Использование литературных источников в преподавании комплексного курса «основы религиозных культур и светской этики» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... 6 1500.66kb.
Присутствующие на семинаре познакомились с мастер- классами лучших... 1 13.42kb.
«Актуальные вопросы введения курса «Основы религиозных культур и... 1 52.04kb.
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»... 1 82.94kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 6 1641.88kb.
Ж. С. Ретунская Заместитель директора по увр 1 171.23kb.
О преподавании орксэ в 2013/2014 учебном году 1 24.89kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 33.93kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 301.07kb.
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... 1 124.41kb.
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур... 1 66.64kb.
Результаты отборочного этапа межрегиональной Олимпиады по праву "фемида" 6 845.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Использование литературных источников в преподавании комплексного курса «основы религиозных - страница №5/6

Цитаты из сборника « Юности честное зерцало...»


***

Как младой отрок должен поступать, когда оный в беседе с другими сидит.
      Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, да не явится яко бы оные бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи, егда ешь, первый не пей, будь воздержен и бегай пьянства, пей и ешь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари ему, руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пей, пока еще пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба, приложа к грудям, не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай, ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне, часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже. Когда ешь яйцо, отрежь нарепед хлеба и смотри, чтобы при том не вытекло, и ешь скоро, яичной скорлупы на разбивай, и пока ешь яйцо, не пей, между тем не замарай скатерти и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай заборов из костей, корок хлеба и прочего, когда перестанешь есть, возблагодари бога, умой руки и лицо и выполощи рот.


***

Без спросу не говорить, а когда и говорить им (детям) случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца или с задору говорить, не яко бы сумасброды, но все что им говорят, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.



***

Будь услужен и об одном деле дважды себе приказывать не давай: и таким образом получишь милость. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.



***

Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори. -



***

Где двое тайно между собою говорят, там не приступай, ибо подслушивание есть бесстыдное невежество.


***

Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать, а ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.



***

Когда который породный отрок кому что обещает дать, подарить или ино что учинить должен, то надлежит ему вскоре учинить, не откладывая надолго, ибо вдвое приятно бывает и больше того одолжает, когда вскоре что содержано будет, для того говорится: кто скоро дает, оной сугубо дает.



***

Когда о каком деле сумневаешься, то не говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за сумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину...



-Дайте современное толкование этим правилам.

-Можно ли рекомендовать эти правила поведения, общения в современном обществе?

Притча «Вежливый гость».


   Однажды султан давал большой праздник. Приглашены были все знатные особы, только про муллу забыли. Однако он был среди гостей и чувствовал себя как рыба в воде. Султан в некотором замешательстве отвел муллу в сторону: "Как случилось, что ты здесь, ведь тебя не приглашали?". "Если хозяин не знает своих обязанностей, и не пригласил меня, то я могу воспользоваться своими обязанностями и быть вежливым гостем", - скромно ответил мулла.

- О каких правилах этикета говорится в этой притче?
Урок 28.

Тема: Семейные праздники.
Праздник «День семьи, любви и верности».

День Петра́ и Февро́нии — православный праздник, с 2008 года восстановлен в России на официальном уровне как «День семьи, любви и верности». Отмечается 8 июля.

Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.

Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника.



Сказание о Петре и Февронии.

