Использование литературных источников в преподавании комплексного курса «основы религиозных культур и светской этики» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... 6 1500.66kb.
Присутствующие на семинаре познакомились с мастер- классами лучших... 1 13.42kb.
«Актуальные вопросы введения курса «Основы религиозных культур и... 1 52.04kb.
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»... 1 82.94kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 6 1641.88kb.
Ж. С. Ретунская Заместитель директора по увр 1 171.23kb.
О преподавании орксэ в 2013/2014 учебном году 1 24.89kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 33.93kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 301.07kb.
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... 1 124.41kb.
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур... 1 66.64kb.
Результаты отборочного этапа межрегиональной Олимпиады по праву "фемида" 6 845.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Использование литературных источников в преподавании комплексного курса «основы религиозных - страница №2/6

Высказывания, цитаты и афоризмы Apистотеля.

 Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.

 Хвалить людей в лицо — признак лести.

 Жизнь требует движения.

Излишество в удовольствиях — это распущенность, и она заслуживает осуждения.

 Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.

 Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, несвойственно упорствовать в ошибке.

 Все льстецы — прихвостни.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.

 Благодарность быстро стареет.

 Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье — прибежище.

 Наслаждаться общением — главный признак дружбы.

 Начало есть более чем половина всего.

 Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.

 Друг всем — ничей друг.

 Друг — это одна душа, живущая в двух телах.

 Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б имел все остальные блага.

 Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.

 Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Притча о доброте и вежливости.

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.

— Зачем тебе это? — спросил мастер.

— Хочу стать сильным и непобедимым.

— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

— Почему?

— Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.

— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.

— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

И тогда Учитель взял его в ученики.

(По материалам журнала «Человек без границ».)

-Как вы поняли, что изучает наука этика?

Урок 3.

Тема: Культура и мораль.
Притча.

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

-Эй, старик,- обратился падишах к садовнику,- твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?...Ну знаю. Знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь. Есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое еще не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

- Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – Ты не хочешь вспоминать прошлое - значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!


- О каком отношении к жизни и времени говорит притча?

- Какова ее основная мысль?

- О каких ценностях идет речь?
Урок 4.

Тема: Особенности морали.
Стихотворение. С.Я. Маршак.

В тех краях, где кошельком


Мерят всё на свете,
Правда ходит босиком,
Катит ложь в карете.

Ложь всегда опередит


Истину немножко.
Но не бойтесь: победит
Правда-босоножка.

- Какова главная мысль этого стихотворения?

- Подберите заголовок.

Психологическая притча «Спасти одну звезду».


   Эпиграф
    Говорят, одна ласточка не делает весны; но неужели от
   того, что одна ласточка не делает весны, не лететь той ласточке, которая чувствует весну, а дожидаться? Так дожидаться надо тогда всякой почке и травке, и весны не будет.  (Лев Толстой)
   
   Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
   — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
   — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
   — Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
   Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
   — Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.
   

Вопросы для размышлений:
   - Кого или что можно назвать "морской звездой", которую вы хотели бы спасти?
   - Как много значит для того, кого Вы «пытаетесь спасти» то, что Вы делаете?
   - К какой цели вы сейчас стремитесь?
   - На какие небольшие задачи ее можно разбить?
   - Что Вы намерены делать каждый день, чтобы достичь цели?
   - Что случиться, если Вы опустите руки хотя бы на день? Сколько «звёзд» вы не успеете за это время спасти?
   - Как вы собираетесь поддерживать свою решимость, чтобы двинуться в путь — и завершить его?
    Эпилог.
   Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.  (Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель)
   

Уроки 5-6 .

Тема: Добро и зло.
Сказка.

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка бала доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

- Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать .

Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек.


- Какими были Бабочка, Цветок и мальчик?

-Что значит доброта, добрый человек? (ответы детей).

Притча.

Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало:

-Как вы думаете, что могло сказать добро? ( ответы детей)

«Что-то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».


Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром на зло.
-Озаглавьте текст.

-Кто из героев не понравился и почему?

-Как бы вы поступили на месте героев? (обыгрывание ситуации)

-Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи?
Стихотворение А. Л. Барто.

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду.

