страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Исследование по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Часть Исследование - страница №1/1
![]() «Первые шаги в науку» Секция: Филология Название работы: «Уроки из сказок» Автор работы: Цаболова Диана Место выполнения: ГОУ прогимназия «Интеллект», г. Владикавказ. Научные руководители: Дзодзикова Римма Борисовна, Зав.библиотекой. Абоева Лаура Робертовна, психолог.
Оглавление Введение……………………………………………………………………………………… 1 Глава I. Теоретическая часть исследования …………………………………………………2 Глава II. Экспериментальная часть исследования…………………………………………...5 Часть 1. Исследование по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Часть 2. Исследование по сказке М.В. Телегина « Сказка о том, как Машенька хороших людей от плохих отличать училась и что из этого получилось». Заключение…………………………………………………………………………………… 10 Библиография………………………………………………………………………………….11 Приложения Введение Сказки… Волшебство… Сказка – наша верная спутница в жизни, это жизненный опыт многих поколений, опыт, который в разные эпохи служил воспитанию молодого поколения. Великий русский педагог К.Д.Ушинский сказки назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. И сегодня, в 21 веке сказки не утратили свою актуальность в нравственном становлении человека. На наш взгляд свидетельством этого является то, что вопросами создания, изучения сказок занимаются не только профессиональные писатели, но и родители детей, многие дети сами пробуют сочинять сказки, работники высших образовательных учреждений. Так в Санкт-петербургском институте сказкотерапии под руководством ректора Т. Зинкевич- Евстигнеевой много лет осуществляется деятельность в этом направлении. А в Московском городском психолого-педагогическом университете доцент М.В.Телегин, автор программ «Воспитательный диалог» и « Философия для детей» занимается исследованием мировоззренческих представлений детей через сказки. Исследование проведено на основе одной из авторских сказок М.В. Телегина « Как Машенька хороших людей от плохих отличать училась, и что из этого получилось», и «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Сказки влияют на формирование личности.
Глава I. Теоретическая часть исследования. Сказка - наша верная спутница в жизни. Сказки возникли очень давно (более1000 лет назад ). Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего. ЧТО ТАКОЕ СКАЗКИ? Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов. Сказки различаются на народные сказки и литературные сказки отдельных авторов. Народные сказки – самая древняя из форм устного народного творчества. По своему внутреннему содержанию сказки разнообразны: бытовые, волшебные, о животных. В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
В связи с этим образы - персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Значение сказки.
Народные сказки разных народов иногда удивительно похожи.
Подобное сходство, поначалу решили учёные, связано с тем, что один народ заимствовал сказку у другого. Действительно, это случалось нередко. Но потом выяснилось, что и у народов, которые разделялись океанами и никогда не соприкасались, сказочные сюжеты могут совпадать. Это сходство объясняется тем, что у всех народов на одинаковой стадии развития складываются похожие верования и обряды, похожие формы общественной жизни. Следовательно, идеалы и конфликты у них одни и те же - противостояние бедности и богатства, ума и глупости, трудолюбия и лени. Но каждая культура имеет собственные сказки, отражающие быт, традиции и образ жизни. Они знакомят нас с особенностями пейзажа, флоры и фауны, а также показывают нам живительную силу и богатство языка. И люди, читающие сказки других народов, знакомятся с историей и культурой этого народа. Например, если мы возьмём сказки ненецкого народа о животных и сравним их с осетинскими сказками, то увидим, что в сказках ненецкого народа нет таких героев как лань, серна, тур потому, что разные климатические условия. Место обитания животных, которые являются героями ненецких сказок - северный край холодных зим, полярных ночей, короткого, но яркого лета. Поэтому излюбленными героями сказок ненцев (народа, проживающего в этом суровом, но полном экзотики и романтики края) являются северные и полярные звери и птицы. Надо отметить, что в настоящее время есть немало исследований по сказкотерапии, направленных на изучение диагностических и коррекционно-рвзвивающих возможностей литературных сказок. Этим вопросом занимаются многие психологи, но на наш взгляд глубоко - Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.. Авторы по сказкотерапии выделяют три направления: рецептурное, мотивационное и развивающее. В сказкотерапии можно реализовать три функции сказок: диагностическая, психотерапевтическая и прогностическая.