В сказании говорится, что у князя Петра был старший брат Павел, который княжил в Муроме и имел красавицу-жену. По дьявольскому наущению повадился летать к молодой княгине крылатый змей и принуждать ее к блуду, но когда его мог увидеть кто-нибудь другой, принимал облик князя Павла. Рассказала княгиня о своей беде мужу. Опечалился князь Павел, стал думать, как избавить жену от напасти, как извести проклятого змея. Нелегко было это сделать: ведь в змее был заключен сам нечистый дух. Долго думал князь, да так ничего и не придумал. Тогда сказал он княгине: "Выведай у змея, какой смертью суждено ему умереть. Если я буду об этом знать, то смогу избавить тебя и от его дыхания, и от шипения, и от прочей мерзости, о которой и говорить-то смрадно".Княгиня послушалась мужнина совета. Когда прилетел к ней змей, оплела его льстивыми речами и как бы невзначай сказала: "Все-то тебе ведомо! Верно, знаешь ты и о том, какова будет твоя кончина и от чего она приключится?" Змей, великий обманщик, на сей раз сам обманулся и открыл княгине свою тайну: "Будет мне смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча". Крепко запомнила княгиня змеевы слова и пересказала их мужу. Князь подумал: "Не о брате ли моем Петре говорил змей?"Позвал он брата к себе и поведал ему о своей догадке. Молодой князь Петр был храбр и не усомнился, что именно ему суждено одолеть змея. Но прежде надо было раздобыть Агриков меч.Знал князь Петр, что жил некогда на свете Агрик-богатырь, владевший чудесным мечом, но не ведал, где этот меч теперь. Пошел князь Петр в дальнюю, загородную, церковь, которую особенно любил, и стал там в уединении молиться. Вдруг явился перед ним ангел в образе отрока и сказал: "Князь, я укажу тебе, где скрыт Агриков меч. Иди вслед за мной". Привел отрок князя Петра в алтарь этой церкви и показал, что в алтарной стене между камнями есть широкая щель. А в глубине ее лежит меч. Взял Петр чудесный меч, пошел в дом своего брата и стал ждать дня, когда прилетит змей. Однажды беседовал князь Петр с братом в его покоях, а потом пошел поклониться княгине. Заходит в княгинин терем и видит: сидит рядом с княгиней князь Павел. Подумал Петр: "Как же успел брат придти сюда раньше меня?" Вернулся он в покои брата - а брат там. Понял Петр, что видел у княгини змея. Сказал Петр князю Павлу: "Никуда отсюда не выходи, а я пойду биться со змеем, и с Божьей помощью одолею его!" Взял он Агриков меч и снова пошел к княгине. Так опять увидел он Павла, но зная, что это не он, а змей, поразил его мечом. В тот же миг принял змей свое истинное обличье, затрепетал в предсмертных судорогах - и издох, окропив князя Петра своей кровью. От поганой змеиной крови покрылось тело молодого князя язвами и струпьями, тяжко занедужил князь Петр.

