Использование методики интегрального воспитания для реализации требований фгос - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсы повышения квалификации по теме «Актуальные проблемы реализации... 1 76.71kb.
Исследование характеристик видео подсистемы 1 236.52kb.
Г. озерска калининградской области 1 61.14kb.
Создание условий для воспитания личности гражданина и патриота в... 1 58.05kb.
Семинаре учителей начальных классов по теме: «Использование современных... 1 172.6kb.
«Нормативно-правовые и теоретические основы воспитания и дополнительного... 1 346.35kb.
Использование инновационной методики слуховой восстановительной стимуляции... 20 1740.29kb.
Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальных... 1 142.97kb.
Инструктивно-методическое письмо «Об организации введения фгос общего... 2 432.01kb.
Использование в преподавании физики основной школы методики развития... 1 54.22kb.
3. Система условий реализации ооп в соответствии с требованиями Стандарта 2 436.31kb.
Проект «новое человечество» 13 871.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Использование методики интегрального воспитания для реализации требований фгос - страница №1/1

Использование методики интегрального воспитания для реализации требований ФГОС
Насретдинова Т.Ф.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего (полного) общего образования вносят существенные изменения как в наше понимание результатов образования и реализации основной образовательной программы, так и в целевые ориентиры деятельности педагогов.

Под методической готовностью учителя к реализации ФГОС следует понимать сложное, интегративное явление трех компонентов, характеризующих вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетенциями.

Познавательный компонент предполагает знания, умения, навыки, необходимые в условиях реализации требований ФГОС и умение их применять, эмоциональный – удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС, мотивационный – наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС.

  Интересной и заслуживающей внимания с точки зрения использования для реализации ФГОС методикой, является методика интегрального воспитания.

Интегральность – это взаимосвязанность. В основе этой методики лежит именно связь. Связь между детьми. Связь между родителями и детьми. Связь между системой образования и детьми. А на более высоком уровне – связь между всеми нами. И даже между всеми элементами природы.

Почему нам нужна именно методика, базирующаяся на связи? Потому что связь – это главное, чего нам сегодня недостает. Больно видеть, как сокращается общение, как чахнет взаимопонимание родителей и детей.

В жилых кварталах всё глуше звучит эхо детских голосов, всё меньше пряток и футбола, зато всё больше мерцающих из-за занавесок экранов, на которых одна игра сменяет другу. Изменилась не только форма игр, но и качество связи между детьми. Всё чаще они признаются в растущем ощущении одиночества, всё чаще имеют проблемы в обществе. 

Вот что происходит, когда «дружба» становится эфемерным, виртуальным понятием, лишенным важности и реального смысла, когда самым важным достоянием становится смартфон или планшетник. Выясняется, что новейшие технологии, претендующие на роль посредников и связных между людьми, нередко вызывают обратный эффект, позволяя пользоваться экраном как прикрытием от более глубокой связи.

Отчуждение и одиночество входят в нашу жизнь. Супружеские пары всё чаще разводятся, а многие молодые люди вообще не хотят создавать семью. Мы уже привыкли жить вместе, но поодиночке.

Что же такое интегральное воспитание?

Кризис нашей взаимосвязи - межличностной, национальной и международной - стал насущной проблемой современности. 

И потому, основываясь на научных исследованиях и личном профессиональном опыте,  психологи, педагоги, воспитатели, а также специалисты в области естественных наук, разработали холистическую (т.е. всеобъемлющую, целостную) методику обучения детей современным принципам взаимосвязи.

Ведь система образования должна готовить детей к жизни во взрослом мире, где самым востребованным товаром являются теплые, дружеские узы.

Подлинная задача, стоящая сегодня перед системой образования, – это не столько передача знаний, сколько обеспечение детей социальными навыками, которые помогут им преодолеть разобщенность, подозрительность и недоверие в обществе. 

Ребенок, обучающийся по этой методике, усваивает правила успешности в мире. В мире, который динамично преображается у нас на глазах. Правила простые: сотрудничество с товарищами, родителями и учителями, объединение и взаимодействие.

Постепенно ребенок учится тому, как заботиться о других, понимать их точку зрения, считаться с их нуждами. Более того, тем самым он учится смотреть со стороны на себя самого, сознавать собственные порывы и уметь их контролировать.

Он знакомится с самим собой, становится настоящим психологом. И тогда естественным образом начинает проявлять свою самобытность – не за счет других, а на благо окружающих.

Специалисты по психологии, педагоги и воспитатели, проводившие занятия по методике интегрального воспитания, утверждают, что когда детям, родителям и учителям удается нащупать этот момент, все испытывают чувство подъема и удовлетворения.

