Исследовательская работа по данным направлениям. II. Ход урока: презентация результатов исследования III. Рефлексия: обсуждение, выв - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Питание в пост 4 395.27kb.
Клуб им. Джона локка инициатива специалистов в области изучения гражданского... 1 47.08kb.
Презентация. Ход урока Слайд 1 Сообщение темы и целей урока 1 45.77kb.
Преподобноисп. Севастиану карагандинскому 1 204.61kb.
Александр трапезников похождения проклятых 25 4231.47kb.
Исследовательская работа «светохроника» 1 209.04kb.
Презентация для урока. Ход урока. I. Организационный момент Объявление... 1 60.28kb.
Понятие рефлексии. Рефлексия в науке и практике. Рефлексия в сетевом... 1 136.33kb.
Исследовательская работа 9 III. Заключение. 14 IV 1 138.29kb.
Научно-исследовательская работа е. И. Перова, кандидат педагогических... 3 535.58kb.
Современные подходы к пониманию термина «рефлексия». Рефлексия 1 193.15kb.
Приложение 4 Анализ государственной (итоговой) за курс средней (полной) 4 521.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследовательская работа по данным направлениям. II. Ход урока: презентация результатов - страница №1/1

ГУО «Валевский учебно-

педагогический комплекс детский сад-

средняя общеобразовательная школа»

Новогрудского района

Гродненкой области

Разработка урока к 65 –летию Победы в Великой Отечественной войне

по теме «Крестный путь»,

проведенный учительницей истории

Сураго Т.Н.

Тип урока: урок – исследование

Цель: через эмоциональное воздействие на учеников показать патриотическую роль Православной церкви в годы Великой Отечественной войны, на конкретных примерах деятельности священнослужителей из прихода Свято-Петропавловской церкви оценить вклад Православной церкви в Великую Победу

Этапы урока: I. Подготовка к уроку: класс делится на группы историки,

музееведы, культурологи и проводится

исследовательская работа по данным направлениям.

II. Ход урока: презентация результатов исследования

III. Рефлексия: обсуждение, выводы.

«Аще бо и пойду посреди сени смертные, не

убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс. 22,4)

Учитель: Чем дальше от нас события прошлого, тем более объективно можно их анализировать. Вторая мировая война унесла жизни каждого третьего жителя Белоруссии. Сейчас мы всё более задумываемся о том, откуда черпали моральные и душевные силы люди, оставшиеся в оккупации, которые стремились не только выжить, но и бороться. Несомненно, что важное место в моральной поддержке населения занимала Православная Церковь. Храм в годы оккупации был одним из немногих мест, где человек мог обратиться к Господу с молитвой о тех, кто воевал на фронте, о тех, кто был в партизанах, о тех, чья судьба была неизвестна.

И наша сегодня цель, ребята, узнать о судьбах священнослужителей нашего прихода, служивших в годы Великой Отечественной войны.

А как вы думаете, зачем нам это?

Предполагаемый ответ(Потому, что это часть нашей истории; потому что мы должны помнить и знать о том, что православное духовенство в полной мере разделило горькую судьбу всех тех, кто пережил войну.)



Учитель: Ребята, вы получили задание провести исследовательскую работу по разным направлениям. У нас работали: историки, музееведы, культурологи. Сейчас они нам представят результат своего поискового труда. Каждый из присутствующих готовит вопросы и постарается активно участвовать в обсуждении выступлений.

Историки: В последнем номере Новогрудских епархиальных ведомостей, посвященном 65 – летию Великой Победы мы прочитали о том, что в первый же день войны Предстоятель Русской Православной Церкви патриарший Местоблюститель Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Старогородский ) написал и собственноручно напечатал послание «Пастырем и пасомым Христовой Православной Церкви, в котором призвал к исполнению священного долга перед Родиной.» Мы поставили целью найти текст этого обращения. Нашли мы его в экспозиции музея «Брестская крепость - герой», где побывали на экскурсии в мае этого года, копия которого займет место в отделе «Православное краеведение» нашего Народного историко-краеведческого музея. Предлагаем Вашему вниманию отрывки из обращения.