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю,

А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью.
Вопрос: добрым или злым вам показался брат Лиды? Обоснуйте свой ответ.
Пословицы и поговорки на тему «Добро и зло».

Жизнь дана на добрые дела.

Добро сеять – добро и пожинать.

Делая зло, на добро не надейся.

Учись доброму, худое на ум не пойдет.

Доброму человеку что ни день, то праздник, а злому и в праздник будни.

Злой не верит, что на свете добрые есть.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Доброе дело питает душу и тело.

Доброе дело само себя хвалит.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Добрая слава лежит, а дурная по свету бежит.

Рубашка износится, а доброе дело не забудется.


Уроки 7-8.

Тема: Добродетель и порок.
Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто побуждается к ней законом и силою. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого поступка закон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению долга силою убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь преступное. Поэтому-то всякий, кто поступает правильно, с разумением и с сознанием, тот вместе с тем бывает мужественным и прямодушным.

Демокрит
Я не согласен с теми, кто причисляет скромность к добродетели. Логик обязан видеть вещи в точности такими, каковы они есть, а недооценивать себя — такое же отклонение от истины, как преувеличивать свои способности.

А. Конан-Дойл. Записки о Шерлоке Холмсе.

***

Герман Пятов, наш современник, врач-микрохирург, создал команду, которую объединяет общее дело — помощь сиротам. Эта помощь — дело добровольное. Команду назвали МУРЗИКИ. Команда поддерживает детей в 39 сиротских учреждениях Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Смоленской, Калужской, Тверской областей. У членов команды есть свои правила:



  • не навреди;

  • не жди благодарности;

  • будь скромнее.

Герман Пятов, президент Благотворительного фонда «Мурландия»: «Это удел сильных людей — заниматься благотворительностью. Когда поднимаешься на крупную вершину, впереди идут люди, которые сильнее, и тянут за собой остальных. Сильный должен протянуть слабому руку и помочь ему подняться».

-Каких людей называют добродетельными?
Басня «Стрекоза и Муравей». И. А. Крылов.

Попрыгунья Стрекоза


Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».—
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».—
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
-О каких порочных и добродетельных качествах говорится в басне?

Урок 9.

Тема: Свобода и моральный выбор человека.
Притча.

Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг, и один спросил:

— Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?

Учитель ответил:



— Просто это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.

-Что вы думаете о ситуации морального выбора Учителя?

Притча.
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.

-Как вы понимаете слова мудреца «Все в твоих руках»?
Вывод: так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

Подвиг во имя жизни.
8 мая 1949 года на территории Трептов-парка в Берлине был открыт «Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом». Всемирно известный мемориальный комплекс в Трептов-парке, где похоронены около пяти тысяч советских воинов, — это фигура советского солдата, в одной руке которого — меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой — спасённая из развалин в Берлине маленькая немецкая девочка. По свидетельству маршала Василия Чуйкова, прототипом статуи воина-освободителя стал сержант Николай Масалов. 26 апреля 1945 г. в ходе боёв в центре Берлина Масалов вынес трёхлетнюю немецкую девочку из зоны обстрела. Николай Масалов сделал свой нравственный выбор: рискуя своей жизнью, он спас ребёнка.
Мемориал возводился в течение трех лет и был официально открыт 8 мая 1949 года. Авторский коллектив возглавляли архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич. 
 
Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. По свидетельству историков, 30 апреля 1945 года участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Масалов во время боя в нескольких километрах от рейхстага на улице, примыкавшей к "Ландверканалу", услышал детский крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес малышку в безопасное место. Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков, позже исследователям удалось подтвердить это документально. 
А сам Н. И. Масалов так и прожил всю свою жизнь в родном поселке Тяжин Кемеровской области, хотя ему в свое время предлагали переехать на жительство в Германию, поскольку он был почетным гражданином Берлина. Последние годы Николай Иванович не поднимался с постели — давали о себе знать осколки немецких снарядов, оставшиеся в ногах и груди. Его единственная дочь Валентина почти еженедельно вызывала «скорую», но врачи не всесильны… В декабре 2001 года на 79-м году жизни он скончался и похоронен на местном кладбище. А в центре Тяжина еще при жизни солдата был установлен такой же памятник, как в Трептов-парке, только гораздо меньших размеров. И цветы возле него всегда есть. Живые…
Г. Рублев

Это было в мае, на рассвете

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла.

