Исследовательская работа по сказке-были «Кладовая солнца» «В чем секрет красоты, точности и живописности языка М. Пришвина?» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тайны Блудова болота Литературная игра для учащихся 6 класса по сказке-были М. 1 49.65kb.
Учебный сетевой проект “Секрет Антипыча” 3 этап позитивчик 1 266.82kb.
«Особенности композиции и сюжета в произведении М. М. Пришвина «Кладовая... 1 210.03kb.
Урок литературы и обж в 6-м классе по повести М. М. Пришвина «Кладовая... 1 91.91kb.
Урок литературы по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» 6 класс... 1 66.03kb.
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... 1 83.92kb.
Урок литературы в 6 аб классах по теме «Жизнь и творчество М. 1 31.83kb.
Урок-мастерская М. М. Пришвин "Кладовая солнца" Герои сказки-были... 1 117.54kb.
Тема: М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире 1 56.11kb.
Уроки Пришвина (урок внеклассного чтения по творчеству М. М. 1 87.82kb.
Исследовательская работа «Звук через века» 1 252.29kb.
Лексико-семантические аспекты асимметрии положительной и отрицательной... 1 394.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследовательская работа по сказке-были «Кладовая солнца» «В чем секрет красоты, - страница №1/1



Исследовательская работа

по сказке-были «Кладовая солнца»

«В чем секрет красоты, точности и живописности языка М. Пришвина?»



Команда «Позитив-Муром»:

ученики 6г класса МБОУ “СОШ № 6”

Яцун Анастасия

Лапко Валерия

Гужова Екатерина

Зудина Ксения

Ходунов Егор

Шкаликова Арина



Руководитель:

Гужова Елена Евгеньевна

Муром 2013

Содержание
Гипотезы

Цели


Задачи

Метод исследования

Теоретические сведения

Практическая часть работы

Основные результаты и их объяснение

Выводы


Использованная литература

Приложения

Приложение 1. Словарь олицетворений

Приложение 2. Словарь слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Приложение 3. Словарь сравнений

Приложения 4. Словарь эпитетов



Гипотезы

1. Секрет красоты языка писателя в использовании олицетворений, в приписывании свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. (Гипотеза Яцун Н.)

2. Секрет красоты языка писателя в использовании слов с уменьшительно-ласкатель-

ными суффиксами (гипотеза Зудиной К.)

3. Секрет красоты языка писателя в использовании сравнений, формы поэтической речи, основанные на сопоставлении одного явления или предмета с другим. (Гипотеза Лапко Л.)

4. Секрет красоты языка писателя в использовании эпитетов, определений, придающих выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. (Гипотеза Гужовой К.)

5. Секрет красоты языка писателя в использовании инверсии (гипотеза Шкаликовой А.)
Цель: найти в тексте сказке-были “Кладовая солнца” изобразительно-выразительные средства языка, которые использует писатель, выяснить, чья гипотеза оказалась правильной.

Задачи:

1. Найти в тексте олицетворения и определить их роль.

2. Найти в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и определить их роль.

3. Найти в тексте сравнения и определить их роль.

4. Найти в тексте эпитеты и определить их роль.

5. Найти в тексте инверсии и определить их роль.


Метод исследования – лингвистический анализ текста.
Теоретические сведения

1.(Яцун) Олицетворения - троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Олицетворение - это так же персонификбция, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих (антропоморфизм, антропопатизм) или животных (зооморфизм), а также наделение животных качествами человека.



2. (Шкаликова). Инверсия - это нарушение принятого в разговорной речи порядка слов и, тем самым, обычной интонации; последняя при И. характеризуется большим, чем обычно, числом пауз. При И.1. слова меняются местами («Швейцара мимо он стрелой» — Пушкин 2. разбиваются вставными словами и словосочетаниями (так наз. гипербатон — «Вам, красавицы младые, И супруге в дар моей» — Державин)

Слово "инверсия" произошло от латинского "inversio", что означает - "переворачивание", "перестановка". Этот термин используется почти во всех основных науках: в логике, математике, литературе, геометрии, драматургии, биологии, физике и химии, в риторике и психологии. Искать точный ответ на вопрос, что такое инверсия, лучше в контексте определенной науки. А общий смысл этого понятия везде един: "другой порядок", "наоборот", "перестановка", "иная версия", "изменение обычного порядка, состояния, структуры".

ИНВЕРСИЯ — изменение порядка в расположении частей предложения. Подобного рода изменения могут преследовать как логические, так и чисто звучальные цели. Так, несомненно, что совершенно различный оттенок имеют выражения: «Погода была великолепная» и «Была великолепная погода». Второе выражение имеет более эпический, спокойный характер, чем первое, в котором поставленное в конце фразы «великолепная», выдает некоторую лирическую взволнованность говорящего.