Стали лечить его лекари и знахари, но ни один не смог исцелить. Прослышал князь Петр, что есть искусные лекари в соседней Рязанской земле, и приказал отвезти себя туда. Вот прибыл недужный князь в Рязанскую землю и послал своих дружинников искать лекарей. Один молодой дружинник завернул в деревню под названием Ласково. Поднялся на крыльцо крайнего дома, вошел в сени - никого там не встретил. Зашел княжеский дружинник в избу и видит: сидит за ткацким станом девица, ткет полотно, а на полу перед ней заяц пляшет, ее забавляючи. Увидела девица княжьего дружинника и, смутившись, сказала: "Беда, когда двор без ушей, адом без очей!" Подивился дружинник непонятным речам и сказал: "Выслушал я тебя, девушка, а ни слова не понял". Усмехнулась девица: "Чего ж тут не понять? Уши двора -собака. Услыхала бы она тебя и залаяла. Очи дому - ребенок. Увидел бы он из окошка, что ты идешь, и мне бы сказал. А так застал ты меня за работой да в будничном платье". Дружинник спросил девицу, где ее домашние .Девица ответила: "Отец вместе с матерью ушли взаймы плакать, а брат в лесу под ноги глядит да смерть свою видит". Того пуще удивился дружинник, а девушка пояснила: "Отец с матерью ушли на похороны, по покойнику плакать. А когда за ними смерть придет, то другие станут оплакивать их. Стало быть, сейчас они плачут взаймы. Брат добывает мед диких пчел из дупел на высоких деревьях, он сейчас в лесу взобрался на дерево и вниз поглядывает, как бы ни упасть. А если упадет туда, куда смотрит, то приключится ему верная смерть". Сказал княжий дружинник: "Вижу я, что премудрая ты девица. А как твое имя?"Ответила девица: "Имя мое Феврония". Рассказал княжий дружинник Февронии, что прибыл в Рязанские земли недужный князь Петр, надеясь на исцеление, и спросил, не знает ли она, где найти искусного лекаря. Феврония ответила: "Вели привезти твоего князя сюда. Если он смиренен и мягкосердечен, я исцелю его". Святые Петр и Феврония Муромские. Прорись иконы Привезли князя Петра к мудрой деве. Сказал ей Петр: "Если ты и вправду исцелишь меня, то я награжу тебя великим богатством". На это Феврония ответила: "Богатства мне не надобно. А лучше пообещай, князь, что, если я тебя исцелю, ты возьмешь меня в жены" Петр подумал про себя: "Не бывало такого, чтобы князь женился на дочери простого мужика!" Но Февронии сказал: "Обещаю исполнить все, что ты хочешь". Феврония зачерпнула в малую посудину хлебной закваски, подула на нее и велела княжьим слугам: "Истопите для князя баню, и пусть помажет он этим зельем все свои язвы и струпья, все, кроме единого". Слуги стали топить баню. А князь решил испытать мудрость Февронии. Послал он к ней своего слугу с пучком льна и велел передать, что хочет-де князь, чтобы, пока он моется в бане, девица из того льна соткала полотно и сшила для него рубаху, порты и полотенце. Выслушала Феврония княжьего слугу, взяла лен, а в обмен дала березовую щепку и сказала:

" Пока я буду лен расчесывать, пусть твой князь сделает из этой щепки ткацкий стан, чтобы было мне на чем ткать полотно".Слуга передал князю ответ Февронии, и князь подумал: "Воистину, мудра эта девица!" Вот пошел князь париться в баню. Смазал свои язвы и струпья хлебной закваской, что дала Феврония, и тут же стал здоров. Тело его опять было чисто и гладко, как прежде; остался лишь один струп, который он не стал мазать, как велела мудрая дева. Но князь, исцелившись, не исполнил своего обещания, не захотел взять незнатную девицу в жены. Он вернулся к себе в Муром, а Февронии, вместо сватов, послал богатые подарки. Однако Феврония подарков не приняла. Недолго радовался князь своему исцелению: вскоре оттого струпа, что остался на теле, пошли во множестве другие язвы - и расхворался князь пуще прежнего. Со стыдом вернулся Петр к Февронии и стал просить еще раз исцелить его, твердо пообещав взять мудрую деву в жены. Феврония, не держа на князя зла, снова приготовила зелье, и князь исцелился. Петр тут же обвенчался с Февронией, и они отправились в Муром. Спустя недолгое время старший брат Петра Павел скончался, и Петр унаследовал княжий престол. Но неспокойным было его княжение. Муромские бояре невзлюбили молодую княгиню из-за ее низкого рода - и задумали разлучить ее с мужем. Стали они наговаривать Петру на Февронию. Вот говорят бояре князю: "Государь, твоя княгиня не умеет себя за столом держать: прежде, чем встать из-за стола, собирает хлебные крошки в горсть, будто голодная". Решил князь проверить, правда ли это. Повелел Февронии обедать с ним за одним столом. Отобедали они, и Феврония, как привыкла в деревне, смахнула крошки со стола себе в горсть. Взял князь ее за руку, разжал пальцы и увидел, что на ладони у Февронии - благовонный ладан.