В голубых глазах застыл испуг.

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом

Он свою дочурку целовал.

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял.

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые армии советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасённой на руках.

Он стоит как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он, солдат моей державы,

Охраняет мир на всей земле!
-Какой моральный выбор сделал боец? Как ты думаешь, почему он так поступил?
Рассказ.

В апреле далёкого 1966 года звено советских лётчиков, служивших в Германии, получило приказ перегнать самолёты, прибывшие в воинскую часть, на другой аэродром. С утра лётчики ждали приказа на вылет, но чёрные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15.00 звено самолётов смогло подняться в воздух и, пробив облачность, достичь заданной высоты. Самолёты выровнялись, легли на курс. Через полчаса перегоняемые самолёты должны были сесть на другой аэродром, а лётчики вернуться домой. И вдруг самолёт ведущего, пилотируемый Борисом Капустиным, резко начал терять скорость. Командир корабля Капустин приказал штурману Янову покинуть самолёт. Но Юрий Янов ответил:

— Борис Владиславович, я с вами.

В этом решении и состояло мужество Янова. Его ответ был ещё и поддержкой своему товарищу.

Лётчики прекрасно понимали: если бросить управление самолётом, то от взрыва на земле десятков тонн горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. Огромными физическими усилиями лётчик уводил за город неуправляемый самолёт от столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали показались река Хафель и озеро Штессензее. Самолёт на огромной скорости врезался в воду. Герои-лётчики погибли, оставив потомкам пример мужества и самопожертвования ради жизни других людей.

(По материалам статьи Б. Чернявского, руководителя клуба «Огромное небо».)

- Перед каким моральным выбором оказались герои этого рассказа?
Отрывок из «Былины об Илье Муромце».
«Прямо ехать – убитому быть!

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать – богатому быть!

Все судьбой сие предписано!»

Во глубоком раздумье Илья.

Он стоит, сам по себе говорит:

«Это Бог с тобой, что – судьбой;

Я готов и с судьбиной на бой!

Только выбрать какую судьбу,

Чтобы с нею вступить мне в борьбу?

Мне в походах жена не нужна,

Мне богатство не надобно.

Ах, поеду, молодец, я туда,

Где показано убитому быть!»


-В какой ситуации морального выбора оказался Илья Муромец?

-Как он рассуждал, выбирая путь?

-Почему он выбрал прямую дорогу?


Урок 10.

Тема: Свобода и ответственность.
Афоризмы

• Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы. (Бернард Шоу)

• Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности. (А.Камю)

• Мы в ответе за тех, кого приручили. ( А. Экзюпери)


Рассказ «Собачья верность не знает смерти».

В Тольятти установлен малоприметный памятник собаке на окраине города. Говорят, самый верный пес в Росси и жил именно здесь. Семь лет он ждал своих хозяев на улице города…

Ее впервые заметили на обочине дороги в далеком 1995 году. Некрупная плотно сложенная восточноевропейская овчарка с визгом кидалась под колеса встречных автомобилей. Машины уезжали, а собака оставалась. Она, преданная и любящая душа, не знала, что те, кого она так отчаянно ждет, не вернутся к ней никогда.

Трагедия в медовый месяц.

Летом 1995 года незадолго до появления собаки-призрака на Южном шоссе на том же самом месте произошла страшная автокатастрофа. «Девятка», в которой молодожены возвращались из свадебного путешествия, лоб в лоб столкнулись со встречной машиной. Из всех пассажиров невредимым остался только пес. Его молодые купили в тот самый день, когда приняли решение пожениться. Во время удара собаку просто выкинуло из автомобиля. Молодая жена умерла еще до приезда врачей. Спустя несколько часов в реанимации умер и мужчина. А собака так и осталась ждать его на том самом месте, где в последний раз видела живым.

Только через несколько месяцев грязного, ободранного пса заметили местные жители. Псу дали кличку Константин («верный»). Все ждали, что еще немного и пес забудет о случившемся. Но каждый день он снова и снова бросался на встречные автомобили. Причем выбирал именно вишневые «девятки»:«Хозяин вернулся!» Но автомобили проносились мимо.

