страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Исследовательская работа мир детства в повести владимира крупина «большая жизнь маленького - страница №1/1
![]() «Тема детства в мировой литературе» Секция: литературоведческая Исследовательская работаМИР ДЕТСТВА В ПОВЕСТИ ВЛАДИМИРА КРУПИНА «БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ МАЛЕНЬКОГО ВАНЕЧКИ»
Киров
2012 г Оглавление I. Введение………. ……………………………………………………3 II. Основная часть….. ……………………………………………….. 5 1.Труд как открытие неизведанного. ……………………………..5 2.Ответственность Ванечки за других. …………………………...7 3. Способность замечать прекрасное в природе……………….. . 8 4. Уважение к чужому труду…………………………………….. 9 5. Обращённость к фольклору……………………………………10 6. Изобразительно-выразительные языковые средства повести..11 III. Заключение………………………………………………………..12 Список использованной литературы………………………………..13 Введение
Тема исследования: Детство - это удивительное время в жизни каждого человека, когда он познаёт мир, делает свои первые открытия. Цель: понять авторский замысел и выявить его особенности для создания представления о Детстве как «главном времени нашей жизни». Объект исследования: повесть В.Крупина «Большая жизнь маленького Ванечки». Предмет исследования: мир детства в повести В.Крупина «Большая жизнь маленького Ванечки». Задачи: 1) Познакомиться с повестью В.Крупина «Большая жизнь маленького Ванечки». 2) Выявить особенности данной повести. 3) Проанализировать эти особенности. 4) Сделать выводы о том, как изображается мир детства в этом произведении.
Книга актуальна во все времена. Детство когда-то заканчивается, но навсегда остаются в сердце его памятные «зарубки» и «всесветное сияние счастья быть на Божьей земле». 3 Существует большое количество произведений, затрагивающих тему детства. В каждом из них – своё видение мира, в котором живёт маленький ребёнок. К таким произведениям относится повесть В. Крупина «Большая жизнь маленького Ванечки». Я решила остановиться именно на этом небольшом произведении, так как в нём, на мой взгляд, выражена необычная позиция автора. Писателю удалось передать впечатления мира детства от лица пятилетнего ребёнка - это перевоплощение удивительно, поэтому книга и вызвала мой к ней интерес. Ведь детство, выражаясь словами В.Крупина, - «главное время нашей жизни», и от того, как пройдёт это время, какие впечатления будут в этот период получены, будет во многом зависеть дальнейший взрослый путь человека. В данной повести описывается жизнь Вани – мальчика, который ещё ходит в детский сад, но дни его наполнены удивительными историями. Даже не каждый взрослый может похвастаться такой богатой и насыщенной разными событиями жизнью, как у Вани. В свои пять лет Ваня уже ходит на рыбалку, полет грядки, копает картошку, помогает на сенокосе, заполняет паспорта на коров. Несмотря на возраст, он вполне серьёзно относится к порученным ему делам и формирует своё отношение к явлениям окружающей жизни. Именно это и привлекает читателя в данной повести, потому что он, читатель, может сравнить свои собственные наблюдения с наблюдениями маленького Вани.
4
Повесть Владимира Крупина «Большая жизнь маленького Ванечки» интересна прежде всего с точки зрения идейного содержания. Детство в произведении автора, по словам Валентина Распутина, «счастливо … кругом, составляющим родную землю, - природой, общением с «меньшими братьями», первыми трудами и заботами, первыми трудностями и постоянной радостью каждый день быть среди родного». Ваня - пятилетний мальчик, жизнь которого как раз и строится вокруг него. Семья – неотъемлемая часть каждого человека. Бабушка, дедушка, мама, папа, старший брат Коля, младшая сестра Лена – незаменимые для Вани люди, которые помогают ему научиться жить, а в будущем вырасти достойным человеком. Именно с ними он переживает свои первые трудности, сталкивается с домашними трудами и заботами. Так, в эпизоде «Раз – картошка! Два – картошка!» мы наблюдаем, как дедушка даёт урок копки картофеля: « И они пошли делать почин. Дедушка наставлял четырёхрогие вилы поодаль от куста, вонзал в землю. Ваня хватался за ветви ботвы с другой стороны. Дедушка велел тащить и выворачивал пласт. … И поднималась земля, и открывалась тайна, скрытая в земле, - на свет являлись клубни». Труд как некая тайна, открытие неизведанного, был для Вани не только жизненным уроком, но и познанием окружающего мира. Ванечка не только узнал, как копать картошку, но и впервые почувствовал тайную силу родной земли. В другом эпизоде «Как Ваня грядки полол» мы видим мальчика, занимающегося нелюбимым делом, но при этом не относящегося к нему плохо. Наоборот, видя, какой «красивой, аккуратной становилась грядка после войны с сорняками», ребёнок радовался тому, что оказал бабушке помощь. Хорошим стимулом в домашней работе для Вани была похвала его родных, которые никогда на это не скупились. Выполняя посильную работу, помогая взрослым по дому и по хозяйству, Ваня вскоре ощущает потребность проявить самостоятельность. 