Достоинства инверсии:

  • инверсия позволяет сделать акцент на определенном слове или словосочетании;

  • расставляет в предложении смысловые нагрузки;

  • в поэтическом тексте инверсия задает ритм;

  • в прозе с помощью инверсии можно расставить логические ударения;

  • инверсия передает отношение автора к героям и эмоциональное состояние автора;

  • инверсия оживляет текст и делает его более читабельным и интересным.


3. (Зудина). Уменьшительно-ласкательные суффиксы — суффиксы формообразующие. При их посредстве выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: сочувствие, ирония, пренебрежение, злоба и т.д. Формообразующие суффиксы, не изменяя лексического значения слова, изменяют только его грамматические значения. Пришвин в “Кладовой солнца” часто использовал суффикс -к-. Значение суффикса –к- :

  • при добавлении к основе существительного образует существительное со значением фамильярности или пренебрежительности

  • при добавлении к основе существительного образует существительное со значением уменьшительности

  • при добавлении к основе существительного мужского рода образует соответствующее существительное женского рода

  • при добавлении к основе глагола прошедшего времени образует существительное женского рода со значением «та, кто выполняет указанное действие» с оттенком шутливости или пренебрежительности.

4. (Гужова) Эпитет - это определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается именем прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным. Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе. Так же есть эпитеты выражающие цвет .Пришвин использует их для описания природы, делает её более красивой.

5. Сравне́ние — многозначный термин.

● Сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

● Сравнение — выяснение, какой из двух объектов лучше в целом («интегральное сопоставление»).

● Сравнение (разг.) — утверждение, что данные объекты равны или подобны, приравнивание, уподобление.

Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения и отвечают на вопрос как?:

1. Наречиями образа действия

2. Сочетанием глагола с существительным в форме творительного падежа(эту конструкцию иногда называют творительный

сравнения). Творительный сравнения употребляются преимущественно в поэтической речи и отсутствует в научном и деловом стилях.

3. Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного.

4.Сравнительным оборотом. С помощью этой синтаксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки. Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания со сравнительным союзом как, точно, словно, будто, как будто, что. Сравнительный оборот осложняет простое предложение, на письме выделяется с обеих сторон запятыми.

5. Сложноподчиненным предложением с придаточным сравнения. Придаточное сравнения поясняет содержание главной части с помощью сравнения и обычно располагается после главной части сложноподчиненного предложения. Значения сравнения, соответствия, уподобления передают сравнительные союзы как, точно, словно, будто, как будто, как если бы.
Практическая часть работы

1. (Яцун) В тексте М.М. Пришвина я нашла 39 олицетворений. Найденные слова я разделила на 12 групп. М.М.Пришвин употребляет в “Кладовой солнца” олицетворения для того, чтобы подчеркнуть своё восприятие природы как живого существа.

2. (Зудина) В тексте “Кладовой солнца” я нашла 110 слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Все слова я разделила на 4 группы. В некоторых группах выделила по несколько подгрупп. Писатель в «Кладовой солнца» употреблял больше слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами для описания природы. Автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для того, чтобы показать свою любовь к природе, что он относится к ней ласково, с теплом и нежностью..

3. (Лапко) В тексте повести я нашла 28 сравнений. Все сравнения я разделила на 4 группы по языковым конструкциям. Видно, что Пришвин наиболее часто использует сравнительные обороты и меньше всего сочетания сравнительной формы прилагательного и существительного и сложноподчинительные предложения с придаточными сравнениями. Также я разделила сравнения на смысловые группы: сравнения детей, сравнения животных, сравнение предметов, сравнение природы. Пришвин больше использует сравнения в описании природы, чтобы ярче точнее выразить ее красоту.

4.(Гужова) В тексте я нашла 14 эпитетов. Найденные слова я разделила на 7 групп. М.М.Пришвин использовал эпитеты в описании животных,чтобы показать их красоту.

Я провела небольшое исследование цветов используемых Пришвиным: золотая курочка, кроваво-красная клюква, тёмно-зеленые старушки,темно-зеленой брусничной травой, цветочки белого и лилового подснежника,серая птичка ,гребешок загорелся огненным цветком, синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое, и особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост, синяя стрелка, серая хмарь. Так же он интересно подошел к выбору клички собаки. Он придумал кличку Травка, которая ассоциируется с теплой, летней травкой. Значит, Пришвин любил цвета, а в особенности теплые этому служит пример сказка-быль «Кладовая солнца»

Вывод: Пришвин часто использует все цвета радуги, и чаще это теплые. Я попыталась все изобразить в таблице.