«Мы пытались взять Верного к себе домой. Когда проезжали мимо. Пятилетняя дочка разрыдалась, увидев собаку. Зрелище действительно было ужасное – пес давно не ел, весь в грязи, а лапы разбиты в кровь,- рассказывает 45-летняя Марина Юрьевна, жительница Тольятти. – В тот же день мы вымыли его, накормили. Но всю ночь пес выл, не давая уснуть, а на утренней прогулке сбежал. Тем же вечером мы снова увидели его на Южном шоссе».

Несколько горожан пытались приручить Костика. Позже псом заинтересовались даже кинологи УВД – такая феноменальная верность встречается не каждый день. Но и у них не получилось приручить собаку – Верный ждал хозяина и ни о чем другом думать не мог.

На Южном шоссе пес прожил 7 лет. Зимой, летом, в дождь – его никогда не видели спящим. Собака все время вглядывалась в проезжающие автомобили, надеясь увидеть «свой».

«Пока Константин жил на обочине, мы в семье не выкидывали остатки ужинов, завтраков – складывали все в пакет и отвозили псу,- рассказывает школьница Лена. Местная телекомпания в то же время провела расследование: чтобы покормить Костика утром, по дороге на работу, возле пса останавливался каждый четвертый (!) водитель. За 7 лет все привыкли видеть после поворота на Южном шоссе овчарку, одно ухо у которой всегда было опущено, а втрое поднято. Но вдруг пес пропал…

…Когда его мертвого нашли в лесу, стали говорить о том, что Костик угодил под колеса большого КамАЗа, и водитель, испугавшись народного гнева, таким образом «скрыл улики». Но ни каких следов насильственной смерти не обнаружилось. Собаки часто уходят, почуяв приближение смерти, чтобы не погибать на глазах своих хозяев. Так и Верный ушел в лес, чтобы хозяин, вернувшись, не увидел его мертвым. Пес был уверен: рано или поздно хозяин придет. Не может не прийти. И поэтому ждал до последнего…



--Соотнесите слова А.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» с данным рассказом.

-Как вы понимаете ответственность перед кем-то?

-Перед кем ответственны вы? За что?
Урок 11.

Тема: Моральный долг.

***

Анна Снаткина—звезда телесериала «Татьянин день». Несколько лет назад она была прикована к кровати из-за травмы позвоночника. Но Татьяна понимала: парализованных актрис не бывает. Тогда по совету доктора она начала делать упражнения, но вместо 400 — 4 тысячи. Она продолжала ездить в институт, лежа на заднем сиденье, лекции слушала стоя, носила корсет, оберегала позвоночник. Ей запрещены резкие движения, но Татьяна играет, преодолевая боль. Огромная сила воли помогла А. Снаткиной справиться с болезнью.

***

Януш Корчак прожил красивую жизнь, был известным в Польше врачом. В 29 лет посвятил всю свою жизнь чужим детям и детству. Он стал воспитателем Дома сирот в Варшаве. Пришла вторая мировая война. Фашисты расстреливали людей целыми кварталами. 4 августа 1942 года Янушу Корчаку было предложено оставить сиротский дом, но Януш знал, что все дети будут уничтожены. Он вместе со своими воспитанниками отправился в товарных вагонах в лагерь смерти в Треблинку, а через несколько дней вошел, окруженный детьми, в газовую камеру.

***

В центре села Чинеево стоит высокий обелиск. На нем фамилии невернувшихся с войны. Среди них — пять родных братьев. Их мать, Наталья Михайловна Миронова, одного за другим провожала своих сыновей на войну. Сердце разрывалось от горя. Уже четыре похоронки получила мать. Могла закричать мать: «Все, хватит с Мироновых, не отпущу!» Но утро еще не рассвело, а мать замесила тесто, чтобы настряпать хлеба сыну в дорогу. Не от материнских ли слез хлеб оказался пересоленным? Ушел на войну младший, Иван, но и на него вскоре мать получает похоронку. За одну ночь она стала седой.