Идет обсуждение. Предполагаемые мнения: (обращение было очень своевременным; Святая Православная Церковь, всегда разделявшая судьбу народа, не оставила его и в этот трудный час; Победа была бы невозможна без особого покровительства Господа. Об этом говорит и то, что закончилась война в день великомученика Георгия Победоносца)

В исторической литературе мы нашли сведения об отце Василии (Копычко), который был настоятелем Успенской церкви в Ивановском районе Брестской области. Он был партизанским связным, рассказывал прихожанам о положении на фронте. Фашисты сожгли церковь и дом священника, а его самого прихожане переправили в партизанский отряд.

Трагическую судьбу своих прихожан, живыми сожженных фашистами в 1942 году, разделил настоятель Свято-Покровской церкви деревни Хоростово Минской области отец Иоан (Лойко).

Для сбора материала об отце Борисе Кирике мы выехали в соседнюю д.Ятра нашего Новогрудского района. Там мы встретились с жителями-свидетелями войны и записали их воспоминания.

Жительница д.Ятра, Филиппович Екатерина Елисеевна, 1934 года рождения, вспоминает о том, что ее отец, Коршун Елисей Казимирович, был секретарем сельского совета до войны.



В первые дни войны, когда солдаты Красной Армии попали в окружение и старались пробиться к своим, они остановились в их доме. Ее отец и священник Борис Кирик оказали помощь солдатам, а Коршун Елисей показал им дорогу в Свитязянский лес. Через некоторое время, фашисты окружили деревню и расстреляли Коршуна Елисея, запретив его хоронить. Отец Борис Кирик решил выполнить свой пастырский долг, несмотря на запрет. И похоронил усопшего согласно христианскому обряду, не боясь наказания.

Об отце Борисе как о священнике и о человеке говорят и следующие факты: многие партизаны нуждались в медицинской помощи. Наряду с духовным образованием отец Борис имел и медицинское образование – он был фельшером. Под полом церковного дома он устроил госпиталь для партизан на 10 коек. Родной брат отца Бориса Кирика – отец Павел Кирик, был секретарем епископа Афанасия (Мартоса) в городе Новогрудке. Отец Борис выписывал рецепты, а Павел Кирик получал по ним лекарства в городской Новогрудской аптеке у знакомого фармацевта, дочери священника Сосиновского. Еженедельно отец Борис приезжал к брату за лекарствами. Для содержания подпольного госпиталя нужны были не только медикаменты, но и добровольные помощники, которые набирались из прихожан. Это требовало от жителей села Ятра соблюдения правил конспирации, а от священника – таланта организатора и большого доверия к прихожанам. Отец Борис ни кому не отказывал в помощи, был предан своим прихожанам, лечил всех нуждающихся. К сожалению, нашелся предатель немцы приехали в Ятру. Вспоминает житель д.Ятра Скараход Александр Владимирович, 1930 года рождения:




«Приехали каратели, схватили отца Бориса Кирика, еще двух жителей д. Ятра и увезли в Калдычево. Партизаны рассказали, что его в лагере пытали, вырезали на нем кресты, но отец Борис был до конца верен Богу и людям и ни кого не выдал, ни брата, ни Сосиновскую».
Память об отце Борисе Кирике и сегодня живет среди жителей д.Ятра, которую фашисты сожгли в числе 16 деревень, сожженных в годы войны на территории Новогрудского района. Благодаря Богу и трудолюбивым людям, она отстроилась, а при въезде в деревню стоит обелиск погибшим односельчанам, среди которых теперь есть и имя Бориса Кирика.


Учитель: с целью записи воспоминаний и сбором экспонатов для школьного музея группа ребят работающих в музее выезжала в г. Новогрудок, для встречи с Валентиной Георгиевной Гахович, отличницей Народного просвещения, заслуженной учительницей БССР, Народной учительницей СССР.












Музееведы: Встречаясь с Валентиной Георгиевной Гахович, талантливой учительницей – филологом, заботливой мамой и бабушкой, внимательным и чутким человеком, понимаешь, что все это ей дано от Бога не случайно. Вот эта уже пожилая, но не стареющая женщина показывает нам фотографии из семейного альбома.