5 В главе «Родник», например, когда конюх не смог пойти с мальчиком, он один отправляется на сенокос к родителям, так как те ждут молока от утренней дойки. По дороге Ваня временами испытывал страх, ему хотелось поесть ватрушек, но он воображал, что «разведчик, идёт в лес к партизанам и несёт патроны и продовольствие. И шагал веселее». По пути мальчик сорвался в ручей, но не раскис, а пошёл дальше, потому что знал, что его ждут и волнуются. Так что первый шаг к самостоятельности оказался хотя и сложным, но успешным. И хочется верить, что в дальнейшем Ваня ещё не раз докажет свою самостоятельность и способность принимать верные решения. Одной из лучших черт мальчика является трудолюбие. Он никогда не отказывается помочь кому-либо, всегда готов выручить человека. К примеру, помогает взрослым грести сено в лугах, прочищать сошники, которые забивало мокрой землёй, заполнять паспорта на коров. 6 Ответственность Ванечки за других Несмотря на свой юный возраст, Ваня уже чувствует ответственность за других: он кормит своего попугая Цезаря, выносит тайком мясо собаке Буське, переживает за козлёнка Прыгуна. Это, несомненно, указывает на лучшие черты в характере юного Ванечки: заботу, сострадание, милосердие к «братьям нашим меньшим». 7 Способность замечать прекрасное в природе Маленький герой повести учится чувствовать окружающую его природу; он замечает в окне за домами, за красной рябиной, розовое, а внизу ярко-алое небо и понимает, что такую красоту можно увидеть в солнечные дни: «Вот уже больше половины солнца вышло, и всё небо засияло». В детском садике Ванюша показывает ребятам, как встаёт солнце. Способность замечать прекрасное в природе окрыляет мальчика и делает его добрее и лучше. 8 Уважение к чужому труду Очевидно, что в данном произведении мир детства Вани представляется читателю как нечто серьёзное; в повести показано уважение к детству, а воспоминание о нём – это что-то самое чистое и доброе, что есть в человеческой жизни. Мальчик любопытен и любознателен для своего возраста, и помогают развить его интерес ко всему происходящему его близкие люди. В главе «Фамилия» вся семья, собравшись вместе, вспоминая сделанные за день дела, придумывают друг другу интересные прозвища: дедушка – Банников, потому что топил баню; бабушка – Вязалкина, так как вязала носки; старший брат Коля – Учебников и Батарейкин; мама – Кухонькина и Коровкина; папа – Работников, а младшая сестра Лена – Дочкина, Внучкина; а сам Ванечка получает фамилии – Игрушкин, Самокатов. Вот так, через словесную игру мальчик учится уважать и замечать чужой труд, он учится умению наблюдать за окружающим его миром. 9 Обращённость к фольклору Восприятие маленьким ребёнком мира выражается и в обращённости мальчика к народному фольклору: он знает сюжеты известных сказок и более того сам представляет себя в образе одного из сказочных персонажей – Иванушки: «Он вспоминал сказку про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку и думал, что это не козлёнок, а заколдованный мальчик. Вот он расколдуется, и они будут вместе играть». Или представляет, что их телёнок Февралик – «это оленёнок Серебряное копытце из сказки. Казалось, телёночек сейчас топнет ножкой – и из-под копытец вылетят разноцветные искры». 10 Изобразительно-выразительные языковые средства повести Итак, как видим, тот «круг», в котором живет Ванечка, действительно, наполнен радостью, ощущением надежности, постоянства, счастьем. Помогают раскрытию главной темы повести используемые Владимиром Крупиным изобразительно-выразительные языковые средства. Богат язык произведения эпитетами: «быстрые ручьи», «верный человек», «великое горе»; встречаются в тексте олицетворения: «луна едет вместе с ними над лесом», метафоры: «весело плескались длинные ветви берёзы, радостно хлопала серебряными ладошками листьев осина, гудела ель, а самая высокая из всех деревьев – сосна – напряжённо звучала всем стволом», сравнения: «родник как зеркало». Все эти средства создают яркий, запоминающийся образ Детства. Мир этого Детства наполнен живостью, весельем, добротой и открытиями, которые постоянно совершает маленький Ванечка. Повесть богата на народные выражения, присказки, пословицы: «Бросишь хлеб – и хлеб тебя бросит», «с гуся-лебедя», «сивка-бурка», «вот беда так беда», «все глаза проглядела, Ваню дожидаючи», «батюшки», «вербохлёст, бей до слёз, верба бела, бьёт за дело; верба красна – бьёт напрасно», «божья коровка, дождь или вёдро» и другие. Писатель вводит в текст ряды однокоренных слов, придуманных народом: верба – ива, ветла, ракитник, тальник, краснота. 11 Заключение Творчество Владимира Крупина – это «явление чисто русское, национальное, корневое». Именно поэтому, детство, изображённое писателем в повести «Большая жизнь маленького Ванечки», - тоже явление национальное, корневое. Ванечка с младых ногтей воспитывается в соответствии с национальными традициями. Он любит свою землю, он не только знает, что такое труд, но и ценит его, испытывая гордость за своего отца, настоящего труженика. Не случайно повесть заканчивается главой «Встреча с героем». С какой гордостью смотрел Ванечка на своего отца, героя Труда, когда тот рассказывал ребятам о своем тяжелом, но таком удивительном труде хлебороба! Детство в повести В. Крупина закладывает в характере маленького Ванечки те нравственные основы, из которых потом вырастет настоящий Человек. Таким образом, гипотеза, выдвинутая мною в начале исследования, подтверждена в ходе анализа повести: детство действительно закладывает в ребёнке нравственные начала, из которых потом вырастает настоящий Человек. Выполнена и цель исследования: выявлены основные особенности Детства как «главного времени нашей жизни». 12 Список использованной литературы
13 |
ещё >> |