Так в чем же героизм матерей? В том, что в мирной жизни они учат сыновей быть преданными, честными, твердыми, учат и знают — обернутся в бою эта преданность, честность, твердость презрением к смерти.

- Поступок какого человека вас более всего затронул?

-Какой моральный долг выполнил каждый из этих героев?

Стихи.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть -

Время выбрало нас!

Виктор Куценко
Мальчишки в цинковых гробах…
Роса из слез, земля в слезах.
В стальных парадках самолет.
И даже Бог вас не вернет.
С.Шпак
Ты мужеством свой каждый шаг наполни,

И знай: в бою дороги нет назад.

Порою будет тягостно.

Но помни –

Приказ обязан выполнить солдат.

Служи, сынок, стране своей во благо,

Не оскверни былой Победы суть.

Прими присягу под Российским стягом

И свято верен той присяге будь. Н.Фёдоров
-О каком моральном долге идет речь в этих стихотворениях? (Патриотический долг)

Афоризм.

• Сознавать долг и не исполнять его – это трусость. (Конфуций)


Урок 12.

Тема: Справедливость.

В древнегреческой мифологии богиней справедливости и правосудия являлась Фемида. Наиболее распространенный и понятный нам образ Фемиды с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие в принятии решений, и с мечом и весами в руках. Иногда Фемида - богиня правосудия встречается с рогом изобилия, но такой символ более распространен на ее родине в Греции. Весы — древний символ меры и справедливости, богиня Фемида на весах правосудия взвешивает добро и зло, поступки, совершённые людьми при их жизни. И дальнейшая посмертная судьба человека зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках богини Фемиды — символ возмездия, меч заострен с обеих сторон, потому что закон не только карает, но и предупреждает.


В современной жизни статуэтка богиня Фемида – это символ правосудия и закона, весы которые держит богиня Фемида в своих руках - это символ правосудия, а завязанные глаза символизирует честность и непредвзятость решения. Сувениры с изображениями Фемиды, очень приятно будет получить ее «слугам» или иначе «жрецам Фемиды» – судьям, работникам судебных и правоохранительных органов Российской Федерации.

Притча о царе Соломоне.

Две женщины в одной комнате спали в ложах со своими детьми. Одна заспала своего ребёнка и подложила его другой, а чужого взяла себе. Утром проснулась вторая женщина и увидела мертвого ребенка, но и увидела, что это ребенок не ее. Они в споре пришли к царю Соломону. Каждая говорила, что это ее ребенок.

Царь Соломон сказал: "Разрубите ребенка пополам и отдайте одну часть одной, а другую - другой".

Услышав это, одна женщина сказала: "Правильно, пусть не достанется никому!", а вторая со слезами молвила: "Не надо его смерти, пусть он лучше у этой женщины останется".

Царь сразу указал: "Отдайте ребенка второй - она настоящая его мать".

-Справедливое ли решение принял царь Соломон? Обоснуй свой ответ.


Урок 13.

Тема: Альтруизм и эгоизм.
Пусть намерения будут исполнены альтруизма, но пусть в то же время каждый старается сделать для себя бесполезной жертву другого.

Ж. М. Гюйо


Не будь волком, но и не будь овцою, чтобы не съели волки

Саади Ширази


Стихотворение «Вишня». М. Исаковский.
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу .
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне .
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»

- Для кого старик хотел посадить вишню?

- Как называется нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей? (Альтруизм)
Урок 14.

Тема: Дружба.
Рассказ «Три товарища». В. А. Осеева.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!
- Кого из мальчиков можно назвать настоящим другом? Обоснуй свой ответ.
Рассказ «Лучший друг». Ю. Ермолаев.

Оставил Коля свой самокат во дворе. А сам пошел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал. «Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без проса не брал».

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

- Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля.

Смутился Коля. Разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

-Что же вы на самокате-то не катаетесь…


- Почему Коля смутился, разжал кулаки, когда Вовка назвал его своим лучшим другом? Выбери ответ:

-испугался;

-понял, что нельзя быть жадным, сердиться на друзей.

<< предыдущая страница   следующая страница >>



Перевод — это автопортрет переводчика. Корней Чуковский
ещё >>