", "конкретно", "как бы".

Но особенно страшно, когда на улице, в транспорте и даже в стенах школы мы слышим поток нецензурных выражений, льющийся из уст 12-13 -летного ребенка.

1 Кравченко А.В. « Бытие человека и экология языка .Лингвистические парадигмы и лингводидактика». Материалы 10-й международной научно-практической конференции. - Иркутск: ИГУ, 2005. - С.59.

4

1.Б).Ненормативная или обсценная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) — от английского obscene (непристойный, грязный, бесстыдный),— вид бранной лексики различных языков, включающий грубейшие, бранные выражения, часто выражающие речевую реакцию на неожиданную, как правило, неприятную ситуацию.



В). Социально-психологические факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики.
Современные СМИ и искусство стараются привлечь внимание читателей и зрителей даже ранее считавшимися недопустимыми средствами. Сейчас очень популярны сериалы и фильмы, книги, содержащие акты насилия, надругательства, преступления. В начале 90-х годов, когда жесткие цензурные запреты исчезли, ненормативная лексика широко проникла в литературу, например, в книгах Виктора Пелевина и Баяна Ширянова герои не стесняются в выражениях.

Есть и другие причины, по которым ребята начинают ругаться матом. Например, влияние более взрослых и успешных людей, использующих такие слова. Подростки стараются подражать старшим и повторяют их манеру разговора. Постепенно такой жаргон входит в привычку и не вызывает смущения ни у детей, ни у взрослых.

На особенности употребления ненормативной лексики подростками также существенное влияние оказывают такие социальные факторы, как материальное положение семьи и ее состав. Так, согласно социологическому опросу, в котором приняли участие 1429 школьников г.Москвы, «…среди мальчиков из высокообеспеченных семей 16,5% никогда не используют нецензурные выражения; из малообеспеченных - 5,2%. Доля девочек из полных семей, постоянно употребляющих ненормативную лексику, меньше, чем доля девочек, чьи родители разведены».1

________________________________________________________________



1 И.С.Собкин, О.В.Ткаченко. Культура речи современного подростка.

«Из первых рук», 2012г. Стр.2.


5

II. 2.Практическая часть.

Действительно ли употребление ненормативной лексики стало нормой поведения большинства подростков нашей школы? Как мотивируется демонстрация такого поведения? Есть ли среди подростков хоть небольшая доля тех, у кого не возникает желания использовать нецензурные выражения? Каково личное отношение подростка к употреблению бранных слов? В своей работе мы попытаемся дать ответы на эти вопросы. Для этого нами были составлены анкеты (См. Приложение 1) и проведено анкетирование 42 учащихся трех классов нашей школы: 4Б, 6А, 9Б (См. Приложение 2). Каковы же результаты?

Большинство опрошенных учащихся (70 %) редко употребляют нецензурные выражения. На постоянное употребление ненормативной лексики указали 15% школьников, столько же процентов подростков никогда не употребляют нецензурные выражения (См.Приложение 3.1). «Неругающимся» подросткам было предложено два специальных вопроса. Один касался причин неупотребления нецензурных выражений, другой – реакции сверстников на подобное поведение. Выяснилось, что те, кто не ругается, не соответствуют «норме» подросткового поведения и могут вызывать негативную реакцию со стороны сверстников.

Следует отметить, что доля часто употребляющих мат гораздо выше у мальчиков (33%), чем у девочек (12%).

Сравнение ответов учащихся 4,6,9 классов показывает, что с возрастом заметно увеличивается доля тех, кто часто употребляет ненормативную лексику, например, 4Б – 0%, 6А – 12,5%, 9Б – 33% (См.Приложение 3.2).

Интересно, что эта проблема волнует многих опрошенных. 4Б – 66% девочек, 40% - мальчиков, 6А – 62% девочек, 23% мальчиков, 9Б – 100% девочек, 17% мальчиков. Не задумывались над этой проблемой: 4Б -34%, 6А – 55%, 9Б – 50%.