В другой раз пришли к Петру злокозненные бояре и сказали: "Князь! Веемы хотим верно тебе служить, но не хотим, чтобы наши жены служили твоей низкородной княгине. Если ты желаешь быть нашим господином, то избери себе другую жену, а Февронию награди богатством - и пусть идет она, куда хочет". Князь Петр говорит боярам: "Скажите об этом Февронии - и послушайте, что она ответит".Пошли бояре к княгине и сказали: "Госпожа! Не хотят наши жены быть у тебя в подчинении. Возьми себе богатства и иди, куда хочешь!" Ответила Феврония: "Я исполню ваше желание, если дозволите мне взять с собой то, что мне всего дороже".Бояре не стали перечить, с охотою согласились: "Бери все, что тебе угодно". И сказала Феврония: "Не нужно мне ничего, кроме моего любимого супруга князя Петра". Тут бояре подумали, что ежели Петр откажется от княжеского престола, то они изберут другого князя по своему желанию, и говорят Февронии: "Если Петр пожелает уйти с тобой, то пусть уходит". Когда князь Петр узнал, что надобно ему выбрать между княжеством и женой, то рассудил, что лучше лишиться земной власти, чем пренебречь Божьей заповедью, ибо в Писании сказано, что если кто отошлет от себя безвинную жену и женится на другой, то сотворит он прелюбодеяние. Петр снарядил корабль, взял с собой верных слуг и вместе с Февронией покинул Муром. Целый день плыли они по реке Оке, вечером причалили к берегу и расположились на ночлег. Тут князь Петр задумался о том, что же будет с ними дальше. Феврония, угадав его невеселые мысли, сказала: "Не кручинься, князь! Бог нас не оставит". Меж тем в Муроме бояре между собой перессорились: каждый хотел быть князем. Началась между ними драка, потом схватились за мечи, многих порубили, а те, кто остались в живых, решили просить Петра вернуться на отчий престол. Выбрали они челобитчиков и послали их вслед за Петром. Вот предстали челобитчики перед князем, низко ему поклонились и сказали: "Вернись, князь!

Молим мы тебя и твою княгиню не гневаться и не оставлять нас сиротами". Возвратились князь Петр и Феврония в Муром и стали жить там в благочестии, соблюдая все Божьи заповеди. Правили они своей вотчиной не яростью, а кротостью, странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, и никто не терпел от них притеснения. Так прошли многие годы. Петр и Феврония состарились и молили Бога, чтобы дал Он им умереть в один день. Велели они сделать двойную гробницу и завещали похоронить в ней себя вместе. Когда почувствовали они, что недолго осталось им жить на этом свете, то приняли иноческий чин в разных обителях. Петр был назван в иночестве Давидом, а Феврония - Евфросиньей. Однажды сидела Феврония в своей обители и вышивала покров для храма. Тут пришло ей послание от Петра: "О, сестра Евфросинья! Хочет душа моя отойти от тела, и жду я только тебя, чтобы умереть нам вместе". Ответила Феврония: "Подожди, господин. Дай дошить мне покров для церкви святой". Оставалось ей вышить на покрове лишь ризу одного святого. Но снова принесли посланье от Петра: "Я умираю, и не могу ждать". Тогда Феврония воткнула иголку в покров, обернув ее ниткой, которой шила. Послала она к Петру сказать, что готова к смерти. Помолившись, в один час предали Петр и Феврония свои души в руки Божьи. Неразумные люди решили пренебречь их завещанием и похоронить порознь, рассудив, что в монашеском чине не подобает лежать им вместе. Сделали для них два гроба и поставили на ночь в соборной церкви. Но утром нашли эти фобы пустыми, а тела Петра и Февронии - в двойной гробнице, которую приготовили они для себя сами. В той гробнице похоронили их вместе возле церкви Рождества Богородицы в Муроме. В1565 году по распоряжению Ивана Грозного над захоронением Петра и Февронии была построена новая каменная церковь.




<< предыдущая страница   следующая страница >>



Опасность, горшая, чем снобизм, — когда литература становится насущным хлебом и необходимостью. Кароль Ижиковский
ещё >>