«А как же учеба? – спросите вы. – Как же школьные предметы, учебники, тетрадки?». Разумеется, всё это есть. Всё это доставляет детям намного больше удовольствия благодаря играм, экскурсиям, обучению старшими учащимися младших учащихся, совместным игровым занятиям, демонстрирующим взаимосвязь изучаемых явлений. 

Как показывают отзывы  родителей и педагогов, уже применяющих методику, интегральное воспитание не только положительно сказывается на ощущениях детей и их отношениях с окружающими, но и повышает их успеваемость.

Предлагаю вниманию коллег выдержки из книги по интегральному воспитанию «Человек – маленький мир», написанной группой авторов из Института перспективных исследований.[1, 102-137]

«Разделение между воспитанием и образованием.

В школе необходимо четкое, абсолютное разделение между воспитанием и образованием. Две эти области должны преподаваться в разных структурных рамках и разными людьми.

Само собой, учителя, обучающие таким предметам, как физика, математика, биология, искусство и тому подобным, тоже должны служить примером для детей, не оставаясь узкими специалистами в своих предметах.

Иными словами, чтобы выстроить правильную школу, нужны терпеливые, опытные в своей области учителя, которые умеют сочетать школьные предметы, как естествоведческие, так и гуманитарные, с воспитанием учеников.

Ведь не бывает просто образования. Ученик берет пример с каждого взрослого. Поэтому учитель должен не только преподавать определенный предмет, но и показывать, как эта область знаний проецируется на нашу жизнь. Нужно помнить: хотя воспитание и образование – это две раздельные области, акцент всегда должен делаться на воспитании.

Общество воспитывает человека

Нужно открыть школу, основой которого будет общество, детское общество, воспитывающее каждого: чтобы умел уступать, чтобы умел любить, чтобы вносил свою долю в общее дело.

Таким образом, основной упор делается на окружении. А окружение для детей – это не воспитатели и учителя, не взрослые, а, прежде всего, другие дети вокруг. Поэтому, если мы поместим каждого ребенка в хорошее детское общество, которое будет корить его за негативные проявления, и наоборот, уважать за доброе отношение к ближнему, – мы сформируем целое поколение, которое будет иначе вести себя в жизни.

Без звонков

В обычной школе урок начинается и заканчивается по звонку. Не так – в школе жизни. В школе вообще не нужны звонки. Когда ученики, вместе с воспитателями, решают, что текущая тема на данный момент исчерпана, тогда урок заканчивается и начинается перерыв. Но и во время перерыва ученики обсуждают проблемы, изучавшиеся во время занятий в классе. Затем начинается новый урок на другую тему.

Урок может продолжаться четверть часа или час с четвертью – если ученики и воспитатель чувствуют, что им еще есть, куда продвигаться. Таким образом, человек привыкает к самовыражению и привыкает до дна исчерпывать заинтересовавшую его тему, не останавливаясь на полпути. С другой стороны, под давлением жесткого расписания, ученик бежит от ответственности и просто ждет, пока урок закончится.

В отсутствии жесткого расписания ребенок чувствует, что поставленная проблема не исчезает в конце урока, что ее все-таки нужно разрешить.

Это ощущение заставляет его по-другому относиться к своей жизни и выстраивает совершенно иной подход: «Я часть природы, часть моего общества, и я должен найти решение своей проблемы, объединившись со всеми».

Каждый может

В классе ученики сидят не рядами, а в общем кругу. Все равны. Это должно чувствоваться и внешне. В классе нет учителя, поучающего учеников, а есть наставник, руководящий обсуждением, в котором каждый ребенок должен принять участие. Нельзя, чтобы в классе было несколько активных детей, а остальные лишь обозначали присутствие и едва прислушивались к происходящему. Наставник должен сделать так, чтобы каждый ребенок находил себе выражение. Каждый по-своему, и в то же время все вместе активно участвуют в общей жизни.

Например, наставник читает какой-нибудь рассказ, и каждый ребенок должен прореагировать на него: что он об этом думает, какое чувство испытывает. Более того, желательно, чтобы каждый написал несколько фраз о прочитанном рассказе. Мы должны развивать способности, заложенные в каждом ребенке без исключения.

Учимся вместе

Когда наставник задает вопрос, дети должны помогать друг другу, чтобы вместе найти решение. Говоря иначе, они все время должны видеть, что продвигаются благодаря взаимной поддержке. Это – основа всего.

На занятиях по предметам школьной программы учитель тоже должен инициировать обсуждения, заботясь о том, чтобы результатом совместного анализа стало общее понимание. Если один не понимает, он получает объяснение от товарища.

Урок должен проходить следующим образом: вы «бросаете в землю зерно» – например, новый материал по физике или математике – и это зерно прорастает с помощью детского общества, щедро поливаемое совместным обсуждением.

Окружение получает все новые толчки к развитию от каждой идеи, каждой крупицы знания, каждой дискуссии, каждой фразы и каждого решения.