Сказкотерапия опирается на человеческие ценности, обращается к нравственным устоям. Сказкотерапия ставит перед собой такие задачи, как развитие души, повышение уровня осознанности. И виды сказок могут быть разными: дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медиативные. Таким образом, сказка М. Телегина, которую мы взяли для исследования, имеет диагностическую функцию, и выполняет психокоррекционные задачи. Схема эксперимента
В эксперименте принимали участие педагоги и учащиеся 3-х классов. Количество детей- 20 человек, возраст- 9-10 лет. Экспериментальная часть исследования состоит из 2 частей (см. Схема эксперимента):
Анкета « Выявление читательских предпочтений» Вопросы:
Выяснили, что большинство опрошенных любят авторские сказки. Это подтвердило изначальный выбор для исследования авторских сказок. Проанализировав ответы детей, сделали вывод, что в сказках ребята видят добро, ощущают что-то выдуманное, невероятное. Для всех людей сказка предстает светлым, добрым, любимым, и, конечно, является уроком, ориентиром в различных жизненных ситуациях. Исходя из этого, для дальнейшего исследования были взяты две авторские сказки, написанные в разные эпохи. А именно: « Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина – в 19 веке, а М.В. Телегина « Как Машенька хороших людей от плохих отличать училась, и что из этого получилось»- в 21 веке. Мы не случайно взяли именно эти произведения, так как несмотря на то что между ними века, уроки , которые из них можно извлечь, актуальны во все времена. Далее в первой части исследования провели анкетирование учащихся и педагогов, чтобы выяснить, какие уроки они вы извлекли из сказки А.С.Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке».
Таблица результатов анкетирования
Сделали следующий вывод: если внимательно вдуматься в мысли, содержащиеся в ответах детей и взрослых, то можно отметить, что, несмотря на различные формулировки, идеи уроков во многом пересекаются. Вторая часть эксперимента была осуществлена в 3 этапа: 1 этап - предварительный - был осуществлён до ознакомления детей с содержанием сказки и состоял из нескольких шагов. Это: опрос, рисование по теме и тестирование. (Приложение №1) Результаты опроса показали, что большинство ребят склонны оценивать людей исключительно по их поступкам, то есть, если человек совершил плохой поступок, то он плохой человек. Чтобы дети раскрыли содержание уже имеющихся у них (спонтанных) представлений о хорошем и плохом человеке и формировали собственные познавательные позиции относительно поставленной проблемы, им было предложено создать образ хорошего и плохого человека в форме рисунка. Далее мы предложили детям тест, в котором им необходимо было выбрать ответ, наиболее близкий к их представлению о хорошем и плохом человеке. (Приложение №2) Результаты теста позволили выделить 3 группы детей: Первая группа- «встречают по одежке» и предлагают по одежке провожать. То есть понятие «хороший человек» сводится к набору внешних характеристик. Вторая группа – считают. что отличить хорошего человека от плохого можно только по поступкам, то есть хороший человек всегда поступает хорошо, а плохой – всегда плохо. Третья группа – ориентируются на внутренние признаки. то есть, хороший человек- добрый, честный, плохой - злой, завистливый, жадный. И как распределились дети по группам, показано в диаграмме.(Приложение № 3) 2 этап эксперимента - непосредственно ознакомление детей со сказкой. (Приложение №4) Сказка имеет психолого – философское направление. Она состоит из 10 глав. Для более легкого восприятия детьми, автор изложил содержание в ритмической форме. Поэтому дети слушали и следили за сюжетом с удовольствием. В сказке создаются психологические условия для развития жизненных понятий, мышления и речи младших школьников. 3 этап – исследовательско - аналитический: После прочтения сказки мы провели дискуссию. Вопросы дискуссии: 1. Опиши подругу Машеньки. Как она выглядела? Какой казалась? (Глава 4.) 