страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Исследовательская работа по теме экология речи современного подростка - страница №1/1
![]() РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ» УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме ЭКОЛОГИЯ РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА Авторы:
Ларин Марк Евгеньевич, Вокуева Анастасия Михайловна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ловозерская школа-интернат» Направление: Социально-гуманитарные и экономические науки Секция: лигвистика Руководитель: Демина Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы С. Ловозеро, 2013 Оглавление. I. Введение. Цель, задачи_________________________3стр. II.Основная часть
А). Экология речи_________________________4стр. Б). Понятие ненормативной лексики__________5стр. В). Социально-психологические факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики_________5стр.
III. Заключение __________________________________8 стр. IV. Список литературы____________________________9 стр. V. Приложения__________________________________10-14 стр.
1. Изучить научную литературу по данному вопросу; 2. Провести наблюдение и сбор информации об употреблении нецензурных выражений учащимися ЛШИ; 3.Провести анкетирование учащихся; 4. Изучить и обобщить результаты полученных наблюдений и опросов.
3 II.Основная часть 1.Теория. А). Экология речи. В современном мире проблема экологии волнует всех и каждого. Конечно, речь идет о загрязнении воды и воздуха, рек и морей, лесов и полей. Однако академик Д.С. Лихачев расширил понятие экологии, поставив проблему экологии русской культуры. Бесспорно, существует и проблема экологии языка, ведь слово "экология" составлено из двух греческих слов: oikos + logos. Первая часть означает "дом", "родина", отсюда - и более широкое значение: "среда обитания". Вторая часть многозначна, обозначает "слово", "понятие", мысль, "речь", "учение". Следовательно, экология может трактоваться и как "родное слово". Появилось даже понятие - "экология речевой среды", то есть то, что нуждается в защите, спасении, очищении. Таким образом, экология слова - это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья. Ученые - лингвисты утверждают, что «…объем мусора в нашей речи достиг таких размеров, что тревога людей, не совсем равнодушных к языку, вполне обоснована, и экология языка – проблема не менее насущная, чем экология планеты…».1 Основные враги языка – это излишние заимствования, слова-паразиты, ненормативная лексика. Все чаще в родную русскую речь вторгаются "о-кей", "вау". У нас уже не осталось операторов, приемщиц, агентов, администраторов, кадровиков. Все - менеджеры, дистрибютеры, промоутеры, провайдеры, маркетологи, дилеры, хакеры. Многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, "ученой", "красиво звучащей". А ведь в русском языке для каждого предмета, понятия, явления есть свои слова. Например: эксклюзивный - исключительный; топ-модель - лучшая модель; прайс-лист - прейскурант; тинейджер – подросток. Не менее важна и чистота речи. Если в речи присутствуют слова-паразиты, то это свидетельствует о бедности словарного запаса. Наши ровесники, не находя подходящих слов, часто употребляют слова-паразиты, например: "это самое", "ну", "так сказать", "скажем так", "вот", "типа", "значит", "короче", "на самом деле", "конкретно", "как бы". Но особенно страшно, когда на улице, в транспорте и даже в стенах школы мы слышим поток нецензурных выражений, льющийся из уст 12-13 -летного ребенка.
1.Б).Ненормативная или обсценная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) — от английского obscene (непристойный, грязный, бесстыдный),— вид бранной лексики различных языков, включающий грубейшие, бранные выражения, часто выражающие речевую реакцию на неожиданную, как правило, неприятную ситуацию. В). Социально-психологические факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики. Современные СМИ и искусство стараются привлечь внимание читателей и зрителей даже ранее считавшимися недопустимыми средствами. Сейчас очень популярны сериалы и фильмы, книги, содержащие акты насилия, надругательства, преступления. В начале 90-х годов, когда жесткие цензурные запреты исчезли, ненормативная лексика широко проникла в литературу, например, в книгах Виктора Пелевина и Баяна Ширянова герои не стесняются в выражениях. Есть и другие причины, по которым ребята начинают ругаться матом. Например, влияние более взрослых и успешных людей, использующих такие слова. Подростки стараются подражать старшим и повторяют их манеру разговора. Постепенно такой жаргон входит в привычку и не вызывает смущения ни у детей, ни у взрослых. На особенности употребления ненормативной лексики подростками также существенное влияние оказывают такие социальные факторы, как материальное положение семьи и ее состав. Так, согласно социологическому опросу, в котором приняли участие 1429 школьников г.Москвы, «…среди мальчиков из высокообеспеченных семей 16,5% никогда не используют нецензурные выражения; из малообеспеченных - 5,2%. Доля девочек из полных семей, постоянно употребляющих ненормативную лексику, меньше, чем доля девочек, чьи родители разведены».1 ________________________________________________________________ 1 И.С.Собкин, О.В.Ткаченко. Культура речи современного подростка. «Из первых рук», 2012г. Стр.2. 5 II. 2.