Развивать человека путем обсуждений

Система обучения, основанная на дискуссиях и полемике: «один говорит так-то, а другой полагает иначе», «почему это так?», «из чего это следует?» и тому подобное.

Так в человеке развивают Человека – через диалоги и столкновения различных мнений.

С другой стороны, в современной школе почти нет обсуждений. Ребенок должен получать знания от учителей и довольствоваться этим. Он должен прилежно учиться, и главное – сдавать экзамены.

Видеть систему в целом

Ребенок, растущий по новой методике, развивает в себе интеллектуальные и душевные способности, которые позволяют ему справляться со всем, а также усваивать большое количество знаний и материала. Для такого ребенка изучение наук тоже становится простым делом.

Получив возможность смотреть на все «сверху», поняв общую систему, ребенок сразу же сортирует и упорядочивает все, чему учится, согласно уже сформированной внутренней модели и в строгом соответствии с научным подходом.

То же касается психологии и общественных наук – ведь он владеет собой и знает, откуда идут его порывы. Поэтому ничто в мире не может его остановить.

Старший учит младшего

В младшем возрасте дети могут часть времени проводить вместе с более старшими детьми. Это очень полезно для самых юных среди них, поскольку они берут пример со старших. Дети по природе стремятся подражать взрослым.

Поэтому старшие дети должны получать правильный инструктаж: как относиться к младшим, как обучать и наставлять их.

Привлечение детей к преподаванию

Как правило, не следует ограничиваться руководством учителя – стоит воспользоваться также взаимопомощью детей.

Младшие учатся у старших, а старшие на примере младших учатся тому, как правильно относиться к воспитанию и образованию.

В известной степени, старшие становятся учителями, благодаря чему лучше понимают процесс собственного воспитания.

Педагогический салат

Необходимо вносить внутренние элементы во все, что делают дети в течение дня. Пускай ребенок играет, занимается спортом, поет, танцует, кушает – и вместе с тем участвует в разговорах по душам и получает уроки по различным предметам.

Пребывание в школе должно стать единым комплексом, «салатом», красочной лентой, которая бежит перед ним с утра до вечера, задевая струны его внутреннего мира.

Дети, растущие в такой атмосфере, начинают смотреть на мир как на единое целое, распахнутое во всех ощущениях, на всех каналах. И это формирует их.

Кроме того, во все сферы деятельности нужно постоянно интегрировать работу в детском обществе: начиная с взаимоотношений между самими детьми и заканчивая их отношением к окружающему миру.

Человека надо учить широкому, цельному взгляду на реальность. Ребенок не должен по отдельности воспринимать дом и школу, себя и мир, внутренние ощущения и внешнюю действительность.

Наоборот, все должно быть внутри него, поистине как одно целое. Об этом и сказано: «Возлюби ближнего, как себя». Ребенок соединяется со всеми и воспринимает их «своими», чувствует, как себя. Нет не связанных между собой предметов, нет любимых и ненавистных учителей, нет товарищей, с которыми ладишь, и товарищей, с которыми не ладишь. Ничто не дробится на части. Все спаяно перед тобой, чтобы служить тебе.

Единая картина

В единстве, цельности – корень всех наук. На неживом уровне ты изучаешь физику, химию и геологию; на растительном уровне – ботанику и экологию; на животном уровне – биологию, зоологию и медицину. А затем перед тобой встает главная, человеческая ступень.

И все это должно быть взаимосвязано в общей картине.

Мы делим природу между различными учебными предметами, хотя природа едина. Потому мы и не понимаем ее. Однако ребенок воспринимает все в целом, включая и духовный мир.

Так что если в школе мы сложим перед ним единую картину природы, не разделенную на части, – он будет лучше понимать мир, в котором живет.

Сформировать из детей группу

Воспитывая детей, мы учим их использовать понятие «группы». Как в дальнем плаванье, мы достигаем места назначения только совместными усилиями.

Отношение общества

Допустим, ребенок сделал что-то плохое в классе. Весь класс, увидев это, начинает осуждать его. Если он продолжает вести себя так же, с ним перестают разговаривать, его не принимают в компанию. Такое отношение очень сильно влияет на ребенка, и он уже не сможет поступать так же, как раньше.

Вознаграждение и наказание на новый лад

К детям надо относиться так, чтобы они понимали связь между наказанием, наградой и самим действием. Они должны понимать, что наказание – это не наказание, а воспитание. Точно так же позитивная поддержка – это не награда, а естественный и правильный результат, вытекающий из верного действия. В любом случае родители и воспитатели всегда действуют им во благо. Как привить детям такой подход?

В случае проступка воспитатель должен создать такую ситуацию, в которой ребенок воспримет наказание не как негатив, а как вид воздействия, который поможет ему избегать подобных случаев в будущем.