Учитель: Фотограф XIX столетия смотрел на свое дело как на искусство, стремясь запечатлеть в этом «светописьме» нечто от самого главного в образе человека, и поэтому люди, глядящие на нас с фотографий тех лет, выглядят особенно серьезно и как бы смотрят в вечность. Но знали ли эти люди, смотрящие на нас со старой фотографии, что ждет их до момента перехода в вечность? Фотограф уловил в них что-то очень существенное и важное, и теперь, когда мы уже сами знаем, что произошло, то кажется, что глядя в вечность, знают это будущее и они. Даже в глазах маленькой Вали, кажется, застыла дорога , по которой поведут ее отца. Послушайте, пожалуйста, воспоминания Валентины Георгиевны, вспомните пророка Исаию и постарайтесь узрить очами, услышать ушами и уразуметь сердцем.

Музееведы: Прадедушка мой Хильтов был настоятелем Свято-Петропавловской церкви в д. Валевка, у стен которой и погребён. Мой дядя отец Николай Хильтов был настоятелем церкви в деревне Блячино Клецкого района Минской области, 1903 года рождения, его жена Наталья Ивановна, 1907 года рождения. – он был старший из братьев.

Мой отец – отец Георгий Хильтов, 1905 года рождения был священником Клецкой Покровской церкви. Моя мама, Лидия Александровна (до замужества - Волосович) была дочерью священника Александра Волосовича, которого в 92 года замучили фашисты в концлагере «Колдычево».

Папа и дядя поддерживали связь с партизанами бригады имени Ворошилова. Дом дяди Николая стоял на окраине Блячина. Партизаны наведывались сюда по нескольку раз в неделю. Здесь останавливались группы подрывников, сюда доставили смертельно раненого командира диверсионной группы Николая Анохина, которого дядя похоронил во дворе своего дома. В доме собирали винтовки, патроны.

Мой папа, отец Георгий, организовал сбор продуктов для военнопленных. Еженедельно из Покровской церкви в лагерь отвозили повозку хлеба, картошки, сала, яиц. Только в 1943 году после двух организованных побегов военнопленных немцы запретили эту помощь. В начале 1942 года в Клецк перевезли группу воспитанников детского дома из Минска, среди которых были евреи. Чтобы спасти детей, папа крестил их и выдал необходимые документы. Бывало так, что не успевали уйти из дома партизаны, как являлись немцы и полицаи, а едва за ними захлопывалась дверь, на пороге снова появлялись люди из леса. Все члены семьи понимали, что ходят по краю пропасти, но ни разу даже не подумали, чтобы отказаться от помощи советским партизанам.

В апреле 1944 года папу и дядю арестовали. Я очень любила своего отца. Помню тот день. Это была Великая Пятница перед Пасхой. Отец вышел из дома, чтобы идти в церковь. Я выбежала за ним. Это был апрель. На улице весна. Тут подъехали немцы и взяли папу и повели по улице. На улицу стали выходить люди, а я что есть сил бежала за отцом. Папа дошел до креста и упал на колени. Он молился. Немец ударил его прикладом. Лицо моего папочки залилось кровью. Я стала кричать и плакать. Немец повернулся и щелкнул затвором, а люди впихнули меня в толпу и тем самым спасли мне жизнь. Больше я отца не видела.

Мама и тетя Наташа поехали в Барановичи в СД узнать судьбу дяди и папы. Там их арестовали и отправили в Колдычево. Папу, которому исполнилось 39 лет и маму расстреляли, а дядю Николая долго мучили, а затем облили керосином и подожгли на глазах у тети Наташи. Матушку Наталью расстреляли в лагере за день до освобождения.

Валентина Георгиевна закончила свой рассказ со слезами. Плакали и все мы. Мы хотим сказать, что знаем о войне по учебникам истории, фильмам, но самые ценные свидетельства – это живые рассказы.

Учитель: Да, ребята. Великую силу дает Господь своим служителям, удостоившимся молиться у Престола Божия. Но кому много дано – с того много и спросится. Посмотрите, еще раз на фотографии: два брата священнослужителя, два мужа, два отца … У Осипа Мандельштама есть такие строки:

«Кто может знать при слове – расставанье,

Какая нам разлука предстоит?»