золотой


красный

зеленый


белый

лиловый

серый.

Синий

5. Шкаликова. Я нашла в тексте 168 инверсий. Если умело переставить порядок слов в предложении, ему можно придать наибольшую выразительность. Традиционное предложение имеет следующую структуру: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Инверсия же позволяет этот порядок нарушить, выделив наиболее важный элемент предложения. Инверсия создает сказочную интонацию.
Основные результаты и их объяснение.

Секрет красоты, живописности языка М. Пришвина в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в большом количестве олицетворений, сравнений. Все эти средства языка передают нам мировосприятие писателя. Он любит весь мир: природу, людей, зверей и птиц. Получается, что в его мире все живое, все взаимосвязано, каждый может стать счастливым, если увидит эту тесную связь и будет относиться ко всему с любовью.




Кто исследовал

Олицетворения

Слова с у.л. суффиксами

Сравнения

Эпитеты

Инверсии

Яцун Н.

39













Зудина К.




110










Лапко Л.







26







Гужова К.










14




Шкаликова А.













168




Выводы

1. Вывод Зудиной. Я сразу увидела, что в тексте много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, поэтому стала выполнять это задание.

2. Вывод Яцун: Моя гипотеза подтвердилась. Пришвин использует большое количество олицетворений.

3. Вывод Гужовой:Моя гипотеза не подтвердилась.Так как я считала, что М.М. Пришвин использует много эпитетов,но это оказалось не так.

4. Вывод Лапко: Моя гипотеза не подтвердилась. Пришвин не часто использует сравнения, но без них было бы неинтересно читать.

5. Вывод Шкаликовой ???


Использованная литература

1. Олицетворения Онлайн энциклопедия 2. ВикипедиЯ

3. Язык лирических миниатюр М.М.Пришвина

4. Эпитет

5. Сравнение, также учебник русского языка 9 класс М.М. Разумовская).




Приложение 1

Словарь олицетворений

1.Всё, что связано с растениями:

Палестинка придёт

Кустарник заслоняет

Деревья боролись

Деревья стонали и выли

Ель зарычала

Ягода прячется

Пень собирает и нагревается

Пень сохраняет

2.Всё, что связано с явлениями природы:

Ветер-сеятель принёс

Порыв ветра принёс

Ветер поиграл

Ветерок пробегает и шевелит

Ветер замутил

Ветер нажимает на деревья

Порыв ветра испугал

Порыв ветра остановил

Снег держался

Земля умылась

3.Всё, что связано с солнцем:

Лучи пролетели

Лучи солнца придут

Солнце вышло

Солнце проходило и выбросила

Солнце погрузило

Солнышко садится

4.Всё, что связано с небом:

Небо закроется

Небо засветилось

Ночное одеяло висело и глушило

Серая хмарь надвинулась

5.Всё, что связано с водой:

Болото открылось

Вода боролась с деревьями

Вода победила



6.Всё, что связано с человеком :

Веснушки лезли

Нога стала утопать

7.Всё, что связано с походными предметами:

Стрелка повела



8. Всё, что связано с чувствами:

Голод заставил



9.Всё, что связано с деятельностью:

Мужское хозяйство и общественное дело лежит



10.Всё, что связано с настроением:

Задор покидает хозяина



11. Всё, что связано со звуками:

Звуки собирал



12.Всё, что связано с птицами:

Гребешок загорелся



Приложение 2
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Слова, связанные с детьми:

Настя:

Курочка


на ножках

носик


монетки

чистенький

детишки

умненькие



Настенька

деточки


глупенькие

Митраша:

носик


чистенький

с хвостиком

коротенький

мальчик


мужичок в мешочке

детишки


умненькие

ручка


картузик

козырек


корочка

на животике

Митрашенька

деточки


глупенькие

Хозяйство и деятельность детей:

Зорька


Дочка

бочонки


дощечки

кадушечка

посудинку с зубчиками

чугунок


в корзинку

Слова, связанные с природой:

местечко


палестинка

в дымке


цветочек

прутик стебелька

на сучке

над речкой

над меленькими

ёлочками


берёзками

семечка


над низенькими

мостик


по верхушкам

ручейка


по камешкам

как стрелка

слабенькая

на полмостика

по тропке

осинки


на верёвочке

ветерок


за ёлочкой

тихонько


в воротцах

из-за кустика

половинкой

дождиком


струйка

травинки


ягодки

ёлочки-старушки

аллейкой

за полянкой

голенькие

водица


пальчиков

ручейками

стебелёчек

тоненький

маленькие листики

горошком


чернички

пушком


рубинчик

ягодинкой

ниточку

клюквинками



красненькой ягодкой

осинке


тропинке

колечком


лужицы

огонёк


солнышко

звёздочки



Слова, связанные с животными:

зверушки


пёрышко

лисичка


в клубочек

птичка


мордочку

гребешок


шажками

тихонечко

тихонько

ножки


шёрсточку

маленьких

человечков

ушки


как крылышки

усиками


краешком

у зайчишки



Слова, связанные с Антипычем:

Антипыч:

дедушка


Хата:

домик


брёвнышки

избушка


холмик

Травка:

на ушко


с ремешком

полоски


Завтравушка

голубушка


Приложение 3

Словарь сравнений

Наречия образа действий:

1. Она( Травка) по- собачьи бросилась со всех ног.

2. По-охотничьи от слова травить.

3. Мы выли по-волчьи.

4. Или даже можно сказать по-охотничьи, волчья крепость.

5. Травка встала, как и тогда по-заячьи.

6. Он хорошо по-отцовски обвернул вокруг ног портянки.

Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного:

1. Митраша был моложе сестры на 2 года.

2. В лесу эта стрелка добрей матери.

3. Стрелка это тебе верней друга.

4. Ладило больше, чем в два его роста.

Сравнительные обороты:

1. Носик, как у сестры глядел вверх.

2. Лес тебе известен, как ладонь.

3. В лесу эта стрелка, добрей матери.

4. Палестинка вся красная, как кровь.

5. Белая куропатка, как будто ведьма, хохочет.

6. Деревья так стонали и выли на все Блудово болота, как живые существа.

7. Могучие стволы бора стали, как зажженные.

8. Сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями.

9. Оно (облако) явилось, как холодная синяя стрелка.

10. Как ошпаренный метнулся косач к улетающим тетеревам.

11. Не для того кто о себе воет, как волк.

12. А для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет.

13. Травка, как всякая гончая, начала делать круги.

14. Ступит ногой, как будто на твердое.

Сложноподчинительные предложения с придаточными сравнениями:

1. И вдруг стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась.

2. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове.

3. Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона.

4. Среди звуков стона, рычания, ворчания, воя в это утро у деревьев иногда

выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок.



Сравнение детей:

1. Мы выли по-волчьи.

2. Он хорошо по-отцовски обвернул вокруг ног портянки.

3. Митраша был моложе сестры на 2 года.

4. Настя была, как Золотая курочка на золотых ножках.

5. Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за клюквой.

6. Настя вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и ушла за клюквой.

Сравнение животных:

1. Она( Травка) по- собачьи бросилась со всех ног.

2. Травка встала, как и тогда по-заячьи.

3. Белая куропатка, как будто ведьма, хохочет.

4. Как ошпаренный метнулся косая к улетающим тетеревам.

5. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк.

6. А для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет.

7. Травка, как всякая гончая, начал делать круги.

8. Бекас, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе

9. Травка, поднялась вверх на задние лапы, как заяц.



Сравнение стрелки:

1. В лесу эта стрелка добрей матери.

2. Стрелка это тебе верней друга.

Сравнение природы:

1. Палестинка вся красная, как кровь.

2. И вдруг стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась.

3. Деревья так стонали и выли на все Блудово болота, как живые существа.

4. Могучие стволы бора стали, как зажженные.

5. Сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями.

6. Оно (облако) явилось, как холодная синяя стрелка.

7. Ступит ногой, как будто на твердое.

8. Болото, как море.

9. Среди звуков стона, рычания, ворчания, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок.

10. Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона.

11. Бывает, одна (елочка) вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове.


Приложение 4
Словарь эпитетов

Всё, что относится к веснушкам:

1.Золотые веснушки

Все, что относится к носикам:

2.Носики задорные

Все, что относится к огню:

3.Огненный цветок

Все, что относится к солнцу:

4.Великолепное солнце

5.Чистое солнце

6.Живыми лучами

Все, что относится к ветру:

7.Злой ветер

Все, что относится к ночи:

8.Ночное одеяло

Все, что относится к жизни героев:

9.В стройном согласии

Все, что относится к цветам:

10.Золотая курочка

11.Кроваво-красная клюква

12.темно-зеленые старушки






Супружество — это процесс, в ходе которого клиентуру цветочника перехватывает бакалейщик. Фрэнсис Родман
ещё >>