Практическая часть. Действительно ли употребление ненормативной лексики стало нормой поведения большинства подростков нашей школы? Как мотивируется демонстрация такого поведения? Есть ли среди подростков хоть небольшая доля тех, у кого не возникает желания использовать нецензурные выражения? Каково личное отношение подростка к употреблению бранных слов? В своей работе мы попытаемся дать ответы на эти вопросы. Для этого нами были составлены анкеты (См. Приложение 1) и проведено анкетирование 42 учащихся трех классов нашей школы: 4Б, 6А, 9Б (См. Приложение 2). Каковы же результаты? Большинство опрошенных учащихся (70 %) редко употребляют нецензурные выражения. На постоянное употребление ненормативной лексики указали 15% школьников, столько же процентов подростков никогда не употребляют нецензурные выражения (См.Приложение 3.1). «Неругающимся» подросткам было предложено два специальных вопроса. Один касался причин неупотребления нецензурных выражений, другой – реакции сверстников на подобное поведение. Выяснилось, что те, кто не ругается, не соответствуют «норме» подросткового поведения и могут вызывать негативную реакцию со стороны сверстников. Следует отметить, что доля часто употребляющих мат гораздо выше у мальчиков (33%), чем у девочек (12%). Сравнение ответов учащихся 4,6,9 классов показывает, что с возрастом заметно увеличивается доля тех, кто часто употребляет ненормативную лексику, например, 4Б – 0%, 6А – 12,5%, 9Б – 33% (См.Приложение 3.2). Интересно, что эта проблема волнует многих опрошенных. 4Б – 66% девочек, 40% - мальчиков, 6А – 62% девочек, 23% мальчиков, 9Б – 100% девочек, 17% мальчиков. Не задумывались над этой проблемой: 4Б -34%, 6А – 55%, 9Б – 50%. А как объясняют подростки столь широкое употребление нецензурной лексики? Этот сюжет крайне важен. Только шестиклассники (30%) объяснили употребление мата свободой слова. 73% четвероклассников, 33% шестиклассников и 37% девятиклассников указали на низкий уровень культуры. А самый популярный ответ у 9Б – безнаказанность (63%), 4Б – 27%, 6А - 37% (См.Приложение 3.3) Каковы же мотивы употребления ненормативной лексики? Многие согласятся, что зачастую человек прибегает к использованию нецензурных выражений, когда просто не может найти других слов, чтобы выразить свои эмоции. Но это не единственная причина. Использование ненормативной лексики является своеобразным способом самоутверждения, а также мот быть связано с влиянием его ближайшего окружения. Вот, что говорят полученные результаты: 6
Нужно ли бороться со сквернословием? 40% четвероклассников считают, что можно попробовать, 6А – 47%, 9Б – 47%. А вот бесполезной борьбу считают 25% четвероклассников, 12% шестиклассников, 37% девятиклассников. Один из подростков 9Б уверен, что нецензурная лексика никому не мешает и бороться с ней нет необходимости. Какие же методы борьбы предлагают ученики нашей школы?
Радует то, что подростки, включая и того, кому ненормативная лексика не мешает, не хотели бы, чтобы их будущие дети употребляли в своей речи нецензурные выражения. 7 III. Заключение. Таким образом, проведя наше исследование, мы пришли к выводу, что проблема злоупотребления ненормативной лексики учащимися нашей школы существует, сквернословие стало нормой поведения. В этой связи именно те, кто не ругается, могут вызвать негативную реакцию. Также мы выяснили мотивы употребления ненормативной лексики. Оказалось, что, во-первых, ненормативная лексика является одним из средств самоутверждения современного подростка, во-вторых, употребление нецензурной брани связано со снижением культуры общения, в-третьих, с раскрепощением норм поведения и безнаказанностью. Мы считаем, что наши исследования полезны для всех, кто хочет быть грамотным и воспитанным человеком, кто бережёт наш русский язык, ведь ненормативная лексика, употребляемая человеком, - это большое невежество. Сегодня желание грамотно и ясно выражать свои мысли заслуживает искреннего уважения. Безусловно, мы не ответили на многие вопросы, тем не менее для нас важно, чтобы в нашей школе обратили внимание на полученные результаты. 8 IV. Список литературы. 1.Вопросы культуры речи. Русский язык в школе. Методический журнал. №3,№4, 2011г. 2. Игумен Иоанн « ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ» http://slovnik.rusgor.ru/rus/shuravlev/03.html 3. И.С.Собкин, О.В.Ткаченко. Культура речи современного подростка. «Из первых рук», 2012г. 4. Кравченко А.В. « Бытие человека и экология языка .Лингвистические парадигмы и лингводидактика». Материалы 10-й международной научно-практической конференции. - Иркутск: ИГУ, 2005. - С.59-63 5. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Л.И.Скворцов. - М.: Просвещение, 2009. - 208 с. 9 V. Приложение 1. 1. АНКЕТА для учащихся Пол: муж. жен.
никогда – редко –
часто – 2.Волнует ли тебя проблема чистоты языка? волнует – не волнует – никогда не задумывался об этом – 3.Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе? свободой слова – низким уровнем культуры – безнаказанностью за ругань – 4.Нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что… не хватает других, хороших слов – это способ самоутверждения в глазах других людей- их употребляют взрослые - 5Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? это бесполезно - можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо – борьба необходима в любом случае – 6.Как бороться со сквернословием? системой штрафов – воспитанием – самовоспитанием – предложите свой вариант: 7.Хотел(а) бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? да - нет –
мне безразлично 10 Приложение 2. Фотографии Анкетируемые классы ![]() 6А класс ![]() ![]() 11 Авторы работы: ![]() ![]() Вокуева Анатасия Ларин Марк 12 Приложение 3. Диаграммы и таблицы. 1.Частота употребления ненормативной лексики 2.Влияние возраста на частоту употребления ненормативной лексики 13 3.Причины употребления нецензурной лексики 14 |
ещё >> |