Самое лучшее – выбрать подходящее время в течение недели и побеседовать с детьми обо всех событиях последних дней.

Например: «Твое наказание будет таким-то. Правильно ли это? Как ты думаешь? Поможет ли тебе это сдержаться в другой раз и не нарушить тех рамок, которые мы установили? Или, по твоему мнению, тут требуется наказание другого рода? Давай подумаем вместе, ведь мы вместе работаем над твоим эгоизмом.

Ты сейчас сам судья своему эгоизму. Мы с тобой смотрим на него со стороны. На твой взгляд, что мы можем сделать с этим вредоносным созданием в тебе?»

Так мы воспитываем и возвышаем Человека в ребенке. А иначе он просто не поймет нас, обозлится и начнет искать всевозможные отговорки, чтобы избежать наказания.

Если мы будем действовать правильно, ребенок увидит, что мы уважаем его и относимся к нему как к взрослому, советуясь и пытаясь вместе отыскать верное решение, чтобы справиться с его злым началом.

Воспитание, а не наказание

Ребенок должен сам определять, как он будет наказан. Иначе это не воспитание, а действительно не более чем кара.

Кроме того, наказание должно быть естественным и ни в коем случае не подвергаться влиянию наших сиюминутных чувств и эмоций.

Только потом, в назначенное время, мы разбираем происшедшее – как в суде: сегодня регистрируем событие, а через несколько дней начинаем обсуждать его. Во время обсуждения мы выявляем эгоизм, внезапно вспыхнувший в ребенке, подобно маленькому пожару, и заставивший его совершить плохие поступки. Ребенок должен просто понять это, сознавая, что мы вместе работаем над тем, что в нем происходит.

Правильный взгляд на жизнь

Постепенно мы должны формировать в ребенке новый подход к реальности. Чтобы он воспринимал жизнь не как соперничество с другими людьми, а как средство, позволяющее добиться успеха вместе с ними. Так мы убережем ребенка от всех проблем нашего поколения. Тогда он не будет чувствовать отрыва от общества взрослых, и в голову ему не полезут «предательские» мысли типа: «Когда я вырасту, плевать мне будет на эту школу и на этих учителей. Главное – закончить учебу и убраться отсюда». Наоборот, он увидит, что весь мир занимается тем, что он учит в школе. Увидит и оценит. Поэтому очень важно, чтобы учителя, воспитатели и родители вели ту же внутреннюю работу, пребывали в том же процессе, что и дети.

Объединяться с детьми

Наставники должны опускаться на уровень детей, объединяться и перемешиваться с ними.

Из этого состояния они должны «подбрасывать» детям различные вопросы и задачи, позволяя им сообща вести обсуждения и искать решения. Анализ должен вестись именно в группе.

Сойти, чтобы возвысить

Наставники должны опускаться на уровень детей, иными словами, дружить с ними. Но в процессе этой дружбы наставники должны постепенно изменять каноны детского поведения. Они посещают с детьми различные места, все делают с ними, ведут себя так же. Но вместе с тем понемногу они берут вожжи в свои руки и формируют у детей новые стандарты поведения.

Вместе к цели

Учителя и дети должны вместе двигаться к одной возвышенной цели. Учителю нельзя стоять в стороне от развития ребенка. Ребенок должен чувствовать, что учитель идет по тому же пути и стремится к той же цели, что и он сам.

Из личного опыта продвижения по пути, ведущему к равновесию с природой, учитель каждый раз показывает ученикам лишь немногим более того, что им известно. Таким должно быть ощущение во время учебы.

Воспитание начинается с отношения

Развитие ребенка обусловлено тем, как к нему относятся, как с ним разговаривают, какие примеры подают. Поэтому наставник должен быть примером для детей в том, как он к ним относится, в каждом деле, в каждом слове, в каждом движении».

Коллективом авторов написана серия книг по интегральному воспитанию, которые, на мой взгляд, могут быть полезны не только работникам образования в условиях реализации ФГОС, но и всем, кому не безразлично какими будут наши дети, насколько они будут подготовлены к жизни в этом стремительно меняющемся мире:

1. Развитие человека от 0 до 20. – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011. – 328 с.

2. Психология интегрального сообщества. – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011. – 256 с.

3. Подростки хотят перемен. – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2012. – 320 с.
4. Человек – маленький мир. – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011. – 168 с.

5. Школа для взрослых. – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2012. –

200 с.
6. Взаимная ответственность. – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2012. – 200 с.
7. Продавец укропа или Приключения Вуди Фитча. – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2012. – 224 с.
8. Счастливое детство. – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2012. – 200 с.

Список литературы:



1. Человек – маленький мир. – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011. – 168 с.




Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, а выпускник университета может украсть целую железную дорогу. Теодор Рузвельт
ещё >>