Я хочу добавить, что церковь, в которой служил Николай Хильтов, разрушили в 1964 году, но в 2005 году в восстановленном храме отслужили первую литургию. А память о братьях Хильтовых никогда и не умирала среди местных людей. Ну, а мы с вами будем бережно хранить в нашем музее экспонаты, которые нам передала Валентина Георгиевна. А теперь слово предоставим нашим культурологам.

Культурологи: Сегодня мы хотим представить фильм Владимира Хотиненко «Поп» (производство «Православной энциклопедии»). Этот фильм получил гран-при на VI международном кинофестивале «Лучезарный ангел», в основу фильма легла история Псковской мисси.

Сегодня мы просто хотим сделать анонс этой картины. Наша группа получила неизгладимое впечатление от просмотра. Предлагаем посмотреть его всем классом. А следующее занятие провести обсуждая этот фильм как в программе по каналу ОНТ «Закрытый показ» с Александром Гардоном.

Мы в этом фильме для себя увидели, что действительно, добрый пастырь не оставит своих овец никогда, ни при каких обстоятельствах. Да, в тылу храмы открывали немцы, чтобы обеспечить себе спокойствие. Но это было единственное место, где люди, видевшие бегущую армию и толпы измученных наших пленных, могли обрести духовную опору, чтобы все это пережить.

Когда к концу войны немцы стали просить служить молебны во славу германской армии, большинство священников отказывалось это делать. И потом немцы уже стали закрывать храмы, арестовывать священников. Но там, за линией фронта, эти священнослужители считались предателями Родины, поскольку служили на оккупированной территории. Когда пришла Красная армия, то доарестовали тех, кого не успели арестовать фашисты. Главный герой отец Александр говорит: «И немец не вечен, и большевики не вечны. Только Иисус Христос. Перед ним и ответим».

Мы увидели отца Александра обыкновенным человеком, со своими слабостями. Все его, казалось бы, смелые поступки для него самого подвигом не являются. Он нигде не ведет себя как герой, а просто так живет и исполняет свой священнический долг. Он видит смысл человеческого существования в другом, верит в жизнь бесконечную.

Обратите внимание при просмотре, что фильм начинается с псалма из «Набукко» Верди и заканчивается им, только уже в исполнении Вопеу М. другой мир, другие ритмы, но связь времен не прерывается.

Эпилогом картины является момент, когда к монастырю подъезжает молодежь и спрашивают батюшку : «Можно ли к Вам?» и слышат в ответ: «Заходите, дети, там видно будет».

А ведь действительно, кто-то зайдет и выйдет, а кто-то останется.

Приглашаем посмотреть фрагменты из фильма (материал на электронном носителе:


  • Фрагмент-1,

  • Фрагмент-2,

  • Фрагмент-3).

Учитель: Давайте поблагодарим все группы за большую проделанную работу. Я хочу привести вам слова Святейшего патриарха Масковского и всея Руси Кирилла: «На войне не было неверующих. Отличие заключалось лишь в том, что одни умели креститься, а другие нет.

В то же время и те, и другие поднимались в атаку с одним воздыханием: «Господи, спаси, помоги, защити!» Давайте минутой молчания почтим память всех убиенных. Видите ребята, бывают ситуации, когда хочется говорить – много, подробно, во всеуслышание. Но есть моменты, когда хочется просто помолчать. И такое молчание оглушает.

Ребята, а как мы можем увековечить память священнослужителей, о которых мы сегодня говорили и всех убиенных в годы войны?

Ответы: (Пойти на Богослужение 9 мая в наш храм, ухаживать за могилами священнослужителей, погребенных у стен Свято-Петропавловской церкви, в том числе и за могилой отца Андрея Хильтова, продолжить заниматься Православным краеведением и пополнять музей, во время экскурсии в Брест посетить главный Воинский храм на территории Брестской крепости и т.д.)

Ребята, а самое главное?

Ответ (быть достойными христианами, молить Бога о том, чтобы над нами всегда было мирное небо как должное, а золотые маковки православных храмов – как нечто постоянное и незыблемое).











История не повторяется — просто историки повторяют друг друга. Клемент Ф. Роджерс
ещё >>