2. Опиши второгодника Сеню. Как он выглядел? Каким казался? (Глава 4.) 3. Хорошо ли поступила Машина подруга, разгласив секрет? (Глава 4.) 4. Хорошо ли поступил Сеня, отдав бутерброд? (Глава 4.) Учащиеся вспоминали и проводили аналогию с ситуациями из своей жизни. В процессе обсуждения дети пришли к выводу о том, что можно быть хорошим человеком, а можно казаться. И это не одно и то же. Форма не всегда совпадает с содержанием. Для наглядного подтверждения сделанных выводов мы проделали упражнение, которое ребятам очень понравилось. Упражнение « Конфета» Детям предложили несколько разных конфет, и предложили догадаться, что скрывается за фантиком еще до того как они развернут конфету. Затем сделали так, чтобы он ошибся. Для этого поменяли фантики на конфетах, изготовили конфету из пластилина. Тем самым показали, что нельзя судить о содержимом только по фантику. Вот так и с человеком. (Приложение № 5) Далее на 3 этапе исследования участникам была предложена серия тестов. (Приложение № 6)
может удивит своим великодушием» Тест №2: «Каждый человек сам ищет признаки, позволяющие отличить добро от зла, хорошее от плохого» Тест №3: «Каждый может сделать так, чтобы в нем стало больше хорошего и меньше плохого». Своими ответами на вопросы тестов, участник или подтверждал или опровергал тезис, выдвинутый в названии теста. Результаты тестов №2, №3 представлены в таблицах и диаграммах. (Приложение №7) Результаты теста №1
![]() Необходимость этих тестов заключалась в том, чтобы создать ребенку проблему. Как оказалось, события, описанные в сказке, противоречат исходным представлениям большинства участников, полученным с помощью тестирования, описанного в первом блоке исследования. После обработки серии тестов, мы пришли к выводу, что многие дети осознали ограниченность или неполноту того ответа, который дали ранее. То есть, участники, которые в предварительном тестировании вошли в 1 и 2 группы, а значит оценивали людей по внешним признакам, и исключительно по поступкам, теперь изменили взгляд на эту проблему. И это наглядно показано на итоговой диаграмме « Мониторинг уровня сформированности нравственных представлений».
Из сказок можно извлекать жизненные уроки. Сказки влияют на формирование личности.
Я считаю, что содержание исследования можно применять как развивающий методический материал: -педагогам на уроках чтения, на классных часах; -психологам в рамках методики сказкотерапии; -родителям в беседах по сказкам; -всем кто причастен к воспитанию детей.
За время исследования я самостоятельно работала с различными литературными источниками, перечитала много сказок, убедилась, что больший интерес вызывают авторские сказки. Мне понравилось проводить исследование потому что я выявила взгляды одноклассников, и помогла многим по-другому оценивать людей. Я также попробовала силы в таких видах исследования, как опрос, тестирование, упражнение, дискуссия. Хочу поделиться с Вами радостью – эта работа вдохновила меня на создание своей авторской сказки «Нет худа без добра» (Приложение № 8). Хочу завершить работу ответом из теста одноклассницы Хубулуловой Анны: «Всегда добро побеждает зло! Пожалуйста, будьте добрым человеком!!!».
Библиография. 1. Болелова А.Г. «Использование сказки и сказкотерапии для формирования ценности здоровья у детей», журнал «Воспитание детей и молодёжи», №3, 2009. 2. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…», Москва: «Просвещение» 2004. 3. Джигкаев Шамиль «Осетинские сказки», Орджоникидзе, «Ир» 1998 4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству», Санкт - Петербург: АОЗТ «Златоуст» 1988. 5.Веб-сайты: http:/images@yandex.ru http://do mgppu@yandex.ru 6. Нечаев А.Н. «Русские сказки». Москва «Советская Россия» 1987. 7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», Москва 2003. 8. Пушкин А.С. «Сказки», Ростов-на-Дону: «Проф - Пресс» 2006. 9. Телегин М.В. «Сказка о том, как Машенька хороших людей от плохих отличать училась и что из этого получилось», журнал «Воспитание детей и молодежи», № 3, 2009. |
ещё >> |