А как объясняют подростки столь широкое употребление нецензурной лексики? Этот сюжет крайне важен. Только шестиклассники (30%) объяснили употребление мата свободой слова. 73% четвероклассников, 33% шестиклассников и 37% девятиклассников указали на низкий уровень культуры. А самый популярный ответ у 9Б – безнаказанность (63%), 4Б – 27%, 6А - 37% (См.Приложение 3.3)

Каковы же мотивы употребления ненормативной лексики? Многие согласятся, что зачастую человек прибегает к использованию нецензурных выражений, когда просто не может найти других слов, чтобы выразить свои эмоции. Но это не единственная причина. Использование ненормативной лексики является своеобразным способом самоутверждения, а также мот быть связано с влиянием его ближайшего окружения. Вот, что говорят полученные результаты:

6











Не может найти других слов

60%

25%

44%

Это способ самоутвердиться

20%

45%

35%

Их употребляют взрослые

20%

30%

21%

Нужно ли бороться со сквернословием? 40% четвероклассников считают, что можно попробовать, 6А – 47%, 9Б – 47%. А вот бесполезной борьбу считают 25% четвероклассников, 12% шестиклассников, 37% девятиклассников. Один из подростков 9Б уверен, что нецензурная лексика никому не мешает и бороться с ней нет необходимости.

Какие же методы борьбы предлагают ученики нашей школы?











Система штрафов

35%

33%

26%

Воспитание

38%

36%

42%

Самовоспитание

27%

31%

32%

Радует то, что подростки, включая и того, кому ненормативная лексика не мешает, не хотели бы, чтобы их будущие дети употребляли в своей речи нецензурные выражения.



7

III. Заключение.

Таким образом, проведя наше исследование, мы пришли к выводу, что проблема злоупотребления ненормативной лексики учащимися нашей школы существует, сквернословие стало нормой поведения. В этой связи именно те, кто не ругается, могут вызвать негативную реакцию. Также мы выяснили мотивы употребления ненормативной лексики. Оказалось, что, во-первых, ненормативная лексика является одним из средств самоутверждения современного подростка, во-вторых, употребление нецензурной брани связано со снижением культуры общения, в-третьих, с раскрепощением норм поведения и безнаказанностью.

Мы считаем, что наши исследования полезны для всех, кто хочет быть грамотным и воспитанным человеком, кто бережёт наш русский язык, ведь ненормативная лексика, употребляемая человеком, - это большое невежество. Сегодня желание грамотно и ясно выражать свои мысли заслуживает искреннего уважения.

Безусловно, мы не ответили на многие вопросы, тем не менее для нас важно, чтобы в нашей школе обратили внимание на полученные результаты.



8
IV. Список литературы.

1.Вопросы культуры речи. Русский язык в школе. Методический журнал. №3,№4, 2011г.

2. Игумен Иоанн « ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ» http://slovnik.rusgor.ru/rus/shuravlev/03.html

3. И.С.Собкин, О.В.Ткаченко. Культура речи современного подростка.

«Из первых рук», 2012г.



4. Кравченко А.В. « Бытие человека и экология языка .Лингвистические парадигмы и лингводидактика». Материалы 10-й международной научно-практической конференции. - Иркутск: ИГУ, 2005. - С.59-63

5. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Л.И.Скворцов. - М.: Просвещение, 2009. - 208 с.

9

V. Приложение 1.

1. АНКЕТА для учащихся
Пол: муж. жен.

  1. Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?

никогда –

редко –


часто –

2.Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

волнует –

не волнует –

никогда не задумывался об этом –



3.Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

свободой слова –

низким уровнем культуры –

безнаказанностью за ругань –

4.Нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что…

не хватает других, хороших слов –

это способ самоутверждения в глазах других людей-

их употребляют взрослые -

5Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

это бесполезно -

можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо –

борьба необходима в любом случае –

6.Как бороться со сквернословием?

системой штрафов –

воспитанием –

самовоспитанием –

предложите свой вариант:

7.Хотел(а) бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?

да -

нет –


мне безразлично

10

Приложение 2. Фотографии

Анкетируемые классы
i:\dcim\100canon\img_0312.jpg 4 Б класс
6А класс
i:\dcim\100canon\img_0323.jpg

i:\dcim\100canon\img_0311.jpg 9Б класс
11

Авторы работы:

i:\dcim\100canon\img_0324.jpgi:\dcim\100canon\img_0318.jpg

Вокуева Анатасия Ларин Марк

12

Приложение 3.



Диаграммы и таблицы.

1.Частота употребления ненормативной лексики


2.Влияние возраста на частоту употребления ненормативной лексики



13
3.Причины употребления нецензурной лексики

14




Человек, который никогда не ошибается, — ужасный зануда.
ещё >>